Роль профессиональных сообществ в реализации инновационных
образовательных проектов
В настоящее время информатизация сферы образования достигла того уровня, когда применение информационных технологий в учебном процессе вышло на качественно новый уровень: на данный момент стоит говорить не о применении компьютерных технологий вообще, а о качестве образования, получаемого посредством электронных образовательных ресурсов, в том числе созданных самостоятельно. Сегодня я расскажу о профессиональных сетевых сообществах, как об Интернет-ресурсах образовательного процесса.
Задача сетевого сообщества организовать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса – администраторов образовательных учреждений, учителей-предметников, библиотекарей, а также учащихся. При создании необходимых условий все участники сетевого сообщества выступают в роли партнеров. Совместная деятельность в сетевых сообществах призвана приучить людей разного поколения действовать при помощи всемирной сети Интернет. Сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности.
В современном обществе уже прочно вошло понятие – сетевой проект, чему послужило развитие телекоммуникационных средств. Такие проекты во многих странах мира стали неотъемлемой частью учебного процесса. Именно глобальность, независимость от местонахождения участников, является одной из существенных характеристик телекоммуникации, ярко иллюстрирующей открытость любого образовательного проекта, реализуемого в рамках этой технологии. Любой телекоммуникационный проект – это дополнительные трудности для совместной деятельности в сотрудничестве, но, вместе с тем, и дополнительные возможности познания. Это – диалог культур. Даже если такой проект проводится в одной стране, в одном регионе, знакомство с новыми ребятами всегда несёт в себе не только элемент новизны ощущений, новые познания, но и позволяет проявить себя, раскрыть свои потенциальные способности.
Рассмотрим понятие «Сетевой проект». Под сетевым проектом понимается - совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности, но главное - организованная на основе компьютерной телекоммуникации, предполагающая удалённое взаимодействие учителей и учащихся.
Нужно отметить те требования, которыми должен обладать сетевой проект:
· учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях;
· работа, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна;
· организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы;
· основным видом деятельности является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета.
· возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов;
· систематическая практика в совместной деятельности формирует самостоятельность и ответственность за собственную работу и работу всей группы;
· учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.).
В зависимости от степени пребывания в сети Интернет выделяют:
· On-line проекты (все участники проекта одновременно находятся в сети и выполняют задание, основанное на взаимодействии всех участников проекта)
· Off-line проекты (участники работают над одним заданием, но временные рамки раздвинуты, и одновременного нахождения в сети не требуется)
Именно работа в Off-line проектах может быть реализована с помощью профессиональных сообществ. Для современной школы важное значение приобретает организация коллективной научно-образовательной и творческой деятельности учащихся c использованием сетевых сообществ в целях обеспечения профессионально-ориентированной значимости результатов обучения. Особый интерес при этом представляют возможности социальных сетей и сервисов для педагогической практики в творческих коллективах учащихся.
Говоря о творческих коллективах учащихся, я имеею в виду, прежде всего, не стихийно сформировавшиеся сетевые сообщества учащихся, а управляемые педагогами-профессионалами группы учащихся, в которых обучение организовано на основе современных образовательных сетевых технологий, способствующих развитию активной познавательной деятельности учащихся и развитию не только их личностных качеств, но и формированию их творческой активности, которая предполагает максимальное проявление индивидуальности. Понятно, что использовать только методы традиционного обучения в данном случае недостаточно, а важнейшими условиями формирования творческой активности учащихся являются соответствующее содержание учебного материала, характер деятельности и наличие информационно-сетевой среды. Определяющими для сетевого взаимодействия являются не только совместная деятельность, но и само информационное взаимодействие (общение, коммуникация, диалог).
Социальные сети и сервисы позволяют пользователям, действуя совместно, обмениваться информацией, хранить ссылки и документы, совместно создавать и редактировать публикации. Такие социальные сервисы обеспечивают для учебной деятельности внутри сетевых сообществ следующие возможности:
· доступ к бесплатным и свободным электронным ресурсам учебного назначения;
· самостоятельное создание сетевого учебного контента;
· наблюдение за деятельностью других участников сетевого сообщества;
· точка зрения участников сетевого проекта, реализуемого в рамках сообщества;
· обращение друг к другу за разъяснениями в чате сообщества;
· мотивированная помощь друг другу для успешного завершения работы;
· создание проблемных, поисковых, исследовательских и других совместных проектов учебного назначения.
Социальные сервисы.
Рассмотрим некоторые социальные сервисы, предоставляющие возможность организовать работу в сетевых сообществах.
