Роль невербального общения в работе учителя
Оценка 4.9

Роль невербального общения в работе учителя

Оценка 4.9
Научные работы
docx
русская литература +1
Взрослым
20.01.2019
Роль невербального общения в работе учителя
"Невербальному общения" в настоящее время отводится далеко не последнее место. Частью делового общения учителя с учеником является общение с помощью жестов, мимики, интонации. Чтобы ученик смог понять учителя и вникнуть в его слова, он должен понять чувства говорящего, его речевое поведение.
Роль невербального общения в работе учителя.docx
РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ВВЕДЕНИЕ  Мы   очень   часто   неосознанно   обращаемся   к   одному   из   способов передачи   информации,   общаясь   с   друзьями,   родственниками,   деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся в повседневной   жизнь.   Этот   способ   во   многом   определяет,   как   реакцию   на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к   этим   безмолвным   сигналам,   которые   мы   одновременно   и   подаем,   и принимаем,   как   мы   тут   же   откроем   для   себя   возможность   более эффективного и действительного их использования. В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее   место   отводится   так   называемому   «невербальному   общению»   ­ языку жестов и телодвижений.  Жесты, мимика, интонации ­ важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или "читал" ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если   между   двумя   источниками   информации   (вербальным   и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств­ 38%, мимики, жестов, позы ­ 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается. Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что некоторые 3 ученые утверждают, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает его собеседник в момент произнесения той или иной фразы. Следовательно,   чтобы   понять   смысл   высказывания,   недостаточно проникнуть   в   смысл   слов,   необходимо   понять   чувства   говорящего, проанализировать его неречевое поведение. Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек   учится   говорить,   и   какою   роль   в   ее   развитии   играет   подражание окружающим.   Самые   современные   представления   позволяют   думать,   что способность   читать   чужие   мысли   свойственна   всем   людям.  Проще   говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда,   помогают   нам   догадаться   о   чувствах   других   людей   и   об   их намерениях по отношению к вам. С   тех   пор   как   ученые   впервые   заинтересовались   невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самое   удивительное – это   то   крайне   незначительное   количество   слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов.   По   мнению   экспертов,   до   двух   третей   сообщений,   полученных каким –либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду   с   речевым   восприятием,   между   людьми,   постоянно   курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу. 4 1. РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ Вербальная (словесная) система обычно накладывается на развернутую систему схему невербального компонента. Например, интонация формируется раньше,   чем   реализуются   лексические   единицы.   Для   специалиста, работающего   с   аудиторией,   крайне   важно   знать   невербальную   сторону коммуникации,   уметь   ею   пользоваться.   Все   компоненты   невербальной коммуникации:   фонационные   (тембр,   тон,   интонация),   мимические, пантомимические, смешанные, дают важную информацию о ходе общения. Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют. Невербальное   общение – общение   без   помощи   слов   часто   возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено   и   для   достижения   нужного   эффекта   с   успехом   может контролироваться. Невербальное   общение – наиболее   древняя   и   базисная   форма коммуникации.  Наши   предки   общались   между   собой   при   помощи   наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов   собеседника,  но   и   умением   правильно   оценить   поведение   участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять   язык   невербального   (вербальный   ­   «словесный,   устный»)   общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, 5 насколько   участники   диалога   владеют   собой,   как   они   в   действительности относятся друг к другу. Невербальные аспекты коммуникации начали активно изучаться только в конце 60х годов. Джулиуэт Фаст в 1970 г. сделал обзор работ специалистов по невербальной коммуникации, в которых подчеркивал, что особенностью языка   телодвижений   является   то,   что   проявляется   в   виде   импульсов   на уровне   нашего   подсознания.   Именно   поэтому   мы   доверяем   невербальному языку общения больше, чем обычному. Природа невербальных сигналов не ясна (являются ли врожденными или приобретенными генетически сигналы – вопрос   дискуссионный).   Ясно   лишь   то,   что   ключом   в   правильной интерпретации   движений   и   жестов   является   конгруэнтность   вербальных   и невербальных сигналов, а также контекст, в котором жесты проявляются. Невербальное   общение – не   так   сильно   структурировано,   как вербальное.   