Роль семьи и школы в формировании культуры здоровья
Оценка 4.7

Роль семьи и школы в формировании культуры здоровья

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Взрослым
29.04.2019
Роль семьи и школы в формировании культуры здоровья
Важную роль в формировании культуры здоровья играет не только школа, но и семья. Большинство родителей хотят, чтобы дети хорошо учились в школе. Однако, если задать вопрос, что предпочтут родители: видеть своего ребёнка отличником или здоровым и счастливым, ответ будет очевиден. В статье "Роль семьи и школы в формировании культуры здоровья" подняты такие вопросы, как здоровье, культура здоровья, элементы, определяющие культуру здоровья.
СТАТЬЯ ЗДОРОВЬЕ.docx
гистологическом,     органном   и   др. РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ В законе РФ «Об образовании» сказано, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.[1].  Важную роль в формировании культуры здоровья играет не только школа, но и семья.   Большинство   родителей   хотят,   чтобы   дети   хорошо   учились   в   школе. Однако, если задать вопрос, что предпочтут родители: видеть своего ребёнка отличником или здоровым и счастливым, ответ будет очевиден.   Проблемы   создания   культуры   здоровья   рассматриваются   в   педагогике достаточно   давно,   их   исследовали   как   зарубежные,   так   и   отечественные педагоги, среди которых Коменский Я.А.,  Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А. и другие. Культура   здоровья   ­   неотъемлемая   часть   общей   культуры   человечества. Исследование понятия «здоровье» показало, что само понятие трактуется по разному в медицинской, педагогической, психологической и социальной научной литературе.   Анализ   существующих   определений   понятия   «   здоровье»   позволил   выявить шесть основных признаков здоровья: 1. Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации – клеточном,   Нормальное   течение физиологических   и   биохимических   процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству; 2. Динамическое равновесие организма, его функций и факторов внешней среды или статическое равновесие (гомеостаз) организма и среды. Критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма окружающим условиям; 3. Способность к полноценному выполнению социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде; 4. Способность человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования   в   окружающей   среде   (адаптация).   Здоровье   отождествляют   с понятием  адаптация, так как, чтобы система могла сохраняться, она должна изменяться,   приспосабливаться   к   переменам,   происходящим   в   окружающей среде; 5. Отсутствие болезней, болезненных состояний и болезненных изменений; 6.   Полное   физическое,   духовное,   умственное   и   социальное   благополучие, гармоническое   развитие   физических   и  духовных   сил   организма,  принцип   его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов. Таким образом,  получаем, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических   дефектов;   совокупность   физических   и   духовных   способностей, которыми располагает организм, живая личность человека.  Понятие «культура» является   сложным     междисциплинарным   понятием,   включающим     в   свое определение   несколько   составляющих,   таких   как   культуру   нравственную, физическую, правовую, валеологическую  и т.д. Суммируя определения понятий «культура» и «здоровье», получаем, что «культура здоровья» ­ это совокупность элементов,   оказывающих   жизненно   значимое   влияние   на   нормальную деятельность детского организма в процессе образования.[4]. К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести: 1. Организация и проведение урока с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий; 2. Социальное здоровье учащихся; 3. Здоровье учителя; 4. Благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе. Говоря о культуре здоровья, не нужно забывать о роли семьи в формировании этой культуры.Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Родители с ранних лет должны прививать детям любовь к спорту и физической культуре. Заложенные в семье   основы   здорового   образа   жизни   являются   исходным   фоном   для дальнейшего развития здорового ребенка. "Никакое фантастическое лечение не дает плодов, если у человека нет культуры здоровья. Чтобы победить болезни и недуги, вначале надо одолеть врага более сильного и коварного ­ самого себя, свою леность и стереотипное мышление, изменить в себе потребительское отношение: если я буду болеть, то общество пусть меня лечит. Молодым людям, вступающим в жизнь, нужно показать путь к здоровью, но бороться за него человек должен сам".