«Роль игры в жизни старших дошкольников»
Оценка 4.6

«Роль игры в жизни старших дошкольников»

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
родителям
Детсад
19.02.2018
«Роль игры в жизни старших дошкольников»
ВОСПИТАНИЕ В ИГРЕ: Игра — традиционный, признанный метод обучения и воспитания дошкольников. Это уникальное средство ненасильственного воспитания маленьких детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. В игре дети охотно делают то, что для них полезно, и даже то, что еще не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, проявляют терпение и настойчивость. Все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения взрослого. Однако это вовсе не означает, что взрослым совсем не следует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает способности. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками, так как считают, что они сами знают, как играть. Они действуют по знакомой логике: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало» и не приставало. Но даже самые полезные игрушки не могут подсказать ребенку, как с ними играть. Малыш будет повторять одни и те же примитивные действия, которые лишь условно можно назвать игрой. Чтобы игра стала действительно развивающей деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры. Раньше такими учителями были старшие дети. Во дворе, в семье (и умение играть)передавались от одного поколения детей к другому. Все это происходило стихийно, естественно, без вмешательства взрослых. Но сейчас эта связь детских поколений прервалась. Нередко получается так, что дошкольник вовсе не видит старших детей— в семье он один, двора и дворовых игр нет, соседей в квартире тоже, с другими детьми в доме - не дружит. Вот и растет он среди взрослых, которым вовсе не до игр: ни сил, ни времени, ни умения, ни желания нет. «Да и взрослое ли это дело — играть с ребенком! Пусть в детском саду играет!» —рассуждают некоторые. Вот и получается, что игры дошкольников примитивны, однообразны и мало развивают их нравственные, волевые и умственные ка-чества. А от взрослых ребенок то и дело слышит, что надо быть честным, послушным, усидчивым и т. д. Но наивно было бы думать, что дошкольник намеренно не хочет быть усидчивым и аккуратным и что стоит убедить его, что это хорошо (ремнем, ласковым разговором или грозным окриком, как он сразу таковым станет. Да нет же! Он может обрести все эти ценные качества только в процессе собственной деятельности и в своем личном опыте. Поэтому, если взрослые хотят, чтобы ребенок стал дисциплинированным, послушным, усидчивым и. т. д. ,— им нужно прежде всего играть с ним. Игру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в которой взрослый одновременно является и организатором и участником игры. В каждой даже самой простой игре обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Они определенным образом ограничивают спонтанную, импульсивную активность малыша, ситуативность его поведения. Правила игры как раз и становятся той «точкой опоры», с которой можно сопоставить свои действия, осознать и оценить их. Действуя по правилу, ребенок ведет себя произвольно и осознанно. В то же время эта произвольность достигается не по принуждению, а по доброй воле малыша, поскольку в игре необходимость выполнения правил очевидна. Ребенок быстро убеждается в том, что их нарушение идет во вред ему самому. Выполняя правила игры, сначала простые, а потом более сложные, малыш постепенно привыкает следить за своим поведением, управлять им. Особенно важна роль игры в развитии волевых качеств у дошкольников, которые еще не могут сами ставить перед собой конкретную цель и сознательно достигать ее. Если правила поведения, декларируемые взрослым, обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры просто и естественно входят в жизнь детей, становятся регулятором их деятельности. Кроме того, игры, направленные на развитие произвольного поведения, содержат ряд условий, облегчающих детям выполнение правил. Во-первых, они обычно связаны с движениями, т. е. имеют подвижный характер. Это способствует тому, что необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения или невыполнения становятся для ребенка очевидными. Наглядность правил и их