Роль семейного чтения в развитии детей с ОВЗ дошкольного возраста
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Потребность в книге закладывается на всю жизнь как раз в первые годы жизни ребенка. Семья – это особый социальный институт, который вводит ребенка в мир культуры. Именно в семье происходит первая встреча человека с книгой. Задолго до того, как ребенок выучит алфавит, благодаря чтению взрослыми вслух он уже формируется как читатель. Важно отметить, что семья является мощным фактором развития личности человека. Именно она закладывает основы мировоззрения, образ жизни и ценностные ориентиры. Для ребенка родители – первые и самые главные учителя. Если ребенок с малого возраста видит читающих родителей, то в будущем он будет копировать их поведение и сам пристрастится к литературе. Кроме того, когда ребенок слышит, как ему читает мама, он овладевает навыками правильной речи. Так же семейное чтение – средство эстетического воспитания личности. Замечено, что те дети, с которыми родители проводили время за книгой, более приспособлены к общению в социуме. Именно дом, а не детский сад или школа, является наиболее важным образовательным учреждением в стране, и самые важные наставники – родители. Именно они учат его сначала делать первые шаги, говорить первые слова, читать первые книжки. Именно благодаря совместному чтению, ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература – неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать не только нужно, но и очень интересно.
Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.
В последнее время возрастает интерес к возрождению традиций семейного чтения, так как концепция современного образования базируется на формировании различных обучающих и воспитывающих сред, и понимание сущности семейного чтения позволяет рассматривать его как своего рода развивающую среду для детей с ОВЗ.
Когда вы читаете с ребенком:
- вы делите с ребенком не только время, но и интерес, вы рассуждаете, обсуждаете прочитанное.
- вы учите ребенка слушать, слушать долго и не прерывать, слушать внимательно и вдумчиво.
Чтение хорошей детской книги всегда приятно и приятно вдвойне: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир детства.
Виды семейного чтения:
Опосредованное чтение – это чтение, когда ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому:
- контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, изменять текст, делая его более доступным;
- ярко и выразительно подавать материал;
- следить за реакцией ребенка.
Чтение как сотворчество – это чтение, когда на равных участвуют взрослый и ребенок. Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль критика. Учите ребенка отмечать положительные и отрицательные стороны героев книги как можно раньше, ведь высказанная вслух симпатия или антипатия к герою поможет малышу осознать, почему нравится один и не нравится другой герой. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество позволяет незаметно привить у ребенка желание читать самому.
Самостоятельное чтение – самый сложный вид чтения. Легко запоминая буквы, ребенок сталкивается с проблемой соединения их в слоги, а затем в слова. На фоне неудач у него может пропасть интерес к чтению. Введите элементы игры в процесс овладения чтением. Упражнение-загадка поможет понять логику образования слова. Выберите для чтения простые и понятные слова, например: мяу, гав, хрю и т.п. Буквы напишите на отдельных карточках.
Возникает вопрос, какие книги читать?
- сказки народные о животных, волшебные, сказки авторские стихотворные и в прозе;
- истории про сказочных животных, про реальных животных;
- про человечков или маленьких нечто;
- про детей, встретившихся с чудесными существами и попавших в сказочный мир;
- про детей в реальной жизни;
- книги познавательного характера при условии обязательно красочные;
- детскую фантастику и приключения;
- любимую книгу вашего детства.
Родителям детей от 0 до 3 лет
Книги для младенцев? Вы будете удивлены, не рано ли? Нет, не рано. Примерно в 8-9 месяцев малыши начинают воспринимать текст, но пока не значение слов, а лишь звучание речи. Поэтому в таком возрасте знакомьте их с простыми и мелодичными стихами. После года многие дети уже готовы слушать небольшие сказки. Чтобы сделать чтение интересным – обсуждайте картинки, почаще просите малыша показывать знакомые предметы.
Уже со второго года жизни дети активно начинают рассматривать рисунки, поэтому следует выбирать книги с «говорящими» иллюстрациями, которые помогают малышу лучше понять характер, настроение изображаемых персонажей.
В возрасте от 2 до 3 лет дети любят слушать и читать стихи, предпочитая их прозе. Они с легкостью готовы запомнить и повторить понравившиеся стихи, потому что им необходим гармоничный мир, наполненный мелодичными звуками, где красота языка сочетается с ритмом.
Родителям детей от 3 до 5 лет
После прочтения книги, попросите ребенка нарисовать запомнившихся и полюбившихся героев. Это пробудит его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее. Только не забывайте все время хвалить ребенка!
В этом возрасте отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий.
Родителям детей от 5 до 7 лет
Как можно дольше читайте своему ребенку вслух. Стремитесь к тому, чтобы ваше чтение переросло в самостоятельное чтение ребенка. Сначала можно читать по очереди, хотя бы и через строчку, но постепенно отдавать инициативу малышу, не забывайте хвалить его за выразительность и артистизм.
Собирайте домашнюю библиотеку. Не разменивайтесь на мелочи – собираете те книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд детской литературы. Иногда стимулом для чтения может стать ваш рассказ о том, при каких обстоятельствах книга была приобретена, как она попала в ваш дом, у кого побывала до того, как заняла свое место на вашей полке. И помните, когда в доме появятся внуки, история этих книг только удлинится, а их ценность повысится.
Обучение чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.
Наблюдения специалистов показали, что обучение чтению у «особых детей» почти никогда не вызывает негативных реакций. Скорей всего, это связано с тем, что обучение чтению не ставит ребёнка в ситуацию, когда взрослые ждут, чтобы он заговорил.
Для ребенка очень важно, чтобы в каждый момент он учился. Правильно организованное пространство значительно ускоряет путь к успеху ребенка с ОВЗ. Нередко то, что осваивается медленно и с трудом, приносит большую радость, чем то, что осваивается легко. Родители значительно ускорят путь ребенка к успеху.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.