Не   существуют   общепринятые   словари   и   правила   компоновки (грамматика)   жестов,   мимики,   интонации,   при   помощи   которых   мы   в состоянии однозначно передать свои чувства. Часть   невербального   языка   универсальна:   все   младенцы   одинаково плачут и смеются. Другая часть, например, жесты, различается от культуры к культуре. Невербальное  общение обычно возникает  спонтанно.  Мы обычно формулируем   свои   мысли   в   виде   слов,   наши   же   поза,   мимика   и   жесты возникают непроизвольно, помимо нашего сознания. На   какие   же   невербальные   элементы   следует   обращать   внимание   во время общения? Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются не вербально. Как это ни странно на первый взгляд, три четверти информации о нашем партнере по общению, о его истинных чувствах и намерениях мы черпаем не из   того,   что   он   говорит,   а   непосредственно   наблюдая   за   едва   уловимыми 6 деталями   его   поведения.   Иначе   говоря,   межличностные   коммуникации   в основном осуществляются за счет невербальных средств – параллельного, и часто более богатого языка общения, элементами которого являются не слова, а   мимика   и   жестикуляция,   пространственные   и   временные   рамки, интонационные   и   темпо   ритмические   характеристики   речи,   символические коммуникативные знаки. Большинство из нас не отдает себе отчета в значении невербалики, привычно думая, что большую часть информации мы получаем благодаря   словесно­знаковой   системе   –   языку.   Иными   словами,   характер общения с самого начала частично задается пространственными и некоторыми иными   визуальными   “ключами”,   причем   в   этом   звене   совершенно несущественно,   какое   место   невербальные   компоненты   будут   занимать   в самом   процесс   общения.   Как   правило,   невербальный   язык   является результатом   не   сознательной   тактики   поведения,   а   подсознательных импульсов,   поэтому   его   крайне   трудно   подделать,   и   доверять   ему   можно значительно больше, чем словам. Мы часто ссылаемся на интуицию, говорим о « шестом чувстве», благодаря которому, например, замечаем неискренность собеседника. На самом деле – это просто внимание, часто неосознанное, к мелким   невербальным   деталям,   умение   читать   несловесные   сигналы   и отмечать   их   несовпадение   с   тем,   что   говорится   –   «неконгруэнтность» коммуникативных приемов. Невербальное   общение   является   существенно   более   надежным,   чем вербальное.   Мы   можем   контролировать   часть   параметров   невербального общения.   Но   мы   никогда   не   будем   в   состоянии   контролировать   все параметры, так как человек может держать в голове одновременно не более 5­ 7 факторов. Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам   подарила   природа   как   продукт   многих   тысячелетий   естественного отбора. Поэтому невербальное общение – очень емко и компактно. Овладевая 7 языком   невербального   общения,   мы   приобретаем   эффективный   и экономичный   язык.   Моргнув   глазом,   кивнув   головой,   помахав   рукой,   мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов. Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи мы: • подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию; •  передаем информацию сознательно или бессознательно; •  выражаем свои эмоции и чувства; •  регулируем ход разговора; •  контролируем и воздействуем на других лиц; •   восполняем   недостаток   слов,   например,   при   обучении   езде   на велосипеде. Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник. Так, сидящий собеседник,   подавшись   вперед,   сообщает   нам,   что   хочет   говорить   сам. Отклонившись же назад, он уже сам хочет нас слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает себя в позиции силы. Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для   нас   образ.   Выступая   перед   аудиторией,   нам   следует   вызвать   образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случае нашему мнению   никто   не   поверит.   Более   того,   свое   впечатление   о   нас   аудитория составит в первые несколько секунд нашего выступления. Если мы выйдем с сутулой спиной, голос будет звучать вяло, а слова окажутся   скомканными,   то   нам   вряд   ли   удастся   убедить   присутствующих 8 принять   наши   предложения,   если   только   аудитория   не   будет   нас   считать заранее первоклассным специалистом и непререкаемым авторитетом. Невербальные   компоненты   общения   могут   выступать   и   как   часть исполнительной фазы общения, не будучи значимыми для процесса общения в целом   и   лишь   дополняя,   уточняя,   изменяя   понимание   сообщения реципиентом. Наконец, они могут быть абсолютно незначимы для реципиента, являясь своего рода издержками собственно коммуникативного поведения. Именно   поэтому,   а   не   из   простой   жестокости   допрашиваемого   в полиции сажают на стул на открытом и ярко освещенном пространстве – так от внимательного следователя не ускользнет ни одна деталь его поведения. На этом же принципе основан широко известный «Детектор лжи», отмечающий благодаря   чувствительным   датчикам   то,   что   с   трудом   различает   и анализирует   глаз.   