ВОСПИТАНИЕ В ИГРЕ:
Игра — традиционный, признанный метод обучения и воспитания дошкольников. Это уникальное средство ненасильственного воспитания маленьких детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. В игре дети охотно делают то, что для них полезно, и даже то, что еще не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, проявляют терпение и настойчивость. Все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения взрослого.
Однако это вовсе не означает, что взрослым совсем не следует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает способности. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками, так как считают, что они сами знают, как играть. Они действуют по знакомой логике: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало» и не приставало. Но даже самые полезные игрушки не могут подсказать ребенку, как с ними играть. Малыш будет повторять одни и те же примитивные действия, которые лишь условно можно назвать игрой. Чтобы игра стала действительно развивающей деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.
Раньше такими учителями были старшие дети. Во дворе, в семье (и умение играть)передавались от одного поколения детей к другому. Все это происходило стихийно, естественно, без вмешательства взрослых. Но сейчас эта связь детских поколений прервалась. Нередко получается так, что дошкольник вовсе не видит старших детей— в семье он один, двора и дворовых игр нет, соседей в квартире тоже, с другими детьми в доме - не дружит. Вот и растет он среди взрослых, которым вовсе не до игр: ни сил, ни времени, ни умения, ни желания нет. «Да и взрослое ли это дело — играть с ребенком! Пусть в детском саду играет!» —рассуждают некоторые. Вот и получается, что игры дошкольников примитивны, однообразны и мало развивают их нравственные, волевые и умственные ка-чества. А от взрослых ребенок то и дело слышит, что надо быть честным, послушным, усидчивым и т. д. Но наивно было бы думать, что дошкольник намеренно не хочет быть усидчивым и аккуратным и что стоит убедить его, что это хорошо (ремнем, ласковым разговором или грозным окриком, как он сразу таковым станет. Да нет же! Он может обрести все эти ценные качества только в процессе собственной деятельности и в своем личном опыте. Поэтому, если взрослые хотят, чтобы ребенок стал дисциплинированным, послушным, усидчивым и. т. д. ,— им нужно прежде всего играть с ним.
Игру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в которой взрослый одновременно является и организатором и участником игры. В каждой даже самой простой игре обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Они определенным образом ограничивают спонтанную, импульсивную активность малыша, ситуативность его поведения. Правила игры как раз и становятся той «точкой опоры», с которой можно сопоставить свои действия, осознать и оценить их.
Действуя по правилу, ребенок ведет себя произвольно и осознанно. В то же время эта произвольность достигается не по принуждению, а по доброй воле малыша, поскольку в игре необходимость выполнения правил очевидна. Ребенок быстро убеждается в том, что их нарушение идет во вред ему самому. Выполняя правила игры, сначала простые, а потом более сложные, малыш постепенно привыкает следить за своим поведением, управлять им.
Особенно важна роль игры в развитии волевых качеств у дошкольников, которые еще не могут сами ставить перед собой конкретную цель и сознательно достигать ее. Если правила поведения, декларируемые взрослым, обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры просто и естественно входят в жизнь детей, становятся регулятором их деятельности.
Кроме того, игры, направленные на развитие произвольного поведения, содержат ряд условий, облегчающих детям выполнение правил. Во-первых, они обычно связаны с движениями, т. е. имеют подвижный характер. Это способствует тому, что необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения или невыполнения становятся для ребенка очевидными. Наглядность правил и их простота (например, бежать по сигналу, не переступать нарисованную на земле черту и т. д.) дают возможность даже трехлетнему ребенку контролировать их выполнение. Сначала малыш следит за поведением сверстников, потом начинает контролировать свои действия.
Во-вторых, легкому, естественному усвоению этих правил способствует также то, что игровые действия осуществляются совместно и одновременно. Подражательность малыша сверстникам и взрослому помогает быстро освоить требования игры. К тому же, чувствуя поддержку ее участников, ребенок начинает смотреть на себя как бы их глазами, что конечно же делает его поведение осмысленным.
И наконец, в-третьих, игры имеют сюжетно-образный характер, где движения служат средством выполнения игровой роли.
НУЖНО ЛИ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ?
