Роль родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации коррекционной работы
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда является трагедией, родители испытывают горе, боль, чувство вины и нередко впадают в отчаяние. При этом часто родители не справляются с проблемой, что ведет к распаду семьи.
Проблемы воспитания особенного ребенка в большинстве случаев приводят к глубокой социальной дезадаптации всей семьи, поэтому современной системе образования крайне важно создать такие условия, которые позволили бы включить семью во взаимодействие с социумом, а ребенку предоставить шанс стать его полноправным членом. Однако добиться такого результата очень сложно, ведь многие дети с ограниченными возможностями здоровья находятся на домашнем обучении. По этой причине большинство родителей, воспитывающих особенных детей, сталкиваются со следующими проблемами:
· изолированность родителей от других родителей школьников;
· опасение, что особенного ребенка не примут сверстники, а он станет изгоем в классе и объектом насмешек;
· отсутствие полноценного контакта ребенка со своими сверстниками;
· нахождение родителей один на один со своими проблемами;
· отсутствие объективных сведений о школьном образовательном процессе.
Одним из основных факторов, который способствует развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является его постоянный контакт с различными людьми, в первую очередь, со своими сверстниками. Однако родители из-за опасения, что их ребенка могут начать обижать, стараются максимально сузить круг его общения. В дальнейшем именно такое поведение родителей часто ведет к развитию депрессии у их ребенка, так как он начинает думать, что окружающие его специально избегают и не хотят с ним общаться. Кроме того, у ребенка отсутствует опыт по выстраиванию контакта с другими детьми, а это значит, что он не знает, как надо дружить.
В этой связи педагог, который работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, значительное внимание должен уделять и работе с его родителями. Такая работа предполагает активное с ними сотрудничество, постоянное обучение и партнерство, а ее целью является оказание помощи семье в решении проблем с воспитанием ребенка, его социальной адаптации и раскрытия его возможностей.
Педагога следует рассматривать как посредника между ребенком и взрослыми, также он играет и роль наставника ребенка при его взаимодействии с другими детьми. Именно от работы педагога и его профессионализма зависит, насколько семья с особенным ребенком понимает политику школы, проводимую по отношению к воспитанию и обучению детей с ОВЗ.
При работе учителя с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья он руководствуется следующими принципами:
· принятие обучающегося с ОВЗ наравне с другими школьниками;
· включение ребенка с ОВЗ в одинаковые виды деятельности, разница заключается только в постановке других задач;
· вовлечение обучающегося в групповое решение задач и коллективные формы обучения;
· применение разнообразных форм коллективного участия. К ним относятся разнообразные игры, конкурсы, совместные проекты, смотры знаний и др.
К основным направлениям сотрудничества педагога с родителями можно отнести следующие:
· активное вовлечение в образовательный процесс, для чего организуются дни открытых дверей, открытые уроки и различные внеклассные мероприятия;
· психолого-педагогическое просвещение, которое осуществляется в ходе проведения родительских конференций и заседаний;
· привлечение родителей для управления учебно-воспитательным процессом (наиболее эффективная форма – участие в работе родительского комитета).
К основным формам взаимодействия с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья относится групповая, индивидуальная и коллективная работа.
Индивидуальная работа педагога с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья
В первую очередь педагог проводит изучение семейной микросреды ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для чего осуществляется диагностико-аналитическая работа. Она может включать в себя различные формы и методы:
1) Для быстрого получения подробных и достоверных сведений проводится анкетирование родителей. При его помощи удается выявить общий план семьи, уровень образования и возраст родителей, характер их взаимоотношений с ребенком. В то же время анкетирование не позволяет узнать индивидуальные особенности ребенка, а также особенности его жизни в семье.
2) Посещение семьи. Это лучший способ максимально близко познакомиться с ребенком и его семьей в привычной для него обстановке. В разговоре с родителями педагогу надо постараться собрать как можно больше информации об интересах ребенка, его привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Во время беседы с родителями педагог получает ценные сведения о склонностях ребенка, его отношении к родителям, школе.
3) Учитель также может подробно рассказать об успехах ребенка в школе, его взаимоотношениях с одноклассниками, дать советы по организации выполнения домашних заданий.
4) Проведение консультаций. Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог свободно себя почувствовать в классе со здоровыми детьми, требуется проведение бесед со всеми родителями. Цель таких бесед – привитие толерантного отношения к особенным детям, так как далеко не каждый взрослый человек готов принять факт нахождения рядом с ним или его ребенком человека с ограниченными возможностями здоровья.