Давно   отмечено,   во   время   избирательных   компаний женщины   очень   редко   руководствуются   в   своем   выборе   преимуществами программы того или иного кандидата, тем более, что все программы в этот период весьма похожи одна на другую. «Интуиция» женщин развита сильнее, чем   у   мужчин,   и   особенность   эта   выработана   всеми   предшествующими поколениями. Первые месяцы жизни ребенка женщины могут общаться с ними только невербально, учась расшифровывать их бессловесный язык.  Одна   из   первых   попыток   составления   пособия   по   трактовке невербальных   сигналов   принадлежит   Аллану   Пизу,   автору   мирового бестселлера «язык жестов». Вообще, словарь поз и жестов ­ вещь довольно бессмысленная, и трудно найти профессионального коммуникатора, который бы обращался к Пизу, но главной цели он достиг ­ ему удалось привлечь внимание людей к языку жестов, показать их значение в коммуникациях. 9 2. ЭТИКЕТ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ЖЕСТОВ Если   изобразительный   жест   связан   с   конкретными   внешними признаками, то жест­символ связан с абстракцией. Его содержание понятно только какому­то народу или определенному коллективу. Это ­ приветствия, прощания,   утверждения,   отрицания,   призыв   к   молчанию,   предвкушение приятного. Так,   русские   в   знак   согласия   покачивают   головой   вперед­назад,   а болгары влево­вправо. О различии между жестом прощания в России и во Франции узнаем из произведения И. С. Тургенева «Новь»: Нежданов наклонил голову, а Сипягин простился с ним на французский манер, несколько раз сряду быстро поднес руку к собственным губам и носу, и пошел далее, бойко размахивая тростью и посвистывая. О   национальном   характере   некоторых   жестов   свидетельствует   такой факт. В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два разведенных пальца (указательный   и   средний)   с   ладонью,   повернутой   от   себя,   служат   знаком победы. Но если ладонь повернуть к себе, то жест равнозначен выражению «Уйди». Жители Европы воспринимают этот жест, независимо от того, куда обращена   ладонь,   как   знак   победы.   Поэтому,   если   англичанин   сделает оскорбительный жест, то европеец может только удивиться, не понимая, на какую   победу   намекают.   И   еще.   Во   многих   странах   Европы   этот   жест равнозначен цифре «2». При   всем   разнообразии   жестов,   их   вариативности,   они   проявляют устойчивость  в своем воплощении. Однако бывают случаи, когда характер жеста несколько изменяется и утрачивает свою национальную окраску. Так, за последние тридцать лет жест прощания (махание кистью руки вперед­назад) заменился   движением   руки   влево­вправо   в   одной   плоскости   с   ладонью, обращенной к уходящим. Этот жест заимствован с Запада. Но дети, когда им 10 говорят: «Помаши тете ручкой», еще старательно машут так, как махали при прощании с давних пор на Руси. Высказывания могут сопровождаться не одним, а несколькими жестами. Возьмем предложение «Меня это не касается». При слове меня используется указательный жест (ладонь движется к середине груди), это сопровождается тоже   указательным   жестом   (рука   отбрасывается   вперед   от   себя   ладонью вверх) не касается ­ символический жест (покачивание рукой из стороны в сторону). Жесты,   как   и   слова,   бывают   очень   экспрессивными,   придают   речи грубоватый, фамильярный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой палец, когда остальные сжаты в кулак, как высшая оценка чего­либо;   кручение   пальцем   около   виска,   что   означает   «из   ума   выжил», «разума лишился». Неоправданный   жест,   жест   ради   жеста   не   украшает   речь,   «вызывает смех   и   унижает   идею».   Вот   почему   уже   в   первых   руководствах   по красноречию   давались   советы,   как   использовать   жесты.   Так,   в   «Теории красноречия» А. Галича (1830) сказано: «Носа и губ, языка и ушей никогда нельзя   употреблять   без   оскорбления   благопристойности»,   «приличие запрещает грудь и брюхо выдвигать, спину кривить, плечами подергивать», «...благопристойность воспрещает театральные кривлянья». Следует   учитывать,   что   жестикуляция   обусловлена   и   характером говорящего.   Некоторые   люди   от   природы   подвижны,   эмоциональны. Естественно,   лектор   с   таким   характером   не   может   обойтись   без   жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному, сдержанному в проявлении своих чувств, жесты несвойственны. Лучшим   жестом   считается   тот,   которого   не   замечают,   который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей. 11 Мимика, жесты играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности того или иного человека (собеседника). Например, некоторые люди   не   знают,   что   делать   со   своими   руками.   Незанятые   руки   держат спокойно.   Если   есть   привычки   теребить   что­нибудь,   стучать   пальцами   по столу, щелкать большими пальцами, чесать затылок или за ухом, массировать руками щеки или пальцем переносицу, демонстрировано рассматривать свои ногти и т.д., то от них нужно отучиться. Неприлично указывать пальцем. Не отставляют мизинец во время еды, курения.  