Мы переходим к разговору о том, когда и как дети начинают играть. Речь пойдет о сюжетных играх детей, об их зарождении в раннем возрасте. Мы намеренно оставляем в стороне физические упражнения с элементами соревнования, эмоциональные подвижные игры типа пряток или "догоняшек", дидактические игры, направленные на развитие тех или иных психических функций, и. т. д. Сейчас речь пойдет о сюжетной игре, которая наиболее универсальна для психического развития детей. Она впитывает в себя все указанные виды игры, подготавливает развитие сюжетно-ролевой игры, которая станет ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте. Что такое игра? В истории психологии предлагалось много определений этой формы активности ребенка. Одни психологи считали, что игра — это инстинктивное развитие задатков, бессознательное упражнение будущих серьезных функций, другие связывали ее с получением удовольствия, третьи полагали, что это способ, снимающий напряжение, возникшее при столкновении со средой, сковывающей врожденное стремление ребенка к свободе. Многие современные концепции детской игры делают акцент на том, что игра — это особый вид предметной деятельности, в основе которой лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений. В ходе игры ребенок стремится быть похожим на взрослого.
Игра это— это создание воображаемых ситуаций, перенос свойств одних предметов на другие, действие в придуманных обстоятельствах. Играя, малыш чувствует себя способным делать все, как взрослый. Он заменяет отсутствующие атрибуты жизнивзрослых имеющимися у него игрушками: скачет на палочке, как на лошади, ездит на стуле, как на автомобиле. Рассмотрим самый простой пример. Двухлетний ребенок сидит за столом и обедает. Он хотя и с трудом, но старается самостоятельно держать ложку таким образом, чтобы ее содержимое не выливалось в тарелку или на стол. Его задача — правильно выполнить действие и съесть то, что находится в тарелке. Вот перед нами другая ситуация. Малыш сидит за тем же столом, но теперь перед ним — кукла и игрушечная посуда. Ребенок осознает, что в этой посуде нет пищи и кормление куклы носит чисто символический характер. Теперь его занимает лишь процесс кормления, а действие ложкой не требует тщательного исполнения: достаточно беглого движения руки, чтобы накормить куклу. В этой ситуации даже не важно, держит ли ребенок в руке ложку, он может поднести ко рту куклы пустую ладошку или палочку, и игра будет продолжаться.
Мы говорили об орудийных предметных действиях. Игровые действия проходят свой путь развития. В начале второго года жизни игрушка выступает для ребенка в таком же качестве, как и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, вкладывает в различные емкости, т. е. познает с помощью действий ее физические свойства. Постепенно, на протяжении второго года жизни, дети с помощью взрослых усваивают игровое назначение предметов: начинают кормить куклу, укладывать ее спать, моют посуду, словом, отражают в игре реальные жизненные явления, участниками и наблюдателями которых они являются.
Наличие различных впечатлений — необходимая предпосылка возникновения игры. Ребенок, бодрствующий постоянно в манеже, не знающий названия и назначения простых вещей, используемых в повседневной жизни, лишается основы для ее воссоздания в воображаемой ситуации. А ведь любая фантазия, как бы далеко она не уходила от реальности, всегда состоит из ее элементов. Наблюдения и эксперименты показывают, что многие дети, растущие в Домах ребенка и лишенные возможности прикоснуться к жизни взрослых, вплоть до школьных лет не знают, откуда берется еда и одежда, как выглядит кухня, как работает магазин, что такое холодильник или сервиз. Они представляют картошку только в виде пюре и не знают, как сделать чай сладким. Ребенку, не имеющему знаний и впечатлений о жизни, не из чего черпать материал для фантазии.
Еще одно условие возникновения игры — умение ребенка подражать действиям взрослого. Младшие дошкольники совершают игровые действия только с небольшим числом игрушек, чаще всего с теми, которые продемонстрировал ребенку взрослый.
Постепенно круг игрушек расширяется, а действия переносятся с одного предмета на другой, похожий на него. Например, если годовалый малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то в полтора года он начинает укачивать и медведя, и собачку, имеющихся в его игровом уголке. На втором году жизни перенос действия происходит только в рамках наличной ситуации: ребенок может кормить куклу из любого прибора, находящегося на столе, но заменить отсутствующий предмет еще не может. Если, к примеру, вы попросите малыша дать кукле конфетку, которой нет на столе, он скорее всего ответит, что ее здесь нет, в то время как трехлетний ребенок сразу же отыщет палочку или шарик и без раздумий скажет: «Вот конфетка, кушай».
Таким образом, воображаемая ситуация, наличие которой необходимо для возникновения игры, только-только начинает зарождаться.
