Роль творчества в формировании личности ребенка
Оценка 4.8

Роль творчества в формировании личности ребенка

Оценка 4.8
docx
13.11.2022
Роль творчества в формировании личности ребенка
Роль творчества в формировании личности ребенка.docx

Роль творчества в формировании личности ребенка

 

Гуманисты всех эпох издавна оценивали роль творчества в формировании личности чрезвычайно высоко. «Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу», - утверждал Б. В. Асафьев. «Раннее вовлечение детей (и не только особо одаренных) в творческую деятельность очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно для ребенка, и вполне отвечает его потребностям и возможностям», - указывал Б. М. Теплов. П. П. Блонский доказывал, что ребенок по природе своей – «творец всяких, в т. ч. и эстетических, ценностей»; поэтому в проявлении своего творчества он «сильно тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации». Любовь малыша к созданию песенок, их интерес к контрастным тембрам, ритмам, большим интервалам подмечал Л. Стоковский. Он также считал, что «для детей музыка никогда не бывает чем–то изолированным и обособленным, она всегда является частью жизни».

Способность к творчеству (креативность) в психолого – педагогической литературе рассматривается как особое качество личности, характеризующееся способностью к саморазвитию. В широком смысле творчество – это сознательная целенаправленная деятельность человека в области познания и преобразования действительности. В музыке творчество отличается ярко выраженным личностным содержанием и проявляется как особое умение воспроизводить, интерпретировать, переживать музыку. Творчество – показатель развитости человека, оно необходимо в любом виде деятельности. В музыке – это высший показатель овладения человеком музыкальным искусством. Однако, к детским музыкальным творениям – таким хрупким и эфемерным – нельзя подходить со взрослой меркой: «музыкальное творчество не проявляется только в сочинении «сложных музык», оно гораздо многообразнее и разветвленнее, чем кажется».

Музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение, самоутверждение в их единстве. При этом творчество – это не внешне активное выражение «деятельности» (даже посредственный урок внешне может протекать как «творческая деятельность», когда дети все время «заняты»), а глубинное стремление личности к духовному самоопределению – через искусство. Отсюда проистекает потребность в самовыражении, когда ребенок выражает свое отношение к нравственно – эстетическим идеалам, заключенным в искусстве; в самопознании,- когда «исследует» свой духовный мир через музыку; в самоутверждении,- когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о своей творческой энергии.

Итогом данной деятельности является, как правило, не только возросшая креативность учащихся, но и культурно – социальная ценность получаемого результата. Во–первых, в процесс становления детского творчества гармонично вплетена психолого – коррекционная работа с целью привития социально – ценных установок, устранения неверия в свои силы. Во–вторых, генеральной линией выступает мысль о высокой миссии гуманизма, добра: о творчестве как воплощении лучших побуждений человека, о связи творчества с трудом. Втретьих, формирование положительной мотивации обеспечивается занимательностью, созданием ситуаций успеха, предвосхищением тех эмоций, которые желательно испытать ребенку.

Уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть роль в творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями, умениями и навыками в локальной сфере – музыке. Они закладывают основы личностной расположенности к музыке, отзывчивости на нее, потребности в ней. Постигая тайны процесса творчества, человек непроизвольно воспитывает в себе уважение к продуктам творчества. Так через творчество созидается потенциальный слушатель.

Творческая деятельность имеет существенное значение в деле формирования художественного восприятия. Во–первых, в процессе творческой деятельности возникает такая ситуация, при которой душевная организация школьника оказывается хотя и низшей, но близкой к душевной организации художника. Именно особое состояние души является, на наш взгляд, и стимулом к созиданию, и ключом к пониманию произведения искусства. Постигая новые знания на основе творческого, практического освоения материала, ребята приобщаются к процессу созидания. Тем самым создается тенденция к психологической совместимости творца и реципиента.

Во–вторых, творческая деятельность является механизмом, формирующим ценностные критерии и ориентиры. В период созидания ребенок учится отбирать наиболее значимые элементы языка и формы. Сравнительный анализ собственного творчества (стихотворений, мелодий, хореографических постановок, рисунков, самостоятельно изготовленных костюмов и декораций) с творческими работами товарищей вызывает умение оценивать воспринимаемое, грамотно и доказательно отстаивать свою точку зрения, то есть критично мыслить. Во время своих творческих проб они учатся аргументированно доказывать свои симпатии, объективно оценивать себя и товарищей.

В дружеских беседах с педагогом формируются ценностные критерии, умение поэтапно анализировать предложенные образцы. Несомненно, такой опыт в будущем поможет ребятам самостоятельно разбираться в многообразии явлений музыкального искусства, находить в нем подлинное, истинно прекрасное и, наоборот, за яркостью и нарядностью оформления видеть пошлый примитив. Наконец, в творческой деятельности вырабатываются и шлифуются такие психические свойства личности, как эмоции, воображение, внимание, память, мышление, воля. От их успешного развития зависит глубина и ценность художественного восприятия.

Выдвигая творческий ракурс музыкальных занятий в качестве основной педагогической идеи, необходимо оговорить, что подразумевается под «детским творчеством». Это понятие не связывается только с возрастными ограничениями. Оно призвано обозначить некоторое качественное своеобразие творчества – тесную связь с игровой деятельностью, где грань между ними не всегда, правда, отчетливая, прокладывается целевой установкой: в творчестве поиск и созидание нового всегда осмыслены как цель, игра же изначально таковой не предполагает.

