Познание дошкольниками окружающего мира предполагает активную непроизвольную деятельность, в процессе которой ребенок усваивает представления об окружающем мире.
Одним из эффективных средств развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения является дидактическая игра, так как основным ее элементом является обучающая задача, представленная разнообразным содержанием (предметный мир с его характерными признаками и свойствами, люди, их труд, быт и др.).
Дидактические игры способствуют совершенствованию сенсорного опыта слабовидящих по усвоению сенсорных эталонов, их дифференциации, классификации, а затем использование знаний при практической ориентировке.
Роль дидактической игры в развитии
зрительного восприятия старших дошкольников
Познание дошкольниками окружающего мира предполагает активную
непроизвольную деятельность, в процессе которой ребенок усваивает
представления об окружающем мире.
Одним из эффективных средств развития зрительного восприятия детей
дошкольного возраста с нарушением зрения является дидактическая игра, так
как основным ее элементом является обучающая задача, представленная
разнообразным содержанием (предметный мир с его характерными
признаками и свойствами, люди, их труд, быт и др.).
Дидактические игры способствуют совершенствованию сенсорного
опыта слабовидящих по усвоению сенсорных эталонов, их дифференциации,
классификации,
ориентировке.
а затем использование знаний при практической
Следует выделить возможность дидактической игры констатировать,
чем ребенок владеет, для того, чтобы целесообразно организовать
коррекционнокомпенсаторную работу по развитию зрительного восприятия
ребенка с патологией зрения.
Увлечение ребенка игрой повышает способность к произвольному
вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому восприятию,
анализу, запоминанию и т. д.
По характеру воздействия на процесс развития зрительного восприятия
детей с нарушением зрения дидактические игры можно разделить на две
группы:
1) дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной
деятельности детей;
2) логические дидактические игры, назначение которых — на основе
чувственного опыта — развитие мышления.В играх первой группы, направленных на развитие сенсорной сферы,
дети учатся различать, сравнивать, выделять, называть характерные признаки
и свойства предметного мира.
Игры второй группы учат детей классифицировать, группировать,
систематизировать предметы по общим и отличительным признакам.
При классификации дети устанавливают общность между предметами,
образуют пары,
пространственной характеристикам.
трупы предметов по цвету,
форме,
величине,
В играх на систематизацию они соотносят предметы между собой
только по определенному признаку: предметы одной формы, одного цвета,
одного размера и т. д.
По содержанию дидактические игры можно условно поделить на три
вида: игры с предметами, настольнопечатные и словесные игры.
Игры с предметами способствуют формированию предметных
представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать
характерные признаки, свойства предметов и явлений.
Эти виды игр особенно важны в работе со слабовидящими детьми, так
как в значительной мере обогащают предметные представления.
Настольнопечатные игры следует использовать в работе с детьми с
патологией зрения в плане коррекции зрительного восприятия
иллюстративного материала, следует особенно требовательно подходить к
иллюстрациям с точки зрения их доступности для зрения таких детей.
Применение словесных дидактических игр в обучении детей с
нарушением зрения может способствовать уточнению, конкретизации образов
предметов и формированию соответствующих чувственному образу
словесных описаний.
Приведем примеры конкретных игр и заданий. Игра «Кто скорее
соберет палочки». Детям предлагается в стаканчики определенного цвета
собрать палочки такого же цвета. В процессе игры они дифференцируют цвет,считают, сколько всего собрали палочек. Из этих же палочек они
выкладывают различные геометрические фигуры и простые предметные
изображения (домик, флажок, заборчик, елочку и др.).
В задании «Найди такой же» дети дифференцируют от 8 до 12 кругов
одного цвета, но разных оттенков. Следует выложить от более темного к
самому светлому.
Игра «Разложи по цвету» дети по образцу, кто скорее разложит фигуры
по цветовым оттенкам. Выигрывает тот, кто скорее выполнит работу.
В упражнении «От какой бабочки крылья» дети рассматривают крылья
бабочек разной величины (5 пар крыльев). Дети ориентируются на размер и
цвет крыльев, рассматривают узор на крыльях, составляют из частей бабочку.
В дидактическом задании «Выложи орнамент» детям предлагается по
образцу составить орнамент из геометрических фигур. При этом они должны
назвать фигуры, их цвет, величину, пространственное положение.
Игра «Подбери чашки к блюдцам». Детям даются изображения чашек и
блюдец или сами предметы разного цвета. Следует подобрать к каждой чашке
блюдце соответствующего цвета.
Игры и материалы, способствующие активизации зрительных функций:
мозаики, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки.
Дидактические игры и упражнения на цветоразличение «Найди нужный
цвет», «Разложи по оттенкам», «Составь из частей цветок» и др.
Дидактические игры на развитие глазомера «Какой предмет больше,
меньше?», «Что дальше, что ближе», «Самый длинный, высокий, толстый,
тонкий, короткий, низкий предмет» и др.
Игры на развитие зрительного внимания и памяти «Угадай, что
изменилось?», «Чего не стало?», «Найди такой же предмет».
Игра «Кто скорее соберет листья» ставит своей задачей научить
различать от какого дерева лист.В игре «Найди каждому ребенку свою игрушку» по характерным
движениям дети должны подобрать игрушки: мальчику — самокат, девочке
— скакалку, другим детям волчок, мячик и т. д. Дети должны внимательно
рассмотреть, а затем определить, для какого действия характерна та или иная
поза и найти игрушку, с которой играет ребенок.
