"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."
Оценка 5

"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."

Оценка 5
Педсоветы
doc
родителям
Детсад
01.04.2018
"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."
Мне, как маме, да и вам, наверное, тоже, крайне интересно было наблюдать за развитием своего ребенка, как с каждым днем маленький человечек не просто узнает что-то новое, а еще и по-своему проявляет то, что он узнал и освоил. На мой взгляд, самое увлекательное заключается в эмоциях, которые начинает демонстрировать малыш. И как важна и значима в развитии и воспитании эмоций у ребенка дошкольного возраста роль семьи."Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."- из опыта работы
Роль семьи в развитии эмоций дошкольников.doc
Роль семьи в развитии эмоций дошкольников. “Необходимо научить ребёнка с детства волноваться  чужим несчастьям, радоваться радостям другого,  пробудить в восприимчивой душе эту драгоценную  способность сопереживать, сорадоваться, сострадать…”                                                                                              К.И. Чуковский                                   Мне, как маме, да и вам, наверное, тоже, крайне  интересно было наблюдать за  развитием своего ребенка, как с каждым днем маленький человечек не просто  узнает что­то новое, а еще и по­своему проявляет то, что он узнал и освоил. На  мой взгляд, самое увлекательное заключается в эмоциях, которые начинает  демонстрировать малыш.  И как важна и значима  в развитии и воспитании эмоций у ребенка дошкольного возраста   роль семьи.   . Для начала   немного теории, без нее никуда. Что же такое эмоции? Мне нравится вот такое определение. Эмоции – это психическое состояние,  которое отражает отношение человека к происходящему вокруг него и к себе  лично. Часто эмоциями называют то, что регулирует поведение человека.  Например, тревога и страх защищают нас от опасности, скука и разочарование  позволяют отказаться от ненужной и бесполезной деятельности, таким образом,  экономя силы, а что­то интересное способствует приливу сил, отодвигает  усталость, вызывает удовольствие. Но это только одна сторона медали. Другая  заключается в том, что еще наши эмоции воздействуют на окружающих нас людей положительно, отрицательно или нейтрально. Эмоциональное развитие детей  Если мы говорим об эмоциональном развитии детей, то надо помнить, что  качественное развитие эмоциональной сферы детей не происходит само по себе. В последнее время дети вместо общения со сверстниками и взрослыми много  времени проводят около телевизора или компьютера. Просто многие взрослые в  силу своей занятости или каких­то других обстоятельств даже не задумываются о том, что именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную  сферу и каким образом оно влияет на жизнь и развитие малыша. Наверное, из­за  этого наши дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Работа, направленная  на эмоциональное развитие детей, независимо от того, проводится ли она родителем или педагогом, дома или в детском учреждении, очень важна и  актуальна.   Эмоциональное развитие дошкольников – это важнейшая составляющая их  общего развития. Она определяет успешность общения со сверстниками,  адекватность реакций на жизненные события и многое другое. За кажущейся  простотой детской эмоциональности скрывается достаточно сложный процесс  распознавания и передачи эмоций, требующий от детей определенного уровня  развития и знаний. Каждый ребенок испытывает переживания от всего того, что для него интересно  или имеет значение. В процессе общения со взрослыми или сверстниками дети  остро чувствуют ласку, расположение, несправедливость. Потому добром  отвечают на добро, а на любую обиду – гневом. Малыши глубоко погружаются в  сказки – они сопереживают главным героям, а сюжет воспринимают близко к  сердцу. В дошкольном возрасте дети еще не отделяют природу от человеческого  мира, потому жалеют сломанный цветок или сердятся на дождь, который  помешал выйти на прогулку. По сравнению со взрослыми детские чувства менее осознанны. Они быстро и ярко вспыхивают и так же быстро угасают. Переход из одного состояния в другое  зачастую молниеносен: только что было бурное веселье, а через секунду – слезы.  