Роль взаимодействия семьи и школы в социализации младшего школьника
Оценка 4.8

Роль взаимодействия семьи и школы в социализации младшего школьника

Оценка 4.8
doc
24.04.2020
Роль взаимодействия семьи и школы в социализации младшего школьника
Роль взаимодействия семьи и школы в социализации младшего шк.doc

 

Устюгова Л.И.

МАОУ СОШ №21

                                                           г. Кунгур

 

Роль взаимодействия

 семьи и школы

 в социализации младшего школьника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 год

 

Роль взаимодействия  школы и  семьи в социализации  личности младшего школьника.

 Изменения, которые происходят в последнее десятилетие в России, существенно влияют на все стороны жизни общества, отражаются на изменении образовательных потребностей, формировании нового социального заказа.

В  Концепции модернизации российского образования  говорится о том, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и воспитания.  Сегодня современное образование рассматривается как единство обучения и воспитания, позволяющее обеспечить целостное соединение знаний, ценностных ориентаций и развитие практических навыков в повседневной деятельности учащихся в соответствии с требованиями современного общества.    

  Концепцией образования определены важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации во взрослой жизни.

      Кардинальные социальные  изменения, происшедшие в российском обществе,  выдвигают на  передний план приоритетный принцип семейного воспитания: ребенок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как полноправный субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующему его возрастному развитию.  Такой принцип личностно – ориентированного воспитания позволяет сформировать личность ребенка, обладающего социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.

     В Концепции модернизации образования выделяется то, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит  семье, поскольку семья является важным институтом социализации личности ребенка. Именно в семье человек приобретает первый опыт социального взаимодействия.

     Элементарные сведения, закладывающей основы и сознания, и поведения ребенок получает в семье. Именно в семье в  процессе социального взаимодействия ребенок приобретает определенный социальный  опыт, который становиться неотъемлемой частью личности.  Ребенок приобретает этот опыт как при непосредственном  взаимодействии с родителями, так и за счет наблюдения социального взаимодействия других членов  семьи между собой.

        Семья является источником передачи ребенку  социально – исторического опыта,  эмоционального,  духовно – культурного опыта, опыта деловых отношений. Учитывая это, можно с полным правом  считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

        Социализация личности  ребенка начинается с первых  лет  жизни,  с  самого  начала своей жизни ребенок  включен в социальные взаимодействия.   В семье  закладываются основы личности ребенка, и к поступлению  в  школу он    уже   более    чем   наполовину сформировался    как   личность.
    Затем в жизнь ребенка включаются такие социальные институты как детский сад, школа и улица.
Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации ребенка.

           Принимая эстафету социализации личности, школа  выделяет  среди приоритетных направлений  работу с семьей.   В первую очередь это связано с тем, что именно семья является основным и самым главным источником воспитания личности ребенка. Именно в семье он получает первые знания об окружающем мире, они могут быть позитивными и негативными, скудными или очень широкими. Семья является источником основных критериев доброты, истины, красоты. Именно семья, а не школа закладывает основы отношений ребенка с миром. Родители же являются основными источниками знаний ребенка о мире людей  и отношений, родители – главные учителя своего ребенка до школы и после поступления в школу.

        Эффективность деятельности семьи как института воспитания и социализации детей оценивается не по тому, насколько успешно она сегодня обеспечивает воспроизводство унаследованных от  прошлого ценностей и навыков, а по тому, насколько успешно она готовит ребенка к самостоятельной трудовой деятельности, к постановке и решению новых задач, которые ждут детей во взрослой жизни.

          Каждая семья обладает определенным    воспитательным потенциалом.  Но в тоже время семья как социальный институт общества особенно чувствительна к разным изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности. В современной ситуации основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи, является высокая степень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, напряженность в материальном обеспечении семьи и другие факторы.

     Развитие современного общества в период глобального кризиса цивилизации зависит от гуманности каждого человека. Поэтому возникает потребность в таком образовании, которое будет взращивать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, воспитывать  человека духовно – свободного, способного к активной социальной жизни Духовный компонент  воспитательного процесса в школе,  сегодня является определяющим в социализации ребенка. Всегда  человека возвышают уровень культуры, богатства и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.  Семья  должна учитывать изменившиеся социальные реалии и в соответствии с этим менять свою воспитательную стратегию.

         Важным моментом является то,  как будут выстроены отношения между родителями и школой,  от этого зависит процесс успешности пребывания ребенка в школе.

         Большая роль в выстраивании этих отношений отводится учителю начальных классов. Именно  учитель  в начальной школе выстраивает ту  единую нить воздействия на ребенка, которая связывает деятельность родителей и школы.  Большое внимание учителю начальных классов следует уделять первоначальному изучению семьи,  с которой ему придется работать. Изучение  социального статуса семьи, исследования состояния семьи помогут  организовать целенаправленное и качественное сотрудничество школы и семьи.  В качественном образовании учащихся заинтересованы и семья, и школа.

