Роль самообразования педагога в образовательном процессе
«Педагог лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» А. Дистервег
Для профессиональной деятельности педагога эти слова актуальны и в настоящее время. Актуальность данной работы в масштабах страны состоит в том, что в связи с модернизацией системы образования в Российской Федерации, существенно изменилось законодательство и нормативно-правовые акты в отношении профессионально-квалификационных требований к педагогическим работникам.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
О роли самообразования для педагогов всегда говорили и писали видные отечественные педагогические деятели, такие как основоположник научной педагогики в России, русский педагог К.Д.Ушинский, один из выдающихся ученых современности, академик Д.С. Лихачев.
Сама жизнь обозначила проблему непрерывного педагогического самообразования как наиболее актуальную. Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самообразования, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях:
а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;
б) постоянное повышение профессиональной компетентности;
в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.
Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию.
В результате этого в современных условиях можно выделить несколько форм организации самообразования, имеющие свои преимущества и недостатки:
1. Курсовая подготовка.
2.Получение второго высшего образования или второй специальности.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации (конференции, семинары, олимпиады и конкурсы).
4. Индивидуальная работа по самообразованию.
5. Сетевые педагогические сообщества
Каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.
Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:
- "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
- "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности);
- "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
Можно выделить несколько составляющих процесса самообразования педагога:
- изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения;
- посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;
- периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
- совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;
- систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
- повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Соответственно существуют более десятка направлений, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием. Этот список направлений не постоянен и любой творческий педагог может дополнить его собственными направлениями.
Вместе с тем для любого руководителя в любой сфере деятельности основным показателем компетенции работника являются не документы о квалификации, а результаты работы. Документы об образовании и квалификации являются обязательными на первоначальном этапе, т.е. при приёме на работу, далее оцениваются только компетентность работника и результаты его работы.
Анализ работы педагогов показывает, что, не имея педагогического образования, но используя свой опыт, изучая передовой опыт в своей специфике и имея определённые чемпионские амбиции, многие педагогические работники имеют стабильные показатели в работе, могут подготовить победителей и призёров разных уровней. В заключении хотелось бы отметить, что общество всегда предъявляло к педагогу самые высокие требования. А в результате реформирования и модернизации системы образования Российской Федерации в последние годы, к педагогическим работникам всех уровней эти требования стали намного жёстче.
Аттестация, участие в профессиональных конкурсах различных уровней, разработка авторских программ, обобщение своего педагогического опыты в специальной методической литературе, владение современными компьютерными технологиями и многое другое, стали необходимыми критериями оценки эффективности их педагогической деятельности.
Для этого нужно конечно высшее профессиональное педагогическое образование, которое ценно не наличием диплома, а бесценным багажом знаний. Самообразование должно постоянно пополнять этот багаж, и выступать как ценная дополнительная опция к этому багажу.
Именно поэтому современное образование - это лишь часть источника получения актуальных знаний. Вторую часть этого источника составляет самообразование. И ему современный специалист в любой области должен уделять максимальное количество времени, отведенного на обучение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.