Дидактическая игра «Одень куклу». Детям даются каждому кукла
своего размера. На столе лежит одежда соответствующего размера для всех
кукол, дети отбирают одежду. Задание дается с учетом скорости.
Игра «Какой геометрической фигуры не стало». Все геометрические
фигуры яркой окраски, разного размера. Детям предлагается запомнить
расположение фигур, а затем одно из них убирается. Следует угадать, какую
фигуру спрятали.
В игре «Составь из частей целое» предлагается из простых форм
предметов пирамидки, флажки, матрешки составить целое.
Дидактическая игра «Кто скорее нанижет свои бусы». Даются наборы
бус разного размера и образец нанизывания бус по убывающей величине.
Игра «Найди в групповой комнате предметы соответствующей высоты,
ширины, длины». Каждый ребенок получает свою мерку. Дается задание, кто
скорее найдет предмет соответственно мерке: длины, высоты, ширины.
Игра «Найди предмет по форме геометрической фигуры». Детям
даются различные геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник,
прямоугольник и геометрические тела: конус, шар, цилиндр, эллипс, призма.
Найти предметы такой же формы.
В игре «Каждый игрушке свое место» дети должны соотнести величину
коробки и игрушки.
Игра «Чей телефон?» дети выкладывают на фланелеграфе вырезанные
из картона изображения игрушек. Задание: проследить глазами по шнуру, кто
с кем говорит по телефону. Задание дается на время, кто скорее выполнит
задание.Важным условием развития пространственной ориентации и зрительных
ощущений во время прогулки являются такие игры как: «Сравни два дерева»,
«Чьи следы на снегу?», «Рассмотри радугу», «Сравни снежинки», «Пройти
путь на звук», «Найди дерево, цветок по картинке» и тд.
Нужно учить детей наблюдать изменения природных явлений, смену
времен года, показать большие и маленькие льдинки, сравнить их, учить
рассматривать и обследовать разнообразный животный и растительный мир в
таких играх, как «Назови цвета первых упавших листьев», «Узнай растение по
листочку», «Назови растение по ростку и месту посадки» и т. д.
Эти игры способствуют развитию зрительного восприятия, внимания,
понимания пространственных представлений.
Игра на формирование у детей представлений о перспективе: «Выложи
такой рисунок» (на фланелеграфе). Дается образец рисунка (с 2—4 плановой
перспективой) и точно такие же вырезанные детали этого рисунка. В задании
требуется выложить на фланелеграфе сначала те предметы, которые
расположены на переднем плане, затем на среднем и заднем.
В игровом задании «Кто с каким мячом играет?» дети прослеживают по
линиям, соединяющим девочек и мальчиков с разноцветными шарами на
рисунке, называют направление движения объектов: вверхвниз, влево
вправо, в нижнем правом углу, середине, с правой стороны и т. д.
Дидактическая игра «Угадай, где позвонили?». Детям предлагается на
слух узнавать направление звука: позвонили вверху, внизу, на уровне головы,
слева, справа и т. д.
Игра «Угадай, кто позвал?». Ребенку предлагается определить, кто из
товарищей его позвал.
Наряду с играми, где дети имеют общение с конкретным предметным
миром, можно для закрепления детских представлений использовать
словесные дидактические игры. Назовем отдельные из них.Игра «Котятки и перчатки». Детям раздаются карточки с изображением
котят в разноцветных костюмчиках. Говорится скороговорка:
Потеряли котятки
От костюмов перчатки.
Прибежали ребятки,
Отыскали перчатки.
Дети произносят скороговорку и подбирают к своим картинкам с котятами
изображения перчаток соответствующего цвета.
Игра «Угадай по описанию». Детям предлагаются картинки с
предметными изображениями: игрушки, предметы быта (обувь, посуда,
мебель и др.).
Дидактическое задание «Загадать загадку, описать предмет». Кто
отгадает, то получает карточку. Выигрывает тот, у кого окажется больше
карточек.
Дидактические упражнения:
1) нарисовать, что данное слово обозначает;
2) связать слово с иллюстрацией, его изображающей;
3) произнести слоги похожих слов;
4) составить как можно больше слов, начинающихся одинаково.
Следует широко использовать сенсорнодвигательные игры для
упражнения на узнавание, классификацию форм, цвета, размеров, величин на
всевозможные сложные различения по убывающей и возрастающей величине,
оттенкам.
Детям предлагаются игрыупражнения типа: найди знакомые качества в
других предметах (понятие тождества), сравни, сопоставь (понятие различия),
всевозможные игры на сортировку, классификацию, комбинацию форм и
цветов, перестановку, разделение, отрицание, воспроизведение, размещение
посредством схем, диаграмм и др.Простейшие игрызадания развивают у ребенка способность причислять
отдельный предмет к классу предметов (важный шаг к дедукции —
обобщению).
Итак, все приведенные игры направлены на формирование у детей с
нарушением зрения старшего дошкольного возраста зрительного восприятия и
ориентации в окружающей действительности. Кроме того, целый ряд игр,
описание которых приводилось, может быть использован педагогами для
определения того, как дети усвоили знания, какие навыки и умения у них
сформировались и как они ими пользуются в повседневной жизни.