Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Лекции
docx
дефектология
1 кл
03.08.2018
Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению
В настоящее время проблема школьной адаптации первоклассников является одной из самых острых. В материале говорится о том, как логопед помогает детям с речевой патологией адаптироваться к школьному обучению. Вся работа логопеда направлена на создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе, на предупреждение неуспеваемости.
Роль логопеда в процессе адаптации к школьному обучению.docx
Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению Ежегодно в общеобразовательную школу поступает большое количество  детей с различными речевыми нарушениями: общим недоразвитием речи,  фонетико­фонематическим недоразвитием, нарушением звукопроизношения,  дизартрией, заиканием. Все дети проходят период адаптации к школе.  Ребенок  привыкает к школьным требованиям, к новому для него окружению, осваивает  новый вид деятельности – учебную.  В психологии готовность к школьному обучению рассматривается как   интеллектуальная и личностная готовность. Интеллектуальная готовность – это  дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, логическое  запоминание, интерес к знаниям, процессу их получения, овладение на слух  разговорной речью и способность к пониманию и применению символов,  развитие тонких движений руки и зрительно­двигательных координаций.  Личностная готовность – отношение ребенка к школе, к учебной деятельности,  учителям, самому себе. Как отмечает В.Р.Цылев, ребенок должен  адаптироваться прежде всего к особенностям усвоения знаний в условиях урока. Учебная деятельность осуществляется и дошкольниками, но она не является  ведущей. Школьное обучение предполагает более высокий уровень  произвольной деятельности. Ребенок должен установить взаимоотношения с  педагогами, со сверстниками в ходе совместной деятельности, которая требует  развитых навыков общения. Поэтому особое значение имеет готовность к  школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших  дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью,  сформированными познавательными мотивами, умением произвольно­волевой  регуляции поведения, легко адаптируются к школьному обучению. Дети, не  посещавшие детский сад, а также дети с речевыми нарушениями, имеют  недостаточный опыт общения со сверстниками. У таких детей отмечается  недостаточная готовность к школьному обучению, следствием которой может стать слабая успеваемость. Поэтому очень важно вовремя выявить таких детей,  поступивших в первый класс, и помочь им как можно легче перейти  от игровой  деятельности к учебной. Успешное протекание процесса адаптации  первоклассников способствует сохранению их психологического и  соматического здоровья. В ОАНО СОШ «Пенаты», где я работаю в должности логопеда, созданием  благоприятных условий адаптации ребенка к школе занимаются все педагоги  начальной школы. Адаптация первоклассников к школьному обучению у  каждого ребенка проходит по­разному. Встречаются дети, которым необходима  помощь психолога, логопеда. Работу с такими детьми логопед должен строить с  учетом их психологических особенностей. Я работаю в тесном контакте с  психологом, учителями начальной школы, с которыми вырабатываю единые  требования к ученику, согласовываю содержание логопедических занятий со  школьной программой, обращаю внимание учителей и психолога на  индивидуальные особенности ребенка и его речевые возможности.  В своей  диагностической работе мы используем анкету, направленную на изучение  особенностей поведения детей в период адаптации к первому классу,  предложенную специалистами ГБОУ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО­МЕДИКО­ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «ЗЕЛЕНАЯ ВЕТКА». В анкету  заносятся данные об особенностях поведения и обучения первоклассников.  В  начале учебного года (с 1 по15 сентября) провожу обследование  первоклассников, где выявляю детей с проблемами к школьной адаптации. У  таких детей часто наблюдаются и речевые нарушения.  У учеников, имеющих  трудности к школьной адаптации, могут отмечаться: грязь и исправления в тетради; плохая ориентировка в тетради; трудности в пространственной ориентации; трудности при списывании с доски; зеркальность письма; трудности звуко­буквенного анализа; в письменных работах пропуски букв; недостатки в произношении некоторых звуков; трудности при пересказе текста; трудности запоминания инструкции с первого раза;  трудности понимания объяснения с первого раза; трудности при решении математических задач; непонимание смысла числа; невнимательность, рассеянность; постоянная отвлекаемость на уроках (залезает под парту, играет, ест); полное или частичное отсутствие работы в тетради; негативное отношение к учебе, к роли ученика (плачет, просится домой); недостаточное внимание к устному объяснению (постоянно переспрашивает  учителя); неспособность программировать ответ (поднимает руку, а при ответе молчит); быстрая утомляемость, истощаемость; проблемы поведения (комментирует оценки и поведение учителя); повышенная потребность во внимании; замкнутость, обидчивость, агрессия, застенчивость; проблемы во взаимоотношениях со сверстниками (нет друзей, на перемене  играет один). В процессе коррекционной работы логопед развивает психологические  предпосылки к учебной деятельности: устойчивость и концентрацию внимания,  развитие памяти, способность к переключению, познавательную активность.  Чтобы процесс адаптации к школе проходил плавно, логопед должен  познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть в каждом однокласснике  положительные стороны, показать, что каждый ребенок интересен чем­то своим; организовать взаимодействие между детьми; дать возможность детям проявить  себя; помочь каждому ребенку самореализоваться, использовать максимально щадящий оценочный режим в результате неуспеха, ошибок. Аналогичные  рекомендации логопед может дать и учителям. На своих занятиях я сочетаю  игровую, продуктивную и учебную виды деятельности, формирую  положительное отношение к занятиям.  