Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению
Оценка 4.9
Лекции
docx
дефектология
1 кл
03.08.2018
В настоящее время проблема школьной адаптации первоклассников является одной из самых острых. В материале говорится о том, как логопед помогает детям с речевой патологией адаптироваться к школьному обучению. Вся работа логопеда направлена на создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе, на предупреждение неуспеваемости.
Роль логопеда в процессе адаптации к школьному обучению.docx
Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению
Ежегодно в общеобразовательную школу поступает большое количество
детей с различными речевыми нарушениями: общим недоразвитием речи,
фонетикофонематическим недоразвитием, нарушением звукопроизношения,
дизартрией, заиканием. Все дети проходят период адаптации к школе. Ребенок
привыкает к школьным требованиям, к новому для него окружению, осваивает
новый вид деятельности – учебную.
В психологии готовность к школьному обучению рассматривается как
интеллектуальная и личностная готовность. Интеллектуальная готовность – это
дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, логическое
запоминание, интерес к знаниям, процессу их получения, овладение на слух
разговорной речью и способность к пониманию и применению символов,
развитие тонких движений руки и зрительнодвигательных координаций.
Личностная готовность – отношение ребенка к школе, к учебной деятельности,
учителям, самому себе. Как отмечает В.Р.Цылев, ребенок должен
адаптироваться прежде всего к особенностям усвоения знаний в условиях урока.
Учебная деятельность осуществляется и дошкольниками, но она не является
ведущей. Школьное обучение предполагает более высокий уровень
произвольной деятельности. Ребенок должен установить взаимоотношения с
педагогами, со сверстниками в ходе совместной деятельности, которая требует
развитых навыков общения. Поэтому особое значение имеет готовность к
школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших
дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью,
сформированными познавательными мотивами, умением произвольноволевой
регуляции поведения, легко адаптируются к школьному обучению. Дети, не
посещавшие детский сад, а также дети с речевыми нарушениями, имеют
недостаточный опыт общения со сверстниками. У таких детей отмечается
недостаточная готовность к школьному обучению, следствием которой может стать слабая успеваемость. Поэтому очень важно вовремя выявить таких детей,
поступивших в первый класс, и помочь им как можно легче перейти от игровой
деятельности к учебной. Успешное протекание процесса адаптации
первоклассников способствует сохранению их психологического и
соматического здоровья.
В ОАНО СОШ «Пенаты», где я работаю в должности логопеда, созданием
благоприятных условий адаптации ребенка к школе занимаются все педагоги
начальной школы. Адаптация первоклассников к школьному обучению у
каждого ребенка проходит поразному. Встречаются дети, которым необходима
помощь психолога, логопеда. Работу с такими детьми логопед должен строить с
учетом их психологических особенностей. Я работаю в тесном контакте с
психологом, учителями начальной школы, с которыми вырабатываю единые
требования к ученику, согласовываю содержание логопедических занятий со
школьной программой, обращаю внимание учителей и психолога на
индивидуальные особенности ребенка и его речевые возможности. В своей
диагностической работе мы используем анкету, направленную на изучение
особенностей поведения детей в период адаптации к первому классу,
предложенную специалистами ГБОУ ЦЕНТР ПСИХОЛОГОМЕДИКО
СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «ЗЕЛЕНАЯ ВЕТКА». В анкету
заносятся данные об особенностях поведения и обучения первоклассников. В
начале учебного года (с 1 по15 сентября) провожу обследование
первоклассников, где выявляю детей с проблемами к школьной адаптации. У
таких детей часто наблюдаются и речевые нарушения. У учеников, имеющих
трудности к школьной адаптации, могут отмечаться:
грязь и исправления в тетради;
плохая ориентировка в тетради;
трудности в пространственной ориентации;
трудности при списывании с доски;
зеркальность письма; трудности звукобуквенного анализа;
в письменных работах пропуски букв;
недостатки в произношении некоторых звуков;
трудности при пересказе текста;
трудности запоминания инструкции с первого раза;
трудности понимания объяснения с первого раза;
трудности при решении математических задач;
непонимание смысла числа;
невнимательность, рассеянность;
постоянная отвлекаемость на уроках (залезает под парту, играет, ест);
полное или частичное отсутствие работы в тетради;
негативное отношение к учебе, к роли ученика (плачет, просится домой);
недостаточное внимание к устному объяснению (постоянно переспрашивает
учителя);
неспособность программировать ответ (поднимает руку, а при ответе молчит);
быстрая утомляемость, истощаемость;
проблемы поведения (комментирует оценки и поведение учителя);
повышенная потребность во внимании;
замкнутость, обидчивость, агрессия, застенчивость;
проблемы во взаимоотношениях со сверстниками (нет друзей, на перемене
играет один).
В процессе коррекционной работы логопед развивает психологические
предпосылки к учебной деятельности: устойчивость и концентрацию внимания,
развитие памяти, способность к переключению, познавательную активность.
