«Роль развивающих игр в развитии математических способностей у детей с ОВЗ»
Оценка 4.6

«Роль развивающих игр в развитии математических способностей у детей с ОВЗ»

Оценка 4.6
Научные работы
doc
математика
Детсад
24.11.2019
«Роль развивающих игр в развитии математических способностей у детей с ОВЗ»
семинар 2.doc

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №33 «Незабудка»   г.Альметьевска

 

 

 

 

 

Тема:

 «Использование современных образовательных технологий как эффективное средство по формированию элементарных математических представлений у детей с ОВЗ

 

 

 

«Роль развивающих игр в развитии математических способностей

у детей с ОВЗ»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель

высшей категории

Хабибуллина Г.Ф.

 

 

 

 

2018 год

 

Пояснительная записка

Одной  из  эффективных  форм  развития  познавательных  способностей  могут  служить развивающие игры. Развивающие игры способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления. Интересно и запоминающе,  то занятие,  которое проходит наглядно, занимательно, ярко, эмоционально.

Разработаны развивающие игры и упражнения, в которых дети учатся видеть, выделять и анализировать сенсорные эталоны плоскостных предметов (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник) и объемных тел (куб, шар, цилиндр, параллелепипед, конус).

Для облегчения процедуры создания моделей геометрических фигур разработаны специальные символы. Они просты и доступны в использовании, что способствует лучшему произвольному запоминанию. Чем больше умственных усилий ребенок прилагает к тому, чтобы воспринять информацию, придать ей целостность, тем легче потом она воспроизводиться в памяти.

Дети выполняют задания на опознавание предметов, анализ их формы, размеров, цвета, фактуры. Использование   на   различных   занятиях   условных обозначений, карточек-схем, моделей, трафаретов, шаблонов, пиктограмм, перфокарт и т.д. обогащает опыт детей.

 

Пособие «Схемы геометрических фигур»

Цель: Научить детей навыкам наглядного моделирования, познакомить с карточками-символами; с помощью схем выделять элементы и свойства геометрических фигур, уметь составлять и читать схему, находить общие и отличительные качества квадрата и прямоугольника, ромба и трапеции. Развивать умение использовать в речи пространственную и геометрическую терминологию. Развивать мелкую моторику, координацию движений, логическое мышление, сообразительность, смекалку.

Материал: Пособие состоит из карточек-символов размером 10х15 см. Карточки изготовлены из картона, символы нанесены с помощью самоклеющейся бумаги. Карточка «Цвет геометрической фигуры» имеет несколько цветов, например, красный, желтый, зеленый, синий и т.д. (таблица 1). Набор геометрических фигур разного цвета (раздаточный и демонстрационный).

Пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Детей старшей группы с помощью карточек-символов знакомят с квадратом и прямоугольником, детей подготовительной группы -  квадратом, прямоугольником, ромбом, трапецией, треугольниками.

Таблица 1 Условные обозначения карточек-символов к пособию

Карточки-символы

Значение

Скругленный прямоугольник: 4Скругленный прямоугольник: 1Скругленный прямоугольник: 3Скругленный прямоугольник: 2

 

Количество углов геометрической фигуры

 

 

 

Прямой угол

 

 

 

 


Острый угол

 

 

 

 


Тупой угол

 

 

 

 


Четыре равные по длине стороны (квадрат, ромб)

 

 

Две противоположные стороны длинные, две

другие  противоположные короткие (прямоугольник)

 

 

Две противоположные стороны одинаковые по длине,

две другие противоположные разные по длине

(короткие, длинные) (трапеция)

 

Цвет геометрической фигуры

 

Описание работы

1 этап: знакомство с карточками-схемами.



Скругленный прямоугольник: 4

«Схема квадрата». После рассматривания, обследования геометрической фигуры, выделения основных признаков: количество углов, сторон и т. д.  на наборное полотно или магнитную доску выставляются карточки-модели:

 

«Количество углов», «Прямой угол», «Четыре равные по длине стороны».                                                Предлагаю детям назвать геометрическую фигуру и с помощью карточек-моделей описать основные признаки: у квадрата - четыре прямых угла и четыре равных по длине стороны.                                                                   

Выставляю на доску карточку «Цвет геометрической фигуры», предлагаю найти квадрат заданного цвета.

Аналогичным образом происходит знакомство с карточками и схемой геометрических фигур.

2 этап: самостоятельное выкладывание схемы детьми. Например, называю геометрическую фигуру «прямоугольник» и предлагаю детям из карточек-символов составить схему данной фигуры. Дети находят нужные карточки и объясняют основные признаки прямоугольника.

3 этап: сравнение геометрических фигур. Например, дошкольникам предлагается выложить схему геометрических фигур «ромб» и «трапеция», назвать количество сторон и углов. И далее по схеме наглядно видно сходство и различие фигур. 

Дети объясняют: «У ромба и трапеции имеются по два тупых и острых угла – этим они похожи. Отличаются сторонами: у трапеции две противоположные стороны равны, а две другие противоположные разные по длине. У ромба все стороны одинаковые».