Консультации проводятся и для того, чтобы убрать беспокойство родителей о безопасности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Регулярные беседы побуждают родителей более пристально приглядываться к своему ребенку, выявлять особенности его характера и осуществлять поиск оптимальных путей по его воспитанию.
Во время общения с родителями от педагога требуется проявление максимума тактичности. Недопустимым считается стыдить родителей, если, по мнению педагога, они не в полном объеме выполняют свой родительский долг. Разговор должен вестись с позиции того, что перед родителями и педагогом стоит общая задача и им необходимо совместно ее решать.
5) Переписка с родителями. При помощи регулярной отправки электронных писем педагог может информировать родителей об успехах ребенка и имеющихся трудностях. В письмах педагог также может извещать родителей о предстоящих школьных событиях, поздравлять их с праздниками, давать какие-либо советы или пожелания по воспитанию детей. Главное условие – это доброжелательный тон переписки.
6) Проведение совместных занятий, в ходе которых осуществляется погружение родителей в учебный процесс. Во время таких занятий родители могут познакомиться с действующими учебными требованиями, оценить успехи и неудачи своего ребенка.
7) Демонстрация родителям фото- и видеоматериалов с уроков в школе, каких-либо школьных мероприятий с целью более подробного разбора определенных моментов воспитания и обучения ребенка.
8) Просмотр видео, снятого самими родителями. Такие записи могут являться своего рода отчетом родителей о проделанной работе и могут использоваться педагогом для разработки предложений по воспитанию ребенка.
Коллективные и групповые формы работы с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья
К наиболее распространенным формам следует отнести следующие:
1) Родительские лектории и практикумы, которые предполагают выработку у родителей разнообразных педагогических умений по воспитанию детей и решению различных педагогических ситуаций. На такие занятия могут приглашаться родители детей с ограниченными возможностями здоровья, которые находятся как на домашнем обучении, так и регулярно посещающие занятия. Темы для проведения практикумов могут быть самыми разнообразными.
2) Обмен опытом между родителями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятие обычно проводится в форме круглого стола.
3) Родительское собрание. Является универсальной формой взаимодействия школы с родителями обучающихся, которая позволяет повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей. Благодаря тому, что на собрания приглашаются и родители детей с ограниченными возможностями здоровья, то они могут почувствовать себя равноправными членами коллектива и при желании вступить в родительский комитет.
4) Совместные досуговые мероприятия, которые направлены на повышение родительской активности на собраниях с участием обучающихся. Примерами таких мероприятий могут быть разнообразные развлечения, показы художественной самодеятельности, постановка сказки и т.д. В зависимости от заболевания ребенка для него выбирается задание, с которым он однозначно справится.
Даже если это будет несложное задание, но ребенок будет участвовать вместе с другими одноклассниками, это даст положительный эффект от мероприятия. Так, родители смогут с другой стороны посмотреть на своего ребенка и получат эстетическое удовольствие, другие родители также смогут по-новому взглянуть на ученика с ограниченными возможностями здоровья. При этом сам ребенок тоже получит возможность проявить себя с лучшей стороны и получить ценный опыт социального общения.
5) Тематические консультации. Они организуются как для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, так и могут иметь вид общеклассного занятия. Альтернативным вариантом может стать использование программы «Скайп» для организации онлайн-консультации.
Организовывая совместное участие детей и их родителей в разнообразных интеллектуальных, творческих и спортивных конкурсах и турнирах, совместных проектах, необходимо учитывать, что социализация детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется не только в ходе совместного обучения со здоровыми детьми. Так, обучающиеся с ОВЗ могут проявить себя, участвуя в различных олимпиадах и конкурсах, которые проводятся как очно, так и дистанционно.
Задачей же педагога является мотивирование родителей на участие в предлагаемых проектах и разнообразных мероприятиях, так как это не только сблизит родителей с их ребенком, но и обеспечит воспитательно-образовательный эффект.
Педагог также может организовывать различные выставки творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья или проводить конкурсы рисунка. Отличных результатов можно добиться и за счет организации совместных интернет-проектов детей с ОВЗ и их одноклассников, где физические недостатки просто не замечаются.
Необходимо также более широко применять современные интернет-технологии, благодаря которым обучающийся с ОВЗ может активно общаться со своими сверстниками, участвовать в различных программах, а родители получают дополнительную возможность взаимодействовать со специалистами школы, как в социальных сетях, так и официальных школьных форумах.
