Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.
Оценка 4.6

Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
администрации +1
Взрослым
17.01.2017
Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.. Почти все признают, что воспитание требует терпения... , но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
Роль МО кл.рук в воспитании школьников.doc
Роль МО классных руководителей в воспитании школьников Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, ­ и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.. Почти все признают, что воспитание требует терпения... , но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания. К.Д.Ушинский В   современных   условиях,   на   инновационно   ­   технологическом   этапе формирования   системы   образования,   сформированы   новые   стратегические цели   и   обозначены   тенденции   обновления   содержания   образования   и воспитания. Воспитательная работа должна стать специально организованным процессом   формирования   и   принятия   гуманных,   социально   одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. Школа должна стать "вторым домом детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку" На   основе   сотрудничества   взрослых   и   детей   организован демократический уклад жизнедеятельности. Коллектив педагогов продолжает поиск   средств   и   форм   педагогической   поддержки   процесса   саморазвития личности, её самопознания и самоопределения. Опыт работы с классными руководителями показал, что они нуждаются в   педагогической   помощи   и   поддержке,   особенно   начинающие   классные руководители. Это ­ потребность в новых психолого­педагогических знаниях и   путях   их   использования   в   практической   деятельности,   в   диагностике воспитательного процесса, в разработке программ воспитания, знакомство с вариативными педагогическими технологиями и др. С этой целью в школе работает методическое объединение классных руководителей. Воспитание ­ процесс   комплексный.   Это   единство   целей,   задач, содержания,   форм   и   методов   воспитательного   процесса,   подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения   целого   ряда   педагогических   требований,   тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками. Как процесс педагогически управляемый, воспитание призвано помочь личности   не   быть   поглощенной   в море   социальных   влияний   (зачастую негативных), найти в мире себя, свое лицо, свое отношение с миром, людьми и самим собой. 1 Школа,   как   никогда,   призвана   оставаться   для   детей   родным   домом, второй семьей. А атмосферу добра и теплоты создают наши учителя. В центре всей   общеобразовательной   деятельности   стоит   задача   максимального развития   каждого   ребенка,  сохранение   его   неповторимости,  раскрытие   его потенциальных   талантов   и   создание   условий   для   нормального   духовного, умственного и физического совершенствования. Воспитание,   как   известно,   относится   к   социально   обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса   воспитания   существенное   влияние   оказывает   политическая, экономическая,   социокультурная   ситуация   в   развитии   государства   и общества.   Происходящие   в   Казахстане   изменения   в   государственной   и общественной жизнедеятельности влияют на перемены в практике воспитания детей.   Заметно   обновляется   в   последние   два   десятилетия   и воспитательная деятельность классных руководителей. До сих пор остается актуальной  проблема  поиска   классными  руководителями  форм, приемов   и методов воспитательной деятельности, радикально изменившейся за короткий срок социальной ситуации. У   меня   за   плечами   многолетняя   педагогическая   работа,   на   счету которой   2   выпуска,   13   лет   работы   в   должности   заместителя   директора по воспитательной работе.   Для организации эффективной воспитательной работы я провела анализ деятельности классных руководителей 1 – 11 классов нашей школы. Анализ практической   деятельности   классных   руководителей   показал,   что   они рассматривают воспитание, прежде всего как создание условий для развития внутреннего   потенциала   ребенка.   Все   более   приоритетной   становится индивидуальная   работа   с   детьми,   затрагивающая   основы   физического   и психического   развития   каждого   ребенка   (52   %   опрошенных   классных руководителей).   Происходит   смещение   акцентов   и   в   работе   с   классом   в целом. В   первую   очередь   внимание   уделяется   эмоциональной   поддержки   групп внутри   класса   (65   %),   созданию   в   нем   положительного   психологического климата   (88   %),   развитию   детского   самоуправления   (75   %),   созданию условий,   позволяющих   каждому   ребенку   раскрыть   себя   в   отношениях   с окружающими (79 %). Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Его работа направлена   на   становление   и   проявление   неповторимой   индивидуальности, «лица»   классного   сообщества.   