А теперь давайте рассмотрим фрагмент игры ребенка более старшего ребенка.
За столиком сидит Света, радостно оглядев игрушки, она взяла зубную щетку и принялась что-то искать, перебирая предметы и спрашивая сама себя: «Где же зубная паста?» Наконец она выбрала из множества игрушек плоскую пластмассовую деталь от конструктора и удовлетворенно произнесла: «Вот она». Затем стала старательно чистить кукле зубы. Потом взяла нож и начала намазывать что-то на деревянный шарик. На вопрос взрослого, что она делает, Света ответила: «Масло намазываю на хлеб, кукла хочет кушать». Вслед за этим девочка принялась разбивать ложкой яйцо (другой шарик) и кормить куклу. Собрав посуду, Света сказала: «Мыть посуду надо, грязная посуда». Девочка поставила посуду на маленький стульчик и стала ложкой мыть тарелки, точно имитируя движения взрослого.
На первый взгляд описанный эпизод довольно прост. Но обратите внимание на три детали. Во-первых, девочка увлечена игрой. Ее движения точны и ловки, она не отвлекается, полностью сосредоточена на воображаемой ситуации. Во-вторых, в ее действиях прослеживается определенная логика и ни одно из них не повторяет предыдущего, т. е. девочка развивает последовательную цепочку событий. И в-третьих, в этом маленьком эпизоде Света использовала довольно сложные замещения, обыграв их соответствующим образом. В целом Света продемонстрировала высокий уровень игры.
Использование предметов-заместителей становится непременной составляющей деталью игры. Ребенок, открывший для себя возможность замещения, легко ориентируется в игровой обстановке, находит в ней все, что ему требуется для сюжета. При этом один и тот же предмет может выполнять сразу несколько функций. Такая гибкость в замещениях дает ребенку возможность довольно долго развивать сюжет даже с небольшим количеством игрушек.
Что дает ребенку игра? Она является средством познания окружающего мира. Это сложная внутренне мотивированная, но в то же время приятная для ребенка деятельность, доставляющая ему удовольствие. Даже препятствие, которое в ней приходится преодолевать, не угнетает ребенка. Она развивает изобретательность, дает ребенку возможность проявить фантазию, испытать ощущение всесилия и свободы.
В игре лучше всего происходит психическое развитие ребенка: складывается образное мышление, концентрируется внимание, тренируется память, отрабатывается социальное поведение.
УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИГРЫ:
Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. Так, воспроизведение игровых действий и их перенос на другие объекты совершаются после показа взрослого, словесное обозначение замещаемых предметов происходит в совместной со взрослым игре, называние себя именем персонажа и сравнение своих действий с действиями взрослого возникают при участии последнего. Первоначальные мотивы игры задаются ребенку также взрослым, а не зарождаются сами, старшие партнеры ставят и первые игровые задачи перед малышами, организуя для них игровую ситуацию.
Теперь, достаточно узнав о том, что представляет собой игра и в каком направлении она развивается, вы сами можете определить, умеет ли играть ваш ребенок. Попросите его организовать кукольный уголок или построить для куклы дом и мебель, предложите полечить или покормить ее, навести порядок на воображаемой кухне или построить крепость, и понаблюдайте, как ребенок реагирует на ваше предложение, может ли он играть один или ему необходимо ваше участие, как долго и увлеченно он играет, насколько разнообразит свои действия и развивает сюжет, какие игрушки использует, есть ли в его игре замещения и насколько они необычны, оригинальны, разговаривает ли он, когда играет.
конспект 9.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №18 «ЧЕБУРАШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА
ОРЕХОВОЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА П.ВЕРЕЯ
Консультация для родителей: «Роль игры в жизни
старших дошкольников»
Воспитатель:
Сухова Ю.Н.
МБДОУ д\с №18 «Чебурашка»
2016 год
П.Верея ВОСПИТАНИЕ В ИГРЕ:
Игра — традиционный,
признанный метод обучения и
воспитания дошкольников. Это уникальное средство ненасильственного
воспитания маленьких детей. Игра соответствует естественным потребностям
и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с
удовольствием. В игре дети охотно делают то, что для них полезно, и даже то,
что еще не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты,
делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди,
проявляют терпение и настойчивость. Все это происходит свободно и
добровольно, без нажима и принуждения взрослого.