Во время разговора рот рукой не прикрывают, не хлопают собеседника по   плечу,   не   теребят   пуговицу   его   пиджака,   не   толкают   его   локтем,   на стряхивают с его или со своей одежды пылинки (чтобы снять нитку или волос с   одежды   собеседника,   спрашивают   у   него   разрешение).   При   разговоре жестикуляцию сводят до минимума. Только некоторые слова и фразы, такие как   «Садитесь,   пожалуйста»,   «Познакомьтесь,   пожалуйста»,   «Можно   вам представить?» и т. д. сопровождаются соответствующим жестом. Жесты   должны   быть   скупы,   не   размашистые,   определенные:   легкий кивок   головы   (утверждение),   нерезкий   взмах   кисти   (а   не   всей   руки)   в дополнение к сказанному, нерезкий поворот головы  при обращении к кому­то или   в   ответ   на   обращение   к   вам.   При   посещении   других   стран   особенно внимательно следят за своими жестами. Так, жест «все о' кэй» (все хорошо), хорошо известный во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, в других   странах   имеет   совершенно   другое   происхождение   и   значение.   Во Франции он означает «ноль» или «ничего». В Японии – «деньги». Поднятый вверх большой палец в Америке, Австралии, Англии и Новой Зеландии имеет два значения: Попытка поймать полную машину («останови») и «Всё в порядке». Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец – на нос. 12 Когда француз или итальянец стучит себе по голове, это значит, что он считает какую­либо идею глупой. Если британец или испанец шлепнет себя ладонью по лбу, то тем самым он покажет окружающим, что доволен собой. Тем   же   самым   жестом   немец   выражает   свое   крайнее   возмущение   по отношению   к   кому­либо.   Голландец,   стуча   по   лбу   и   при   этом   вытягивая указательный палец, сообщает, что идея ему понравилась, но он считает её слегка сумасшедшей. Там же, в Голландии, поворот указательного пальца у виска означает, что кто­то сказал остроумную фразу. Поднятые   брови   в   Германии   означают   восхищение;   в Англии – выражение скептицизма. Когда Француз чем­то восхищён, он соединяет кончики трёх пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если он протирает указательным пальцем основание носа, то эта означает, что он не доверяет тому, о ком говорят. В   некоторых   африканских   странах   смех   означает   изумление   или замешательство. В Алжире или Египте арабский жест подзывания схож с российским жестом прощания. Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Если есть желание прослыть внимательным и интересным собеседником, то нужно разбираться в жестах и мимике.  13 3. ЯЗЫК ЖЕСТОВ Знаменитый   оратор   древности   Демосфен   на   вопрос,   что   нужно   для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!» Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать   смыслу   и   значению   данной   фразы   или   отдельного   слова (здесь жест действует заодно Итоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные,   суетливые,   резкие   движения   рук   неприятны,   приедаются, надоедают и раздражают». Как   видно   из   цитаты,   ­   Кони   подчеркивает   значение   жеста:   жест уточняет   мысль,   оживляет   ее,   в   сочетании   со   словами   усиливает   ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время   А.   Ф.   Кони   отмечает,   что   не   все   жесты   производят   благоприятное впечатление.   Действительно,   плохо,   если   говорящий   дергает   себя   за   ухо, потирает   кончик   носа,   поправляет   галстук,   вертит   пуговицу,   то   есть повторяет какие­то механические, не связанные со смыслом слов жесты. Механические   жесты   отвлекают   внимание   слушателя   от   содержания речи,   мешают   ее   восприятию.   Нередко   они   бывают   результатом   волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе. Жесты,   которыми   мы   иллюстрируем   свою   речь,   или   помогают   или мешают слушателям воспринимать информацию. Они многое говорят о нас, как   об   ораторах.   Они   вносят   свой   весомый   вклад   в   результат   нашего выступления. 14 Отсутствие   жестов   (т.е.   руки,   постоянно   висящие   вдоль   тела   или зафиксированные   в   какой­то   статической   позе)   –  это   тоже   жест,  который тоже несет о нас какую­то информацию. Указательные   жесты   направлены   в   сторону   предметов   или   людей   с целью   обратить   на   них   внимание.   Подчеркивающие   жесты   служат   для подкрепления   высказываний.   Решающее   значение   придается   при   этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний. Различают   также   произвольные   и   непроизвольные   жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются   сознательно.   Такие   движения,   если   они   производятся   часто, могут   превратиться   в   непроизвольные   жесты.   Непроизвольными   жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный  рефлекс) или приобретенными. Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое­либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим. Жесты – на что полезно обращать внимание: Симметрия. Если человек жестикулирует только одной рукой – то это часто смотрится неестественно… Как рекомендация: использовать обе руки одновременно или в равной мере и левую и правую руку, если они включаются попеременно. Широта. Если вы выступаете перед одним человеком, на расстоянии 1 м, то делать широкие размашистые жесты – скорее не нужно. Но если перед вами зал в 20­30­100 человек, то мелкие жесты будут видны разве что только 15 тем, кто сидит на первом ряду (и то не всегда). Поэтому не бойтесь делать широкие жесты. Широкие жесты также говорят о вас, как об уверенном в себе человеке, в то время как мелкие, зажатые – скорее, как о неуверенном. Наиболее   частый  вариант  зажатости  –  это  прижатые  к  бокам  локти. Руки от локтей до плеч – не работают. И движения получаются скованными, не свободными. Законченность. Возможно вы наблюдали, как иногда оратор выступает, руки по швам, а кисти рук слегка подергиваются. Чувствуется, что вот оно! Родилось   движение!   Но   дальше   кистей   –   почему­то   не   идет!   Или   чаще   – движение   вроде   родилось,   начало   развиваться…   но   затухло   где­то   на середине. И получился незаконченный, смазанный жест. Некрасиво. Если уж жест родился – то позвольте ему развиться до конца, до финальной точки! Открытость. То, что часто можно наблюдать – жесты вроде бы и есть, но все время тыльной стороной ладони в сторону слушателей. Закрытые. На уровне инстинктов воспринимается – а не держит ли оратор камешек в руке… Как рекомендация – спокойно делать открытые жесты в сторону аудитории (чтобы по крайней мере 50% жестов были открытыми). Жесты­паразиты. Иногда какой­то жест повторяется очень часто и не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Эдакий «жест­паразит». Потирание носа, затылка. Подбородка, когда слишком часто поправляют очки, верчение какого­то предмета в руках. Опытный оратор умеет, как дирижер, управлять слушателями. Ничего не говоря, только через жесты, мимику, позу подавать аудитории   сигналы   «да»   и   «нет»,   сигналы   «одобрения»   и   «неодобрения», вызывать нужные ему эмоции в зале. Можно   выделить   жесты   и  позы   открытости,  защиты,  размышления   и   сомнения   и   неуверенности, оценки, свидетельствующие об окончании встречи или о затяжке времени.   несогласия,   уверенности, 16 Жесты открытости. Они свидетельствуют об искренности собеседника, его добродушном настроении и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты "раскрытые руки" и "расстегивание пиджака". Раскрытые руки. Говорящий сделал жест рукой (или двумя) в сторону слушателя, при этом ладонь на мгновенье оказалась обращенной кверху. Этот жест особенно нагляден у детей: когда они гордятся своими достижениями, то открыто показывают свои руки. Когда же чувствуют свою вину, то прячут руки либо за спину, либо в карманы. Жест   "раскрытые   руки"   демонстрирует   желание   идти   навстречу   и установить контакт. Лучше всего начинать этот жест как бы из глубины, с уровня  живота, направляя  руки  немного  вверх   в сторону  собеседника.  Он показывает   "здесь   ничего   не   спрятано"   Такой   жест   выгодно   подчеркивает фразы "Мы готовы к сотрудничеству с вами", "Вы можете доверять нам". Более эмоциональным и теплым является жест, когда руки описывают траекторию   от   своего   "сердца"   к   "сердцу"   собеседнику.   Этот   жест подчеркивает взаимосвязь интересов. Расстегивание   пиджака.   Люди   открытые   и   дружески   к   вам расположенные   часто   расстегивают   и   даже   снимают   пиджак   в   вашем присутствии. Наблюдения показывают, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался застегнутым.   Тот,   кто   менял   свое   решение   в   благоприятную   сторону, разжимал руки и автоматически расстегивал пиджак. Когда становится ясно, что возможно соглашение или положительное решение   обсуждаемого   вопроса,   а   также   в   том   случае,   когда   создается положительное   впечатление   от   совместной   работы,   сидящие   расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от сидящего напротив них собеседника. 17 Жесты подозрительности и скрытности. Свидетельствуют о недоверии, сомнении в вашей правоте, о желании что­то утаить, скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается на вас не смотреть, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности ­ несогласованность жестов. Если враждебный или защищающийся человек улыбается, это означает, что он искусственной улыбкой пытается скрыть свою неискренность. Жесты и позы защиты. Показывают, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы являются руки, скрещенные на груди. Руки могут занимать три характерных положения. Простое   скрещивание   рук.   Является   универсальным   жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, Ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на поведение других. Если в группе из четырех или более человек один скрестил руки, то вскоре можно   ждать,   что   и   другие   последует   этому   примеру.   Правда,   этот   жест может   означать   просто   спокойствие   и   уверенность,   но   это   бывает,   когда атмосфера беседы не носит конфликтный характер. Если, кроме скрещенных на   груди   рук,  собеседник   еще   сжимает   пальцы   в   кулак­это   говорит   о   его враждебности   или   наступательной   позиции.  В  этом   случае   надо   замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру, Если это не помогает, то постараться сменить тему разговора. Кисти   скрещенных   рук   обхватывают   плечи.   