Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.
Оценка 4.6
Педсоветы
doc
администрации +1
Взрослым
17.01.2017
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.. Почти все признают, что воспитание требует терпения... , но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
Роль МО кл.рук в воспитании школьников.doc
Роль МО классных руководителей в воспитании школьников
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно
кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, и
тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком,
теоретически или практически.. Почти все признают, что воспитание
требует терпения... , но весьма немногие пришли к убеждению, что
кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и
специальные знания.
К.Д.Ушинский
В современных условиях, на инновационно технологическом этапе
формирования системы образования, сформированы новые стратегические
цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и
воспитания. Воспитательная работа должна стать специально организованным
процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых
ценностей и образцов гражданского поведения. Школа должна стать "вторым
домом детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку"
На основе сотрудничества взрослых и детей организован
демократический уклад жизнедеятельности. Коллектив педагогов продолжает
поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития
личности, её самопознания и самоопределения.
Опыт работы с классными руководителями показал, что они нуждаются
в педагогической помощи и поддержке, особенно начинающие классные
руководители. Это потребность в новых психологопедагогических знаниях
и путях их использования в практической деятельности, в диагностике
воспитательного процесса, в разработке программ воспитания, знакомство с
вариативными педагогическими технологиями и др.
С этой целью в школе работает методическое объединение классных
руководителей.
Воспитание процесс комплексный. Это единство целей, задач,
содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное
идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует
соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной
организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
Как процесс педагогически управляемый, воспитание призвано помочь
личности не быть поглощенной в море социальных влияний (зачастую
негативных), найти в мире себя, свое лицо, свое отношение с миром, людьми и
самим собой.
1 Школа, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом,
второй семьей. А атмосферу добра и теплоты создают наши учителя. В центре
всей общеобразовательной деятельности стоит задача максимального
развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его
потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного,
умственного и физического совершенствования.
Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным
процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации
процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая,
экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и
общества. Происходящие в Казахстане изменения в государственной и
общественной жизнедеятельности влияют на перемены в практике воспитания
детей.
Заметно обновляется в последние два десятилетия и
воспитательная деятельность классных руководителей. До сих пор остается
актуальной проблема поиска классными руководителями форм, приемов и
методов воспитательной деятельности, радикально изменившейся за короткий
срок социальной ситуации.
У меня за плечами многолетняя педагогическая работа, на счету
которой 2 выпуска, 13 лет работы в должности заместителя директора
по воспитательной работе.
Для организации эффективной воспитательной работы я провела анализ
деятельности классных руководителей 1 – 11 классов нашей школы. Анализ
практической деятельности классных руководителей показал, что они
рассматривают воспитание, прежде всего как создание условий для развития
внутреннего потенциала ребенка. Все более приоритетной становится
индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и
психического развития каждого ребенка (52 % опрошенных классных
руководителей). Происходит смещение акцентов и в работе с классом в
целом.
В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержки групп
внутри класса (65 %), созданию в нем положительного психологического
климата (88 %), развитию детского самоуправления (75 %), созданию
условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношениях с
окружающими (79 %).
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на
работу с обучающимися своего класса. Одной из важнейших задач классного
руководителя является системная работа с коллективом класса. Его работа
направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности,
«лица» классного сообщества. В то же время классный руководитель
2 заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя
межвозрастному общению.
В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь
взаимодействует с учителямипредметниками: совместная разработка общих
педагогических требований и подходов к детям в учебновоспитательной
деятельности
на основе целей школы.
В Уставе общеобразовательной школы говорится, что методические
объединения призваны помогать учителю повышать политическую культуру,
теоретический уровень, овладевать новыми, более современными методами и
приемами обучения и воспитания детей, опытом работы лучших классных
руководителей, систематически знакомиться с достижениями науки, с
педагогической и научнопопулярной литературой.
В целях создания необходимых условий для совершенствования
педагогического мастерства классных руководителей, повышения научности
руководства воспитательным процессом в классных коллективах
Министерство образования рекомендует, используя накопленный опыт,
организовать в школе (районе) методическую работу по вопросам воспитания
учащихся.
Вопросы воспитания в процессе обучения, содержания внеурочной
воспитательной работы, способствующей углублению и расширению знаний
учащихся по предметам, рассматриваются в системе деятельности
предметных методических объединений.
Основными задачами деятельности методических объединений
классных руководителей являются:
повышение духовной культуры и научнопрактической подготовки
классных руководителей в области воспитания учащихся;
освоение современных концепций воспитания и педагогических
технологий;
выработка единых требований и мер но решению наиболее
принципиальных вопросов практики воспитания коллектива и личности;
углубление знаний классных руководителей о методах воспитательной
работы, вооружение их методикой воспитательной работы и оказание
помощи в совершенствовании индивидуального педагогического
мастерства;
изучение, обобщение и распространение передового педагогического
опыта по воспитанию учащихся и созданию нового опыта на основе
рекомендаций педагогической науки.
При планировании работы методического объединения необходимо
учитывать:
3 нормативные документы,
определяющие главные направления
воспитательной работы;
проблемы воспитания, стоящие в центре внимания областных,
городских и районных отделов образования;
разрабатываемую в регионе модель воспитания;
основные направления воспитательной работы, сложившиеся в школе, в
том числе проблемы, над которыми работает школа, район, опыт
решения этих проблем в отдельных коллективах, в научно
методической литературе;
реальное состояние воспитательной работы в школе и уровень
воспитанности учащихся;
возрастные особенности учащихся и специфические проблемы
воспитания школьников, возникающие на каждом этапе формирования
личности;
уровень педагогического мастерства, квалификацию и опыт классных
руководителей, являющихся членами методического объединения, их
готовность к решению предстоящих воспитательных задач (на основе
диагностики), определившиеся интересы в области теории и методики
воспитания, а также реальные возможности для внедрения в практику
рекомендаций педагогической теории и передового опыта.
Изучение нормативных документов и научных разработок по вопросам
повышения квалификации педагогических кадров, организации и содержания
учебновоспитательного процесса, а также глубокий и всесторонний анализ
состояния и результатов воспитательной работы в школе, знание важнейших
тенденций развития учебновоспитательного процесса и качества подготовки
учащихся в школах района или города позволяет правильно поставить задачи
и на этой основе выбрать содержание, организационные формы, методы
работы методического объединения.
Анализ состояния дел в школе и классах, учет типичных затруднений в
воспитательной работе, недостатков и проблем воспитания школьников
помогут правильно поставить задачи и направить работу на их решения.
Особое внимание следует уделить научнопрактической проблеме, над
решением которой работает коллектив школы в целом., к примеру, наша
школа работает над проблемой компетентносный подход в обучении и
воспитании учащихся, то и в задачах работы методического объединения
также должны найти отражение вопросы теоретической и методической
подготовки классных руководителей по данной проблеме, выработки единых
требований к работе по данному направлению, изучение передового опыта и т.
д.
4 Методическое объединение классных руководителей может сосредоточить
внимание и на какойто одной стороне общешкольной проблемы. Так, одним
из вопросов, требующих совершенствования теоретической и методической
подготовки учителей, является организация работы по формированию
гражданской позиции учащихся.
Являясь частью проблемы
компетентностного подхода в воспитания, этот вопрос имеет в то же время
самостоятельное теоретическое и практическое значение. Внимание классных
руководителей в этом случае будет сосредоточено на воспитании
гражданственности личности школьников, на психологии мотивов и методике
организации деятельности учащихся и т. д.
