Роль социокультурных институтов в формировании региональной идентичности младших школьников
Оценка 4.7

Роль социокультурных институтов в формировании региональной идентичности младших школьников

Оценка 4.7
docx
29.09.2024
Роль социокультурных институтов в формировании региональной идентичности младших школьников
Роль социокультурных институтов в формировании региональной идентичности младших школьников.docx

Роль социокультурных институтов в формировании региональной идентичности младших школьников

Кондрашина Наталья  Леонидовна

ЦРТДЮ города Кирова, методист

Учитывая различные подходы к пониманию региональной идентичности, где последняя определяется как целостный, интегративный и дифференцированный процесс, благодаря которому устанавливается соответствие индивидов с социокультурным пространством региона, в рамках которого люди отождествляют себя с некими социальными образцами, действующими или действовавшими в конкретном обществе. Что касается процесса формирования региональной идентичности младших школьников, то его можно определить как систему последовательных действий, обеспечивающих их осознанное самоотождествление и самовосприятие как членов регионального социума. С точки зрения воспитания этот результат будет способствовать формированию патриотизма, развитию нравственных основ и культурному развитию личности в целом.

Формирование региональной идентичности младших школьников происходит под воздействием комплекса объективных условий и субъективных факторов, среди которых: личностные особенности, социальное окружение, этнокультурная и социально-культурная среда, совокупность культурных и социальных норм, формы, методы и средства воспитания и обучения и т.п. Помимо непроизвольного воздействия на детей для управления этим процессом используются ресурсы социально-культурных институтов, которые осуществляют целенаправленную деятельность в этом направлении.

Социально-культурные институты, как общественные структура представляют собой организации, наиболее полно отражающие взаимодействие людей с учетом их интересов, потребностей, ценностных установок и социальных ориентации.

Одним из важнейших социально-культурных институтов является семья. Именно семья по своей сути является изначальной структурной единицей социума, и в то же время традиционно ведущим социально-культурным институтом. Она представляет собой первичный социально-культурный коллектив взрослых и детей, обеспечивающий естественную среду их духовно-нравственного развития.

Семья формирует основные идеалы и ценности, обучает следованию общественным нормам. Здесь ребенку предлагают первые образцы поведения и деятельности, учат жить рядом с другими людьми. Все вышесказанное представляет собой основу социокультурного процесса, происходящего в семье и развивающегося в её социокультурном пространстве. Эта система обеспечивает сходное поведение людей, согласовывает и направляет их стремления, формирует культурные потребности и обеспечивает их удовлетворение. Разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи, культурологи, культурантропологи и психологи постоянно выявляют определённые элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре, а формируются и передаются они, в первую очередь, через семью.

Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия.

Семейная среда, являясь для ребёнка первой культурной нишей, многогранна. Она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания. Продуманная воспитательная среда – это прекрасная площадка для развития чувств, мыслей, поведения. Социокультурные ценности и атмосфера в семье определяют, станет ли она воспитательной средой, пространством для саморазвития и самореализации личности. В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит процессом становления личности, заботясь о её здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии. Огромную роль играет семья в ходе приобщения детей к культурным ценностям. Семья включает подрастающее поколение в различные виды деятельности: познавательную, предметную, коммуникативную, игровую, трудовую, учебную, досуговую. Семья, будучи первостепенной воспитательной и культуроформирующей средой, принимает на себя основную функцию, обеспечивая определённый уровень развития ребёнка.

Таким образом, роль семьи в формировании региональной идентичности сложно переоценить, ведь именно здесь закладываются основы социальной, этнической и религиозной принадлежности, формы и способы восприятия социальной действительности и взаимодействия с ней. Наряду с тем, что основы личности закладываются в семье, она не может оставаться единственным институтом жизнедеятельности человека.