простота (например, бежать по сигналу, не переступать нарисованную на земле черту и т. д.) дают возможность даже трехлетнему ребенку контролировать их выполнение. Сначала малыш следит за поведением сверстников, потом начинает контролировать свои действия. Во-вторых, легкому, естественному усвоению этих правил способствует также то, что игровые действия осуществляются совместно и одновременно. Подражательность малыша сверстникам и взрослому помогает быстро освоить требования игры. К тому же, чувствуя поддержку ее участников, ребенок начинает смотреть на себя как бы их глазами, что конечно же делает его поведение осмысленным. И наконец, в-третьих, игры имеют сюжетно-образный характер, где движения служат средством выполнения игровой роли. НУЖНО ЛИ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ? Мы переходим к разговору о том, когда и как дети начинают играть. Речь пойдет о сюжетных играх детей, об их зарождении в раннем возрасте. Мы намеренно оставляем в стороне физические упражнения с элементами соревнования, эмоциональные подвижные игры типа пряток или "догоняшек", дидактические игры, направленные на развитие тех или иных психических функций, и. т. д. Сейчас речь пойдет о сюжетной игре, которая наиболее универсальна для психического развития детей. Она впитывает в себя все указанные виды игры, подготавливает развитие сюжетно-ролевой игры, которая станет ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте. Что такое игра? В истории психологии предлагалось много определений этой формы активности ребенка. Одни психологи считали, что игра — это инстинктивное развитие задатков, бессознательное упражнение будущих серьезных функций, другие связывали ее с получением удовольствия, третьи полагали, что это способ, снимающий напряжение, возникшее при столкновении со средой, сковывающей врожденное стремление ребенка к свободе. Многие современные концепции детской игры делают акцент на том, что игра — это особый вид предметной деятельности, в основе которой лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений. В ходе игры ребенок стремится быть похожим на взрослого. Игра это— это создание воображаемых ситуаций, перенос свойств одних предметов на другие, действие в придуманных обстоятельствах. Играя, малыш чувствует себя способным делать все, как взрослый. Он заменяет отсутствующие атрибуты жизнивзрослых имеющимися у него игрушками: скачет на палочке, как на лошади, ездит на стуле, как на автомобиле. Рассмотрим самый простой пример. Двухлетний ребенок сидит за столом и обедает. Он хотя и с трудом, но старается самостоятельно держать ложку таким образом, чтобы ее содержимое не выливалось в тарелку или на стол. Его задача — правильно выполнить действие и съесть то, что находится в тарелке. Вот перед нами другая ситуация. Малыш сидит за тем же столом, но теперь перед ним — кукла и игрушечная посуда. Ребенок осознает, что в этой посуде нет пищи и кормление куклы носит чисто символический характер. Теперь его занимает лишь процесс кормления, а действие ложкой не требует тщательного исполнения: достаточно беглого движения руки, чтобы накормить куклу. В этой ситуации даже не важно, держит ли ребенок в руке ложку, он может поднести ко рту куклы пустую ладошку или палочку, и игра будет продолжаться. Мы говорили об орудийных предметных действиях. Игровые действия проходят свой путь развития. В начале второго года жизни игрушка выступает для ребенка в таком же качестве, как и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, вкладывает в различные емкости, т. е. познает с помощью действий ее физические свойства. Постепенно, на протяжении второго года жизни, дети с помощью взрослых усваивают игровое назначение предметов: начинают кормить куклу, укладывать ее спать, моют посуду, словом, отражают в игре реальные жизненные явления, участниками и наблюдателями которых они являются. Наличие различных впечатлений — необходимая предпосылка возникновения игры. Ребенок, бодрствующий постоянно в манеже, не знающий названия и назначения простых вещей, используемых в повседневной жизни, лишается основы для ее воссоздания в воображаемой ситуации. А ведь любая фантазия, как бы далеко она не уходила от реальности, всегда состоит из ее элементов. Наблюдения и эксперименты показывают, что многие дети, растущие в Домах ребенка и лишенные возможности прикоснуться к жизни взрослых, вплоть до школьных лет не знают, откуда берется еда и одежда, как выглядит кухня, как работает магазин, что такое холодильник или сервиз. Они представляют картошку только в виде пюре и не знают, как сделать чай сладким. Ребенку, не имеющему знаний и впечатлений о жизни, не из чего черпать материал для фантазии. Еще одно условие возникновения игры — умение ребенка подражать действиям взрослого. Младшие дошкольники совершают игровые действия только с небольшим числом игрушек, чаще всего с теми, которые продемонстрировал ребенку взрослый. Постепенно круг игрушек расширяется, а действия переносятся с одного предмета на другой, похожий на него. Например, если годовалый малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то в полтора года он начинает укачивать и медведя, и собачку, имеющихся в его игровом уголке. На втором году жизни перенос действия происходит только в рамках наличной ситуации: ребенок может кормить куклу из любого прибора, находящегося на столе, но заменить отсутствующий предмет еще не может. Если, к примеру, вы попросите малыша дать кукле конфетку, которой нет на столе, он скорее всего ответит, что ее здесь нет, в то время как трехлетний ребенок сразу же отыщет палочку или шарик и без раздумий скажет: «Вот конфетка, кушай». Таким образом, воображаемая ситуация, наличие которой необходимо для возникновения игры, только-только начинает зарождаться. А теперь давайте рассмотрим фрагмент игры ребенка более старшего ребенка. За столиком сидит Света, радостно оглядев игрушки, она взяла зубную щетку и принялась что-то искать, перебирая предметы и спрашивая сама себя: «Где же зубная паста?» Наконец она выбрала из множества игрушек плоскую пластмассовую деталь от конструктора и удовлетворенно произнесла: «Вот она». Затем стала старательно чистить кукле зубы. Потом взяла нож и начала намазывать что-то на деревянный шарик. На вопрос взрослого, что она делает, Света ответила: «Масло намазываю на хлеб, кукла хочет кушать». Вслед за этим девочка принялась разбивать ложкой яйцо (другой шарик) и кормить куклу. Собрав посуду, Света сказала: «Мыть посуду надо, грязная посуда». Девочка поставила посуду на маленький стульчик и стала ложкой мыть тарелки, точно имитируя движения взрослого. На первый взгляд описанный эпизод довольно прост. Но обратите внимание на три детали. Во-первых, девочка увлечена игрой. Ее движения точны и ловки, она не отвлекается, полностью сосредоточена на воображаемой ситуации. Во-вторых, в ее действиях прослеживается определенная логика и ни одно из них не повторяет предыдущего, т. е. девочка развивает последовательную цепочку событий. И в-третьих, в этом маленьком эпизоде Света использовала довольно сложные замещения, обыграв их соответствующим образом. В целом Света продемонстрировала высокий уровень игры. Использование предметов-заместителей становится непременной составляющей деталью игры. Ребенок, открывший для себя возможность замещения, легко ориентируется в игровой обстановке, находит в ней все, что ему требуется для сюжета. При этом один и тот же предмет может выполнять сразу несколько функций. Такая гибкость в замещениях дает ребенку возможность довольно долго развивать сюжет даже с небольшим количеством игрушек. Что дает ребенку игра? Она является средством познания окружающего мира. Это сложная внутренне мотивированная, но в то же время приятная для ребенка деятельность, доставляющая ему удовольствие. Даже препятствие, которое в ней приходится преодолевать, не угнетает ребенка. Она развивает изобретательность, дает ребенку возможность проявить фантазию, испытать ощущение всесилия и свободы. В игре лучше всего происходит психическое развитие ребенка: складывается образное мышление, концентрируется внимание, тренируется память, отрабатывается социальное поведение. УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИГРЫ: Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. Так, воспроизведение игровых действий и их перенос на другие объекты совершаются после показа взрослого, словесное обозначение замещаемых предметов происходит в совместной