Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №33 «Незабудка» г.Альметьевска
Тема:
«Использование современных образовательных технологий как эффективное средство по формированию элементарных математических представлений у детей с ОВЗ
«Роль развивающих игр в развитии математических способностей
у детей с ОВЗ»
Подготовила воспитатель
высшей категории
Хабибуллина Г.Ф.
2018 год
Пояснительная записка
Одной из эффективных форм развития познавательных способностей могут служить развивающие игры. Развивающие игры способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления. Интересно и запоминающе, то занятие, которое проходит наглядно, занимательно, ярко, эмоционально.
Разработаны развивающие игры и упражнения, в которых дети учатся видеть, выделять и анализировать сенсорные эталоны плоскостных предметов (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник) и объемных тел (куб, шар, цилиндр, параллелепипед, конус).
Для облегчения процедуры создания моделей геометрических фигур разработаны специальные символы. Они просты и доступны в использовании, что способствует лучшему произвольному запоминанию. Чем больше умственных усилий ребенок прилагает к тому, чтобы воспринять информацию, придать ей целостность, тем легче потом она воспроизводиться в памяти.
Дети выполняют задания на опознавание предметов, анализ их формы, размеров, цвета, фактуры. Использование на различных занятиях условных обозначений, карточек-схем, моделей, трафаретов, шаблонов, пиктограмм, перфокарт и т.д. обогащает опыт детей.
Пособие «Схемы геометрических фигур»
Цель: Научить детей навыкам наглядного моделирования, познакомить с карточками-символами; с помощью схем выделять элементы и свойства геометрических фигур, уметь составлять и читать схему, находить общие и отличительные качества квадрата и прямоугольника, ромба и трапеции. Развивать умение использовать в речи пространственную и геометрическую терминологию. Развивать мелкую моторику, координацию движений, логическое мышление, сообразительность, смекалку.
Материал: Пособие состоит из карточек-символов размером 10х15 см. Карточки изготовлены из картона, символы нанесены с помощью самоклеющейся бумаги. Карточка «Цвет геометрической фигуры» имеет несколько цветов, например, красный, желтый, зеленый, синий и т.д. (таблица 1). Набор геометрических фигур разного цвета (раздаточный и демонстрационный).
Пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Детей старшей группы с помощью карточек-символов знакомят с квадратом и прямоугольником, детей подготовительной группы - квадратом, прямоугольником, ромбом, трапецией, треугольниками.
Таблица 1 Условные обозначения карточек-символов к пособию
Карточки-символы |
Значение |
|||||||||||||||||||||||
|
Количество углов геометрической фигуры
|
|||||||||||||||||||||||
|
Прямой угол
|
|||||||||||||||||||||||
|
Острый угол
|
|||||||||||||||||||||||
|
Тупой угол
|
|||||||||||||||||||||||
|
Четыре равные по длине стороны (квадрат, ромб)
|
|||||||||||||||||||||||
|
Две противоположные стороны длинные, две другие противоположные короткие (прямоугольник) |
|||||||||||||||||||||||
|
Две противоположные стороны одинаковые по длине, две другие противоположные разные по длине (короткие, длинные) (трапеция) |
|||||||||||||||||||||||
|
Цвет геометрической фигуры |
Описание работы
1 этап: знакомство с карточками-схемами.
«Количество углов», «Прямой угол», «Четыре равные по длине стороны». Предлагаю детям назвать геометрическую фигуру и с помощью карточек-моделей описать основные признаки: у квадрата - четыре прямых угла и четыре равных по длине стороны.
Выставляю на доску карточку «Цвет геометрической фигуры», предлагаю найти квадрат заданного цвета.
Аналогичным образом происходит знакомство с карточками и схемой геометрических фигур.
2 этап: самостоятельное выкладывание схемы детьми. Например, называю геометрическую фигуру «прямоугольник» и предлагаю детям из карточек-символов составить схему данной фигуры. Дети находят нужные карточки и объясняют основные признаки прямоугольника.
