Роль эстетического воспитания в развитии личности

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 04.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Каждый человек должен быть всесторонне развитым. Поэтому, в педагогике, на ряду с многими направления воспитания, не маловажную роль уделяется и эстетическому воспитанию. Мы считаем, что эстетическое воспитание помогает ребенку лучше понимать прелести природы, живописи, музыки, танца и т.д. Эстетически воспитанный человек умеет тонко чувствовать любые произведения искусства и т.д.Каждый человек должен быть всесторонне развитым. Поэтому, в педагогике, на ряду с многими направления воспитания, не маловажную роль уделяется и эстетическому воспитанию. Мы считаем, что эстетическое воспитание помогает ребенку лучше понимать прелести природы, живописи, музыки, танца и т.д. Эстетически воспитанный человек умеет тонко чувствовать любые произведения искусства и т.д.
Иконка файла материала Роль эстетического воспитания в развитии личности.docx
1.1Роль эстетического воспитания в развитии личности Дошкольный возраст – эта неповторимая страничка в жизни каждого человека. Непосредственно в данный самый период усиливается взаимосвязь ребенка с основными сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.   Складывается   приобщение   к   культуре,   к   общечеловеческим ценностям.  В  дошкольном   возрасте   процесс   познания   у   малыша   случается чувственно   ­   практическим   методом.   Любой   дошкольник   ­   маленький исследователь, с радостью и изумлением ракрывающий для себя находящийся вокруг него мир. Педагогическая наука охарактеризовывает эстетическое воспитание как формирование способности воспринимать, ощущать, понимать прекрасное в жизни   и   в   художестве,   как   воспитание   стремления   самому   участвовать   в преображении   окружающего   мира   по   законам   красы,   как   приобщение   к художественной деятельности и развитие творческих возможностей.  Мысли   эстетического   воспитания   зародились   в   глубокой   древности. Представления   о   сущности   эстетического   воспитания,   его   задачах,   цели менялись, начиная со времен Платона и Аристотеля практически до наших дней. Эти все  изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и осознанием сути ее предмета. Слово "эстетика" в переводе с греческого   "aisteticos",   которое   значит   как   воспринимаемый   чувством   [61,   Философы­материалисты   (Д. 132].   Чернышевский) акцентировали   внимание,   что   объектом   эстетики   как   науки   считается   Дидро   и   Н.Г. прекрасное [44, 7]. Данная категория и вошла в основу системы эстетического воспитания.   Эстетическое   воспитание   —   это   целенаправленный,   регулярный процесс   действия   на   личность   малыша   имея   цель   становления   у   него возможности   созидать   красоту   мира   вокруг   нас,   искусства   и   творить   ее. Развивается оно с первых лет жизни ребенка.В   эстетическое   воспитание   входит   воспитание   эстетического отношения   к   искусству,   природе,   быту,   социальной   жизни.   Но   познание искусства так многогранно и необыкновенно, собственно оно отличается из совместной системы эстетического воспитания как отличительная его часть. Воспитание   детей   дошкольного   возраста   средствами   искусства   составляет предмет художественного воспитания. Отечественная   педагогика   выделяет   эстетическое   воспитание   как становление возможности ощущать, сознавать, воспринимать великолепное в жизни и в искусстве, как рвение лично принять участие в преобразовании мира   вокруг   нас   по   законам   красоты,   как   приобщение   к   художественной деятельности и формирование креативных возможностей. Великолепное в жизни — и средство и итог эстетического воспитания. Оно концентрируется в художественной литературе, неразрывно соединено с социальной   и   трудовой   деятельностью,   искусством,   обиходом   людей,   их взаимоотношениями, природой. Система эстетического воспитания в общем использует все эстетические явления реальности. Особое значение при всем при   этом   придается   восприятию   и   пониманию   красоты   в   трудовой деятельности,   развитию   у   человека   возможности   вносить   прекрасное     в процесс и результаты труда. Эстетические   свойства   личности   не   являются   врожденными,   но начинают активизироваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения   и   активного   педагогического   руководства.   В   процессе эстетического   развития   начинается   постепенное   освоение   детьми эстетической   культуры,   формирование   эстетического   восприятия,   а   также понятий,   суждений,   потребностей,   представлений,   чувств,   интересов, художественной деятельности и творческих способностей.  Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность   является   искусство,   так   как   в   нем   материализуется   и концентрируется   эстетическое   отношение.   Поэтому   художественноевоспитание   —   воспитание   потребности   в   искусстве,   развитие   его чувствования   и   понимания,   способности   к   художественному   творчеству   ­ определяет неотъемлемую часть эстетического воспитания в целом. Призма искусства направляет восприятие эстетических ценностей жизни. Обращаясь к   искусству,   человек   как   бы   вступает   а   лабораторию   творческой деятельности. Важным   содержательным   компонентом   эстетического   воспитания является   приобщение   детей   к   художественному   творчеству,   развитие   их склонностей   и   способностей   в   музыке,   изобразительном   искусстве   и литературе.   