Применение индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с родителями обучающихся с ОВЗ позволяет поднять на новый уровень взаимодействие между школой и семьёй и тем самым существенно повысить эффективность всего процесса воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Роль семьи в социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Роль семьи в жизни человека сложно переоценить, ведь в ней закладываются ценностные ориентации и принципы поведения в обществе, она является средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ и обеспечивает взаимодействие личности и общества.
Становление человека как личности осуществляется в семье, семья закладывает в него базисные основы, а ребенок усваивает основные нормы поведения, способы мышления и язык.
Особое значение семья приобретает в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ведь для него семья одновременно часто выступает и в роли единственного института воспитания. Для того чтобы не допустить социальной дезадаптации детей с различными нарушениями в развитии, устранить препятствия на пути их социализации, и эффективно противодействовать формированию деструктивных родительско-детских отношений необходимо исследовать роль семьи в процессе социальной интеграции особенных детей.
Следует отметить, что особенности психофизического развития детей с ОВЗ обычно приводят к ослаблению их адаптивных возможностей, вследствие чего ограничивается их социализация. Проблему также усугубляет тот факт, что семейная социализация таких детей считается видом отклоняющейся социализации, так как личностное развитие ребенка отклоняется от «эталона развития», который установлен в обществе. По этой причине дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в социализации не только в рамках школы, но и общественной жизни в целом.
В то же время требуется, чтобы такие дети были готовы к относительно независимой жизни и не чувствовали своей социальной недостаточности. И в этом случае основным фактором успешной социализации особенного ребенка становится семья.
При этом многие исследователи отмечают и положительное, и отрицательное влияние семьи на процесс социализации ребенка. Так, в работах В.О.Скворцовойуказывается, что большинство семей, где растет особенный ребенок, являются неблагополучными или неполными. По этой причине какие-либо отклонения в развитии ребенка удается определить только при его поступлении в школу. Дети из неблагополучных семей входят в группу риска, и они часто просто предоставлены сами себе и практически лишены заботы и внимания со стороны взрослых. К такой категории относят и т.н. «социально и педагогически запущенных детей».
Подтверждает данные тезисы и А.С.Спиваковская, которая отмечает, что родительская позиция в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, часто характеризуется неадекватностью, сиюминутностью и ригидностью.
Многие родители также невольно допускают грубые ошибки в воспитании, которые приводят к психологическим травмам ребенка, и бессознательно применяют такие модели воспитания, которые в дальнейшем становятся причинами невротизации детей. Соответственно, неправильный стиль общения родителей со своими детьми отрицательно влияет и на их способность к социализации.
Социализирующий потенциал семьи во многом определяется позицией, которую занимают родители. Так, в своих работах Е.Ю.Бикметова, О.Н.Юлдашева, З.Л.Сизоненко выделяют четыре основные линии поведения родителей с особенным ребенком:
· бегство (пассивная автаркия). Проявляется в том, что семья старается избегать прямых контактов с обществом;
· борьба (агрессивная автаркия). Характеризуется тем, что родители критикуют общественные нормы и ценности или воспринимают их неадекватно;
· отделение (фильтрация). Семья с такой моделью поведения принимает только те ценности общества, которые совпадают с их собственными представлениями;
· гибкость (флексибильность - это способность индивидуума изменить свою психическую установку или легко приспособиться к изменившейся ситуации). Семья понимает о необходимости принятия общественных норм и под влиянием общества формирует собственные представления и ценности.
Выделяют также три критерия оценки родительской позиции:
· адекватность, при которой родители полностью осознают особенности своего ребенка;
· динамичность. В данном случае родительская позиция может часто меняться, а вместе с ней изменяются формы и способы общения с ребенком;
· прогностическая. Данная оценка позиции отражает способность родителей перестроить свое взаимодействие с ребенком, а также адекватно оценить дальнейшие жизненные перспективы.
Дополнительно с родительскими позициями выделяют и возможные модели социализации ребенка:
· ребенок постепенно вживается в свою ущербную ситуацию и осваивает ее ущемляющие стандарты;
· создание семьей защитной оболочки, в результате чего ребенок дистанцируется от общества и его стандартов;
· ребенок приобрел стигму позднее либо узнал, что она у него была на протяжении всей жизни. Такой индивид испытывает трудности с восприятием самого себя, а окружающие испытывают затруднения в проявлении к нему обычного дружеского участия;
· ребенок, который готов учиться новому образу жизни.
Еще одной проблемой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что одновременно с социализацией ребенка происходит процесс ресоциализации его родителей. Эти процессы обуславливаются биологическими, социальными (учет социально-средового окружения), а также психологическими факторами (учет личностных особенностей родителей).
