РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИИ В ВУЗЕ
Оценка 4.8

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИИ В ВУЗЕ

Оценка 4.8
Повышение квалификации +1
pdf
Междисциплинарный 3
Взрослым
09.06.2017
РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИИ В ВУЗЕ
Самообразования это, самостоятельной учебнопознавательной, научно-исследовательской деятельности у обучающихся «формируются такие важные компоненты творческой деятельности, как самостоятельный перевод знаний в умений, выявление новой логики и структуры проблемы исследования, способность к самостоятельному комбинированию из известных способов деятельности нового, альтернативного подхода к поиску решения проблемы. Главная задача образования заключается в совершенствовании каждого студента как будущего квалифицированного специалиста, развитии его активности, инициативности, профессиональной мобильности, ответственности за свои поступки и выстраивание своей жизненной позиции.
макола мустакил таълим.pdf

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИИ В ВУЗЕ

Абдуманонов А.А.

Аннотация: Самообразования это, самостоятельной учебнопознавательной, научноисследовательской деятельности у обучающихся «формируются такие важные компоненты творческой деятельности, как самостоятельный перевод знаний в умений, выявление новой логики и структуры проблемы исследования, способность к самостоятельному комбинированию из известных способов деятельности нового, альтернативного подхода к поиску решения проблемы. Главная задача образования заключается в совершенствовании каждого студента как будущего квалифицированного специалиста, развитии его активности, инициативности, профессиональной мобильности, ответственности за свои поступки и выстраивание своей жизненной позиции.

Ключевые слова: самообразование, обучение студентов, новые педагогические технологии, процесс самореализации, информационно-коммуникационные технологии в образование.

Необходимым условием для реализации успешной учебной деятельности является ее развитая гибкая структура. Преподаватели Ферганского филиала ТМА, наряду с традиционными методами передачи и проверки знаний, пользуются самыми современными педагогическими приемами, задействуют множество различных источников информации, пользуются средствами ИКТ.

По мнению Н.В. Фомашиной, самообразовательная деятельность - это систематическая, специально организованная, самодеятельная, контролируемая и оцениваемая самим субъектом познавательная деятельность, направленная на достижение личностных и общественно значимых образовательных целей и профессионального самоопределения студентов вузов. А.К. Громцева считает, что самообразование - это целенаправленная, управляемая самим учащимся познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования [3]. Есть поговорка у нашего народа «Ўқиш бошқа, уқиш бошқа». 

Образовательный процесс в вузе должен ориентироваться не на передачу как можно большего объема знаний обучающимся, а на формирование у них самостоятельности, мобильности, умения приспосабливаться к новым информационным и образовательным технологиям [1,2].

Важную роль в приобретении таких качеств играет самообразование студента, под которым понимают все виды приобретения знаний, формирования умений и навыков, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. В настоящее время самообразованию уделяется большое внимание, ибо знания, полученные во время аудиторных занятий, нуждаются в закреплении, углублении в процессе самостоятельного изучения соответствующих вопросов учебной программы.

Цел самообразовании перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Иными словами, необходимо, чтобы студент научился плодотворно учиться. Это возможно при переводе всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.

Самообразование студентов как условие качественной профессиональной подготовки рассматривается и зарубежных странах. Примере, Британии в рамках системы непрерывного профессионального образования создан Институт образования взрослых, где существует такой блок обучения, как "умение заниматься самообразованием". Англии значительное количество часов отводится на самостоятельную работу студентов. Результаты реформирования образования в развитых странах, общие направления Болонского процесса, позволяют определить все возрастающую роль самообразования как важнейшего условия развития личности, ее профессионального и жизненного успеха, а также ведущей задачей профессиональной подготовки студентов.

Последние годи и в Узбекистане тоже при подготовки учебных планов больше обрушаются внимании самообразовательная и это видно в учебных часов около 40% выделена для самообразовании.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. 

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности знании и умение в самореализации путём непрерывного образования. 

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием. 

Современных студентов в основном интересует то, что им может обеспечить в дальнейшем жизненный успех. Прежде всего, они мечтают работать за границей с целью более высокого материального благополучия. Это характеризуется интенсивным развитием произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Студенты становятся более организованными, все больше проявляется их преднамеренный характер, формируется способность к самообразованию, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения, развивается способность к абстрактному мышлению, к сложному аналитикосинтетическому восприятию окружающего мира 

Таким образом, актуальность обозначенной проблемы связана с тем, что творческий потенциал, основанный на создании благоприятных условий для развития потребностей студентов в самообразовании, требует новых научно-методических и практических разработок.

Подготовка материалов для самообразование в ходе деятельности педагога занимает большие времени, потому что преподаватель должен разработать индивидуальные планы и материалы для обучение студента смотря с его потенциалом или получении тем или иными умениями для достижение цели. 