В   то   же   время   классный   руководитель 2 заботится   о   позиции   и   месте   класса   в   школьном   коллективе,   способствуя межвозрастному общению. В   процессе   своей   деятельности   классный   руководитель   в   первую   очередь взаимодействует с учителями­предметниками: совместная разработка общих педагогических   требований   и   подходов   к   детям   в учебно­воспитательной деятельности       на основе целей школы. В   Уставе   общеобразовательной   школы   говорится,   что   методические объединения призваны помогать учителю повышать политическую культуру, теоретический уровень, овладевать новыми, более современными методами и приемами   обучения   и  воспитания   детей,  опытом   работы   лучших   классных руководителей,   систематически   знакомиться   с   достижениями   науки,   с педагогической и научно­популярной литературой. В   целях   создания   необходимых   условий   для   совершенствования педагогического мастерства классных руководителей, повышения научности руководства   воспитательным   процессом   в   классных   коллективах Министерство   образования   рекомендует,   используя   накопленный   опыт, организовать в школе (районе) методическую работу по вопросам воспитания учащихся. Вопросы   воспитания   в   процессе   обучения,   содержания   внеурочной воспитательной работы, способствующей углублению и расширению знаний учащихся   по   предметам,   рассматриваются   в   системе   деятельности предметных методических объединений. Основными   задачами   деятельности   методических   объединений классных руководителей являются:  повышение   духовной   культуры   и   научно­практической   подготовки классных руководителей в области воспитания учащихся;  освоение   современных   концепций   воспитания   и   педагогических технологий;  выработка   единых   требований   и   мер   но   решению   наиболее принципиальных вопросов практики воспитания коллектива и личности;  углубление знаний классных руководителей о методах воспитательной работы, вооружение их методикой воспитательной работы и оказание помощи   в   совершенствовании   индивидуального   педагогического мастерства;  изучение,   обобщение   и   распространение   передового   педагогического опыта   по   воспитанию   учащихся   и   созданию   нового   опыта   на   основе рекомендаций педагогической науки. При   планировании   работы   методического   объединения   необходимо учитывать: 3  нормативные   документы,   определяющие   главные   направления воспитательной работы;   проблемы   воспитания,   стоящие   в   центре   внимания   областных, городских и районных отделов образования;  разрабатываемую в регионе модель воспитания;  основные направления воспитательной работы, сложившиеся в школе, в том   числе   проблемы,   над   которыми   работает   школа,   район,   опыт решения   этих   проблем   в   отдельных   коллективах,   в   научно­ методической литературе;  реальное   состояние   воспитательной   работы   в   школе   и   уровень воспитанности учащихся;  возрастные   особенности   учащихся   и   специфические   проблемы воспитания школьников, возникающие на каждом этапе формирования личности;  уровень педагогического мастерства, квалификацию и опыт классных руководителей,  являющихся   членами   методического   объединения,  их готовность к решению предстоящих воспитательных задач (на основе диагностики), определившиеся интересы в области теории и методики воспитания, а также реальные возможности для внедрения в практику рекомендаций педагогической теории и передового опыта. Изучение   нормативных   документов   и   научных   разработок   по   вопросам повышения квалификации педагогических кадров, организации и содержания учебно­воспитательного процесса, а также глубокий и всесторонний анализ состояния и результатов воспитательной работы в школе, знание важнейших тенденций развития учебно­воспитательного процесса и качества подготовки учащихся в школах района или города позволяет правильно поставить задачи и   на   этой   основе   выбрать   содержание,   организационные   формы,   методы работы методического объединения. Анализ состояния дел в школе и классах, учет типичных затруднений в воспитательной   работе,   недостатков   и   проблем   воспитания   школьников помогут правильно поставить задачи и направить работу на их решения. Особое   внимание   следует   уделить   научно­практической   проблеме,   над решением   которой   работает   коллектив   школы   в   целом.,   к   примеру,   наша школа   работает   над   проблемой   компетентносный   подход   в   обучении   и воспитании   учащихся,   то   и   в   задачах   работы   методического   объединения также   должны   найти   отражение   вопросы   теоретической   и   методической подготовки классных руководителей по данной проблеме, выработки единых требований к работе по данному направлению, изучение передового опыта и т. д. 4 Методическое объединение классных руководителей может сосредоточить внимание и на какой­то одной стороне общешкольной проблемы. Так, одним из вопросов, требующих совершенствования теоретической и методической подготовки   учителей,   является   организация   работы   по   формированию гражданской   позиции   учащихся.   Являясь   частью   проблемы компетентностного подхода в воспитания, этот вопрос имеет в то же время самостоятельное теоретическое и практическое значение. Внимание классных руководителей   в   этом   случае   будет   сосредоточено   на   воспитании гражданственности личности школьников, на психологии мотивов и методике организации деятельности учащихся и т. д. Методическое   объединение   не   должно   забывать   о   необходимости постоянного внимания классных руководителей к воспитанию ответственного отношения к учению, формированию у школьников потребности в знаниях, предупреждению и преодолению неуспеваемости. В связи с этим в задачах работы методического объединения должно найти место вооружение учителя знанием   закономерностей   реализации   единства   обучения   и   воспитания, методики   стимулирования   учения   в   коллективе,   воспитания   нравственно­ ценностных   мотивов   учения,   организация   связей   учебной   и   внеклассной работы   и   другие   вопросы   теоретической   и   методической   подготовки классных