Весьма распространенными случаями являются, когда родители детей с ограниченными возможностями здоровья своим поведением значительно нарушают адекватный процесс социализации детей. Ярким примером такого поведения можно назвать подсознательное «отвержение» ребенка, которое выражается в отсутствии к нему интереса, грубом обращении и даже физическом наказании. Такое поведение приводит к тому, что ребенок начинает считать себя «плохим» и он уверен, что «не достоин родительской любви и внимания». Следствием этого является формирование у детей пониженного фона настроения, резкое снижение самооценки, неуверенности в себе и проявление пассивности.
Негативное воздействие на психику ребенка оказывает и гиперопека родителей. Многие родители начинают испытывать комплекс вины перед ребенком и стараются выполнить все его желания. Такое поведение приводит к тому, что ребенок растет эгоцентричным, пассивным и несамостоятельным. Дети, которые страдают от чрезмерной опеки взрослых, характеризуются социальной и психической незрелостью, что мешает социальной адаптации ребенка.
Семьи, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют много общих черт, но при этом имеются и специфические черты, которые во многом зависят от вида заболевания ребенка. Например, у родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью, часто формируются «рентные установки». В таких случаях они начинают требовать от врачей утяжелить диагноз их ребенку в целях повышения материальной поддержки со стороны государства.
В семьях, где дети имеют интеллектуальные нарушения, межличностные отношения чаще всего строятся по двум моделям:
· доминирование авторитарнойгиперсоциализации детей;
· приписывание родителями своему ребенку личной и социальной несостоятельности.
Дети, которые страдают от задержки психического развития, часто воспитываются в семьях с неблагоприятными психолого-педагогическими и социальными условиями. В таких семьях родители обычно отличаются низкой компетентностью в вопросах развития и воспитания детей, при этом они зачастую жестоко обращаются со своими детьми.
Семьи, в которых дети имеют нарушение слуховой функции, можно разделить на две основные группы: родители с нормальным слухом и родители, которые также имеют нарушения слуха. Это обстоятельство определяет и отношение родителей к своему ребенку, которое может характеризоваться как безразличием или гиперопекой, так и полным принятием его особенности.
Аналогичная ситуация складывается и с семьями, где воспитываются дети с нарушениями зрения. Так, если у слабовидящих или незрячих родителей появляется слепой ребенок, то эта ситуация воспринимается вполне адекватно. Если же такой ребенок рождается в нормальной семье, то это обычно приводит к деформации родительско-детских взаимоотношений, что в дальнейшем существенно затрудняет социализацию ребенка.
В семьях, где дети страдают от нарушения речи, обычно отмечается проблема с установлением нормальной коммуникации, также наблюдается отгороженность и отчужденность во взаимоотношениях. По причине проблем с речью существенно усложняется решение задачи по социализации ребенка.
Значительной психотравмирующей проблемой для родителей аутичных детей часто становится отсутствие возможности поместить своего ребенка в специальные образовательные учреждения.
Выделяют несколько типов неадекватного материнского поведения в отношении своего ребенка аутиста:
· мать слишком эмоционально зависит от ребенка, тем самым подавляя его своей неадекватной аффектацией;
· периодическое, часто внезапное, отвержение своего ребенка. Мать при этом подвержена депрессивному состоянию;
· мать, которая полностью отвергает своего ребенка. Она обычно полностью равнодушна к судьбе ребенка и не проявляет никаких эмоций.
Обычно тяжелая ситуация складывается в семьях, где воспитывается ребенком с синдромом Дауна. Отношения между родителями очень часто характеризуются напряженностью, супруги не удовлетворены собой и супружеской жизнью. В качестве дополнительного травмирующего фактора выступает невозможность наладить адекватный контакт с ребенком.
Если же дети имеют синдром дефицита внимания, то у них обычно возникают трудности с коммуникативным поведением, что требует от родителей, прежде всего, повышенного внимания к ребенку.
Родители, ребенок которых страдает от церебрального паралича, часто склонны к гиперопеке, которая сопровождается у супругов проявлением чувства фрустрации и тревожности. При этом у матерей часто появляется зацикленность на психической и физической беспомощности ребенка. Довольно распространены ситуации, когда оба родителя проявляют повышенную жесткость в обращении с ребенком, а между супругами складываются весьма напряженные отношения. Такое взаимоотношение между родителями во многих случаях приводит к распаду семьи.
Различные особенности отношений по линии родители-ребенок в семьях, где есть дети с ОВЗ, приводят к разным нарушениям в контактах между родителями и ребенком, что в значительной степени затрудняет процесс социализации последнего. В этой связи необходимо вести планомерную коррекционную, диагностическую и профилактическую работу с такими семьями, цель таких мероприятий – формирование конструктивных и адекватных взаимоотношений между родителями и детьми.