3 этап: сравнение геометрических фигур. Например, дошкольникам предлагается выложить схему геометрических фигур «ромб» и «трапеция», назвать количество сторон и углов. И далее по схеме наглядно видно сходство и различие фигур.
Дети объясняют: «У ромба и трапеции имеются по два тупых и острых угла – этим они похожи. Отличаются сторонами: у трапеции две противоположные стороны равны, а две другие противоположные разные по длине. У ромба все стороны одинаковые».
Геометрические фигуры сравниваются и по цветовой гамме, если используются карточки «Цвет геометрической фигуры».
4 этап: задания на логическое мышление.
5 этап: Итоговым моментом работы с пособием «Схемы геометрических фигур» стала разработка и изготовление дидактической игры «Найди геометрическую фигуру».
Дидактическая игра «Найди геометрическую фигуру»
Цель:
• Закрепить знания детей о плоскостных геометрических фигурах.
• Формировать зрительно-двигательные умения обследовать и узнавать геометрические фигуры, уметь читать схему, выделять элементы и свойства геометрических фигур, находить их общие и отличительные качества.
• Развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, мелкую моторику.
Описание игры
Каждому участнику предлагается карточка со схематичным изображением геометрической фигуры. Дети называют элементы и свойства геометрических фигур, например: «На карточке фигура, у которой четыре прямых угла и четыре равные стороны. Это квадрат. Он желтого цвета».
Далее ребенку предлагается найти нужную карточку круглой формы с изображением на ней квадрата желтого цвета. И положить ее на свою карточку, закрыв знак вопроса.
Варианты игры:
• игра проводиться аналогично основному варианту, только дети должны показать заданную схемой фигуру на карточке «Таблица геометрических фигур». Посчитать какая по счету, в каком ряду или столбике находиться данная фигура.
• Ведущий показывает маленькую карточку и спрашивает: У кого на карточке ромб зеленого цвета? Дети отвечают и обосновывают свой выбор.
• Ведущий описывает фигуру, изображенную на маленькой карточке, не показывая ее детям. Например, «У меня в руках фигура синего цвета, у которой два тупых и два острых угла, две противоположные стороны равны, а две другие противоположные разные по длине». Дети отгадывают, обосновывают свой выбор и забирают карточку.
Игра может использоваться для индивидуальной и подгрупповой работы.
И вторая развивающая игра
Дидактическая игра « Составь предложение»
Цель:
*Учить детей в игровой форме выполнять задания с элементами кодирования информации и расшифровки символов;
*Развивать логическое и абстрактное мышление, память, речь, воображение, сообразительность и смекалку.
*Формировать навыки и умения работать по алгоритму.
*Развивать умение использовать в речи пространственную и геометрическую терминологию.
Описание игры.
В три ряда последовательно располагаются картинки с изображением: первый ряд – времена года, второй ряд – части суток, третий ряд – животные. Каждое изображение имеет свой определенный символ - шифр.
Ряды могут дополняться для усложнения задания.
Детям раздаются карточки с изображением символов, которые необходимо расшифровать, составить предложение, опираясь на таблицу.
Заключение
Тесная взаимосвязь в логико-математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовать умственные возможности детей с ОВЗ. Выделять существенные признаки, сравнивать, выделять сходство и различие, ориентироваться в знаково-символических средствах, строить простейшие умозаключения и отражать их в речи.
Поэтому можно смело сказать, что современные развивающие игры с их многофункциональностью использования в непосредственной коррекционно-образовательной деятельности, являются уникальным средством развития зрительного восприятия.
Использование математических развивающих игр помогает решить и коррекционные задачи:
Ø Развитие зрительного восприятия;
Ø Уточнение зрительных образов предметов, их формы, величины, цвета;
Ø Развитие зрительных функций (фиксация взора, локализация, прослеживание и другие);
Ø Развитие и совершенствование зрительно-двигательной координации в системе «глаз - рука»;
Ø Формирование познавательных процессов: зрительного внимания и памяти, аналитико-синтетической функции мышления и речи, воображения.
Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей с нарушением зрения. Они повышают эффективность педагогического процесса, способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.