Роль администрации образовательного учреждения в организации деятельности по реализации пп.7 п.1 ст.41 ФЗ № 273-ФЗ.
«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел тонущих в реке детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь. Но тот, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели. А путник ответил: «Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. А я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в воду и постараюсь это предотвратить». Эта притча говорит о том, что к решению проблемы «тонущих» детей существует 2 подхода:
1. Предотвратить
2. Спасать.
Наша первостепенная задача - «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», т.е. заниматься первичной профилактикой, именно этого и требует Федеральный закон №273-ФЗ ст.41
Опыт показывает, что борьба с зависимостями может быть эффективной лишь на системной и долгосрочной основе. Естественно, нужен целый комплекс мер.
Обеспечить комплексность и результативность профилактической работы без организующей, координирующей и контролирующей деятельности администрации невозможно, поскольку единство требований на правовой основе, целостность всей системы под силу сохранить только административно-управленческому звену образовательного учреждения. На слайде представлены основные функции администрации по реализации ст.41. ФЗ № 273
Главная цель профилактической работы в школе заключается в содействии системному формированию у обучающихся навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков и формировать ценности здорового образа жизни, сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья.
Роль Администрации образовательного учреждения
Ожидаемый результат деятельности - личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью.
Целесообразность и системность профилактической деятельности в нашем учреждении обеспечивается четкой нормативно-правовой базой, представленной на слайде: Она известна всем административным работникам, при этом достаточно объемна, поэтому не буду на ней останавливаться подробно (Она представлена в Приложении)
И администрация выступает гарантом соблюдения законных прав ребенка.
Осуществляя планирующую функцию, преимущественно мы опирались на позитивный подход, иногда используя и эмоциональный, и устрашающий (в рациональной индивидуальной дозировке) подходы. Для обоснования это, необходимо несколько слов сказать о контингенте обучающихся школы.
Это – дети с органическими поражениями головного мозга, нарушением психических функций, в первую очередь, мышления, с недостатками развития эмоционально-волевой сферы, с поведенческими нарушениями, неадекватной самооценкой и снижением критической позиции к своим поступкам и действиям других. Поэтому, как показывает практика, опора на морализаторский, логический и осуждающие подходы – не наш путь.
При реализации профилактической работы нами учитываются
организационные принципы профилактики:
1 принцип - комплексность - подразумевает комплексное взаимодействие
органов и учреждений (совместно с КДН, ОДН, ГОРОНО, мед. частью)
2 принцип - дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, психофизиологическим особенностям, по степени вовлеченности в проблемную ситуацию, по степени наличия факторов риска развития зависимости.
3 принцип - аксиологичность - формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к необсуждаемой необходимости, потребности.
4 принцип - многоаспектность - включает сочетание
различных направлений целевой профилактической деятельности в образовательном
учреждении, в которую включены разнообразные формы, методы работы.
5 принцип - непрерывность -
профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания
ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы
дополнительного образования.
Кроме обеспечения реализации данных принципов, организующая роль администрации ОУ заключается в обеспечении профилактической работы необходимыми квалифицированными педагогическими кадрами, межведоственном взаимодействии и материально-техническими средствами (за счет рационального использования финансирования). Так, в этом году приобретено спортивное оборудование, тренажеры, игровое оборудование для прогулочной площадки, пополнено сенсорное оборудование, пособия для кружковой деятельности.
Координирующая функция администрации обеспечивает единство работы в трех направлениях:
· Работа с детьми: общая воспитательная работа; работа с детьми «группы риска»; работа с детьми, страдающими вредными привычками.
· Работа с педагогическим составом: подготовка учителей к ведению профилактической работы, организационно-методическая деятельность
· Работа с родителями: информирование и консультирование родителей по данной проблеме; работа с конфликтными семьями; психолого-педагогическая поддержка семей, в которых имеются подобные проблемы
А сейчас - более подробно о каждом из этих направлений.
Работа с детьми: предполагает реализацию таких направлений как:
1) воспитательная работа и дополнительное образование
2) оздоровительное воспитание
3) общественные меры борьбы
1) воспитательная работа и дополнительное образование — ориентированы на повышение культурного уровня, организацию разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов
Работа строится всеми педагогами, учителями и специалистами и включена во все режимные моменты: так, учителя-предметники обеспечивают организацию - на уроке через использование жизнеутверждающих материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков. В учебные планы по развитию речи, СБО, биологии включены занятия на санитарно-гигиенические темы; вопросы профилактики ПАВ решаются в рамках факультативных занятий по ОБЖ.
Классные руководители организуют внеклассных мероприятий, викторины, открытые занятия и пр.. обеспечивают работу с родителями.
В школе организовано социально-педагогическое сопровождение, одним из направлений которого является реализация программы «Выбираем верные пути», в рамках ее проходят консультации по правовым вопросам, оказывается помощь в решении социальных проблем, проводятся занятия. Воспитатель работает в тесном контакте с классными руководителями и администрацией школы, что позволяет своевременно решать возникшие проблемы. Органы ученического соуправления участвуют в различных профилактических мероприятиях, в организации и проведении внеклассной работы. Акцент делается на привлечение к внеурочной деятельности обучающихся «группы риска» и учетных категорий.