со взрослым игре, называние себя именем персонажа и сравнение своих действий с действиями взрослого возникают при участии последнего. Первоначальные мотивы игры задаются ребенку также взрослым, а не зарождаются сами, старшие партнеры ставят и первые игровые задачи перед малышами, организуя для них игровую ситуацию. Теперь, достаточно узнав о том, что представляет собой игра и в каком направлении она развивается, вы сами можете определить, умеет ли играть ваш ребенок. Попросите его организовать кукольный уголок или построить для куклы дом и мебель, предложите полечить или покормить ее, навести порядок на воображаемой кухне или построить крепость, и понаблюдайте, как ребенок реагирует на ваше предложение, может ли он играть один или ему необходимо ваше участие, как долго и увлеченно он играет, насколько разнообразит свои действия и развивает сюжет, какие игрушки использует, есть ли в его игре замещения и насколько они необычны, оригинальны, разговаривает ли он, когда играет.
конспект 9.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №18 «ЧЕБУРАШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОРЕХОВО­ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА П.ВЕРЕЯ Консультация для родителей: «Роль игры в жизни старших дошкольников» Воспитатель:  Сухова Ю.Н.  МБДОУ д\с №18 «Чебурашка» 2016 год П.Верея ВОСПИТАНИЕ В ИГРЕ: Игра   —   традиционный,   признанный   метод   обучения   и воспитания дошкольников.   Это   уникальное   средство   ненасильственного воспитания маленьких детей. Игра соответствует естественным потребностям и   желаниям   ребенка,   а   потому   с   ее   помощью   он   будет   учиться   с удовольствием. В игре дети охотно делают то, что для них полезно, и даже то, что еще не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, проявляют   терпение   и   настойчивость.   Все   это   происходит   свободно   и добровольно, без нажима и принуждения взрослого. Однако это вовсе не означает, что взрослым совсем не следует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая   отвечает   его   возможностям   и   развивает   способности.   Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками, так как считают, что они сами знают, как играть. Они действуют по знакомой логике: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало» и не приставало. Но даже самые полезные игрушки   не   могут   подсказать   ребенку,   как   с   ними   играть.   Малыш   будет повторять одни и те же примитивные действия, которые лишь условно можно назвать   игрой.   Чтобы   игра   стала   действительно   развивающей деятельностью дошкольника,   ему   сначала   нужно   научиться   играть,   а   уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры. Раньше такими учителями были старшие дети. Во дворе, в семье (и умение играть)передавались   от   одного   поколения   детей   к   другому.   Все   это происходило стихийно, естественно, без вмешательства взрослых. Но сейчас эта   связь   детских   поколений   прервалась.   Нередко   получается   так, что дошкольник вовсе не видит старших детей— в семье он один, двора и дворовых игр нет, соседей в квартире тоже, с другими детьми в доме ­ не дружит. Вот и растет он среди взрослых, которым вовсе не до игр: ни сил, ни времени, ни умения, ни желания нет. «Да и взрослое ли это дело — играть с ребенком! Пусть в детском саду играет!» —рассуждают некоторые. Вот и получается,   что игры   дошкольников   примитивны,   однообразны   и   мало развивают их нравственные, волевые и умственные ка­чества. А от взрослых ребенок то и дело слышит, что надо быть честным, послушным, усидчивым и т. д. Но наивно было бы думать, что дошкольник намеренно не хочет быть усидчивым и аккуратным и что стоит убедить его, что это хорошо (ремнем, ласковым разговором или грозным окриком, как он сразу таковым станет. Да нет   же!   Он   может   обрести   все   эти   ценные   качества   только   в   процессе собственной деятельности и в своем личном опыте. Поэтому, если взрослые хотят, чтобы ребенок стал дисциплинированным, послушным, усидчивым и. т. д. ,— им нужно прежде всего играть с ним. Игру   можно   рассматривать   как   своеобразную   форму   общения   взрослого   с детьми,   в   которой   взрослый   одновременно   является   и   организатором   и участником игры.   