Методическое объединение не должно забывать о необходимости
постоянного внимания классных руководителей к воспитанию ответственного
отношения к учению, формированию у школьников потребности в знаниях,
предупреждению и преодолению неуспеваемости. В связи с этим в задачах
работы методического объединения должно найти место вооружение учителя
знанием закономерностей реализации единства обучения и воспитания,
методики стимулирования учения в коллективе, воспитания нравственно
ценностных мотивов учения, организация связей учебной и внеклассной
работы и другие вопросы теоретической и методической подготовки
классных руководителей, необходимой для успешного осуществления работы
по воспитанию у школьников ответственного отношения к учению, развитию
потребности в самообразовании.
Опыт показывает, что наибольшего воспитательного эффекта в своей
работе достигают те классные руководители, которые опираются в своей
деятельности на детские организации и юношеские объединения.
Методические объединения классных руководителей должны помочь учителю
овладеть методикой работы с детскими организациями.
Учет в работе возрастных особенностей детей будет способствовать
конкретизации задач повышения квалификации классных руководителей в
области психологии, проблем формирования мировоззрения, нравственных
качеств, трудового воспитания; придаст конкретный характер задачам
преемственности в воспитательной работе.
Сосредоточение внимания классных руководителей прежде всего на
необходимости теоретической подготовки поможет в поиске новых путей и
методик успешного практического решения проблем воспитания.
Учет опыта классных руководителей и реальных возможностей его
дальнейшего совершенствования на научной основе сделает задачи
деятельности методического объединения реальными, позволит наметить
последовательные этапы роста отдельных классных руководителей,
организовать помощь, обмен опытом работы и т. д.
5 Работа МО классных руководителей многопланова и многолика. Поэтому
очень важно выбрать верный путь в воспитательной системе.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что МО классных
руководителей играет большую роль во внедрении в практику обучения и
воспитания современных технологий. Хотелось бы остановиться на шести
характерных моментах в организации воспитательной деятельности.
Вопервых, проектирование и организация процесса воспитания
учащихся важную роль играет стратегическое планирование. Классные
руководители при проектировании не ограничивают свои воззрения на
воспитательный процесс рамками годового плана работы, а с помощью
инновационных форм пытаются создать программы и модели развития
воспитательной деятельности.
Вовторых,
применяется,
системный способ организации
воспитательного процесса. Для того, чтобы осуществляемая деятельность
и ее влияние носили целенаправленный и системный характер, классные
руководители объединяют отдельные воспитательные дела и мероприятия
в более "крупные дозы воспитания" (термин В.А. Краковского) так
называемые системоинтегрирующие формы организации воспитательного
процесса, к которых можно отнести ключевые дела, тематические
программы.
Втретьих, "крупные дозы воспитания" сочетаются с малыми формами
воспитательной работы, направленными на развитие и проявление
индивидуальности каждого ребенка. Они стремятся к тому, чтобы каждый
их воспитанник имел реальные возможности и условия стать самим собой.
Поэтому в планы воспитательной работы они включают циклы
тематических классных часов "Познай себя", "Сотвори себя сам", тренинги
саморазвития и личностного роста.
В четвёртых, существенную роль в процессе воспитания играют
традиции классного коллектива. Классные руководители убеждены в
необходимости использования воспитания детей традиционных форм и
способов построения деятельности и отношений, которые влияют на
личность, как правило, более эффективно, а затрат требует меньше,
потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в
новом режиме или непривычной обстановке.
Впятых, наряду с деятельностью важным средством воспитания
является общение. В объективе внимания классных руководителей
находятся проблемы делового и неформального общения в детском
коллективе, развития коммуникативной культуры школьников. В
педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные
игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной
6
культуры. Это не только значительно обогатило воспитательный процесс,
но и способствовало повышению его эффективности.
Вшестых, для анализа и оценки эффективности процесса воспитания
учащихся специально разрабатывается и используется диагностический
инструментарий, состоящий из совокупности критериев, показателей и
методик для изучения результативности воспитательной деятельности.
И в заключение хочется сказать. Да, перед человечком, которому еще только
предстоит стать личностью, вопросов много. И мы, классные руководители,
обязаны помочь ребенку найти кредо жизненного пути.
7
Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.
Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.
Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.
Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.
Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.
Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.
Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.