Л.Н.   Толстой   высказывал   убеждение   в   том,   что   у   каждого ребенка   есть   разнообразные   потребности   в   художественном   творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания. Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской   основы   искусства   и   способствовать   формированию   у   детей общественных взглядов и убеждений, а также нравственности. Искусство играет в сфере эстетического воспитания особую роль. Оно выступает не только как побудитель к свободному творчеству по законам красоты, но и как могучее средство познания жизни и духовного обогащения человека. Искусство обращается не только и не столько к разуму, но скорее к чувствам   человека.   Оно   проникает   в   такие   глубины   психологии,   которые остаются   недоступными   для   всех   других   средств   воздействия.   Его воздействие носит непринужденный и индивидуализированный характер. В беседе с К. Цеткин об искусстве в социалистическом обществе В. И. Ленин   считал,  что  "оно  должно   уходить   своими   глубочайшими  корнями   в самую   толщу   широких   трудящихся   масс.   Оно   должно   быть   понятно   этим массам и любимо ими" [32, 43]. Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека.Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту   проклятую   тачку».  Второй   говорит:  «Везу   тачку,  чтобы   заработать   на хлеб».   Третий   же   сказал:   «Строю   прекрасный   храм».   Видеть   в   труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним   преобразовывать   окружающий   мир.   Исключительно   велико   и многообразно   влияние   искусства   как   важнейшего   элемента   красоты   и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет   большую   познавательную   функцию   и   тем   самым   обеспечивает развитие сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. Эстетическое   воспитание   –   важнейшая   сторона   воспитания   ребенка. Оно   способствует   обогащению   чувственного   опыта,   влияет   на   познание нравственной стороны действительности. Эстетическое   воспитание   личности   начинается   с   первых   шагов маленького   человека,   с   первых   его   поступков   и   слов.   Ни   что   иное,   как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, взрослыми и сверстниками, поведение окружающих, настроение их, жесты, слова, мимика, взгляды,  – все это   фиксируется,   впитывается,   откладывается   в   сознании.  “Вообще   под эстетическим   воспитанием   надо   разуметь   не   преподавание   какого­то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и   творческих   способностей,   что   расширяет   возможности   наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента,   было   бы   обездушенным,   ибо   радость   жизни   в   любовании   и творчестве   есть   конечная   цель   и   труда,   и   науки”   –   говорил А.В.Луначарский[32,43]. В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активногоэстетического   отношения   учащихся   к   произведениям   искусства,   а   также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты". Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство ­ это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу  человеческой деятельности. Эстетическое воспитание способствует комплексному подходу к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает   все   сферы   жизнедеятельности   человека:   и   глубину   его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Взаимосвязь   эстетического   и   нравственного   воспитания   и   развития раскрывается   тем,   что   эстетические   и   этические   представления   связаны   с отрицательными и положительными переживаниями человека. Например, та радость, которую чувствует человек при восприятии красоты, очень похожа на   чувство   гордости   при   совершении   нравственного   поступка.   Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное   отражение   в  том   или   ином   виде   искусства.   Воспитательная   сила искусства   и   заключается   в   том,   что   оно   заставляет   человека   глубоко переживать   самые   разнообразные   чувства:   любви   и   ненависти,   грусти   и радости,   тревоги   и   умиротворения   и   восторга   и   негодования, соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни. Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы. “Радость   труда   …   немыслима   без   чувствования   красоты,   но   здесь красота   не   только   то,   что   получает   человек,   но   прежде   всего   то,   что   он создает.   Радость   труда   –   красота   бытия”   –   говорил   В.А.   Сухомлинский [43,257].Волнуя и радуя, искусство раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений,   заставляет   их   пристальнее   всматриваться   в   окружающий   мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. [48,35]. Говоря о воспитании Красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает ­ и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с Красотой, в процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной   Красоты,   от   творчества,   наверняка   благотворно   влияют   на здоровье.  Знакомство   с   красотой   в   жизни   и   искусстве   не   только   воспитывает чувства и ум ребенка, но и способствует развитию фантазии и воображения. Ребенок   с   первых   лет   жизни   неосознанно   тянется   ко   всему   яркому   и привлекательному,   радуется   красочным   цветам   и   предметам,   блестящим игрушкам.   