Роль процесса оценивания в повышении мотивации к обучению.
Оценка 5

Роль процесса оценивания в повышении мотивации к обучению.

Оценка 5
Педсоветы +1
docx
математика
5 кл—11 кл
23.11.2022
Роль процесса оценивания в повышении мотивации  к обучению.
Роль процесса оценивания в повышении мотивации к обучению.
Реализация оценочной функции учителя.docx

Роль процесса оценивания в повышении мотивации

 к обучению.

Милевская Т.Е.

 

  Я считаю, что организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно. Оценивание является обязательным компонентом деятельности, ее регулятором и показателем результативности. Оценка используется педагогами как средство стимулирования, ориентирования и воспитания учащихся.

      Традиционная отметка является самым распространенным элементом системы образования и  играет важную роль в повышении мотивации обучения учащихся.

     Отметка необходима учащемуся в жизни для поддержания его статуса, авторитета у родителей, одноклассников, наконец, для самооценки. Бытует мнение, что если ребенок хорошо учится, то и человек он хороший. Но в моей 25-летней практике много случаев, когда ребёнку не давалась учёба, а он становился порядочным гражданином, отличным семьянином и наоборот.

 

  Оценочная деятельность на уроке — это составляющая часть деятельности педагога, основная функция которой состоит в стимулировании активности учащихся. Думаю, что для успешного осуществления оценочной деятельности педагогу необходимо владеть определенными оценочными умениями, такими как: 

*умением определить предмет оценивания (что подлежит оценке);

*умением воспринимать предмет оценки;

* умением сопоставлять предмет оценки с критериями;

* умением выбирать форму оценки в зависимости от ситуа­ции;

* умением сообщать оценку учащемуся.

В своей деятельности мы постоянно используем оцен­ку, привычно называя оценку отметкой, и, наоборот, при этом часто забываем о самооценке учащегося.  На некоторых учебных занятиях я практикую самооценку учащихся.

Поэтому напомню некоторые определения понятий обозначенной проблемы.

Оценивание - процесс соотношения полученных результа­тов и запланированных целей.

Оценить - значит, установить степень, уровень или качество.

Оценка - это мнение о ценно­сти, уровне или значении кого-нибудь или чего-нибудь.

От­метка - это результат процесса оценивания, его условно-фор­мальное выражение, то есть выражение в баллах.

Для оценивания необходимо осуществлять контроль.

    Отметки широко применяются и  являются обязательными, но мне кажется, что часто система отметок имеет то же значение, что и некогда розга – значение вечного «домоклова меча» над головой ребёнка. Это тоже орудие, но более утонченное, облагороженное, но не менее гнетущее. При помощи балла педагог может карать или поощрять учащегося, а в результате в детях заглушается естественное стремление к знаниям, и они начинают учиться исключительно ради баллов. И вот здесь, на мой взгляд, перед педагогом стоит важная задача. Правильно мотивировать отметкой учащегося, не запугать его, не унизить, а постараться создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Оценить его стремление, показать его значимость как личности.

Под гнетом системы отметок, учащийся часто испытывает чувство тревоги, страха, у слабых натур это может привести к психозам и к самым прискорбным последствиям.

Постоянное опасение получить плохую отметку способствует появлению неуверенности в себе, формирует ощущение неспособности справиться с трудностями и нежелание действовать, подавляет стремление к самосовершенствованию.


    В многолетней практике оценочной деятельности у меня  сложились определенные правила:

·         Поощрение:  для создания учащемуся положительной репутации в коллективе и «поднятия» его в собственных глаза;

·         безоценочность суждений

·         отсрочка оценки до выявления мотивов поведения

·         избегание наказаний

·         возможность постепенно, в процессе учебного занятия повысить отметку.

 

    Хочу отметить, что за один и тот же ответ у разных педагогов отметки у одного и того же учащегося могут не совпадать. Это свидетельство того, что школьная отметка — показатель не только уровня знаний учащегося.

На нее оказывают влияние и личностные качества педагога:

·       его характер и стиль деятельности,

·       отношение к учащемуся,

·       настроение,

·       уровень компетентности.

Все фокусируется в отметке, а ответственность, в конечном счете, несет учащийся.

    Я считаю, что одна из способностей к педагогической деятельности — оптимистическое прогнозирование. Педагог должен верить в возможности и способности ребенка (на индивидуальном уровне) и считать своим основным долгом создание обучающимся ситуации успеха.

Хочу выделить несколько факторов мотивации достижения успеха учащимся:

·       стремление к успеху («я очень хочу это сделать»);

·       надежда на успех. 