С шестилетними детьми логопед часто  должен использовать игровые приемы с дозированным применением школьных  методов. Формировать способности к ролевому и личностному общению.  Учитывать индивидуально­психологические особенности каждого ребенка. На  основе результатов обследования строю свою работу с каждым учеником. С  детьми, имеющими проблемы к школьной адаптации, чаще использую игровые  приемы, так как в детском саду у ребенка была ведущей игровая деятельность.  Но к середине года количество игровых приемов сокращаю и далее сокращаю их к концу учебного года.  Логопед обязательно должен установить контакт с  ребенком, расположить его к себе, показать, что на логопедических занятиях  можно узнать много интересного, можно многому научиться в процессе игры  (правильно выговаривать звуки, строить предложения, составлять рассказы,  делить слова на слоги, разгадывать кроссворды и т.д.).  На занятиях логопед  должен рационально чередовать различные виды деятельности, правильно  подбирать физкультминутки, релаксационные упражнения,  дифференцированный логопедический массаж. Логопеду необходимо опираться на желания первоклассника учиться.  Одна из основных задач логопеда –  предупреждение неуспеваемости, обусловленной нарушениями устной речи.  Провожу беседы с родителями детей, имеющих речевые нарушения и  испытывающих трудности в обучении, объясняю им, что они должны искренне  интересоваться школьной жизнью ребенка, расспрашивать его о школе, делиться с ним своим школьным опытом, как можно больше общаться с ребенком.  Рекомендую родителям проводить дома определенные речевые игры, которые  способствуют развитию речи, внимания, памяти , мышления, объясняю, как  нужно правильно исправлять речевые ошибки дома, как нужно следить за  правильным произношением поставленных звуков.  Это укрепляет учебную мотивацию и развивает речевые способности ребенка. Нужно напоминать  ребенку, что он уже ученик, что он должен говорить четко и грамотно. Все  усилия логопеда и родителей должны быть направлены на то, чтобы ребенку как можно легче было перейти от игровой деятельности к учебной. Отмечаю даже незначительные успехи ребенка, если ребенок делает  ошибки, вместе с ним ищем пути исправления этих ошибок, объясняю ему,  почему он ошибся. Если ученику не хочется выполнять определенные  требования логопеда (например, ставить звук Р), он негативно настроен и не  рассчитывает на хороший результат («Все равно у меня никогда не получится»),  приглашаю на занятие детей из вторых, третьих классов, которые посещали  логопедические занятия в прошлом учебном году, у которых уже этот звук  поставлен. Ученики сами рассказывают первокласснику, как они учились  правильно произносить звуки и демонстрируют результаты обучения. Основная  задача логопеда ­  помочь ребенку поверить в свои силы и возможности,  показать, что справиться с речевыми нарушениями ученик сможет, если будет  стараться, учиться. Что только в процессе обучения можно постичь что­то новое и применять в дальнейшем это на практике.  Логопед должен использовать в  своей работе и систему поощрений. Поощрения должны быть конкретными:  необходимо хвалить какую­то черту поведения ребенка, результат его  деятельности. У нас, в «Пенатах»,  разработана и апробирована система  поощрения учащихся. Дети за конкретные успехи в учебе получают чеки, и в  конце каждой четверти устраивается ярмарка, на которой ученики «покупают»  себе угощение, сувениры, небольшие игрушки и т.п. Я тоже даю чеки за  составление интересных сложных предложений, за правильное  отгадывание  загадок, за придумывание слов на определенный звук, за подбор признаков к  предметам, за четкое проговаривание скороговорок на определенный звук и т.д.  Таким образом, в настоящее время проблема школьной адаптации  первоклассников является одной из самых острых. Работу по адаптации  шестилетних детей к школьному обучению необходимо начинать еще в детском саду. Затруднения, возникающие в результате недостаточной готовности к  школьному обучению, могут быть причиной дезадаптации первоклассника.  Необходимо создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе.  Логопед должен строить свою работу так, чтобы не наносить ущерба здоровью  каждого ребенка. В результате коррекционной работы в большинстве случаев  удается значительно улучшить состояние речи детей или полностью  компенсировать речевой дефект. К концу учебного года значительно  сокращается количество первоклассников, имеющих дисграфию. Продолжение  коррекционной работы во втором – четвертом классах позволяет значительно  снизить количество ошибок в устной и письменной речи. Своевременное  выявление детей с речевыми нарушениями, правильная организация  коррекционной работы позволяет всем учащимся начальных классов усваивать  учебный материал по школьной программе. Поэтому роль логопеда в процессе  адаптации ребенка к школьному обучению является одной из ведущих в  комплексной коррекции учебных навыков. Литература. Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход/Л.П.  Баданина//Начальная школа плюс. До  и После. – 2007. ­ №12. – с.59­62. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: «Просвещение», 2004. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. – М.: «Аст» ­ , 2004. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? – М.: Семья и  школа, 1996. Ефимова С.П. Как помочь первокласснику хорошо учиться. – М.: «Аст», 2003.

Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению
скачать по прямой ссылке
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей