РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИИ В ВУЗЕ
Абдуманонов А.А.
Аннотация: Самообразования это, самостоятельной учебнопознавательной, научноисследовательской деятельности у обучающихся «формируются такие важные компоненты творческой деятельности, как самостоятельный перевод знаний в умений, выявление новой логики и структуры проблемы исследования, способность к самостоятельному комбинированию из известных способов деятельности нового, альтернативного подхода к поиску решения проблемы. Главная задача образования заключается в совершенствовании каждого студента как будущего квалифицированного специалиста, развитии его активности, инициативности, профессиональной мобильности, ответственности за свои поступки и выстраивание своей жизненной позиции.
Ключевые слова: самообразование, обучение студентов, новые педагогические технологии, процесс самореализации, информационно-коммуникационные технологии в образование.
Необходимым условием для реализации успешной учебной деятельности является ее развитая гибкая структура. Преподаватели Ферганского филиала ТМА, наряду с традиционными методами передачи и проверки знаний, пользуются самыми современными педагогическими приемами, задействуют множество различных источников информации, пользуются средствами ИКТ.
По мнению Н.В. Фомашиной, самообразовательная деятельность - это систематическая, специально организованная, самодеятельная, контролируемая и оцениваемая самим субъектом познавательная деятельность, направленная на достижение личностных и общественно значимых образовательных целей и профессионального самоопределения студентов вузов. А.К. Громцева считает, что самообразование - это целенаправленная, управляемая самим учащимся познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования [3]. Есть поговорка у нашего народа «Ўқиш бошқа, уқиш бошқа».
Образовательный процесс в вузе должен ориентироваться не на передачу как можно большего объема знаний обучающимся, а на формирование у них самостоятельности, мобильности, умения приспосабливаться к новым информационным и образовательным технологиям [1,2].
Важную роль в приобретении таких качеств играет самообразование студента, под которым понимают все виды приобретения знаний, формирования умений и навыков, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. В настоящее время самообразованию уделяется большое внимание, ибо знания, полученные во время аудиторных занятий, нуждаются в закреплении, углублении в процессе самостоятельного изучения соответствующих вопросов учебной программы.
Цел самообразовании перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Иными словами, необходимо, чтобы студент научился плодотворно учиться. Это возможно при переводе всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.
Самообразование студентов как условие качественной профессиональной подготовки рассматривается и зарубежных странах. Примере, Британии в рамках системы непрерывного профессионального образования создан Институт образования взрослых, где существует такой блок обучения, как "умение заниматься самообразованием". Англии значительное количество часов отводится на самостоятельную работу студентов. Результаты реформирования образования в развитых странах, общие направления Болонского процесса, позволяют определить все возрастающую роль самообразования как важнейшего условия развития личности, ее профессионального и жизненного успеха, а также ведущей задачей профессиональной подготовки студентов.
Последние годи и в Узбекистане тоже при подготовки учебных планов больше обрушаются внимании самообразовательная и это видно в учебных часов около 40% выделена для самообразовании.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности знании и умение в самореализации путём непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием.
Современных студентов в основном интересует то, что им может обеспечить в дальнейшем жизненный успех. Прежде всего, они мечтают работать за границей с целью более высокого материального благополучия. Это характеризуется интенсивным развитием произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Студенты становятся более организованными, все больше проявляется их преднамеренный характер, формируется способность к самообразованию, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения, развивается способность к абстрактному мышлению, к сложному аналитикосинтетическому восприятию окружающего мира
Таким образом, актуальность обозначенной проблемы связана с тем, что творческий потенциал, основанный на создании благоприятных условий для развития потребностей студентов в самообразовании, требует новых научно-методических и практических разработок.
Подготовка материалов для самообразование в ходе деятельности педагога занимает большие времени, потому что преподаватель должен разработать индивидуальные планы и материалы для обучение студента смотря с его потенциалом или получении тем или иными умениями для достижение цели.
В плане самообразования студента обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.