1.1. Вики (WikiWiki) – приложение, поддерживающее коллективную работу множества авторов сетевых сообществ над общей коллекцией взаимосвязанных гипертекстовых записей. Вики-систему можно рассматривать как эффективное средство для организации педагогической деятельности и коллективного создания творческих работ, как элемент сетевого учебного курса. Вики – это достаточно простая модель коллективной работы, когда возможность создавать и редактировать любую запись имеет каждый участник сетевого сообщества. Это делает вики перспективным средством для создания сетевых проектов.
Возможно несколько способов размещения в сети собственного вики-проекта:
1) Использование площадки для вики-хостинга. В настоящее время в сети Интернет большое количество сайтов предлагают возможность разместить и поддерживать свой собственный вики-проект. Наиболее популярными хостинг-площадками для таких вики-проектов являются Wikia (http://www.wikia.com) и Wikispaces (http://www.wikispaces.com).
2) Использование одной из российских площадок, на которых развернуты образовательные вики-проекты. Наиболее крупным образовательным вики-сайтом является сайт Letopisi.Ru (http://letopisi.org) − общероссийский образовательный проект с международным участием, который существует уже несколько лет. Участники этого учебного проекта добавляют к энциклопедии новые публикации и связывают их между собой. Заслуживают внимания и региональные учебные вики-проекты, такие как:
- Тольяттинский вики-портал (http://wiki.tgl.net.ru) − открытая Интернет-площадка для поддержки творчества учителей, методистов, студентов и школьников.
В настоящее время в России большая часть автономных вики-проектов базируется на MediaWiki. Система MediaWiki может быть использована как персональный информационный менеджер и позволяет работать с большим количеством разнородных по формату текстов и иллюстраций. Автономная вики-система может также работать внутри локальных сетей, например школьной:
• как средство организации совместной работы над коллективными сетевыми проектами внутри учебного учреждения;
• как база данных, т.е. хранилищ совокупного опыта.
Если говорить о ТолВики, то это площадка для разворачивания образовательных сетевых проектов для школьников и педагогов. Например: "Экоград", олимпиады по предметам, «Нескучная зима», "По секрету всему свету", "Новое поколение", "Я ищу затерянное время" и т.д.
1.2. Блог (Интернет-дневник) – это среда для сетевого сообщества, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, содержащие текст, графические объекты или аудио-, видео материалы. Многие блоги предоставляют возможность публиковать в текстовых сообщениях мультимедийные и HTML-фрагменты, создавать перекрестные связи между несколькими ветвями дискуссий, могут содержать аннотированные ссылки на другие Интернет-ресурсы. Каждому из сообщений, опубликованных в блоге, присваивается свой постоянный URL-адрес, по которому к сообщению можно обратиться.
В педагогической практике блог может выполнять следующие функции:
• Официальные и неформальные записи коллег. Как правило, учащиеся и педагоги контактируют в условиях официальной школьной среды. Через блоги учителя и администраторы учебного заведения могут дать учащимся и их родителям доступ к дистанционному обучению.
• Дневники учащихся. Для многих учащихся ведение сетевых дневников стало привычным, поэтому у администрации школ и учителей появляется возможность знакомиться с жизнью учащихся через наблюдение за их сетевой активностью.
• Web-сайты школ, построенные на технологии блогов. Многие сайты, кроме собственно сообщений, позволяют формировать на странице блога подборки ссылок, календари, анкеты для опросов, размещать видеофрагменты и т.д.
• Блог-конспект, где размещено учебное содержание какой-либо темы.
• Создание сетевых сообществ учителей и учащихся, в которые объединяются многие учебные блоги.
1.3. Социальные сети уже существующие или созданные организаторами сетевого взаимодействия;
1.4. Учебные форумы, организация на форумах дискуссий, проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических и других форм учебных Web-проектов;
1.5. Средства, предоставляемые сервисами поисковых систем (Google, Yandex);
1.6. Средства прямых речевых и визуально-речевых контактов (например, Skype).
Условия для создания образовательного сетевого проекта
Для того чтобы сетевой проект был создан и был не просто проектом, а носил образовательную составляющую, был учебным, необходимо соблюсти ряд организационно-педагогических условий. Под организационными условиями будем понимать технологическую готовность образовательного учреждения и субъектов образовательного процесса (педагогического коллектива, коллектива учащихся и других заинтересованных лиц) к созданию учебного сетевого проекта и использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессах в рамках проекта, а так же формирование организационной культуры команды участников проекта.