Ребенок еще не умеет контролировать свои переживания, потому почти всегда  оказывается во власти своих чувств. Со временем детские чувства становятся более устойчивыми, глубокими и  разумными, однако не теряют своей особой окраски и выразительности. В  детской эмоциональности продолжают доминировать непосредственность,  отзывчивость и искренность. В старшем дошкольном возрасте начинает  проявляться забота о близких людях, когда дети стараются оградить родителей  от огорчений и беспокойства. В общении со сверстниками ситуативность  уступает место взаимным симпатиям и положительному отношению к  определенным качествам сверстника (“Миша знает много игр”, ”Маша добрая”).  В отношении ребенка будет справедлива формула – если меняется настроение,  ищи почему.  Но есть такие родители, которые требуют, чтобы их ребенок не допускал  проявления отрицательных чувств, и даже могут наказать его за то, что он их  показывает, вместо того, чтобы задуматься о причинах частых капризов и  нередкого раздражения ребенка. Скорее всего, это сигнал, который может  говорить о неблагополучии в отношениях. Взрослый на то и является взрослым, чтобы научить ребенка, способствовать  тому, чтобы эмоциональное развитие детей протекало нормально. Ему,  взрослому, необходимо научиться чутко подбирать формы эмоционального воздействия. Они не должны быть или возникать стихийно, «по настроению»  взрослого, а должны являться формой воспитания. Не   зря  А.С.Макаренко  писал:   «Семья   становится   естественной первичной   ячейкой   общества,   тем   местом,   где   реализуются   прелести человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где живут   и   растут   дети   –   главная   радость   человека».  Еще   П.П.Блонский отмечал, что «нельзя воспитывать детей, не воспитывая родителей».  Работа   с   родителями   в   моей   педагогической   деятельности   занимает особенное место. Я уделяю ей большое внимание потому, что именно в семье, как в   первом   звене   общей   жизненной   цепочке   ребенка,   закладываются   все нравственные основы. А закладываться они должны не через назидание, а через личный   положительный   пример   окружающих   ребенка   взрослых.   Вот   почему   с первых дней поступления ребенка в мою группу, делаю все возможное, чтобы максимально привлечь родителей к активной совместной деятельности.  Еще   до   перехода   детей   из   ясельной   группы   провожу   родительское собрание   «Давайте   познакомимся».   Во–первых,   чтобы   они   познакомились   с воспитателем, с группой. Во – вторых, обязательно прошу рассказать о своих детях, их особенностях. Обязательно рассказываю о необходимости соблюдения режима детского сада в домашних условиях; о важности психо ­ эмоционального состояния родителей в момент привода ребенка в детский сад и когда забирают его домой; о важности единства требований и подходов детского сада и семьи в воспитании   ребенка.   Такой   доверительный   разговор   с   первых   дней   снимает барьер между родителями и мной.   В ­ третьих, вместе мы продумываем детали оформления интерьера, предметно­развивающей среды, для того, чтобы в момент прихода ребенка в группу, он увидел в одном из уголков свою любимую игрушку (в   первые   дни   дети   ложатся   спать   со   своими   любимыми   игрушками,   что сглаживает эмоциональное напряжение и создает положительный эмоциональный настрой). Очень важны в период становления отношений родительские собрания.  На   всех   родительских   собраниях   (   «Любим   ли   мы   своих   детей»   , «Воспитываем   добротой»   ,   «Семья   и   здоровый   образ   жизни»     и   др.)   говорю родителям, что семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность   маленького   ребенка   быть   принятым   всерьез   и   быть   уважаемым   в каждый текущий момент времени. В семье дети с первых дней жизни получают ценный   опыт   прощения,   уступчивости,   обожания,   поддержки   от   близких, чувствуют   внимание,   восхищение   и   преданность   со   стороны   значимых   людей, ощущают себя любимыми и желанными. Семья является для ребенка институтом эмоциональных   отношений,   который   неосознанно   воспринимается   ими   как своеобразный «эмоциональный тыл». Причем, на собрания приглашаю родителей не «сухим» объявлением, типа «Состоится собрание…», а для каждой семьи раздаю пригласительные билеты, где обязательно указываю тему собрания и какие вопросы будем рассматривать и обсуждать. Такой подход помогает исключить проблему посещения     собраний родителями и , во­вторых, родители таким образом уже готовы поделиться своим опытом семейного воспитания по тому или иному вопросу.  