Все   это   вызывает   у   него   чувство   удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года   жизни   они   слышат   сказку,   песню,   рассматривают   картинки; одновременно   с   действительностью   искусство   становится   источником   их радостных   переживаний.   В   процессе   эстетического   воспитания   у   них происходит переход от красивого к сознательному восприятию прекрасного, безотчетного   отклика   на   все   яркое.   Эстетическое   восприятие действительности   имеет   свои   особенности.   Основным   для   него   является чувственная  форма  вещей  — их  форма, цвет, звук. Поэтому  его   развитие требует большой сенсорной культуры. Красота   понимается   ребенком   как   единство   формы   и   содержания. Форма выражается в совокупности линий, звуков, красок. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое   восприятие   неразрывно   связано   с   переживаниями, чувствами.   Особенностью   эстетических   чувств   является   бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика   на   нее   к   пониманию,   формированию   эстетических   представлений, оценок , суждений.  Детям дошкольного возраста доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, пение, придумывание стихов, лепка, рисование.   Естественно,   они   имеют   у   них   большое   своеобразие,   которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной   искренности,   в   вере   в   правдивость   изображаемого,   в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие   художественных   творческих   способностей   детей,   которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.  Эстетическое   воспитание   должно   вызывать   активную   деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение,   которое   целенаправленно   осуществляется   в   детском   саду, направлено   также   и   на   развитие   эстетических   чувств,   поэтому   большое значение   имеют   такие   систематические   занятия,   как   музыкальные, ознакомление с художественной литературой, аппликация, рисование и лепка. Эстетические   чувства   развиваются   на   занятиях   изобразительной деятельностью,   особенно   если   воспитатель   учит   детей   подбирать   цвета, формы, составлять красивые орнаменты, узоры и т.д. Своеобразие   детского   творчества   заключается   также   в   том,   что   оно основано   на   такой   ярко   выраженной   особенности   дошкольников,   как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира. «Задача воспитателя ­ создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных переживаний и чувств. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, гдеони испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом ­ это проверено жизнью» [16,с.415]. «Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших, доступных   музеев,   выставок,   концертов,   книг   ­   всего,   что   несет   в   себе Красоту,   тем   легче   будет   воспитывать   детей,   тем   полноценнее   будут протекать их развитие и образование» [24,с.416]. Великий   немецкий   философ   Ф.   Шиллер   считал   чрезвычайно   важной задачу   сделать   человека   эстетически   воспитанным,   ибо   только   из эстетического начала может развиваться нравственное сознание. Нравственно ­ эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему   живому,   оценку   красивого   и   в   окружающей   действительности,   и   в искусстве (оценка красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков и т.д.). В сложившейся   в   России   ситуации   очень   важным   является   формирование эстетической   культуры   личности,   воспитание   творческой   активности, способности чувствовать и понимать прекрасное, эстетически проявлять себя во всех сферах деятельности.  В   «Законе   Российской   Федерации   об   образовании»   среди   основных принципов   государственной   политики   в   области   образования   назван «...гуманистический   характер   образования,   приоритет   общечеловеческих ценностей,   жизни   и   здоровья   человека   ­   свободного   развития   личности», который   наряду   с   другими   способствует   решению   задач   «...формирования общей культуры личности; адаптации личности к жизни в обществе, создания основы   для   осознанного   выбора   и   освоения   профессиональных образовательных программ».  В решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от   24   мая   1995   года   «О   развитии   эстетического   образования   в общеобразовательных   учреждениях»   подчеркивается:   в   современных условиях   становится   очевидным,   что   «эстетическое   образование   начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений инавыков к педагогике развития». Принцип всестороннего и гармонического развития личности, который наряду   с   другими   качествами   подразумевает   воспитание   трудолюбия, культуры, развитие чувства красоты. Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное   отношение   к   искусству   и   жизни   характеризуют   целостную, гармонически   развитую   личность,   нравственное   содержание   которой   во многом зависит от эстетического воспитания.  Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно­воспитательного процесса, так как за ним  стоит  не  только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности   в   целом:   ее сущностных сил, нравственных   идеалов, духовных потребностей, личных  и общественных  представлений, мировоззрения.

Посмотрите также