Однако это вовсе не означает, что взрослым совсем не следует вмешиваться в
детскую игру. Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру,
которая отвечает его возможностям и развивает способности. Нередко
взрослые оставляют детей наедине с игрушками, так как считают, что они
сами знают, как играть. Они действуют по знакомой логике: «Чем бы дитя
не тешилось, лишь бы не плакало» и не приставало. Но даже самые полезные
игрушки не могут подсказать ребенку, как с ними играть. Малыш будет
повторять одни и те же примитивные действия, которые лишь условно можно
назвать игрой.
Чтобы игра стала действительно развивающей
деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а уже
после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать
новые игры. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и
знает интересные игры.
Раньше такими учителями были старшие дети. Во дворе, в семье (и умение
играть)передавались от одного поколения детей к другому. Все это
происходило стихийно, естественно, без вмешательства взрослых. Но сейчас
эта связь детских поколений прервалась. Нередко получается так,
что дошкольник вовсе не видит старших детей— в семье он один, двора и
дворовых игр нет, соседей в квартире тоже, с другими детьми в доме не
дружит. Вот и растет он среди взрослых, которым вовсе не до игр: ни сил, ни
времени, ни умения, ни желания нет. «Да и взрослое ли это дело — играть с
ребенком! Пусть в детском саду играет!» —рассуждают некоторые. Вот и
получается, что игры дошкольников примитивны, однообразны и мало
развивают их нравственные, волевые и умственные качества. А от взрослых
ребенок то и дело слышит, что надо быть честным, послушным, усидчивым и
т. д. Но наивно было бы думать, что дошкольник намеренно не хочет быть
усидчивым и аккуратным и что стоит убедить его, что это хорошо (ремнем,
ласковым разговором или грозным окриком, как он сразу таковым станет. Да
нет же! Он может обрести все эти ценные качества только в процессе
собственной деятельности и в своем личном опыте. Поэтому, если взрослые
хотят, чтобы ребенок стал дисциплинированным, послушным, усидчивым и. т.
д. ,— им нужно прежде всего играть с ним. Игру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с
детьми, в которой взрослый одновременно является и организатором и
участником игры. В каждой даже самой простой игре обязательно есть
правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Они
определенным образом ограничивают спонтанную, импульсивную активность
малыша, ситуативность его поведения. Правила игры как раз и становятся
той «точкой опоры», с которой можно сопоставить свои действия, осознать и
оценить их.
Действуя по правилу, ребенок ведет себя произвольно и осознанно. В то же
время эта произвольность достигается не по принуждению, а по доброй воле
малыша, поскольку в игре необходимость выполнения правил очевидна.
Ребенок быстро убеждается в том, что их нарушение идет во вред ему
самому. Выполняя правила игры, сначала простые, а потом более сложные,
малыш постепенно привыкает следить за своим поведением, управлять им.
Особенно важна роль игры в развитии волевых качеств у дошкольников,
которые еще не могут сами ставить перед собой конкретную цель и
сознательно достигать ее. Если правила поведения, декларируемые взрослым,
обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры просто и естественно
входят в жизнь детей, становятся регулятором их деятельности.
Кроме того, игры, направленные на развитие произвольного поведения,
содержат ряд условий, облегчающих детям выполнение правил. Вопервых,
они обычно связаны с движениями, т. е. имеют подвижный характер. Это
способствует тому, что необходимость выполнения правил и сам факт их
выполнения или невыполнения становятся для ребенка очевидными.
Наглядность правил и их простота (например, бежать по сигналу, не
переступать нарисованную на земле черту и т. д.) дают возможность даже
трехлетнему ребенку контролировать их выполнение. Сначала малыш следит
за поведением сверстников, потом начинает контролировать свои действия.
Вовторых, легкому, естественному усвоению этих правил способствует
также то, что игровые действия осуществляются совместно и одновременно.
Подражательность малыша сверстникам и взрослому помогает быстро
освоить требования игры. К тому же, чувствуя поддержку ее участников,
ребенок начинает смотреть на себя как бы их глазами, что конечно же делает
его поведение осмысленным.
И наконец, втретьих, игры имеют сюжетнообразный характер, где движения
служат средством выполнения игровой роли.
НУЖНО ЛИ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ?