Например, в преддверии подготовки к родительскому собранию по теме «Как   организовать       детский   праздник»   или   «Как   организовать   выходной» попросила активных родителей подготовить презентацию по этим темам. После теоретической части собрания родители рассказали, как проводят досуг с семьей или детский праздник. На последующих собраниях другие родители уже сами с удовольствием рассказывают о своей семье, делятся опытом в решении различных проблем воспитания. В   рамках   рассмотрения   вопроса   о   роли   семьи   в     развитии эмоциональной   сферы   дошкольников   работа   с   родителями осуществлялась в двух направлениях: 1.   Психолого   –   педагогическое   просвещение   в   области   социально­ эмоционального развития ребенка      Для   этого   направления   через   индивидуальные   беседы   с   родителями, анкетирование   «Наша   семья»,   наблюдение   за   детьми   выявила   особенности   и некоторые проблемы семейного воспитания и разработала план консультаций для родителей   по       темам   :  «Этот   упрямый   ребенок»,  «Роль   семьи   в   воспитании дошкольников»,   «Роль   семьи   в   воспитании   эмоциональной   отзывчивости дошкольника»,   «Воспитание   эмоциональной   отзывчивости   через   воспитание любви   к   природе»,   «Какие   игрушки   нужны   детям»,   «Наказывать   или   не наказывать?»,   «Влияние родительских установок на развитие детей», «Детско– родительские отношения как фактор эмоционального благополучия детей» и др. Родители   какое­то   время   изучали   их,   затем   на   родительских   собраниях   мы обсуждаем прочитанное, ищем ответы на вопросы, которые остались еще в ходе ознакомления с материалами и приходим к единому пониманию. Обязательное обсуждение   прочитанного   позволяет   мне   видеть   обратную   связь,   вовремя организовать работу в нужном направлении) 2.   Овладение   родителями   практическими   навыками   для   социально   – эмоционального развития ребенка. Для реализации данного направления использовала: * Тренинги: «Учимся хвалить», «Как подружиться со страхами», «Как поднять себе   настроение»,   «Как   научиться   слышать   друг   друга»,   «Как   справиться   с упрямством» и мн.др. В   этом   направлении   чаще   предлагаю   тренинги   для   самих   родителей,   т.к. отрицательные эмоции взрослых больше «ударяют» именно по детям. *Семейные карнавалы. *Домашние   проекты­презентации   «День   рождения»,   «Отпуск   вместе»,   «Наш выходной», «Наша семья».   *Семейные   игры:   «Заветная   коробочка»,   «Защитная   маска»   и   др.,   которые направлены   на   выработку   единых   правил   поведения   в  семье,   правил   общения дома, как можно выражать свои эмоции и чувства не причиняя при этом вреда окружающим. * Обязательно провожу «Дни открытых дверей». А это не только утренники,  где , конечно, родители тоже становятся участниками, а это и наша повседневная жизнь   –   где   показываю   родителям   как   и   чему   обучаю   детей,   как   прививаю культурно­гигиенические и бытовые   навыки, как организуем сюжетно­ролевые игры и т.д.   Особой   популярностью   у   родителей   пользуются   встречи   «разговор   по душам».   Данная   форма   позволяет   объединять   родителей,   имеющих   общие проблемы и осуществлять индивидуальный подход в решении многих вопросов. В результате поэтапной работы с родителями по вопросу эмоционального развития   дошкольников,   при   использовании   различных   средств,   методов   и приемов в 75% семей, по результатам опросов детей и родителей, результатам наблюдений, родители стали говорить с детьми о своих переживаниях, чувствах. Помимо того, что это сближает их, учит понимать и слышать друг друга, это еще и значительно обогащает лексикон эмоций детей. Они словесно говорят о своих чувствах, учатся их контролировать и адекватно их выражать. Практикум для родителей «Радость своими руками» Совместное мероприятие «В гостях у сказки»

"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."

"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."

"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."

"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."

"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."

"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."

"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."

"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."

"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."

"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."

"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."

"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."

"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."

"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."

"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."

"Роль семьи в развитии эмоций дошкольников."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018