В   каждой   даже   самой   простой   игре   обязательно   есть правила,   которые   организуют   и   регулируют   действия   ребенка.   Они определенным образом ограничивают спонтанную, импульсивную активность малыша, ситуативность   его поведения.  Правила игры как  раз и становятся той «точкой опоры», с которой можно сопоставить свои действия, осознать и оценить их. Действуя по правилу, ребенок ведет себя произвольно и осознанно. В то же время эта произвольность достигается не по принуждению, а по доброй воле малыша,   поскольку   в   игре   необходимость   выполнения   правил   очевидна. Ребенок   быстро   убеждается   в   том,   что   их   нарушение   идет   во   вред   ему самому. Выполняя правила игры, сначала простые, а потом более сложные, малыш постепенно привыкает следить за своим поведением, управлять им. Особенно   важна роль   игры в   развитии   волевых   качеств   у дошкольников, которые   еще   не   могут   сами   ставить   перед   собой   конкретную   цель   и сознательно достигать ее. Если правила поведения, декларируемые взрослым, обычно   плохо   усваиваются   детьми,   то   правила игры просто   и   естественно входят в жизнь детей, становятся регулятором их деятельности. Кроме   того, игры,   направленные   на   развитие   произвольного   поведения, содержат ряд условий, облегчающих детям выполнение правил. Во­первых, они   обычно   связаны   с  движениями,  т.  е.  имеют   подвижный   характер.   Это способствует   тому,  что   необходимость   выполнения  правил   и  сам  факт   их выполнения   или   невыполнения   становятся   для   ребенка   очевидными. Наглядность   правил   и   их   простота   (например,   бежать   по   сигналу,   не переступать нарисованную на земле черту и т. д.) дают возможность даже трехлетнему ребенку контролировать их выполнение. Сначала малыш следит за поведением сверстников, потом начинает контролировать свои действия. Во­вторых,   легкому,   естественному   усвоению   этих   правил   способствует также то, что игровые действия осуществляются совместно и одновременно. Подражательность   малыша   сверстникам   и   взрослому   помогает   быстро освоить  требования игры.  К  тому   же,  чувствуя   поддержку  ее  участников, ребенок начинает смотреть на себя как бы их глазами, что конечно же делает его поведение осмысленным. И наконец, в­третьих, игры имеют сюжетно­образный характер, где движения служат средством выполнения игровой роли. НУЖНО ЛИ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ? Мы переходим к разговору о том, когда и как дети начинают играть. Речь пойдет о сюжетных играх детей, об их зарождении в раннем возрасте. Мы намеренно   оставляем   в   стороне   физические   упражнения   с   элементами   подвижные игры   типа   пряток соревнования, эмоциональные или "догоняшек",   дидактические игры,   направленные   на   развитие   тех   или иных психических функций, и. т. д. Сейчас речь пойдет о сюжетной игре, которая   наиболее   универсальна   для   психического   развития   детей.   Она впитывает   в   себя   все   указанные   виды игры,   подготавливает   развитие сюжетно­ролевой игры,   которая   станет   ведущей   деятельностью   ребенка в дошкольном возрасте. Что такое игра? В истории психологии предлагалось много определений этой формы активности ребенка. Одни психологи считали, что   игра   —   это   инстинктивное   развитие   задатков,   бессознательное упражнение будущих серьезных функций, другие связывали ее с получением удовольствия,   третьи   полагали,   что   это   способ,   снимающий   напряжение, возникшее при столкновении со средой, сковывающей врожденное стремление ребенка   к   свободе.   Многие   современные   концепции   детской игры делают акцент на том, что игра — это особый вид предметной деятельности, в основе которой   лежит   осознание   ребенком   мира   предметов   и   человеческих отношений. В ходе игры ребенок стремится быть похожим на взрослого. Игра   это—   это   создание   воображаемых   ситуаций,   перенос   свойств   одних предметов   на   другие,   действие   в   придуманных   обстоятельствах.   Играя, малыш   чувствует   себя   способным   делать   все,   как   взрослый.   