Мы переходим к разговору о том, когда и как дети начинают играть. Речь
пойдет о сюжетных играх детей, об их зарождении в раннем возрасте. Мы
намеренно оставляем в стороне физические упражнения с элементами
подвижные игры типа пряток
соревнования,
эмоциональные или "догоняшек", дидактические игры, направленные на развитие тех или
иных психических функций, и. т. д. Сейчас речь пойдет о сюжетной игре,
которая наиболее универсальна для психического развития детей. Она
впитывает в себя все указанные виды игры, подготавливает развитие
сюжетноролевой игры, которая станет ведущей деятельностью ребенка
в дошкольном возрасте. Что такое игра? В истории психологии предлагалось
много определений этой формы активности ребенка. Одни психологи считали,
что игра — это инстинктивное развитие задатков, бессознательное
упражнение будущих серьезных функций, другие связывали ее с получением
удовольствия, третьи полагали, что это способ, снимающий напряжение,
возникшее при столкновении со средой, сковывающей врожденное стремление
ребенка к свободе. Многие современные концепции детской игры делают
акцент на том, что игра — это особый вид предметной деятельности, в основе
которой лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих
отношений. В ходе игры ребенок стремится быть похожим на взрослого.
Игра это— это создание воображаемых ситуаций, перенос свойств одних
предметов на другие, действие в придуманных обстоятельствах. Играя,
малыш чувствует себя способным делать все, как взрослый. Он заменяет
отсутствующие атрибуты жизнивзрослых имеющимися у него игрушками:
скачет на палочке, как на лошади, ездит на стуле, как на автомобиле.
Рассмотрим самый простой пример. Двухлетний ребенок сидит за столом и
обедает. Он хотя и с трудом, но старается самостоятельно держать ложку
таким образом, чтобы ее содержимое не выливалось в тарелку или на стол.
Его задача — правильно выполнить действие и съесть то, что находится в
тарелке. Вот перед нами другая ситуация. Малыш сидит за тем же столом, но
теперь перед ним — кукла и игрушечная посуда. Ребенок осознает, что в этой
посуде нет пищи и кормление куклы носит чисто символический характер.
Теперь его занимает лишь процесс кормления, а действие ложкой не требует
тщательного исполнения: достаточно беглого движения руки, чтобы
накормить куклу. В этой ситуации даже не важно, держит ли ребенок в руке
ложку, он может поднести ко рту куклы пустую ладошку или палочку, и
игра будет продолжаться.
Мы говорили об орудийных предметных действиях. Игровые действия
проходят свой путь развития. В начале второго года жизни игрушка
выступает для ребенка в таком же качестве, как и любой другой предмет, с
которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место,
стучит ею, вкладывает в различные емкости, т. е. познает с помощью действий
ее физические свойства. Постепенно, на протяжении второго года жизни,
дети с помощью взрослых усваивают игровое назначение предметов: начинают
кормить куклу, укладывать ее спать, моют посуду, словом, отражают в игре
реальные жизненные явления, участниками и наблюдателями которых они
являются. Наличие различных впечатлений — необходимая предпосылка
возникновения игры. Ребенок, бодрствующий постоянно в манеже, не
знающий названия и назначения простых вещей, используемых в
повседневной жизни, лишается основы для ее воссоздания в воображаемой
ситуации. А ведь любая фантазия, как бы далеко она не уходила от
реальности, всегда состоит из ее элементов. Наблюдения и эксперименты
показывают, что многие дети, растущие в Домах ребенка и лишенные
возможности прикоснуться к жизни взрослых, вплоть до школьных лет не
знают, откуда берется еда и одежда, как выглядит кухня, как работает
магазин, что такое холодильник или сервиз. Они представляют картошку
только в виде пюре и не знают, как сделать чай сладким. Ребенку, не
имеющему знаний и впечатлений о жизни, не из чего черпать материал для
фантазии.
Еще одно условие возникновения игры — умение ребенка подражать
действиям взрослого. Младшие дошкольники совершают игровые действия
только с небольшим числом игрушек, чаще всего с теми, которые
продемонстрировал ребенку взрослый.
Постепенно круг игрушек расширяется, а действия переносятся с одного
предмета на другой, похожий на него. Например, если годовалый малыш
укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то в полтора
года он начинает укачивать и медведя, и собачку, имеющихся в его игровом
уголке. На втором году жизни перенос действия происходит только в рамках
наличной ситуации: ребенок может кормить куклу из любого прибора,
находящегося на столе, но заменить отсутствующий предмет еще не может.