Иногда   кисти   рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми. Это   обозначает   сдерживание   негативной   реакции   собеседника   на   вашу позицию. Он готов ринуться в бой и с трудом сдерживает себя, чтобы не прервать вас. 18 Этот прием используется, когда собеседники полемизируют, стремясь во что бы то ни стало убедить другого в правильности своей позиции. Поза   скрещенных   рук   нередко   сопровождается   холодным,   чуть прищуренным   взглядом   и   искусственной   улыбкой,   Такое   выражение   лица говорит, что ваш собеседник "на пределе". И если не принять оперативных мер, снижающих напряженность, может произойти срыв. Скрещенные   на   груди   руки   с   вертикально   выставленными   большими пальцами рук Этот жест передает двойной сигнал; первый ­ о негативном отношении (скрещенные руки), второй ­ чувство превосходства, выраженное большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а для положения стоя характерно покачивание на   каблуках.   Жест   используется   также   для   выражения   насмешки   или неуважительного   отношения   к   человеку,   на   которого   указывают   большим пальцем как бы через плечо. Жесты   размышления   и   оценки.   Отражают   состояние   задумчивости   и стремление   найти   решение   проблемы.   Задумчивое   выражение   лица сопровождается   жестом   "рука   у   щеки",   когда   собеседник   принимает   позу "Мыслителя" Родена, опираясь рукой на щеку. Этот жест свидетельствует о том,   что   его   что­то   заинтересовало.   Остается   выяснить,   что   же   побудило сосредоточиться на какой­то проблеме. Пощипывание   переносицы   обычно   с   закрытыми   глазами,   говорит   о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Когда собеседник занят процессом принятия решения, он почесывает подбородок. После того, как решение принято, почесывание прекращается. Этому жесту обычно соответствуют на лице слегка прищуренные глаза­ он как бы что­то рассматривает вдали, ища там ответ на свой вопрос. 19 Когда   собеседник   подносит   руку   к   лицу,   опираясь   подбородком   на ладонь,  а  указательный   палец  вытягивает   вдоль  щеки (остальные  пальцы  ­ ниже   рта),   это   является   красноречивым   свидетельством   того,   что   он критически воспринимает ваши доводы. Жесты   сомнения   и   неуверенности.   Чаще   всего   выражаются почесыванием указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или же боковой части шеи. Легкое потирание носа ­ также знак сомнения. Когда вашему собеседнику трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос. Правда, здесь следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос, потому что он чешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка касаются. Поза   обиды.   Собеседник   приподнимает   плечи   и   опускает   голову ("набычивается"). Такая поза нередко сопровождается рисованием на листе бумаги (стрел, кругов и т.п.). Следует переключить разговор на другую (лучше нейтральную) тему. Когда увидите, что собеседник успокоился, осторожно выясните причину его обиды. Нежелание слушать, стремление закончить беседу. Если ваш собеседник опускает веки, то вы для него стали неинтересны, или просто надоели, или он чувствует свое превосходство над вами. Когда вы заметили такой взгляд у вашего собеседника, учтите, нужно что­то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора. Почесывание   уха  вызывается   желанием   собеседника   отгородиться   от слышимых слов. Другим вариантом прикосновения к уху является потирание ушной раковины, сверление в ухе кончиком пальца, потягивание мочки уха в попытке   прикрыть   ею   слуховое   отверстие.   Этот   жест   говорит   о   том,   что собеседник наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться сам. 20 В случае, когда собеседник явно хочет быстрее закончить беседу, он заметно (и порой неосознанно) передвигается и разворачивается в сторону выходной двери, при этом и его ноги обращаются к выходу. Разворот его корпуса   и   положение   ног   говорят   о   том,   что   ему   очень   хочется   уйти. Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону. В этой ситуации надо чем­ то заинтересовать собеседника или дать ему возможность уйти. Затягивание   времени.   Одним   из   способов   затянуть   время   для обдумывания   решения   служит   кусание   дужки   очков,   а   также   постоянное снимание и надевание очков, протирание линз. Когда вы наблюдаете такой жест сразу же после того, как спросили человека   о   его   решении,   лучше   всего   будет   помолчать   в   ожидании.   Если партнер вновь надевает очки, это означает, что он хочет еще раз "взглянуть" на факты. Признаком   желания   сбить   темп,   является   расхаживание.   Многие собеседники прибегают к этому способу пытаясь "протянуть время", чтобы разрешить   сложную   проблему   или   принять   трудное   решение.   Тех,   кто расхаживает, отвлекать не следует. Это может нарушить ход их мыслей и помешать принятию решения. Свидетельства лжи. Во время разговора очень важно обнаружить жесты, сопровождающие ложь. Бессознательные жесты и телодвижения могут выдать обманщика   с   головой.   