Олимпийские состязания являются главными соревнованиями в спорте высших достижений. Для выступления в Олимпийских играх необходима высокоорганизованная система подготовки спортсмена и, соответственно, высококвалифицированные кадры. Прогресс российской системы подготовки спортсменов всегда обеспечивался высоким уровнем профессиональной квалификации кадров, способных осуществлять опережающие шаги в тех направлениях, которые являются наиболее перспективными.
По мнению Н.Г.Озолина (1995), современная система спортивной подготовки – это многолетний, круглогодичный, специально организованный и управляемый процесс воспитания, обучения и тренировки в соответствии с индивидуальными особенностями спортсмена, проводимый в условиях надлежащего педагогического контроля и руководства, научного, медико-биологического и материально-технического обеспечения, использование средств восстановления и эффективной организации.
Значимую роль в подготовке профессионального спортсмена играет тренер-преподаватель. Тренер для спортсмена соизмерим с понятиями «друг», «учитель», «отец», он является образцом для подражания и главным мотиватором на пути к достижению цели.
Спортивные соревнования в настоящее время – не просто соревнования команд, это демонстрация силы и умений спортсмена, а также тактики преподавателя-тренера. Какими навыками и квалификацией должен обладать тренер?
Для начала введем понятие тренера-педагога. Итак, тренер-преподаватель – преподаватель физической культуры, специалист в определенном виде спорта. Он ведет учебно-тренировочную работу, направленную на воспитание, обучение и совершенствование мастерства спортсменов, развитие их функциональных возможностей. За подготовку спортсменов, добившихся выдающихся результатов на международных соревнованиях, тренеру присваиваются почетные звания, например, заслуженного тренера России.
В Российской Федерации физкультурно-спортивные кадры готовятся в учебных заведениях системы высшего профессионального образования (институтах, академиях и университетах физической культуры), а также в учебных заведениях системы среднего профессионального образования (педагогических колледжах и училищах олимпийского резерва).
Кроме того, для тренера приветствуется наличие медицинского образования, хотя бы начального уровня, предполагающего знание основ анатомии, физиологии и биомеханики.
Зачастую среди тренеров встречается большое количество бывших спортсменов, добившихся отличных показателей в своем виде спорта, но уже завершивших карьеру.
Наряду с этим, тренеры должны регулярно повышать уровень своей профессиональной подготовленности путем изучения новой методической литературы, прохождения учебных курсов, стажировки в сборных командах и т.д.
Хотелось бы отметить выдающихся тренеров в области легкой атлетики и волейбола. Их имена достойны того, чтобы остаться в нашей памяти.
1. Киба Владимир Николаевич (г.р.1952) – тренер по легкой атлетике, спортивный организатор. Образование: высшее (Инженер-экономист)
Заслуги:
· Заслуженный тренер Украины
· Заслуженный тренер СССР
· Заслуженный работник физической культуры и спорта
· Мастер спорта СССР международного класса
· Подготовил 8 мастеров спорта Международного класса по прыжкам в высоту
2. Казарин Владимир Семёнович (г.р.1952, Нижний Тагил) – советский и российский тренер по легкой атлетике.
Образование: высшее (педагог (УрГППУ))
Заслуги:
· Заслуженный тренер России по легкой атлетике
· Мастер спорта СССР по легкой атлетике
· Признавался лучшим тренером по легкой атлетике России дважды
3. Загорулько Евгений Петрович (г.р.1942) – российский тренер по легкой атлетике.
Образование: высшее (педагог)
Заслуги:
· Заслуженный тренер СССР и РФ
Собственная карьера завершилась рано из-за многочисленных травм
4. Озолин Николай Георгиевич (1906 – 2000) – советский легкоатлет, тренер и ученый в области спортивной педагогики.
Образование: высшее (педагог)
Заслуги:
· Заслуженный мастер спорта СССР
· Заслуженный тренер СССР
· Заслуженный деятель науки РСФСР
· Автор более 200 научных трудов по теории и методике спорта
5. Карполь Николай Васильевич – советский и российский волейбольный тренер.
Образование: высшее (педагог физико-математических наук)
Заслуги:
· Заслуженный тренер СССР и России
· Заслуженный работник физической культуры РФ
· Почетный гражданин Екатеринбурга, нижнего Тагила и Свердловской области
6. Алекно Владимир Романович – советский и российский волейболист, волейбольный тренер.
Образование: Минский спортинтернат
Заслуги:
· Заслуженный тренер России
· Заслуженный тренер Республики Татарстан
· Почетный гражданин Казани
И это лишь небольшая часть великих тренеров России.
Остановлюсь на своей профессиональной деятельности.
Борзунов Евгений Андреевич – тренер-преподаватель по легкой атлетике и волейболу.
Образование - высшее педагогическое (УрГППУ) (специалист+магистр)
Заслуги: кандидат в мастера спорта по легкой атлетике
Тренером становятся те, кто достиг неимоверных успехов в спорте и те, у кого спортивная карьера завершилась, не успев начаться, те, кто имеют высшую ступень образования и те, у кого среднее специальное образование. Кое-кто имеет научные степени, а кто-то полностью посвящает себя спортивной карьере. Но все они являются, по истине, великими тренерами! Отсюда следует заключить, что тренерская деятельность – это, все-таки призвание, которое не зависит от образования и рода деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.