Являясь основополагающим элементом в процессе развития личности и ее идентификации, семья формирует базовые ценности, установки, нацеливающие ребёнка на поиск жизненного смысла, основанного на постижении духовно-нравственных идеалов. Семья связывает ребёнка с национальными корнями, вводит в контекст национальной истории, формирует чувство причастности к судьбе своей малой родины. Тем самым семья создает дополнительные по отношению к другим институтам условия, гармонизирующие процессы социализации, индивидуализации и идентификации личности. Все социально-культурные функции семьи усиливаются в ходе взаимодействия с субъектами социально-культурной деятельности, в частности с другими социально-культурными институтами.

Значительная роль в формировании региональной самоидентичности принадлежит учреждениям образования, поскольку они выполняют основную функцию в процессе формирования позитивной социальной идентичности, поскольку они влияют на сущностные характеристики всего общества, способствует развитию материально-технической, нравственной и культурной основы общества. Система образования осуществляет отбор культурной информации и трансляцию ценностных представлений и моделей идентификации, определяет этапы и методы освоения культуры. Социальная миссия образования заключается в том, что оно является инструментом общественного согласия, интеллектуальной основой гражданской консолидации, способом понижения избыточного социально-политического напряжения, поэтому образование – самый мощный и самый надежный механизм культурного воспроизводства и формирования позитивной региональной идентичности.

Средства массовой информации и коммуникации, как социально-культурный институт обеспечивают организацию непрерывного процесса массовой социальной и культурной информации населения. Их аудитория представляет собой не только объект, но и субъект, который самостоятельно решает: потреблять или не потреблять информационную продукцию. Прямо или косвенно они участвуют в формировании мнений, оценок, установок, ценностных ориентации, влияют на трудовую и общественно-политическую активность человека, его участие в общественной жизни и организацию досуга. Специфика социокультурных условий современной России и развитие новых информационных технологий дает современным средствам массовой коммуникации потенциально большие возможности воздействия на личность и общество. В условиях кризисного состояния традиционных трансляторов региональной идентичности, таких как семья и школа, средства массовой коммуникации стали приобретать роль ведущих агентов социализации подрастающего поколения, которые с помощью новейших технологий в массовом масштабе оказывают воздействие на их сознание.

Сегодня в рамках информационного пространства просматриваются конструктивная и деструктивная тенденции, направленные на формирование позитивной региональной идентичности через представление о национальной культуре и истории, ощущение причастности каждого человека к социальному целому, артикуляцию социальной памяти. Вместе с тем, противоречие между ценностями аудитории и ценностями, лежащими в основе социокультурных образцов, транслируемых современными средствами массовой коммуникации, зачастую затрудняет осознанную позитивную региональную идентификацию личности ребёнка.

Помимо вышеназванных социально-культурных институтов важную роль в формировании региональной идентичности младших школьников играют учреждения культуры и искусства. К ним относят клубные и библиотечные учреждения, социально-культурные и развлекательно-игровые комплексы и центры досуга; парки и парковые учреждения и системы; историко-культурные учреждения и комплексы музейного типа; учреждения искусства и народного творчества, центры народных промыслов и ремесел; санаторно-оздоровительные и курортные учреждения; выставочные залы и комплексы; театрально-зрелищные предприятия и киноконцертные учреждения; учреждения туризма и спорта. Эти социально-культурные институты дополняют традиционные и альтернативные учреждения дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования. Эти учреждения и организации создаются для удовлетворения разнообразных духовных интересов членов общества.

Являясь одними из основных субъектов социально-культурной деятельности, учреждения культуры и искусства активно участвуют в процессе формирования региональной идентичности младших школьников. Формы этой работы многообразны и определяются спецификой учреждений.

Так библиотека, выполняя функции собрания и хранения произведений печати, письменности, аудио и видеоматериалов для общественного пользования, осуществляет первичное знакомство с источниками истории и культуры. Посредством библиотечной деятельности происходит приобщение ребёнка к лучшим образцам художественной и документальной литературы о родном крае, фотоматериалам и другим произведениям, обеспечивающим формирование региональной идентичности.