Под конструктивными родительско-детскими отношениями (трактовка Л.А.Забродина) понимаются такие отношения между родителями и ребенком, которые со стороны взрослых членов семьи характеризуются эмоционально-ценностным отношением к ребенку, а также наличием адекватного представления о характерологических и возрастных его особенностей. Еще одна характерная черта таких отношений – личностно-ориентированное общение и организация взаимодействия на основе сотрудничества и партнерства.
Если рассматривать родительско-детские отношения со стороны ребенка, то данное понятие можно уточнить следующим образом: конструктивные взаимоотношения предполагают знание, полное принятие и понимание родителями особенностей своего ребенка, поэтому все действия родителей направлены на диагностику, лечение, коррекцию, воспитание и обучение ребенка.
Таким образом, семья может оказывать как положительное влияние на социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и создавать значительные препятствия данному процессу. Для того чтобы сформировать конструктивные родительско-детские взаимоотношения, необходимо ведение целенаправленной психолого-педагогической и медико-социальной работы с семьей, ведь именно от взаимоотношений в семье напрямую зависит успешность социализации и социальной активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности коммуникации с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в разных системах отношений: в семье, среди сверстников, в общении с взрослыми людьми. Если же ребенок посещает общеобразовательное или лечебное учреждение, то подключается еще одна система, имеющая свои установленные правила и законы. При этом общество может как выражать поддержку и сочувствие семье, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, так и отказывать ей в этом. По этой причине для успешного выполнения социально-реабилитационной работы необходимо, чтобы все системы взаимоотношений были нормализованы между собой.
В то же время, кроме оказания медицинской и психологической помощи, семье необходимо обеспечить и социальную поддержку. Однако предварительно требуется определить, в какой конкретно помощи нуждается семья. В этих целях проводится оценка семейной ситуации, которая предполагает изучение, как потребностей родителей, так и самого ребенка. Основная нагрузка по решению данной задачи возлагается на специалиста по социальной работе, который должен на регулярной основе анализировать достигнутые результаты и при необходимости вносить изменения в планы по работе с конкретной семьей.
Для организации социально-педагогической и психологической помощи семьям, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в большинстве случаев применяется определенная модель взаимодействия с родителями.
Она предполагает использования следующих форм оказания помощи:
1) Организация и поддержка функционирования родительских клубов и обществ. В таких клубах родители могут расширить круг своего общения, поделиться опытом воспитания особенных детей, найти понимание и поддержку.
Для того чтобы клуб заработал, необходимо провести значительный объем подготовительных мероприятий. Так, первоначально следует обучить родителя. Это предполагает предоставление ему подробной информации о действующих социальных программах, социальный работник также помогает определить приоритетные направления работы с ребенком.
Далее семья начинает привлекаться к культурно-просветительским мероприятиям, на которых ребенок получает опыт общения, для него и родителей организуются разнообразные досуговые мероприятия, авторами которых являются сами родители и их дети. В результате у детей накапливается опыт организаторской деятельности не только в работе с группами детей, имеющих определенные заболевания, но и здоровыми сверстниками.
При организации консультативных занятий могут проводиться беседы на различные темы:
· развитие восприятия и предметно-игровой деятельности у детей различного возраста;
· организация в домашних условиях совместной деятельности детей и родителей;
· стимулирование познавательной активности ребенка;
· влияние особенностей семейной жизни на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка;
· развитие эмоционально-волевой сферы детей;
· методы поощрения и наказания детей.
2) Обеспечение информационного сопровождения семей с особенными детьми. Данный вид поддержки предполагает выпуск специализированных журналов либо отдельных статей в медицинских и образовательных изданиях. Такие статьи обычно содержат практические советы по уходу за детьми с различными заболеваниями, рекомендации по разрешению ежедневных проблем и проблем воспитания особенного ребенка.
3) Оказание помощи в поиске источников поддержки семьи. При этом помощь может быть, как материальной, так и бытовой, медицинской, социальной, духовной, образовательной.
4) Определение индивидуального метода «борьбы» с проблемами, то есть в задачи социального работника входит оказание помощи в оценке применяемых методов воспитания и коррекции, а также подборе наиболее оптимальных вариантов взаимодействия с ребенком. В частности, может проводиться и психологическая помощь, направленная на переоценку проблемы для уменьшения ее стресса, сравнение жизни с другими семьями, поиски высшего смысла в сложившейся обстановке.