К организационным условиям, необходимым для создания учебных сетевых проектов можно отнести:
IT-инфраструктуру образовательного учреждения - совокупность цифровых, информационно - методических ресурсов. Может включать в себя:
· технические, программные, телекоммуникационные средства;
· локальную сеть образовательного учреждения;
· сайт образовательного учреждения;
· программное обеспечение, требуемое для создания сетевого проекта;
· компетентность учителей и учащихся в области ИКТ технологий.
Учителя и учащиеся, участвующие в создании учебных сетевых проектов, должны владеть навыками работы в сети Интернет, с программным обеспечением, необходимым для создания данного конкретного продукта, электронной почтой и т. п. Работа учителей над сетевым проектом предполагает наличие знаний и умений:
· знание структуры сетевого проекта как электронного учебного материала;
· знание дидактических свойств электронных учебных материалов;
· умение выполнять педагогическое проектирование;
· умение отбирать содержание учебного материала;
· умение выбирать формы представления учебного материала;
· умение создавать электронные учебные материалы;
· умение использовать электронные учебные материалы в условиях локальной сети компьютерного класса и сети Интернет;
· умение организовать работу над проектом в сетевом сообществе.
Цифровая компетентность, даже тех, кто получил специальное образование как преподаватель информатики, часто не отвечает современным требованиям. Ежегодно возникают миллионы серверов, узлов и локальных сетей, которые основаны на применении технологий, которых еще недавно не существовало, и знания об этих технологиях накапливаются в процессе их практического использования. Полученное образование в данной области быстро устаревает, и требуется постоянное обновление знаний и умений. При этом стремительное развитие информационных технологий в современном обществе часто приводит к устареванию технологий ранее, чем они получат массовое использование.
Организационная культура
Под организационной культурой будем понимать усвоенные и применяемые в образовательном учреждении ценности и нормы, которые определяют поведение членов педагогического и ученического коллективов, создают атмосферу, социальный климат в школе, который делает ее по-своему уникальной. Организационная культура позволяет ориентировать педагогический и ученический коллективы, участвующие в проекте на общие цели, интегрировать интересы, всех участников сетевого проекта; договоренности о формальных и неформальных полномочиях и ответственности каждого участника проекта, добросовестном выполнении своей части общей работы; инициативность и взаимовыручка; равноправное коллективное авторство, основанное на понимании каждым участником проекта действительно вклада каждого в конечный результат.
Орг.моменты при создании сетевого проекта
· выявление лиц, заинтересованных в реализации проекта;
· выделение руководителя проекта;
· создание рабочей группы;
· формирование команд, творческих коллективов, выборы или назначение в них координаторов, руководителей, кураторов, тьюторов;
· выделение полномочий, распределение обязанностей среди участников проекта;
· определение плана реализации проекта.
Без перечисленных моментов практически невозможна полноценная реализация сетевого проекта!
Организационные условия предъявляют требования к среде и компонентам этой среды, в которой будет реализована деятельность по созданию учебного проектирования, в том числе сетевого.
При работе над сетевым проектом можно выделить следующие компоненты:
1. содержательно-целевой (работа с целями, работа с содержанием, основной замысел проекта, ведущие идеи);
2. организационно-практический (факты, характеризующие методическую деятельность учителя, факты познавательной деятельности учащихся, формы и виды взаимодействия учителя и учащихся);
3. контрольно-оценочный (признаки результативности проекта, отношение к ошибкам в деятельности, адекватность и разнообразие оценочной деятельности).
Педагогические условия в свою очередь предъявляют требования к тому, как эта деятельность будет организована с целью достижения образовательного и воспитательного результатов.
Соответственно, под педагогическими условиями будем понимать приемы и способы, в результате использования которых создание сетевого продукта будет носить учебный, развивающий характер, будет обеспечена мотивация учащихся, активизация и организация их деятельности, рефлексия.
Педагогические условия:
· создание условий организационно-практической деятельности; общее построения структуры проекта;
· контент продукта, построенный по определенным принципам;
· организация подачи материала с точки зрения педагогического дизайна;
· компетентность педагогов, разрабатывающих и реализующих проект;
· качественные особенности, основанные на принципах целенаправленности, практичности, совместной деятельности, многофункциональности, позитивности.
Рассмотрим названные позиции подробней.
Успех реализации проектной деятельности зависит от интеграции вышеуказанных компонентов и создания специальных условий организационно-практической деятельности, в результате соблюдения которых обеспечивается:
мотивация учащихся, которая определяется следующими элементами:
значимый и интересный для учащихся материал; задания, опирающиеся на разные способности учащихся и предполагающие разнообразные умения для их выполнения; положительная обратная связь учителя с учащимися, наличие ситуаций успеха; очевидный результат; возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельности у учащихся.