В свою очередь, в пространстве музея происходит формирование регионального менталитета и, более того, постановка проблемы идентичности. Идентичность как результат становления чувства самоуважения и самобытности поддерживается через связь с прошлым, но важна в этом случае не сама констатация связи, а о-сознание и о-смысление, и одновременно включенность во множество смыслов прошлого через умение и понимание образно-чувственного мира музейного пространства. С одной стороны, музей и его коммуникативные формы деятельности позволяют сконструировать региональную идентичность, утвердить национальные, культурные и социальные традиции и ценности.

Учреждения культуры культурно-досугового типа, театрально-зрелищные учреждения и другие, выполняют роль субъекта региональной идентичности посредством целенаправленного воздействия на аудиторию в процессе организации различного типа программ и проектов. Это организация концертов, выставок, театральных постановок, представлений, шоу-программ, и индивидуальная работа со школьниками. Основными задачами этой работы являются: социализация личности, формирование и развитие патриотизма, приобщение к культурным, историческим и духовно-нравственным ценностям и многое другое. Так или иначе, эти учреждения обладают целым арсеналом средств по формированию у младших школьников основ регионального самосознания, самовосприятия и самоидентичности.

Таким образом, социокультурным институтам принадлежит важная и неоценимая роль в формировании региональной идентичности младших школьников по нескольким основаниям:

-                 младшие школьники, являясь объектом социально-культурной деятельности, имеют достаточное количество свободного времени, которое используется для познавательных видов деятельности. Он активно впитывает в себя нравственные и интеллектуальные знания, что способствует усвоению информации, транслируемой различными социально-культурными институтами, будь то семья, школа или другое учреждение культуры и искусства;

-                 педагогический потенциал и ресурсная база современных социально-культурных институтов способны обеспечить качественную работу по формированию региональной идентичности младших школьников;

-                 одной из причин недостаточной эффективности этой работы является отсутствие в большинстве регионов отлаженной системы взаимодействия социокультурных институтов. И если семья активно взаимодействует со школой и другими учреждениями, то сами учреждения не всегда находят точки соприкосновения по многим общим вопросам. Для нивелирования этого процесса и повышения эффективности деятельности социально-культурных институтов требуется грамотное проектирование процесса их взаимодействия в целом и по вопросам формирования региональной идентичности младших школьников в частности.


 

Роль социокультурных институтов в формировании региональной идентичности младших школьников

Роль социокультурных институтов в формировании региональной идентичности младших школьников

Одним из важнейших социально-культурных институтов является семья

Одним из важнейших социально-культурных институтов является семья

В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит процессом становления личности, заботясь о её здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии

В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит процессом становления личности, заботясь о её здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии

Система образования осуществляет отбор культурной информации и трансляцию ценностных представлений и моделей идентификации, определяет этапы и методы освоения культуры

Система образования осуществляет отбор культурной информации и трансляцию ценностных представлений и моделей идентификации, определяет этапы и методы освоения культуры

Вместе с тем, противоречие между ценностями аудитории и ценностями, лежащими в основе социокультурных образцов, транслируемых современными средствами массовой коммуникации, зачастую затрудняет осознанную позитивную региональную идентификацию…

Вместе с тем, противоречие между ценностями аудитории и ценностями, лежащими в основе социокультурных образцов, транслируемых современными средствами массовой коммуникации, зачастую затрудняет осознанную позитивную региональную идентификацию…

В свою очередь, в пространстве музея происходит формирование регионального менталитета и, более того, постановка проблемы идентичности

В свою очередь, в пространстве музея происходит формирование регионального менталитета и, более того, постановка проблемы идентичности

И если семья активно взаимодействует со школой и другими учреждениями, то сами учреждения не всегда находят точки соприкосновения по многим общим вопросам

И если семья активно взаимодействует со школой и другими учреждениями, то сами учреждения не всегда находят точки соприкосновения по многим общим вопросам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2024