Он   заменяет отсутствующие   атрибуты жизнивзрослых   имеющимися   у   него игрушками: скачет   на   палочке,   как   на   лошади,   ездит   на   стуле,   как   на   автомобиле. Рассмотрим самый простой пример. Двухлетний ребенок сидит за столом и обедает. Он хотя и с трудом, но старается самостоятельно держать ложку таким образом, чтобы ее содержимое не выливалось в тарелку или на стол. Его задача — правильно выполнить действие и съесть то, что находится в тарелке. Вот перед нами другая ситуация. Малыш сидит за тем же столом, но теперь перед ним — кукла и игрушечная посуда. Ребенок осознает, что в этой посуде нет пищи и кормление куклы носит чисто символический характер. Теперь его занимает лишь процесс кормления, а действие ложкой не требует тщательного исполнения:   достаточно   беглого   движения   руки,   чтобы накормить куклу. В этой ситуации даже не важно, держит ли ребенок в руке ложку, он может поднести ко рту куклы пустую ладошку или палочку, и игра будет продолжаться. Мы   говорили   об   орудийных   предметных   действиях.   Игровые   действия проходят   свой   путь   развития.   В   начале   второго   года жизни игрушка выступает для ребенка в таком же качестве, как и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, вкладывает в различные емкости, т. е. познает с помощью действий ее   физические   свойства.   Постепенно,   на   протяжении   второго   года жизни, дети с помощью взрослых усваивают игровое назначение предметов: начинают кормить куклу, укладывать ее спать, моют посуду, словом, отражают в игре реальные жизненные явления, участниками и наблюдателями которых они являются. Наличие   различных   впечатлений   —   необходимая   предпосылка возникновения игры.   Ребенок,   бодрствующий   постоянно   в   манеже,   не знающий   названия   и   назначения   простых   вещей,   используемых   в повседневной жизни, лишается основы для ее воссоздания в воображаемой ситуации.   А   ведь   любая   фантазия,   как   бы   далеко   она   не   уходила   от реальности,   всегда   состоит   из   ее   элементов.   Наблюдения   и   эксперименты показывают,   что   многие   дети,   растущие   в   Домах   ребенка   и   лишенные возможности прикоснуться к жизни взрослых, вплоть до школьных лет не знают,   откуда   берется   еда   и   одежда,   как   выглядит   кухня,   как   работает магазин,   что   такое   холодильник   или   сервиз.   Они   представляют   картошку только   в   виде   пюре   и   не   знают,   как   сделать   чай   сладким.   Ребенку,   не имеющему знаний и впечатлений о жизни, не из чего черпать материал для фантазии. Еще   одно   условие   возникновения игры —   умение   ребенка   подражать действиям   взрослого.  Младшие дошкольники совершают   игровые   действия только   с   небольшим   числом   игрушек,   чаще   всего   с   теми,   которые продемонстрировал ребенку взрослый. Постепенно   круг   игрушек   расширяется,   а   действия   переносятся   с   одного предмета   на   другой,   похожий   на   него.   Например,   если   годовалый   малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то в полтора года он начинает укачивать и медведя, и собачку, имеющихся в его игровом уголке. На втором году жизни перенос действия происходит только в рамках наличной ситуации:   ребенок   может   кормить   куклу   из   любого   прибора, находящегося на столе, но заменить отсутствующий предмет еще не может. Если, к примеру, вы попросите малыша дать кукле конфетку, которой нет на столе, он скорее всего ответит, что ее здесь нет, в то время как трехлетний ребенок сразу же отыщет палочку или шарик и без раздумий скажет: «Вот конфетка, кушай». Таким  образом,  воображаемая  ситуация,  наличие  которой  необходимо  для возникновения игры, только­только начинает зарождаться. А   теперь   давайте   рассмотрим   фрагмент игры   ребенка   более   старшего ребенка. За столиком сидит Света, радостно оглядев игрушки, она взяла зубную щетку и принялась что­то искать, перебирая предметы и спрашивая сама себя: «Где же   зубная   паста?» Наконец   она   выбрала   из   множества   игрушек   плоскую пластмассовую деталь от конструктора и удовлетворенно произнесла: «Вот она».   