В плане самообразования студента обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок. 

Для самообразовании должны обеспечить соответствующие условия, без которых самообразовательная деятельность не может быть эффективной в полной мере.

1.                       Развитие позитивной мотивации студентов к профессионально ориентированной самообразовательной деятельности, стимулирующей избирательность и активность.

2.                       Обеспечение преемственности аудиторной и внеаудиторной деятельности, создающей условия их взаимодополнения и взаимопроникновения.

3.                       Использование потенциала содержания самообразовательной деятельности для расширения профессионального диапазона социального и личностного развития обучающихся [4].

Таким образом, педагогическое содействие самообразовательной деятельности студентов целесообразно осуществлять в учебно-педагогическом взаимодействии, основанном на субъект-субъектности с учетом:

а) отраженного в содержании базового (изучаемого) материала, предъявляемого при

осуществлении разных видов образовательной деятельности;

б) создания условий для работы с материалом (заданиями) творческого характера;

в) опоры на проектируемый уровень творческого мышления обучаемых;

г) сущностных свойств и природ сообразности участников образовательного

процесса.

Самообразование с помощью информационных технологий имеет целый ряд преимуществ перед традиционными способами обучения и облегчает поиск, подбор необходимой информации, улучшает способность обучаемого к анализу информации, вызывает у студента постоянное желание к самосовершенствованию, творчеству и инициативе [5]. 

С учетом динамически развивающихся информационных технологий следует учитывать требования, предъявляемые сегодня к новым информационным технологиям обучения, среди которых соответствие основным принципам педагогической технологии. При подготовке к занятии с использованием ИКТ преподаватель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его для решение не решенных ранее в традиционной дидактике теоретически либо практически задач, а также их перевод в разряд средств подготовки и передачи информации студенту.

Студент не должен просто копировать информацию из Интернета и защищать свои доклады или поднести данные, а обдумывать каждую фразу, каждое слово из текста статьи и формировать свои мысли, свои творении.

Вот в чём заключается опасность доступности информации – информации навалом, доступ к ней свободный, а вдумчиво прочитать хотя бы часть из этого информационного океана под силу немногим.

Самообразование должен формировать навыки не толка получении информации а привравшая информацию на знанию.

Поэтому самообразование - это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самосовершенствование личности. Данная система регулируется субъектом самообразования и должна быть построена на основе систематизированных форм обучения, исключая шаблонный характер.

Выводы

Таким образом, самообразование можно определить, как процесс и результат, направленный на самореализацию, личностное самоопределение, профессиональное становление, поскольку способствует совершенствованию профессиональной, интеллектуальной, творческой, волевой, эмоциональной, трудовой и мотивационной сфер человека, а также развитие базовых качеств человека–трудолюбия, ответственности, целеустремленности, настойчивости, организованности, силы воли и др.

Использование ИКТ при самообразовании – мощное средство для создания оптимальных условий работы для получение знании и умение, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано. ИКТ следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение.

Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются в трудовой деятельности.

 

Литературы.

1.     Бекоева М.И., Течиева В.З. Самообразование студентов как важная педагогическая проблема // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – No. 11 (23) 

2.     Зекрина Р.Т. Роль самообразования в совершенствовании мастерства педагога  3. Суханов А. В. Самообразование как фактор формирования и развития личности студента-юриста // Молодой ученый. — 2010. — №9. — С. 273-276.

4.     О.Л. Карпова, В.А. Анисимова Самообразование студентов ВУЗА как условие качественной профессиональной подготовки // Педагогика и психология профессионального образования

5.     Абдуманонов А. А. Современные технологии обучения медицинских предметов с использованием информационно-коммуникационных технологий //Материалы конференции отражают результаты исследований, посвященных инновациям в образовании и медицине и охватывают широкий спектр образовательных и научных направлений. 2016. – С. 13.

6.     Абдуманонов А., Алиев Р., Ботиров М., Карабаев М.Использование ИКТ в образовательном процессе примушества, проблемы и пути их решения. // Ta`lim texnologiyalar Ilmiy- uslubiy jurnal,  № 3(59). Toshkent, 2016. 79-84- b.

 

 

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИИ В ВУЗЕ

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИИ В ВУЗЕ

Это возможно при переводе всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении…

Это возможно при переводе всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении…

Подготовка материалов для самообразование в ходе деятельности педагога занимает большие времени, потому что преподаватель должен разработать индивидуальные планы и материалы для обучение студента смотря с…

Подготовка материалов для самообразование в ходе деятельности педагога занимает большие времени, потому что преподаватель должен разработать индивидуальные планы и материалы для обучение студента смотря с…

Студент не должен просто копировать информацию из

Студент не должен просто копировать информацию из

О.Л. Карпова, В.А. Анисимова Самообразование студентов

О.Л. Карпова, В.А. Анисимова Самообразование студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017