Именно внеклассная работа по иностранному языку позволяет инициировать
творческую деятельность школьников по освоению иноязычной культуры (образа
жизни, идей, обычаев, верований, искусства) в форме, наиболее адекватной
потребностям и интересам, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Именно она способна придать личностный смысл познавательной деятельности
школьников, так как организованная в виде эстафет, игр-путешествий, праздников,
постановкой спектаклей она вызывает сильные эмоциональные переживания. Именно
поэтому внеклассная воспитательная работа по иностранному языку должна быть
неотъемлемой частью всего учебного процесса по предмету.
Театральная деятельность как средство повышения мотивации школьников при
обучении французскому языку
В настоящее время, когда иностранный язык приобретает статус
глобального общения возникает необходимость в лингвосоциальной адаптации
учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень
международного и межнационального общения должен обладать умениями и навыками
выражения своих мыслей на иностранном языке. Иными словами, овладение устной
речью на иностранном языке занимает самое важное место. Коммуникация, в свою
очередь нуждается в мотивации .
Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном
языке формальным способом. Важно создать такие условия, чтобы общение стало
необходимым, чтобы ребенок захотел говорить, захотел не для получения хорошей
оценки, а потому, что коммуникация для него стала потребностью. При этом надо
учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке.
Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости – одна
из важнейших задач, стоящих перед нами. При ее решении учитывается и тот факт,
что учебный процесс будет эффективным только при условии превращения каждого
конкретного ученика из пассивного созерцателя, позволяющего себя обучать, в
активного и творческого участника процесса.
Теоретически это утверждение верно. Однако на практике дети часто
испытывают нехватку языкового опыта и чувствуют затруднение в языковом
самовыражении. Для определения этих трудностей и создания позитивной и
эмоциональной лингвистической мотивации на уроках следует использовать элементы
театрализации, драматизации и инсценирования. Рамки урока перестают
удовлетворять результаты учебного процесса: во-первых, сорока минут для
достижения поставленной цели явно недостаточно; во-вторых, осознание учеником
себя в довольно жестких границах урочного пространства, а также подсознательно
присутствующий у ребенка страх пред получением негативной оценки препятствуют
его полной эмоциональной и психологической самореализации. Так возникла идея
расширения рамок урочной деятельности и создания театрально-языкового социума.
Под этим термином понимается особое социолингвистическое пространство, в рамках
которого осуществляется активизация изучаемого учебного материала, его
интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию
посредством драматизации и театрализации /
Идея использования театральной деятельности в ходе урока и во внеурочной работе
сама по себе не нова.
Особенность
этой работы заключается в следующем:
- она позволяет соединить оба компонента учебно-воспитательного процесса в
единое целое, сделав их логичным, динамичным и последовательным продолжением
друг друга;
- при выборе репертуара учитывались требования Государственного стандарта
преподавания французского языка к языковому (фонетическому, лексическому,
грамматическому) и речевому (культуроведческому) материалу;
- инсценировки для спектаклей подбираются на базе литературных произведений.
Большинство стихотворных и прозаических текстов подобраны с максимальным
использованием аутентичных источников. При этом изучаемый программный материал
становится основой для создания сценария.
Алгоритм действия учителя и учащихся при подготовке спектаклей
Формирование устной речи через театральную деятельность формируется в двух
вариантах: постановка готового драматического произведения или использование
сюжета какого-либо художественного произведения: рассказа, сказки, отрывка из
повести, романа. В последнем случае необходимо провести работу по трансформации
значительных отрывков монологического текста в диалог.
Алгоритм действия учителя и учащихся в театральной деятельности может быть
следующим:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.