активизация учащихся, которая предполагает:
повышение уровня активности и изменение характера активности учащихся, когда активность учителя не больше активности детей, активность учащихся носит инициативный характер. Это обеспечивается наличием у учащихся ситуаций выбора целей, содержания, способов выполнения заданий, способов контроля и коррекции своих действий, вариантов самооценки;
соотношение индивидуальной, парной и групповой работы; оптимальность и обоснованность этого; преобладание смыслообразующих приемов активизации учащихся. Это такие задания и предложения учителя, которые для учащегося личностно значимы: обращение к личному жизненному опыту, самостоятельная формулировка разнообразных проблемных вопросов и ситуаций, задания на самопознание, самоопределение, самоанализ, творческие разработки, побуждающие к поиску собственных способов и вариантов решения.
организация собственно проектной деятельности учащихся, обязательными составляющими которой являются:
формирование метапредметного понятийного аппарата. Для развития практического мышления учащихся и формирования у них соответствующих умственных действий, необходимо обеспечить условия освоения ими комплекса метапредметных понятий, таких как проект, проблема, проблемная ситуация, решения проблемы, поиск решения проблемы, измерение, измерительная шкала, оценка, критерий, принятие решения, цель и целеполагание, план и планирование, результативность и эффективность решения проблемы, условия эффективной командной работы. Формирование каждого понятия – это особая учебная задача, которая должна решаться в процессе решения практических задач проектировочной деятельности. В ходе проектировочной деятельности на каждой стадии жизненного цикла проекта должны происходить переходы от решения практических задач к решению учебных задач. наличие значительного объема самостоятельной работы учащихся, которая является непременным элементом образовательного процесса многих современных образовательных технологий (знаково-контекстное, активное, проблемное обучение и др.). Самостоятельная учебная деятельность позволяет ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации, раскрывает способности обучаемых, содействует учебной мотивации; самостоятельность в действиях позволяет перейти от уровня репродукции к уровню умений и творчества как критериев знаний. Именно самостоятельная работа позволяет развивать навыки и умения самоорганизации. самоорганизация учащихся; коллективная форма деятельности, которая является исходной формой развивающей проектировочной деятельности учащихся Именно в этой форме создаются необходимые условия для полноценного развития индивидуального мышления.
обеспечение субъектной, авторской позиции, которая обеспечивает:
персональность взаимодействия учителя с учащимися; ценностно-смысловое равенство учителя и учащихся; осмысленность, осознанность и умелость действий учащихся, когда на каждом этапе проекта учащиеся понимают, что, зачем и как они делают, все, что они делают – делать умеют. реализация авторской позиции учащихся в полном объеме, начиная от замысла, целеполагания до реализации и самооценки.
реализация индивидуально-личностного подхода, когда основное внимание направлено на оценку степени включенности в конструирование собственного образования. Это обеспечивается за счет следующих возможностей, предоставляемых каждому учащемуся:
определить индивидуальный смысл участия в работе над проектом; ставить собственные цели; выбирать оптимальные формы и темпы обучения;
применять те способы, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты; осуществлять оценку и корректировку своей деятельности; создание учеником образовательной продукции в изучаемых предметных областях; освоение им базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами.
организация рефлексии учащихся через:
различные формы образовательной рефлексии; через разнообразие рефлексивных приемов самоанализа и самооценки; самостоятельное выявление и формулирование результатов.
|
Каковы же возможности сетевого проекта?
-Формировать и сближать наши ценностные установки, раскрывающие отношение к труду, образованию, семье, обществу
-Формировать и совершенствовать свои ИКТ-компетенции
-Учиться ориентироваться в современном информационном пространстве
-Совместно осваивать историю и культуру родного города
-Совместно осваивать достижения мировой художественной культуры
-Содействовать экологическому воспитанию младшего школьника.
Содержание проектной деятельности определяется комплексом факторов:
-профессионализм педагога;
-особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении образовательного результата.
Участие в сетевых проектах подразумевает активное взаимоотношение всех участников образовательного процесса: учеников, родителей (законных представителей), педагогов.
Что дает участие в сетевых проектах учащимся?
Сетевой проект – это то место, где встречаются ученики и учителя для совместной деятельности, где происходит сотворчество и где образовываются не только дети, но и их педагоги, где в процессе работы учащиеся обмениваются информацией, результатами собственных и совместных разработок, совместно редактируют документы, получая, таким образом, сетевые образовательные продукты. При этом педагог повышает свою квалификацию, осваивает новые сервисы, проводит мониторинг сформированных компетентностей учащихся. А также меняет свою позицию учителя: он становится координатором, наставником, тьютором, помогая ученикам продвигаться в проекте.