Дополнительное образование помогает реализовывать принцип непрерывности. В школе работают 4 кружка разной направленности: технической «Мой компьютер», художественной «Веселые нотки», «Радуга», социально-педагогической «Лоскутная техника», «Умелые руки», в этом году открыт кружок «Вдохновение», чем обеспечивается рациональное заполнение свободного времени обучающихся и их занятость.
2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек. Данное направление реализуется по средствам программы «Здоровье», включающей и психическое, и эмоциональное, и физическое здоровье обучающихся. В работе используются разнообразные формы работы, думаю, что они сильно не отличаются от тех, которые реализуют во всех образовательных учреждениях, отмечу лишь, что 5 лет в школе действует факультативный курс “ЛФК” В этом году на базе школы функционирует секция (предложенная ФОК «Торпедо») «Адаптивная физкультура».
Школьный психолог содействует укреплению эмоционального здоровья и профилактической работы через внедрение программы «Подросток в мире проблем», ориентированной на актуальные трудности подросткового возраста, в том числе и профилактику ПАВ. Однако психологическое сопровождение предусмотрено для всех школьников, работа включает тренинги личностного роста и групповой занятия, тестирование, игры, и индивидуально с отдельными обучающимися по мере выявленных проблем.
3)Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе. И в первую очередь это реализация «Комплексной программы…», объединяющей усилия всех субъектов профилактической работы.
Кроме того, в школе работает Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся. В рамках его проводит заседания, на которые приглашаются родители, воспитанники (по необходимости принимают участие учителя-предметники, школьный инспектор ОДН, медицинские работники). Организована деятельность родительского патруля, в обязанности которого входит посещение семей, состоящих на учете, нуждающихся в помощи или оказавшихся в сложной социальной ситуации.
Достаточно значимым оказалось сотрудничество с волонтерским движением «Милосердие» г. Павлово, благодаря которому наши школьники оказываются активными участниками различных социальных акций и проектов, таких как «Трезвое Павлово», «Сретинский бал», «Здоровая нация»
Важным направлением является организация и координация работа с педагогическим составом и родителями.
Понимая важность данной проблемы, в школе проводятся: педсоветы,
педчтения, педпрактикумы, круглые столы, обучающие семинары, ШМО классных
руководителей.
Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную
реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.
Поэтому школа организует тесное сотрудничество с родителями обучающихся. Сформирован
банк данных о семьях и родителях обучающихся (социальный паспорт). Проводятся
общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений,
преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов КДН и ЗП, прокуратуры,
ОВД, психологов, медицинских работников, социального педагога. Организован
родительский лекторий. На заседаниях общешкольного родительского комитета,
Общественного совета школы рассматриваются вопросы организации ЗОЖ учащихся.
Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.
Непрерывная и систематическая работа по всем этим направлениям обеспечивается благодаря руководящей и управляющей роли администрации.
Но без осуществления контроля за деятельностью всех участников профилактической работы со стороны администрации система профилактике перестанет быть эффективной. Поэтому в школе идет строгий ВШК по данному направлению: как за соблюдением медицинских рекомендаций, использованию здоровьесберегающих технологий, так и отслеживается число учетных категорий обучающихся, качество организации воспитательной деятельности и дополнительного образования.
Контроль - не цель, а лишь одно из средств управления качеством. Поэтому мой девиз: Качество надо не контролировать, а обеспечивать.
В основу контроля, а скорее - самоконтроля закладывается у каждого педагога "чувство успеха. Это не простая задача. Для ее решения стоит учитывать предел возможного у каждого учителя и никогда в своих требованиях к нему не превышать этого предела, не подготовив педагога соответствующим образом
Стоит отметить, что благодаря такому комплексному подходу к реализации своих функциональных обязанностей в области ранней профилактике удалось добиться положительных результатов, которые представлены на слайде
Особо показательными являются статистические данные учетных категорий. Как вы видите, за последний год удалось значительно снизить число обучающихся, профучетных категорий, сократить количество семей, считающихся «социально опасными», уменьшилось число правонарушений, в том числе по употреблению ПАВ
Доказательством положительной динамики являются и результаты психологического диагностирования: снижение числа обучающихся, попробовавших табак, слабоалкогольные напитки или пиво. Отсутствуют школьники, пользующиеся электронными сигаретами (хотя еще год назад их было- выявленных – 4 человека). К сожалению, количество «заядлых» курильщиков отстает, это является основанием для продолжения работы.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что профилактика курения, употребления алкоголя, наркотических средств и ПАВ в школе и других учебных заведениях должна быть обязательной. Работа должна быть систематической, носить массовый характер. А это невозможно без управляющей роли администрации школы.
А всем нам пожелать здоровья, ведь сказал Сократ: Здоровье – не всё,
Но всё без здоровья – ничто!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.