5) Социально-психологическая поддержка, которая осуществляется посредством групповых и индивидуальных консультаций, а также разнообразных тренингов. Желательно, чтобы такая поддержка была максимально приближенной к проблемам конкретной семьи. Психологические консультации рекомендуется проводить на регулярной основе, так как каждый этап взросления ребенка требует своих подходов и определенной тактики поведения родителей при взаимодействии со своим ребенком.
6) Разрешение проблемы восприятия дефекта ребенка, как родителями, так и окружающими. В большинстве случаев родители основное внимание концентрируют на ярко выраженном дефекте своего ребенка, забывая при этом о необходимости социализации, которая помогла бы ему интегрироваться в общество.
В частности, родители должны четко расставить приоритеты в воспитании ребенка: либо они концентрируются исключительно на борьбе с заболеванием, надеясь в будущем решить проблему интеграции в общество, либо же помогают ребенку начать жить здесь и сейчас. Для того чтобы родители начали адекватно воспринимать своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, от специалистов требуется проведение целенаправленной работы с родителями, а ее целью должно стать выявление перспектив и возможностей ребенка даже с учетом его медицинского диагноза.
7) Организация различных досуговых и праздничных мероприятий в образовательном учреждении, где обучается особенный ребенок.
Применение социальным работником данных подходов позволяет оказать всестороннюю поддержку семьям с особенными детьми. Для обеспечения большего эффекта, такая работа должна осуществляться в тесном сотрудничестве со специалистами из других сфер (образование, культура, здравоохранение, соцзащита и др.), так как социальный работник часто выступает в роли посредника между семьей ребенка-инвалида, различными организациями и структурами.
Для примера можно отметить, что по линии здравоохранения дети могут получать помощь в неврологических стационарах, санаториях недельного пребывания, различных консультационных центрах, а также направляться на санаторно-курортное лечение. Посредническая помощь социального работника в данном случае может заключаться в том, что он способствует организации приема у определенного специалиста, ходатайствует о выделении ребенку путевки на оздоровление и т.д.
Дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться в специальных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, одновременно им может предоставляться коррекционная помощь в различных группах кратковременного пребывания, действующих при дошкольных учреждениях, медико-психолого-педагогических, реабилитационных, социальных центрах.
Школьники с различными нарушениями развития обучаются в специальных образовательных учреждениях, либо могут учиться в специальных классах КРО в общеобразовательных учреждениях, в т.н. гибких классах или же интегрироваться в обычные классы с предоставлением нужной коррекционной помощи. Кроме того, многие дети находятся на дистанционном или надомном обучении.
С учетом множества вариантов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья социальный работник должен организовать взаимодействие с педагогами-психологами, дефектологами различных образовательных учреждений. Его посредническая помощь обычно выражается в оказании содействия по установлению контактов родителей с педагогами, решении ежедневных проблем ребенка, связанных с обучением и организацией жизнедеятельности в домашних условиях и условиях образовательного учреждения.
Профессиональная ориентация, а также реабилитация подростков, имеющих определенные нарушения развития, проводится в центрах трудовой подготовки и на базе профессионально-технических училищ. В данных учреждениях оказывается комплексная психолого-педагогическая помощь, которая осуществляется на основе специальных программ и обладает необходимым нормативно-методическим обеспечением.
Благодаря данной системе сохраняется связь и преемственность между дошкольными, общеобразовательными и учреждениями, где осуществляется профориентация учеников. В данном случае посредническая деятельность социального работника заключается в том, что он находится в постоянном контакте с администрацией учреждений, где учатся особенные дети и оказывает им содействие при выборе профессии и дальнейшем жизненном устройстве.
Содержание психолого-педагогической помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Психолого-педагогическая помощь осуществляется по трем основным направлениям:
· диагностическое;
· консультативное;
· коррекционное.
Как правило, специализированная помощь детям с различными нарушениями развития оказывается с первых лет жизни ребенка, она включает в себя психологическую коррекцию, медицинскую реабилитацию. При этом первостепенное значение имеет оказание именно психологической помощи, которая осуществляется в несколько этапов:
· знакомство психолога с семьей и установление первоначального контакта в целях достижения необходимого уровня взаимопонимания и доверия;
· определение основных проблем семьи со слов родителей;
· проведение психолого-педагогической диагностики ребенка;
· выявление модели воспитания, которую используют родители, и проведение диагностики личностных характеристик родителей;
· оценка полученных результатов и определение реальных проблем, которые необходимо преодолевать семье;
· подбор способов, которые помогут решить проблемы;
· подведение итогов, закрепление понимания проблем со стороны родителей.
Психолого-педагогическая помощь оказывается по различным направлениям.