[2]. Осознание школьниками необходимости самостоятельного накопления, сохранения здоровья и создание наставниками всех необходимых условий для этого дают действенный, стойкий положительный   эффект   в   формировании   культуры   здоровья   детей   и подростков.   На   сегодняшний   день   доминирует   пассивная   позиция   семьи   и   детей   по отношению к собственному здоровью.   Дети и дома, и в школе большую часть времени   проводят   в   статическом   положении,   что   увеличивает   нагрузку   на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки,   искривление   позвоночника,   плоскостопие,   задержку   возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы.   Гиподинамия,   вызывая   развитие   обменных   нарушений,   способствует заболеванию детей ожирением. [3]. Результаты   комплексного   медицинского   обследования   учащихся     9х­11х классов средней общеобразовательной  школы  № 91 г. Тюмени показали, что здоровых детей в школе 5 %. Основная часть 61% относится ко второй группе здоровья.  Третья   группа   –  32,5  %,   четвертая­  1,5%.  А   проводимое   в   школе скрининговое   обследование   зрения,     показало,   что   35%   учащихся   имеют пониженное зрение. Анализ   состояние   здоровья   будущих   первоклассников   не   значительно отличается   от     показателей   здоровья   учащихся   средней   школы.   Так   было будущие   школьники     страдают   нарушением   осанки, выявлено,   что   заболеваниями центральной нервной системы, нарушением зрения.  В связи с этим в средней общеобразовательной школе № 91  г. Тюмени созданы благоприятные условия для обучения и повышения физической культуры детей на   уровне   технологий,   подходов   к   организации   образовательного   процесса, направленных   на   саморазвитие   и   формирование   здорового   образа   жизни, накопление и сохранение здоровья посредством таких компонентов как: • обеспечение индивидуального подхода к особенностям каждого ученика путем •   введения   в   учебный   план   дополнительного   урока   физической   культуры   во второй   четверти   (ноябрь­декабрь),     который   предусматривает   обязательные прогулки  учащихся  на лыжах в парке им. Гагарина, а так же занятия на катке; дифференциации учебных нормативов в соответствии с уровнем его развития;   формирования   мотивации   физического   самосовершенствования,   накопления собственного здоровья через систему внешкольных и внеклассных мероприятий по   физической   культуре   и   спорту,   пропаганду   спортивных   достижений учащихся   нашей   школы,   культивирование   совершенствования   физического развития.   В рамках этого компонента в школе № 91 проводится ежегодный «День здоровья» и различные туристические слеты;  составление   классными   руководителями   «индекса   здоровья»,   позволяющего отследить   уровень   заболеваемости   учащихся   по   каждой   четверти   и   за   год   в целом;  проведение   единых   классных   часов,   посвященных     дню   здоровья,   а   так   же физкультминуток во время перемен;  получения   удовольствия   и   удовлетворения   от   процесса   ведения   здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом. Таким образом, роль школы в формировании культуры здоровья очевидна. Наши дети­это наше общество завтра. И о том будет ли оно здоровым необходимо думать уже сегодня. Формированию здорового образа жизни школьников может способствовать формирование культуры здоровья. Список литературы 1. Голиков Н. Школа здоровья. ­ Тюмень: Вектор Бук, 2000, ­ 260 с. 2.     Зайцев   Г.К.   Школьная   валеология:   Педагогические   основы   обеспечения здоровья учащихся и учителей. — 2­е изд., перераб. и доп. ­ СПб.: Акцидент, 1998.­159с. 3.Методические   рекомендации:   здоровьесберегающие   технологии   в общеобразовательной   школе:   методы, опытприменения   /   Под   редакцией   М.М.   Безруких,   В.Д.   Сонькина.   ­   М.: Триадфарм, 2002.­114с. 4.Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его   компонентов   //Здоровье   и   образование:   Матер.   Междунар.   конгресса   методология   анализа,   формы, валеологов. ­ СПб, 1999, с. 176­17 Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. – СПб.: Петроградский и К0, 1995. – С. 352.

Роль семьи и школы в формировании культуры здоровья

Роль семьи и школы в формировании культуры здоровья

Роль семьи и школы в формировании культуры здоровья

Роль семьи и школы в формировании культуры здоровья

Роль семьи и школы в формировании культуры здоровья

Роль семьи и школы в формировании культуры здоровья

Роль семьи и школы в формировании культуры здоровья

Роль семьи и школы в формировании культуры здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2019