Если, к примеру, вы попросите малыша дать кукле конфетку, которой нет на
столе, он скорее всего ответит, что ее здесь нет, в то время как трехлетний
ребенок сразу же отыщет палочку или шарик и без раздумий скажет: «Вот
конфетка, кушай».
Таким образом, воображаемая ситуация, наличие которой необходимо для
возникновения игры, толькотолько начинает зарождаться.
А теперь давайте рассмотрим фрагмент игры ребенка более старшего
ребенка.
За столиком сидит Света, радостно оглядев игрушки, она взяла зубную щетку
и принялась чтото искать, перебирая предметы и спрашивая сама себя: «Где
же зубная паста?» Наконец она выбрала из множества игрушек плоскую
пластмассовую деталь от конструктора и удовлетворенно произнесла: «Вот
она». Затем стала старательно чистить кукле зубы. Потом взяла нож и
начала намазывать чтото на деревянный шарик. На вопрос взрослого, что она
делает, Света ответила: «Масло намазываю на хлеб, кукла хочет кушать».
Вслед за этим девочка принялась разбивать ложкой яйцо (другой шарик) и
кормить куклу. Собрав посуду, Света сказала: «Мыть посуду надо, грязная посуда». Девочка поставила посуду на маленький стульчик и стала ложкой
мыть тарелки, точно имитируя движения взрослого.
На первый взгляд описанный эпизод довольно прост. Но обратите внимание на
три детали. Вопервых, девочка увлечена игрой. Ее движения точны и ловки,
она не отвлекается, полностью сосредоточена на воображаемой ситуации. Во
вторых, в ее действиях прослеживается определенная логика и ни одно из них
не повторяет предыдущего, т. е. девочка развивает последовательную цепочку
событий. И втретьих, в этом маленьком эпизоде Света использовала
довольно сложные замещения, обыграв их соответствующим образом. В целом
Света продемонстрировала высокий уровень игры.
Использование
становится непременной
составляющей деталью игры. Ребенок, открывший для себя возможность
замещения, легко ориентируется в игровой обстановке, находит в ней все, что
ему требуется для сюжета. При этом один и тот же предмет может выполнять
сразу несколько функций. Такая гибкость в замещениях дает ребенку
возможность довольно долго развивать сюжет даже с небольшим количеством
игрушек.
предметовзаместителей
Что дает ребенку игра? Она является средством познания окружающего мира.
Это сложная внутренне мотивированная, но в то же время приятная для
ребенка деятельность, доставляющая ему удовольствие. Даже препятствие,
которое в ней приходится преодолевать, не угнетает ребенка. Она развивает
изобретательность, дает ребенку возможность проявить фантазию, испытать
ощущение всесилия и свободы.
В игре лучше всего происходит психическое развитие ребенка: складывается
образное мышление, концентрируется внимание, тренируется память,
отрабатывается социальное поведение.
УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИГРЫ:
Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством
взрослого и в совместной деятельности с ним. Так, воспроизведение игровых
действий и их перенос на другие объекты совершаются после показа
взрослого, словесное обозначение замещаемых предметов происходит в
совместной со взрослым игре, называние себя именем персонажа и сравнение
своих действий с действиями взрослого возникают при участии последнего.
Первоначальные мотивы игры задаются ребенку также взрослым, а не
зарождаются сами, старшие партнеры ставят и первые игровые задачи перед
малышами, организуя для них игровую ситуацию.
Теперь, достаточно узнав о том, что представляет собой игра и в каком
направлении она развивается, вы сами можете определить, умеет ли играть
ваш ребенок. Попросите его организовать кукольный уголок или построить
для куклы дом и мебель, предложите полечить или покормить ее, навести порядок на воображаемой кухне или построить крепость, и понаблюдайте, как
ребенок реагирует на ваше предложение, может ли он играть один или ему
необходимо ваше участие, как долго и увлеченно он играет, насколько
разнообразит свои действия и развивает сюжет, какие игрушки использует,
есть ли в его игре замещения и насколько они необычны, оригинальны,
разговаривает ли он, когда играет.
«Роль игры в жизни старших дошкольников»
«Роль игры в жизни старших дошкольников»
«Роль игры в жизни старших дошкольников»
«Роль игры в жизни старших дошкольников»
«Роль игры в жизни старших дошкольников»
«Роль игры в жизни старших дошкольников»
«Роль игры в жизни старших дошкольников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.