Диагностическая деятельность
Первоначальной проблемой, которую приходится решать специалистам при знакомстве с семьей, – повышенная тревожность или депрессия родителей. Это объясняется тем, что близкие люди практически постоянно находятся в состоянии стресса, который может быть вызван болезнью ребенка, его социальной незащищенностью, пренебрежительным отношением к нему со стороны общества, сложностями в обучении и воспитании.
По этим причинам требуется объективная оценка психологической атмосферы в семье, анализ особенностей взаимодействия родителей между собой и с ребенком, а также выявление наличия у родителей и других членов семьи каких-либо эмоциональных нарушений (в первую очередь, это депрессия и повышенная тревожность).
Тревожность, с психологической точки зрения, – особое эмоциональное состояние человека, которое выражается в повышенной эмоциональной напряженности. В большинстве случаев оно сопровождается беспокойством, различными страхами и опасениями, которые мешают нормальной деятельности и общению с людьми.
При этом тревожность может быть, как личностной, так и ситуационной. Под личностной тревожностью понимается стабильная склонность человека реагировать практически на любые ситуации повышением тревоги и беспокойства.
Ситуационная тревожность является временным явлением, так как возникает только в определенных ситуациях, в других же случаях тревожность не появляется.
У матерей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья, в большинстве случаев выявляются очень высокие показатели и личной, и ситуационной тревожности. Для определения уровня тревожности может использоваться специальный тест-опросник, разработанный Ч.Д.Спилбергом и Ю.Л.Ханиным.
В рамках диагностической работы также применяются разнообразные психологические методики:
· шкала депрессии Зунга, которая позволяет провести дифференциальную диагностику депрессивных состояний, а также состояний близких к депрессии;
· шкала одиночества, ее авторами являются Д.Рассел, Л.Пепло, М.Фергюсон. Целью диагностики является исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества, связи данного состояния с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией;
· опросник состояния агрессии Басса-Дарки, который помогает выявить показатели и формы агрессии, к которой в наибольшей степени склонен человек;
· методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раэ. Ее применение позволяет определить наличие и уровень стресса, а также определить степень стрессоустойчивости личности;
· методика диагностики уровня социальной фрустрированностиЛ.И.Вассермана, которая направлена на выявление степени неудовлетворенности человека социальными показателями в основных сферах жизнедеятельности.
Выявление эмоциональных нарушений и степени их проявления у родителей детей с особенностями психофизического развития позволяет разработать дальнейшую стратегию коррекционной и консультативной работы с семьей. Выполнение консультативной работы может осуществляться по нескольким направлениям:
· семейное;
· психолого-педагогическое;
· профессионально-ориентированное.
Психологическое консультирование
С семьями, где дети имеют врожденную инвалидность или обладают какими-либо особенностями психофизического развития, первоначальная работа предполагает проведение психологического консультирования. Это связано с тем, что сразу после появления особенного ребенка его родители обращаются за медицинской помощью в надежде на преодоление недуга. В том случае, если состояние ребенка является необратимым или отсутствуют шансы на его полное выздоровление, родители испытывают глубочайший стресс и чувство отчаяния.
Именно в такие моменты они особенно остро нуждаются в квалифицированной помощи психолога, который им дополнительно оказывает разъяснительную, терапевтическую и рекомендательную помощь. В тех случаях, когда родители остаются не удовлетворенными результатами консультации, целесообразно пригласить их на повторную беседу.
При работе с неблагополучными семьями требуется оказать помощь семье по «овладению ситуацией», а также раскрыть психологические ресурсы родителей в целях преодоления дезадаптации.
Консультативная работа обычно включает в себя несколько этапов:
1) Оказание помощи семье в анализе ситуации, при этом требуется решить следующие вопросы:
· наличие дополнительных источников поддержки (материальных и нематериальных);
· доступные резервы (есть ли те, кто может помочь и как можно использовать предлагаемую помощь);
· какие проблемы необходимо решить. При этом осуществляется разделение проблем на материальные (деньги, одежда, питание, медицинская помощь и др.) и нематериальные (организация досуга, эмоциональные переживания, дефицит общения и др.).
2) Анализ эффективности способов реагирования семьи на различные сложные ситуации.
3) Оказание помощи семье в выработке правильного и адекватного отношения к реакции окружающих на различные проявления речевых, двигательных и других дефектов ребенка. Этот этап работы имеет особое значение, ведь внешнее проявление инвалидности вызывает у людей различные реакции: отвращение, любопытство, брезгливость, жалость. И в большинстве своем такие реакции являются крайне оскорбительными как для ребенка, так и его родителей. Задача психолога в данном случае заключается в том, чтобы помочь всей семье успешно преодолеть болезненное реагирование на поведение других людей.