        Условия создаются не только в образовательном учреждении, но и в доме школьника: добрый микроклимат в семье, внимание родителей не только вопросам здоровья, но и к его успехам, к отношению с одноклассниками и учителями, своевременная поддержка в трудную минуту и т. д..  Все эти вопросы решаются во взаимодействии  учителя и родителей. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими задачами становления человека. Задача учителя начальных классов пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу, как  своего друга в деле воспитания ученика. Важно установить самые добрые, деловые отношения с родителями.

      Замечательной находкой в выстраивании таких отношений становятся уроки семейной любви. Образовательный процесс таких уроков строится на основе технологии развития интеллекта, автором данной технологии является Бачева Е.В. – учредитель и главный редактор информационно – методического журнала «Родительский дом». Данная технология достаточно проста в использовании, включает в работу и сильных и слабых, и детей, и взрослых.

       В своей работе, используя данную методику,  провожу уроки семейной любви, как для учащихся, так и для родителей. Такая форма общения сразу прижилась   в классном коллективе.

        В основе технологии – работа в микрогруппах по 4 – 5 человек. Обучающимся предлагается вопрос, проблема, задание и дается время для ответа, решения, выполнения. Каждая микрогруппа ищет свой способ, свой путь решения, свой ответ на поставленную задачу. Учитель может добавить к обсуждению новый блок знаний по теме: зачитать мнение известного человека, выдержки из газет, журналов и т. п., но только после высказываний участников разговора.

         Соблюдаются следующие правила: каждый поочередно говорит свое мнение, свое решение, свою точку зрения; «пропустить круг» можно лишь один раз; договариваются заранее: нет точек зрения неправильных, они просто есть, имеют право быть.

        Таким образом, слушая других дети (родители) корректируют, дополняют свою точку зрения, свое мнение. Именно при таком построении занятий постоянно идет процесс развития интеллекта человека, самокорректировка его личности. Урок длится 30-45 минут, заканчивается индивидуальной ил коллективной  рефлексией по кругу, по микрогруппам, письменно или вслух.

       Такое занятие названо уроком семейной любви: родители и дети  - члены одной семьи, они учатся любить друг друга, задумываться о себе, о своей жизни, о своих поступках. Главное назначение таких уроков – создать условия для того, чтобы обучающиеся осознали и осмыслили себя, свои отношения с окружающим миром.

           Учебное занятие выстраивается по определенной опорной схеме, созданной автором технологии. В ходе подготовки и проведения занятий используются такие методы, как:  методы  организации и осуществления учебно – познавательной деятельности, методы  стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля в обучении

     Формы работы использую самые разнообразные: экскурсия, конкурс, праздник, диспут, турнир, круглый стол, гостиная, час вопросов и ответов, путешествие идр..

Тематика уроков семейной любви также разнообразная:  «Семья и ее законы», «Искусство быть хорошим ребенком», «Два мира, две половинки».  и  т. д..

      Работая по данной технологии, мною  разработано много уроков семейной любви: «Добрая погода в доме», «Давайте играть», «Семейные традиции», О слове, о культуре речи», «Родительская любовь», «Мамины глаза», «Семейное чтение», «Какой я ребенок?», «По тропинке Друзей». Уроки  по данным темам разработаны как для детей, так и для родителей. Следуя советам автора технологии уроков семейной любви, по выбранной теме  провожу урок сначала с  детьми, а потом - с  родителями не реже одного раза в четверть.

       Самое главное в уроках семейной любви – у человека начинает работать сердце, у самых заблудших просыпается совесть, практически у всех происходит переоценка ценностей. Люди начинают понимать, что главным законом семьи, класса, общества и мира в целом является Любовь. Благодаря этому количество счастливых и успешных людей день ото дня будет больше. А это - самый важный результат не только уроков семейной любви, но воспитательного процесса в целом.

       Выбранная технология  позволяет  организовать  работу по сотрудничеству с семьей на основе доброжелательности, уважения, желания понять и помочь, если надо – научить.  Родители -  деловые партнеры учителя. Они вместе выстраивают карьеру ребенка, закладывают основы его успехов во взрослой жизни.

       Таким образом, на принципах доверия, уважения, взаимопомощи реализуются задачи  того духовного  компонента  воспитательного процесса в школе,  который сегодня является определяющим в социализации ребенка, через организацию содержательного и результативного взаимодействия семьи и школы.


Устюгова Л.И. МАОУ СОШ №21 г

Устюгова Л.И. МАОУ СОШ №21 г

Роль взаимодействия школы и семьи в социализации личности младшего школьника

Роль взаимодействия школы и семьи в социализации личности младшего школьника

Ребенок приобретает этот опыт как при непосредственном взаимодействии с родителями, так и за счет наблюдения социального взаимодействия других членов семьи между собой

Ребенок приобретает этот опыт как при непосредственном взаимодействии с родителями, так и за счет наблюдения социального взаимодействия других членов семьи между собой

В современной ситуации основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи, является высокая степень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, напряженность в материальном обеспечении семьи и…

В современной ситуации основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи, является высокая степень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, напряженность в материальном обеспечении семьи и…

Семья же должна рассматривать школу, как своего друга в деле воспитания ученика

Семья же должна рассматривать школу, как своего друга в деле воспитания ученика

Учебное занятие выстраивается по определенной опорной схеме, созданной автором технологии

Учебное занятие выстраивается по определенной опорной схеме, созданной автором технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020