Для детей – это формирование ИКТ – компетенций, углубление знаний в соответствии с предметной областью проекта, формирование отношения к образованию как ценности, формирование позитивного социального опыта, развитие коммуникативной культуры, повышение самооценки, вхождение в сетевое образовательное пространство района и города. Для родителей – это реализация индивидуальных способностей своего ребенка, повышение мотивации ребенка к приобретению новых знаний, формирование позитивного опыта совместной познавательной деятельности с ребенком, повышение самооценки вследствие успехов своего ребенка, развитие партнерства «учитель-родитель-ребенок», повышение информированности о целях и задачах современной школы, вхождение в сетевое образовательное пространство района и города. Для педагогов – это развитие творческого потенциала детей, возможность строить обучение в деятельности, возможность сопровождения детей разного уровня успешности, профессиональное развитие педагога, рост ИКТ-компетенций, проектной культуры, развитие партнерства «учитель-родитель-ребенок», вхождение в сетевое образовательное пространство района и города.
Типы проектов:
Характер координации проекта:
Характер контактов:
Количество участников:
Одним из видов сетевого проекта является Веб-квест
Quest- (в переводе с английского языка – путешествие, поиск)
Понятие Веб-квест было введено в 1995 году профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) Берни Доджем. начиная с 1995 года, веб-квесты стали очень популярной формой заданий, и каждый день зарубежные коллекции веб-квестов пополняются сотнями новых учительских разработок?
Веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.
Различают два типа веб-квестов:
Разработчиками Web-квеста как учебного задания, определены следующие виды заданий для Web-квестов:
1. Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
2. Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
3. Самопознание – любые аспекты исследования личности.
4. Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
5. Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
6. Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
7. Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
8. Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
9. Оценка – обоснование определенной точки зрения.
10. Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
11. Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
12. Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Структура веб-квеста
Данная структура является основой, которую при необходимости можно изменить, но 4 элемента должны обязательно присутствовать в каждом образовательном квесте: введение, задание, выполнение, оценивание.
Самые популярные сетевые проекты для педагогов и учащихся:
Campus.ru. Сеть для школьников, студентов и учителей
Адрес сайта: http://www.campus.ru/
Сетевые сообщества для школьников, студентов и учителей по различным образовательным направлениям.
Проект "Учим.инфо"
Адрес сайта: http://uchim.info/
На сайте можете просмотреть и представить сетевые проекты педагогов и учащихся.
Образовательный портал Ucheba.com
Адрес сайта: http://www.ucheba.com/
Портал является некоммерческим информационным ресурсом Российского Интернета и ориентирован в первую очередь на тех, кто профессионально связан со сферой образования. Полезную информацию здесь смогут найти и родители учащихся, и сами учащиеся.
«Школьный сектор»
Адрес сайта: www.school-sector.relarn.ru
В России в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей-предметников. Одним из известных школьных сайтов является «Школьный сектор» Это сообщество учителей и учащихся, основными задачами которого являются осуществление постоянного взаимодействия со школами по накоплению и обмену опытом сетевой образовательной деятельности, информационной и методической поддержки учителей школ. Министерство образования РФ, Федерация Интернет образования предлагают другую форму общения работников образования.
Педагогическая планета
Адрес сайта: http://planeta.tspu.ru/
Сайт предназначен для сотрудников школ, ресурсных центров, управления образования, а также представители общественных и попечительских советов ОУ. На сайте есть разделы: Дистанционное обучение, сетевые проекты, дистанционные конференции, фестивали, олимпиады, педагогические лаборатории.
Планета школ
Адрес сайта: http://planetashkol.ru
Социальный портал в области образования для подростков, их родителей и учителей. Содержит актуальную информацию по конкурсам, олимпиадам, стипендиям, грантам, репетиторам и курсам.
Сайт профессионального образования
Адрес сайта: http://profedu.ru/
Какую дорогу выбрать? Кем стать? Куда пойти учиться? Где найти работу? На портале profedu.ru можно найти ответы на эти и многие другие вопросы о профессиональном образовании.
Школьный клуб
Адрес сайта: http://www.school-club.ru/
«ШКОЛЬНЫЙ КЛУБ» включает 8 каналов эксклюзивного контента (электронные уроки для всех возрастов учащихся: от начальной до старшей школы, книги, энциклопедии, игры, учебники, тренинги для детей и взрослых, видеофильмы по истории России и сетевые профессиональные сообщества), которые ориентированы на широкую аудиторию.
Дневник.ру - Школьная социальная сеть
Адрес сайта: http://dnevnik.ru/
Проект представляет собой школьную социальную сеть, объединяющую все школы России. Портал полезен учителям, учащимся и родителям.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.