Педагог просто обязан возбуждать жела­ние учащегося узнать или научиться «мне это по силам, я справлюсь»). Выработка уверенности в успехе у каждого — наиважнейшая педагогическая задача;

·       субъективно оцененная вероятность достижения успеха
(«все зависит от меня»)

·       субъективные индивидуальные эталоны оценки достиже­ний («сегодня ты сделал лучше, чем вчера»).

Они выраба­тываются годами совместной работы педагога и учащегося.

И наоборот, отсутствие мотивации достижения успеха ве­дет к ситуациям избегания ребенком неудач. Учащийся пред­принимает все возможное и невозможное, чтобы избежать неприятностей.


     Постоянное недоверие и попытки уличить учащегося в незнании, замечания педагога, унизительные реплики, недовольство чем-то и кем-то, в конечном счете, приводят к снижению самооценки учащегося, созданию комплекса неполноценности.

     В своей работе я стараюсь  анализировать ocoбенности ситуации и свое поведение в ней. Делаю осторожные прогнозы. Сильных учащихся порицаю за ухудшение, слабых - хвалю за улучшение. Поощряю за старание в процессе работы. Часто даю индивидуальные, разные по сложности задания. Отметки за самостоятельные работы и тесты носят, в основном, стимулирующий характер.

Не имею проблем с накопляемостью отметок. На каждом учебном занятии выставляю от 3 до 10 отметок. Составляя план учебного занятия, заранее предусматриваю количество возможных отметок на каждом этапе, планирую индивидуальные задания, обязательно предусматриваю работу для высокомотивированных учащихся. На каждом учебном занятии учащиеся имеют возможность самостоятельно выполнить разноуровневые задания и при успешном выполнении получить хорошую отметку. Эта работа направлена на повышение мотивации учащихся к обучению. Но, к сожалению, есть отдельные учащиеся, которые никогда не проявляют инициативы, равнодушны к любой отметке.  С такими учащимися работать особенно тяжело.

   

    Эффективность оценивания в образовательном процессе зависит от уровня компетентности педагога, соблюдения им ряда педагогических требований:

• справедливость и объективность оценки;

• учет возрастных особенностей учащихся;

• учет их индивидуальных особенностей;

• положительная эмоциональная направленность оценки;

• сочетание разнообразных видов оценки;

• готовность педагога к оцениванию учащихся;

• стиль деятельности педагога.

     Использование разнообразных приемов организации оце­ночной деятельности учащихся позволяет избежать стерео­типности в оценках и поддержать интерес к познавательной деятельности.

      Оценка педагога оказывает влияние на формирование сис­темы ценностей учащегося, его представлений об отношениях между людьми, адекватность которых обеспечивается актив­ным вовлечением учащихся в оценочную деятельность. От­сутствие противоречий в оценках педагогов является благо­приятным фактором для создания комфортного общения учащегося со сверстниками, младшими школьниками и взрослыми.

Объектами оценивания должны быть знания и умения, владение основными понятиями и процедурами в той или иной сфере; ситуационное поведение (действия учащихся в тех или иных ситуациях); способность к осмыслению и оцениванию возникших ситуаций и себя в них.

 

Я думаю, педагог нового типа - это педагог, который:

1) создает условия для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;

2) стимулирует для достижения цели, создает ситуацию успеха, поддерживает общий эмоциональный фон;

3) проводит с учащимися экспертизу полученного результата;

4) разрабатывает вместе с учащимися критерии оценивания до начала выполнения ими задания;

5) при оценивании сравнивает сегодняшние достижения учащегося с его собственными вчерашними достижениями;

6) оказывает помощь в осознании учащимися своих индивидуальных возможностей и способностей.

 

     Таким образом, я считаю, современному образованию нужен педагог, способный понимать внутренний мир ребенка и активно воздействующий на него.

Желаю всем успехов в решении этой непростой педагогической задачи!


 

Роль процесса оценивания в повышении мотивации к обучению

Роль процесса оценивания в повышении мотивации к обучению

Оценить - значит, установить степень, уровень или качество

Оценить - значит, установить степень, уровень или качество

На нее оказывают влияние и личностные качества педагога: · его характер и стиль деятельности, · отношение к учащемуся, · настроение, · уровень компетентности

На нее оказывают влияние и личностные качества педагога: · его характер и стиль деятельности, · отношение к учащемуся, · настроение, · уровень компетентности

Отметки за самостоятельные работы и тесты носят, в основном, стимулирующий характер

Отметки за самостоятельные работы и тесты носят, в основном, стимулирующий характер

Я думаю, педагог нового типа - это педагог, который: 1) создает условия для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность; 2) стимулирует для достижения цели, создает…

Я думаю, педагог нового типа - это педагог, который: 1) создает условия для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность; 2) стимулирует для достижения цели, создает…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2022