Затем   стала старательно   чистить   кукле   зубы.   Потом   взяла   нож   и начала намазывать что­то на деревянный шарик. На вопрос взрослого, что она делает, Света ответила: «Масло намазываю на хлеб, кукла хочет кушать». Вслед за этим девочка принялась разбивать ложкой яйцо (другой шарик) и кормить куклу. Собрав посуду, Света сказала: «Мыть посуду надо, грязная посуда». Девочка поставила посуду на маленький стульчик и стала ложкой мыть тарелки, точно имитируя движения взрослого. На первый взгляд описанный эпизод довольно прост. Но обратите внимание на три детали. Во­первых, девочка увлечена игрой. Ее движения точны и ловки, она не отвлекается, полностью сосредоточена на воображаемой ситуации. Во­ вторых, в ее действиях прослеживается определенная логика и ни одно из них не повторяет предыдущего, т. е. девочка развивает последовательную цепочку событий.   И   в­третьих,   в   этом   маленьком   эпизоде   Света   использовала довольно сложные замещения, обыграв их соответствующим образом. В целом Света продемонстрировала высокий уровень игры. Использование становится   непременной составляющей   деталью игры.   Ребенок,   открывший   для   себя   возможность замещения, легко ориентируется в игровой обстановке, находит в ней все, что ему требуется для сюжета. При этом один и тот же предмет может выполнять сразу   несколько   функций.   Такая   гибкость   в   замещениях   дает   ребенку возможность довольно долго развивать сюжет даже с небольшим количеством игрушек.   предметов­заместителей   Что дает ребенку игра? Она является средством познания окружающего мира. Это   сложная   внутренне   мотивированная,   но   в   то   же   время   приятная   для ребенка деятельность, доставляющая ему удовольствие. Даже препятствие, которое в ней приходится преодолевать, не угнетает ребенка. Она развивает изобретательность, дает ребенку возможность проявить фантазию, испытать ощущение всесилия и свободы. В игре лучше всего происходит психическое развитие ребенка: складывается образное   мышление,   концентрируется   внимание,   тренируется   память, отрабатывается социальное поведение. УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИГРЫ: Игра   детей   не   возникает   стихийно,   она   складывается   под   руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. Так, воспроизведение игровых действий   и   их   перенос   на   другие   объекты   совершаются   после   показа взрослого,   словесное   обозначение   замещаемых   предметов   происходит   в совместной со взрослым игре, называние себя именем персонажа и сравнение своих действий с действиями взрослого возникают при участии последнего. Первоначальные   мотивы игры задаются   ребенку   также   взрослым,   а   не зарождаются сами, старшие партнеры ставят и первые игровые задачи перед малышами, организуя для них игровую ситуацию. Теперь,   достаточно   узнав   о   том,   что   представляет   собой   игра   и   в   каком направлении она развивается, вы сами можете определить, умеет ли играть ваш ребенок. Попросите его организовать кукольный уголок или построить для куклы дом и мебель, предложите полечить или покормить ее, навести порядок на воображаемой кухне или построить крепость, и понаблюдайте, как ребенок реагирует на ваше предложение, может ли он играть один или ему необходимо   ваше   участие,   как   долго   и   увлеченно   он   играет,   насколько разнообразит свои действия и развивает сюжет, какие игрушки использует, есть   ли   в   его   игре   замещения   и   насколько   они   необычны,   оригинальны, разговаривает ли он, когда играет.

«Роль игры в жизни старших дошкольников»

«Роль игры в жизни старших дошкольников»

«Роль игры в жизни старших дошкольников»

«Роль игры в жизни старших дошкольников»

«Роль игры в жизни старших дошкольников»

«Роль игры в жизни старших дошкольников»

«Роль игры в жизни старших дошкольников»

«Роль игры в жизни старших дошкольников»

«Роль игры в жизни старших дошкольников»

«Роль игры в жизни старших дошкольников»

«Роль игры в жизни старших дошкольников»

«Роль игры в жизни старших дошкольников»

«Роль игры в жизни старших дошкольников»

«Роль игры в жизни старших дошкольников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018