Для самообразовании должны обеспечить соответствующие условия, без которых самообразовательная деятельность не может быть эффективной в полной мере.
1. Развитие позитивной мотивации студентов к профессионально ориентированной самообразовательной деятельности, стимулирующей избирательность и активность.
2. Обеспечение преемственности аудиторной и внеаудиторной деятельности, создающей условия их взаимодополнения и взаимопроникновения.
3. Использование потенциала содержания самообразовательной деятельности для расширения профессионального диапазона социального и личностного развития обучающихся [4].
Таким образом, педагогическое содействие самообразовательной деятельности студентов целесообразно осуществлять в учебно-педагогическом взаимодействии, основанном на субъект-субъектности с учетом:
а) отраженного в содержании базового (изучаемого) материала, предъявляемого при
осуществлении разных видов образовательной деятельности;
б) создания условий для работы с материалом (заданиями) творческого характера;
в) опоры на проектируемый уровень творческого мышления обучаемых;
г) сущностных свойств и природ сообразности участников образовательного
процесса.
Самообразование с помощью информационных технологий имеет целый ряд преимуществ перед традиционными способами обучения и облегчает поиск, подбор необходимой информации, улучшает способность обучаемого к анализу информации, вызывает у студента постоянное желание к самосовершенствованию, творчеству и инициативе [5].
С учетом динамически развивающихся информационных технологий следует учитывать требования, предъявляемые сегодня к новым информационным технологиям обучения, среди которых соответствие основным принципам педагогической технологии. При подготовке к занятии с использованием ИКТ преподаватель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его для решение не решенных ранее в традиционной дидактике теоретически либо практически задач, а также их перевод в разряд средств подготовки и передачи информации студенту.
Студент не должен просто копировать информацию из Интернета и защищать свои доклады или поднести данные, а обдумывать каждую фразу, каждое слово из текста статьи и формировать свои мысли, свои творении.
Вот в чём заключается опасность доступности информации – информации навалом, доступ к ней свободный, а вдумчиво прочитать хотя бы часть из этого информационного океана под силу немногим.
Самообразование должен формировать навыки не толка получении информации а привравшая информацию на знанию.
Поэтому самообразование - это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самосовершенствование личности. Данная система регулируется субъектом самообразования и должна быть построена на основе систематизированных форм обучения, исключая шаблонный характер.
Выводы
Таким образом, самообразование можно определить, как процесс и результат, направленный на самореализацию, личностное самоопределение, профессиональное становление, поскольку способствует совершенствованию профессиональной, интеллектуальной, творческой, волевой, эмоциональной, трудовой и мотивационной сфер человека, а также развитие базовых качеств человека–трудолюбия, ответственности, целеустремленности, настойчивости, организованности, силы воли и др.
Использование ИКТ при самообразовании – мощное средство для создания оптимальных условий работы для получение знании и умение, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано. ИКТ следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение.
Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются в трудовой деятельности.
Литературы.
1. Бекоева М.И., Течиева В.З. Самообразование студентов как важная педагогическая проблема // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – No. 11 (23)
2. Зекрина Р.Т. Роль самообразования в совершенствовании мастерства педагога 3. Суханов А. В. Самообразование как фактор формирования и развития личности студента-юриста // Молодой ученый. — 2010. — №9. — С. 273-276.
4. О.Л. Карпова, В.А. Анисимова Самообразование студентов ВУЗА как условие качественной профессиональной подготовки // Педагогика и психология профессионального образования
5. Абдуманонов А. А. Современные технологии обучения медицинских предметов с использованием информационно-коммуникационных технологий //Материалы конференции отражают результаты исследований, посвященных инновациям в образовании и медицине и охватывают широкий спектр образовательных и научных направлений. 2016. – С. 13.
6. Абдуманонов А., Алиев Р., Ботиров М., Карабаев М.Использование ИКТ в образовательном процессе примушества, проблемы и пути их решения. // Ta`lim texnologiyalar Ilmiy- uslubiy jurnal, № 3(59). Toshkent, 2016. 79-84- b.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.