Чтобы процесс адаптации к школе проходил плавно, логопед должен
познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть в каждом однокласснике
положительные стороны, показать, что каждый ребенок интересен чемто своим;
организовать взаимодействие между детьми; дать возможность детям проявить
себя; помочь каждому ребенку самореализоваться, использовать максимально щадящий оценочный режим в результате неуспеха, ошибок. Аналогичные
рекомендации логопед может дать и учителям. На своих занятиях я сочетаю
игровую, продуктивную и учебную виды деятельности, формирую
положительное отношение к занятиям. С шестилетними детьми логопед часто
должен использовать игровые приемы с дозированным применением школьных
методов. Формировать способности к ролевому и личностному общению.
Учитывать индивидуальнопсихологические особенности каждого ребенка. На
основе результатов обследования строю свою работу с каждым учеником. С
детьми, имеющими проблемы к школьной адаптации, чаще использую игровые
приемы, так как в детском саду у ребенка была ведущей игровая деятельность.
Но к середине года количество игровых приемов сокращаю и далее сокращаю их
к концу учебного года. Логопед обязательно должен установить контакт с
ребенком, расположить его к себе, показать, что на логопедических занятиях
можно узнать много интересного, можно многому научиться в процессе игры
(правильно выговаривать звуки, строить предложения, составлять рассказы,
делить слова на слоги, разгадывать кроссворды и т.д.). На занятиях логопед
должен рационально чередовать различные виды деятельности, правильно
подбирать физкультминутки, релаксационные упражнения,
дифференцированный логопедический массаж. Логопеду необходимо опираться
на желания первоклассника учиться. Одна из основных задач логопеда –
предупреждение неуспеваемости, обусловленной нарушениями устной речи.
Провожу беседы с родителями детей, имеющих речевые нарушения и
испытывающих трудности в обучении, объясняю им, что они должны искренне
интересоваться школьной жизнью ребенка, расспрашивать его о школе, делиться
с ним своим школьным опытом, как можно больше общаться с ребенком.
Рекомендую родителям проводить дома определенные речевые игры, которые
способствуют развитию речи, внимания, памяти , мышления, объясняю, как
нужно правильно исправлять речевые ошибки дома, как нужно следить за
правильным произношением поставленных звуков. Это укрепляет учебную мотивацию и развивает речевые способности ребенка. Нужно напоминать
ребенку, что он уже ученик, что он должен говорить четко и грамотно. Все
усилия логопеда и родителей должны быть направлены на то, чтобы ребенку как
можно легче было перейти от игровой деятельности к учебной.
Отмечаю даже незначительные успехи ребенка, если ребенок делает
ошибки, вместе с ним ищем пути исправления этих ошибок, объясняю ему,
почему он ошибся. Если ученику не хочется выполнять определенные
требования логопеда (например, ставить звук Р), он негативно настроен и не
рассчитывает на хороший результат («Все равно у меня никогда не получится»),
приглашаю на занятие детей из вторых, третьих классов, которые посещали
логопедические занятия в прошлом учебном году, у которых уже этот звук
поставлен. Ученики сами рассказывают первокласснику, как они учились
правильно произносить звуки и демонстрируют результаты обучения. Основная
задача логопеда помочь ребенку поверить в свои силы и возможности,
показать, что справиться с речевыми нарушениями ученик сможет, если будет
стараться, учиться. Что только в процессе обучения можно постичь чтото новое
и применять в дальнейшем это на практике. Логопед должен использовать в
своей работе и систему поощрений. Поощрения должны быть конкретными:
необходимо хвалить какуюто черту поведения ребенка, результат его
деятельности. У нас, в «Пенатах», разработана и апробирована система
поощрения учащихся. Дети за конкретные успехи в учебе получают чеки, и в
конце каждой четверти устраивается ярмарка, на которой ученики «покупают»
себе угощение, сувениры, небольшие игрушки и т.п. Я тоже даю чеки за
составление интересных сложных предложений, за правильное отгадывание
загадок, за придумывание слов на определенный звук, за подбор признаков к
предметам, за четкое проговаривание скороговорок на определенный звук и т.д.
Таким образом, в настоящее время проблема школьной адаптации
первоклассников является одной из самых острых. Работу по адаптации
шестилетних детей к школьному обучению необходимо начинать еще в детском саду. Затруднения, возникающие в результате недостаточной готовности к
школьному обучению, могут быть причиной дезадаптации первоклассника.
Необходимо создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе.
Логопед должен строить свою работу так, чтобы не наносить ущерба здоровью
каждого ребенка. В результате коррекционной работы в большинстве случаев
удается значительно улучшить состояние речи детей или полностью
компенсировать речевой дефект. К концу учебного года значительно
сокращается количество первоклассников, имеющих дисграфию. Продолжение
коррекционной работы во втором – четвертом классах позволяет значительно
снизить количество ошибок в устной и письменной речи. Своевременное
выявление детей с речевыми нарушениями, правильная организация
коррекционной работы позволяет всем учащимся начальных классов усваивать
учебный материал по школьной программе. Поэтому роль логопеда в процессе
адаптации ребенка к школьному обучению является одной из ведущих в
комплексной коррекции учебных навыков.
Литература.
Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход/Л.П.
Баданина//Начальная школа плюс. До и После. – 2007. №12. – с.5962.
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: «Просвещение», 2004.
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. – М.: «Аст» , 2004.
Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? – М.: Семья и
школа, 1996.
Ефимова С.П. Как помочь первокласснику хорошо учиться. – М.: «Аст», 2003.
Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению
Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению
Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению
Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению
Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению
Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.