Рассматривая игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая деятельность воображения, Л. С. Выготский подчеркивал, что «на основе элементов, взятых из окружающей жизни, создается новое творческое построение, образ, принадлежащий самому ребенку». Близость творчества игровой стихии ребенка, как показывают его исследования, а также исследования Б. М. Теплова, позволяет организовать такую систему усвоения знаний, когда учение – не самостоятельная деятельность, а компонент и результат другой деятельности – игры.

Помимо синкретической природы, близость художественного творчества и игры прослеживается в эмоциональной непосредственности мотивов, доминировании образного начала, интереса к самому процессу действия, условности его ситуации, языка. Интересно, что и в том и в другом случае присутствует один и тот же парадокс: ребенок действует по линии наименьшего сопротивления (получает удовольствие), но научается действовать по линии наибольшего сопротивления. Другими словами, несмотря на получение радости от творческого действия, ребенок учится действовать не по непосредственному импульсу, а, напротив, соответственно заданным правилам, которые диктуются игрой и творчеством.

Тем не менее, следует помнить, что творчество и игра – понятия не тождественные. Мотив игрового действия «лежит» в самом процессе, в творчестве же действие направлено на продукт, на конечный результат. Именно наличие такого несходства позволяет сделать учебный процесс наиболее эффективным. Соединяя творчество и игру, мы моделируем такую творчески – игровую ситуацию, при которой те или иные навыки закрепляются гораздо успешнее.

При построении учебного процесса необходимо учитывать синкретический характер детского творчества. Причем, общеобразовательная школа в этом отношении дает педагогу больший простор, чем школа музыкальная, т.к. к взаимодействию разных видов творческой деятельности подталкивают «выходы» отдельных предметов на те или иные виды искусства. Проблема тесного взаимовлияния искусств неоднократно ставилась и на уровне целой эпохи (Возрождение), и на уровне творческого направления (импрессионизм), и в рамках индивидуально – авторского стиля (Скрябин).

В рассуждения о синтезе искусств уместно включить мысль В. Дранкова о том, что сам творческий процесс в любом виде искусства может быть представлен как своеобразное взаимодействие способностей и методов различных искусств. Представляя, что между отдельными видами искусств существуют не только эстетические, но и психологические связи, В. Дранков объясняет это тем, что после исторического разделения искусства на различные виды между ними могли сохраниться внутренние связи, отношения, проявляющиеся в творческом процессе. Такое наблюдение ученого подтверждает мысль о целесообразности синтеза искусств в процессе творчества, тем более что, как оказывается, это имеет немаловажное значение и в творческом процессе любого мастера. Вспомним феномен, обращавший на себя внимание при знакомстве с биографиями выдающихся деятелей искусства: довольно часто они весьма незаурядно проявляли себя в разных «амплуа».

Таким образом, осуществляя творческую деятельность на основе синтеза искусств, мы создаем благоприятные условия для развития талантливой, художественно одаренной личности, в природе которой заключено «взаимодействие различных художественных способностей». Несомненно, ребенок, самостоятельно пробующий сочинять музыку, стихи, умеющий выразить себя в свободной пластике движения, показать индивидуальное видение мира, будет богаче и полнее воспринимать искусство, созданное другими.

Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания – оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть исполнения и восприятия. Необходимые для нормального функционирования произведения искусства исполнение и восприятие в детском музыкальном творчестве решают еще одну важную задачу: несут ребенку удовлетворение, личностное самоутверждение в глазах одноклассников и взрослых, стимулируя его творческий процесс. Поэтому психологические мотивы творчества, поддерживающие желание творить, нуждаются в подпитке в виде открытых исполнений того, что сочинено на уроке. Уместно как непосредственное авторское исполнение, так и разделение авторской и исполнительской функций.

Нужно отметить, что в личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности. Оно – более средство саморазвития, нежели реализации себя. Его смысл скорее в самом процессе, чем в итоге. И хотя хорошо известны высокие образцы художественной культуры, достигнутые в результате детского творчества (Ника Турбина, Надя Рушева, Женя Кисин), их все же следует рассматривать как исключения, посильные лишь вундеркиндам.


 

Роль творчества в формировании личности ребенка

Роль творчества в формировании личности ребенка

Музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение , самоутверждение в их единстве

Музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение , самоутверждение в их единстве

Так через творчество созидается потенциальный слушатель

Так через творчество созидается потенциальный слушатель

От их успешного развития зависит глубина и ценность художественного восприятия

От их успешного развития зависит глубина и ценность художественного восприятия

Тем не менее, следует помнить, что творчество и игра – понятия не тождественные

Тем не менее, следует помнить, что творчество и игра – понятия не тождественные

Таким образом, осуществляя творческую деятельность на основе синтеза искусств, мы создаем благоприятные условия для развития талантливой, художественно одаренной личности, в природе которой заключено «взаимодействие различных…

Таким образом, осуществляя творческую деятельность на основе синтеза искусств, мы создаем благоприятные условия для развития талантливой, художественно одаренной личности, в природе которой заключено «взаимодействие различных…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2022