Геометрические фигуры сравниваются и по цветовой гамме, если используются карточки «Цвет геометрической фигуры».

4 этап: задания на логическое мышление.


На доску выставляются карточки «Количество углов», «Прямой угол» и задаются вопросы: Схема, какой геометрической фигуры изображена? Почему нельзя определить геометрическую фигуру? Какие карточки нужно добавить, чтобы определить фигуру? Схема какой геометрической фигуры получиться, если добавить карточку «Четыре равные по длине стороны»? и т. д. 

5 этап: Итоговым моментом работы с пособием «Схемы геометрических фигур» стала разработка и изготовление дидактической игры «Найди геометрическую фигуру».

Дидактическая игра «Найди геометрическую фигуру»

Цель:

                      Закрепить знания детей о плоскостных геометрических фигурах. 

                     Формировать зрительно-двигательные умения обследовать и узнавать геометрические фигуры, уметь  читать схему, выделять элементы и свойства геометрических фигур, находить их общие и отличительные качества.

                      Развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, мелкую моторику.

Описание игры

Каждому участнику предлагается карточка со схематичным изображением геометрической фигуры. Дети называют элементы и свойства геометрических фигур, например: «На карточке фигура, у которой четыре прямых угла и четыре равные стороны. Это квадрат. Он желтого цвета».

Далее ребенку предлагается найти нужную карточку круглой формы с изображением на ней квадрата желтого цвета. И положить ее на свою карточку, закрыв знак вопроса.

 

 

Варианты игры:

                    игра проводиться аналогично основному варианту, только дети должны показать заданную схемой фигуру на карточке «Таблица геометрических фигур». Посчитать какая по счету, в каком ряду или столбике находиться данная фигура.

                    Ведущий показывает маленькую карточку и спрашивает: У кого на карточке ромб зеленого цвета? Дети отвечают и обосновывают свой выбор.

                    Ведущий описывает фигуру, изображенную на маленькой карточке, не показывая ее детям. Например, «У меня в руках фигура синего цвета, у которой два тупых и два острых угла, две противоположные стороны равны, а две другие противоположные разные по длине».  Дети отгадывают, обосновывают свой выбор и забирают карточку.

Игра может использоваться для индивидуальной и подгрупповой работы.

И вторая развивающая игра

Дидактическая игра « Составь предложение»

Цель:

*Учить детей в игровой форме выполнять задания с элементами кодирования информации и расшифровки символов;

*Развивать логическое и абстрактное мышление, память, речь, воображение,  сообразительность и смекалку.

*Формировать навыки и умения работать по алгоритму.

*Развивать умение использовать в речи пространственную и геометрическую терминологию.

Описание игры.

В  три ряда последовательно располагаются картинки с изображением: первый ряд – времена года, второй ряд – части суток, третий ряд – животные. Каждое изображение  имеет свой определенный символ - шифр.

Ряды могут дополняться для усложнения  задания.

Детям раздаются карточки с изображением символов, которые необходимо расшифровать, составить предложение, опираясь на таблицу.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Тесная взаимосвязь в логико-математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовать умственные возможности детей с ОВЗ. Выделять существенные признаки, сравнивать, выделять сходство и различие,  ориентироваться в знаково-символических средствах, строить простейшие умозаключения и отражать их в речи.

Поэтому можно смело сказать, что современные развивающие  игры с их многофункциональностью использования в непосредственной коррекционно-образовательной деятельности, являются уникальным средством развития зрительного восприятия.

Использование  математических развивающих игр помогает решить и коррекционные задачи:

Ø           Развитие зрительного восприятия;

Ø           Уточнение зрительных образов предметов, их формы, величины, цвета;

Ø           Развитие зрительных функций (фиксация взора, локализация, прослеживание и другие);

Ø           Развитие  и совершенствование зрительно-двигательной координации в системе «глаз - рука»;

Ø           Формирование познавательных процессов: зрительного внимания и памяти, аналитико-синтетической функции мышления и речи, воображения.

Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей с нарушением зрения. Они повышают эффективность педагогического процесса, способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

 

 

«Роль развивающих игр в развитии математических способностей у детей с ОВЗ»

«Роль развивающих игр в развитии математических способностей у детей с ОВЗ»

«Роль развивающих игр в развитии математических способностей у детей с ОВЗ»

«Роль развивающих игр в развитии математических способностей у детей с ОВЗ»

«Роль развивающих игр в развитии математических способностей у детей с ОВЗ»

«Роль развивающих игр в развитии математических способностей у детей с ОВЗ»

«Роль развивающих игр в развитии математических способностей у детей с ОВЗ»

«Роль развивающих игр в развитии математических способностей у детей с ОВЗ»

«Роль развивающих игр в развитии математических способностей у детей с ОВЗ»

«Роль развивающих игр в развитии математических способностей у детей с ОВЗ»

«Роль развивающих игр в развитии математических способностей у детей с ОВЗ»

«Роль развивающих игр в развитии математических способностей у детей с ОВЗ»

«Роль развивающих игр в развитии математических способностей у детей с ОВЗ»

«Роль развивающих игр в развитии математических способностей у детей с ОВЗ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2019