Во   время   обмана   наше   подсознание   выбрасывает нервную энергию, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что говорится. Психологи утверждают, что вруна, как бы он ни старался скрыть свою ложь,   все   равно   можно   распознать,   потому   что   его   выдает   отсутствие соответствия между микросигналами подсознания, проявившимися в жестах, и сказанными словами. 21 Жесты,   связанные   с   приближением   рук   к   лицу.   Они   должны насторожить: видимо, у вашего собеседника на уме что­то неприятное или нехорошее. Это может быть сомнение, неуверенность, мрачное предчувствие. Но чаще всего это некоторое преувеличение действительного факта или явная ложь. Начнем с того, какие жесты могут выдать собеседника, если он явно лжет. Когда мы наблюдаем или слышим, как другие говорят неправду, или лжем   сами,   мы   делаем   попытку   закрыть   наш   рот,   глаза   или   уши   руками. Защита   рта   рукой   является   одним   из   немногих   откровенных   жестов,   явно свидетельствующих о лжи. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, так как посылает сигнал сдерживать произносимые слова. Некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест. Если   такой   жест   используется   собеседником   в   момент   речи,   это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако, если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, это значит, он понимает, что вы лжете. Прикосновение к своему носу является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях в ямочке под носом или быть выражен одним быстрым, почти незаметным прикосновениям к носу. Объяснением этого жеста может быть то, что во время лжи появляются щекотливые   позывы   на   нервных   окончаниях   носа   и   его   очень   хочется почесать. Потирание   века   вызвано   тем,   что   появляется   желание   скрыться   от обмана или подозрения и избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорят неправду. Мужчины обычно потирают веко очень энергично, а если ложь очень серьезная, то отводят взгляд в сторону или еще чаще ­ смотрят в 22 пол. Женщины очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом. Ложь   обычно   вызывает   зудящее   ощущение   в   мышечных   тканях   не только   лица,   но   и   шеи.   Поэтому   некоторые   собеседники   оттягивают воротничок, когда лгут или подозревают, что их обман раскрыт. Когда   вы   видите,   что   собеседник   лжет,   вы   можете   попросить   его повторить   или  уточнить   сказанное.  Это   заставит   обманщика   отказаться  от продолжения своей хитрой игры. Походка.   Она,   по   словам   Бальзака­   "физиономия   тела".   Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении,   масса   тела.   Эти   показатели   проявляются   у   разных   людей   по­ разному. По походке можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.   Для   овладения   навыками   "прочтения"   походок   укажем   на   их характерные виды и поясним, что каждая из них означает: ­   озабоченный   человек  ­   ходит   в  позе  "мыслителя",   голова   опущена, руки сцеплены за спиной; ­   находящийся   в   угнетенном   состоянии   ­   руки   в   движении   или находятся в карманах, ноги воломит и, как правило, смотрит под ноги; ­ уверенный ­ ходит быстро, размахивая руками, имеет ясную цель и намерен ее реализовать; ­   заносчивый   ­   высоко   поднятый   подбородок,   руки   двигаются подчеркнуто энергично, ноги словно деревянные ­ "вышагивание лидера". Для   создания   привлекательного   внешнего   облика   наиболее предпочтительна   походка   уверенного   человека.   Создает   впечатление уверенности и правильная осанка, к тому же хорошая осанка делает любого человека   стройнее,   Наоборот,   плохая   осанка   производит   впечатление расхлябанности, несобранности и неуверенности. 23 Чтобы создать о себе более благоприятное впечатление, осанка должна быть не одеревенелая, а легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом   слегка   приподнята,   спина   расправлена.   Старайтесь   всегда   стоять   и сидеть прямо. Уверенность и самоуверенность. Уверенного в себе человека с чувством превосходства   над   другими   выдает   закладывание   рук   за   спину   с  захватом запястья. От этого жеста следует отличать жесты "руки за спиной в замок". Он говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Чем более сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло  выражение "взять  себя в руки".  Этот  жест  используется для того, чтобы скрыть свою нервозность и наблюдательный партнер наверняка поймет это. Показателем   самодовольства   и   высокомерия   служит   положение   рук "домиком". Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является   и   закладывание   рук   за   голову.   Этот   жест   характерен   и   для   когда   кто­нибудь "всезнаек".   Многие   собеседники   раздражаются, демонстрирует его перед ними. Существует   несколько   способов   взаимодействия   с   собеседником, который   использовал   этот   жест.   Если   вы   хотите   выяснить   причину,   по которой собеседник демонстрирует свое превосходство, наклонитесь вперед и скажите: "Я вижу, это вам известно. Не могли бы вы уточнить кое­что?" Затем откиньтесь на спинку стула и ждите ответа. Другой   способ   заключается   в   том,   чтобы   заставить   такого высокомерного   собеседника   сменить   свою   позу,   что   будет   способствовать изменению   его   отношения.  