руководителей, необходимой для успешного осуществления работы по воспитанию у школьников ответственного отношения к учению, развитию потребности в самообразовании. Опыт   показывает,   что   наибольшего   воспитательного   эффекта   в   своей работе   достигают   те   классные   руководители,   которые   опираются   в   своей деятельности   на   детские   организации   и   юношеские   объединения. Методические объединения классных руководителей должны помочь учителю овладеть методикой работы с детскими организациями. Учет   в   работе   возрастных   особенностей   детей   будет   способствовать конкретизации   задач   повышения   квалификации   классных   руководителей   в области   психологии,   проблем   формирования   мировоззрения,   нравственных качеств,   трудового   воспитания;   придаст   конкретный   характер   задачам преемственности в воспитательной работе. Сосредоточение   внимания   классных   руководителей   прежде   всего   на необходимости теоретической подготовки поможет в поиске новых путей и методик успешного практического решения проблем воспитания. Учет   опыта   классных   руководителей   и   реальных   возможностей   его дальнейшего   совершенствования   на   научной   основе   сделает   задачи деятельности   методического   объединения   реальными,   позволит   наметить последовательные   этапы   роста   отдельных   классных   руководителей, организовать помощь, обмен опытом работы и т. д. 5 Работа МО классных руководителей многопланова и многолика. Поэтому очень важно выбрать верный путь в воспитательной системе.  Исходя   из   вышесказанного,   можно   сделать   вывод,   что   МО   классных руководителей   играет  большую   роль  во   внедрении   в  практику  обучения  и воспитания   современных   технологий.   Хотелось   бы   остановиться   на   шести характерных моментах в организации воспитательной деятельности.  Во­первых,   проектирование   и   организация   процесса   воспитания учащихся   важную   роль   играет   стратегическое   планирование.   Классные руководители   при   проектировании   не   ограничивают   свои   воззрения   на воспитательный   процесс   рамками   годового   плана   работы,   а   с  помощью инновационных   форм   пытаются   создать   программы   и   модели   развития воспитательной деятельности.     Во­вторых,   применяется,   системный   способ   организации воспитательного процесса. Для того, чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние носили целенаправленный и системный характер, классные руководители объединяют отдельные воспитательные дела и мероприятия в   более   "крупные   дозы   воспитания"   (термин   В.А.   Краковского)   ­   так называемые системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса,   к   которых   можно   отнести   ключевые   дела,   тематические программы. В­третьих, "крупные дозы воспитания" сочетаются с малыми формами воспитательной   работы,   направленными   на   развитие   и   проявление индивидуальности каждого ребенка. Они стремятся к тому, чтобы каждый их воспитанник имел реальные возможности и условия стать самим собой. Поэтому   в   планы   воспитательной   работы   они   включают   циклы тематических классных часов "Познай себя", "Сотвори себя сам", тренинги саморазвития и личностного роста. В   ­   четвёртых,   существенную   роль   в   процессе   воспитания   играют традиции   классного   коллектива.   Классные   руководители   убеждены   в необходимости   использования   воспитания   детей   традиционных   форм   и способов   построения   деятельности   и   отношений,   которые   влияют   на личность,   как   правило,   более   эффективно,   а   затрат   требует   меньше, потому   что   действовать   традиционным   способом   легче,  чем   работать   в новом режиме или непривычной обстановке. В­пятых,   наряду   с   деятельностью   важным   средством   воспитания является   общение.   В   объективе   внимания   классных   руководителей находятся   проблемы   делового   и   неформального   общения   в   детском коллективе,   развития   коммуникативной   культуры   школьников.   В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры,   часы   общения   и   развития,   кружки   и   клубы   коммуникативной 6  культуры. Это не только значительно обогатило воспитательный процесс, но и способствовало повышению его эффективности. В­шестых, для анализа и оценки эффективности процесса воспитания учащихся   специально   разрабатывается   и   используется   диагностический инструментарий,   состоящий   из   совокупности   критериев,   показателей   и методик для изучения результативности воспитательной деятельности. И в заключение хочется сказать. Да, перед человечком, которому еще только предстоит стать личностью, вопросов много. И мы, классные руководители, обязаны помочь ребенку найти кредо жизненного пути. 7

Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.

Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.

Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.

Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.

Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.

Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.

Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.

Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.

Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.

Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.

Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.

Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.

Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.

Роль МО классных руководителей в воспитании школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017