Во время проведения консультаций родителям также предоставляется информация о доступных формах поддержки и различных моделях, которые они могут использовать для обучения и воспитания особенных детей.
Коррекционная работа
Коррекционная работа ставит своей целью психологическую и социальную реабилитацию не только ребенка, но и его ближайших родственников.
Детям с различными отклонениями коррекционная помощь предоставляется как в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, так и в учреждениях системы образования. В центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации предусматривается широкий набор услуг, которые предоставляются как детям, так и их ближайшему окружению. При этом все услуги направлены на то, чтобы оказать помощь семейному и индивидуальному развитию, а также защитить права всей семьи. По возможности коррекционная помощь оказывается в естественном окружении, то есть по месту жительства ребенка, в результате чего осуществляется социально-педагогический патронат семьи.
Социально-педагогическая служба также решает задачи по выравниванию возможностей особенных детей со здоровыми сверстниками, что достигается за счет мероприятий, направленных на развитие их личностных способностей, обеспечение благополучного эмоционального состояния, стимулирование творчества. Данный вид работы может осуществляться по следующим направлениям:
1) Компенсация возможностей, которых ребенок лишен с рождения или утратил их по причине болезни либо травмы. Развитие недостающих функций осуществляется обычно при помощи других людей и за счет создания для ребенка определенных условий, которые позволяют преодолевать неприступные ранее для него препятствия.
2) Организация работы с другими участниками коррекционной реабилитации: родители, ближайшее окружение, специалисты различных служб.
3) Создание условий и проведение таких мероприятий, в которых особенные дети могли бы наравне участвовать со здоровыми детьми. Желательно, чтобы такой поход был организован во всех видах служб.
4) Взаимопомощь, которая предполагает активное участие в коррекционно-реабилитационных мероприятиях добровольных помощников, а также оказание добровольной взаимной поддержки. Основными задачами взаимопомощи является преодоление страха ребенка перед недоступной для него средой, высвобождение его духовных и физических сил и направление их на выявление и развитие личностных способностей и талантов. Родители, которые получают такую поддержку, становятся более объективными в оценке имеющихся проблем, связанных с инвалидностью их ребенка. Они также начинают проявлять более активную социальную позицию и меньше замыкаются на проблемах своего ребенка.
Необходимо учитывать, что по мере взросления и изменения формы заболевания содержательная сторона психолого-педагогической помощи может претерпевать значительные изменения.
Всем членам семьи также следует как можно лучше разбираться в особенностях детского развития, учиться правильно общаться не только с ребенком, но и друг с другом. Такое поведение позволит не допустить усугубления первичных дефектов развития.
По этой причине в рамки социально-педагогического патроната входит и организация благоприятного окружения для ребенка, что предполагает создание особой положительной обстановки, применение специального оборудования, определенного стиля общения и способов взаимодействия. Кроме того, программа предполагает и оказание информационной поддержки родителям в целях приобретения ими новых знаний и умений.
В рамках выполнения программы на регулярной основе осуществляется мониторинг хода событий, что проявляется в постоянном обмене информацией между педагогами и родителями ребенка. Если требуется, педагог оказывает помощь родителям в преодолении ими различных трудностей, в том числе осуществляет переговоры со специалистами, представителями учебных и медицинских учреждений и при необходимости отстаивает интересы и права ребенка. Педагог также может периодически посещать семью, что необходимо для более эффективного разрешения возможных трудностей и проблем.
Таким образом, программа реабилитации представляет собой циклический процесс. Она предполагает создание межведомственной команды специалистов, которая постоянно работает с семьей, что позволяет существенно снизить количество посещений родителями различных инстанций и учреждений. Кроме того, важным моментом в программе является участие родителей, благодаря чему удается добиться большего прогресса в реабилитационном процессе.
Список литературы:
1. Азлецкая Е. Н. Мониторинг готовности образовательных организаций к реализации инклюзивного образования как фактор его развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 81–85.
2. Акимова О.И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.
3. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-14.
4. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
5. Екжанова, Е.А. От интеграции к инклюзии / Е.А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16.
6. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С -Пб, Воронеж, Минск, 2004.
7. Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. - Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.
8. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
9. Исследование отношения педагогов и родителей к инклюзии в дошкольной образовательной организации Еронько Ж.В. Глушак Е.В. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.
10. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
11. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С -Пб, «Речь», 2005.
12. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
13. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
14. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
15. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.