Нужно  взять  какой­нибудь   документ,  спросить: "Вы не видели это?", заставив его наклониться вперед. 24 Жесты несогласия. Собирание, общипывание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких жестов. Делал это, собеседник обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее типичный жест неодобрения. Когда собеседник постоянно обирает ворсинки с одежды, это является   верным   признаком   того,   что   ему   не   нравится   все,   что   здесь говорится. Даже если на словах он со всем согласен. Жесты готовности. Они сигнализируют о желании закончить разговор. Проявляются подачей корпуса вперед, при этом руки лежат на коленях, или держатся за края стула. Если любой  из этих жестов появляется во  время разговора,   следует   брать   инициативу   в   свои   руки   и   первым   предложить закончить   беседу. преимущество и управлять ситуацией.   Это   позволит   вам   сохранить   психологическое Стоит   посмотреть   в   витрину   магазина   и   поймать   собственное отражение, как мы его автоматически меняем. Нет ли ненужной угрюмости,   приятно   ли   окружающим? достаточно   ли   оно   доброжелательно, Благоприятное   выражение   собственного   лица   тоже   стоит   довести   до автоматизма. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Поэтому психологи советуют: почаще улыбайтесь. Мимика и жесты также выражают чувства человека: а) одобрение/неодобрение; б) согласие/несогласие; в) решительность/нерешительность; г) сочувствие/равнодушие; д.) восторг/отчаяние; е)   терпимость/нетерпимость растерянность, вопрос и др.). 25   (рассерженность,   удивление, Иначе   говоря,   неязыковые   средства   нашего   общения   облегчают взаимное   приспособление   друг   к   другу   и   создают   возможность координировать совместные действия. Выражения не языковыми средствами своих намерений, чувств и состояний зависит от культуры человека. Поэтому, анализируя неязыковые средства общения, необходимо ответить на вопрос: что выражают, как выражают, для чего выражают. Поскольку   неязыковые   средства   ­   знаки   общения,   то   каждый   из   нас должен   научиться   их   расшифровывать   и   выработать   для   себя   систему эталонов неречевого поведения. А это значит ­ перевести язык движений на язык   слов   с   целью   анализа   состояний   человека,   которые   стоят   за   этими неязыковыми средствами. Следует   помнить,   что   жесты   и   мимика   ­   лишь   дополнение   к человеческой   речи.   Даже   при   самом   активном   темпераменте   следует воздерживаться   от   бурного   жестикулирования.   Сходство   с   ветряной мельницей не украшает человека. 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи  информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам,  может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем  вербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по  вербальному, то верить следует невербальной. Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши  отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим  человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при  этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо вы  ни знали кого­то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все,  что улучшило бы общение, представляется ценным. Однако перед тем как  применить ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы хотите достичь. Хотя общение посредством языка телодвижений осуществляется в  течение более миллиона лет, научное изучение этого явления началось только  в последние годы, и особую популярность оно получило в семидесятых годах  XX века. И можно предвидеть, что к концу уже нашего века об этом явлении  узнают люди всего мира и, что языку телодвижений и его значению для  общения людей станут специально обучать в учебных заведениях. Фактически, окружающая действительность и люди, обитающие в ней,  являются лучшим научным и испытательным полигоном. Сознательное  наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей  является лучшим способом исследования приемов коммуникации,  27 используемых самым сложным и интересным биологическим организмом ­  самим человеком. Общение без слов – общение, самое емкое и достоверное. 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . Аллан Пиз. Язык телодвижений. ­ Н.Новгород,2000. 1. 2. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. ­ М.,2003. 3. Дерябо С,  Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 2000.  4. Добрович А. Общение: наука и искусство. ­ М: Знание,2000. 5. Казарцева   О.М.   Культура   речевого   общения:   теория   и   практика.   ­ М.,2000. 6. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979. 7. Леонтьев Л.А. Психология общения. ­ М.,2004. 8. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? – М.: Дело, 1997.  9. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. М.: ПРИОР, 1999. 10.Малая энциклопедия этикета.­ М.: «РИПОЛ КЛАССИК»,2000 11.Реформатский А.А. Введение в языкознание. ­ М.,2004. 29

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя

Роль невербального общения в работе учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2019