Роль учителя в духовно-нравственном воспитании ребенка.
Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
31.03.2017
Данная статья представляет собой материал выступления на секции "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности учащихся" на региональном семинаре.
В новых условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, те педагогические теории, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Секция №12. Духовнонравственное воспитание и развитие личности
учащихся (Иванова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и
литературы МБОУ гимназия №11, руководитель ГМО классных
руководителей г.о Железнодорожный Московской области)
Роль учителя в духовнонравственном воспитании ребенка.
Учение – это лишь один из лепестков
того цветка, который называется воспитанием
в широком смысле этого понятия. В воспита
нии нет главного и второстепенного, как нет
главного лепестка среди многих лепестков,
создающих красоту цветка.
В. Сухомлинский
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли
она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком
в семье и школе. Школа – это место, где дети получают не только
образование, но и где происходит духовнонравственное формирование
ребёнка.
Принципиальная смена смысловых ориентиров деятельности ОУ
заключается в том, что из школы должна выходить просвещённая личность,
для которой понятия «совесть», «честь», «порядочность» — стержневые
личностные образования, а не просто характеристики героев литературных
произведений.
Образование, которое дает только знания, обогащая одной полезной
информацией приводит, к сожалению, к обнищанию души ребенка…
Поэтому сегодня необходимо перейти к проектированию таких задач,
которые помогут сформировать новые ценностносмысловые установки и обеспечат эффективную мотивацию участников образовательного процесса к
внедрению ФГОС в практике конкретного ОУ.
От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит
побуждающей к нравственному поведению,
создание обстановки,
нравственным поступкам.
В новых условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание,
мудрость, те педагогические теории, которые помогут осуществить задачу
нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные
качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом,
умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.
Обеспечение духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России является ключевой задачей современной государственной
политики Российской Федерации.
В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию,
в качестве универсального образца устроения государства и человека
предлагается деидеологизированный либеральный стандарт, сущность
которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и
религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и
патриотическими чувствами.
Однако опыт показал: понятия добра и зла не могут быть представлены в
"общечеловеческом смысле", сами по себе они не являются абсолютными и
не содержат нравственной оценки, несостоятельна гуманистическая утопия,
связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит
все социальные проблемы, создаст нравственное общество.
"Культура", "религия", "духовность", "нравственность" являются
базовыми понятиями для определения духовнонравственного воспитания. Планирование духовнонравственной работы является значимым звеном
в общей системе образовательной деятельности образовательного
учреждения.
Когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс
воспитания носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс
воспитания человека – это процесс создания личности, причём личности,
способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть
дальше в развитии себя, своей собственной культуры.
Само определение воспитания основано на том, что всякая
воспитательная система может быть состоятельна в том случае, если она
создаёт условия для развития и становления ребёнка, его лучших
человеческих качеств.
В атмосферы понимания классный руководитель играет одну из главных
ролей. Воспитанника должна окружать красота, игра, фантазия, творчество.
Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым своих
потенциальных возможностей. Я, как классный руководитель, создаю
условия, чтобы ребенок в той или иной мере проявил себя, воспитываю его
душу ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись.
Определяющую роль в процессе становления личности занимает семья. В
сегодняшнем мире, рассматривая значение семьи для ребёнка, многие учёные,
педагоги и психологи считают, что только семья закладывает основы
нравственности. Суть взаимодействия классного руководителя и семьи
заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении
ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств.
Для меня, классного руководителя 8 класса, большим подспорьем стала
работа по программе профессора Н.Е. Щурковой, цель которой воспитать
высоконравственных, образованных, творческих детей, умеющих и желающих
проявлять заботу друг о друге, коллективе, родине… Ведущим направлением работы воспитательной системы, сложившейся в
нашей гимназии, где приоритет отдан духовнонравственному воспитанию
личности, являются: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к
правам, свободам и обязанностям человека, воспитание ценностного
отношения к традиционным российским религиям,ценностного отношения к
природе, окружающей среде (экологическое воспитание),формирование
ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни…
Гимназия тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного
образования, такими как: отдел Культуры , художественная школа, ЦГДБ,
ведущими работу по духовно
краеведческий музей, СЮТ, ДДТ,
нравственному воспитанию. Учащиеся и учителя нашей гимназии ежегодно
участвуют в Рождественских чтениях, в православных конференциях.
Если педагогическим девизом каждого учителя, а особенно классного
руководителя, станут слова: «Люби, твори, прощай!», то тогда можно с
твердой уверенностью идти дальше в деле воспитания, потому что я верю в
очень простых
силу воспитания,
которая складывается из
компонентов: любви к детям, слова учителя, силы личного примера,
справедливости как основы доверия; способности прощать ребенка. Тогда
между учителем и учеником возникнет единая духовная общность, а
жизненный путь ребёнка станет путем радости.
Надо стараться быть образцом для подражания для своих воспитанников,
учить их только на достойных примерах, потому что «когда тянешься к
звездам, можешь ничего не достать, но уж наверняка не зачерпнёшь
пригоршню грязи».
Список использованной литературы:
1.Луньков А. Почему родители боятся школы? //Классный руководитель.
1997 г. № 4. С. 43. 2.Фридман Л. Школа и родители //Классный руководитель 1998 г. № 5. С.
39.
3.Артюхова .П. Семья и школа: поиски, находки. //Классный руководитель.
1999 г. № 5. С. 54.
4.Л.Я. Олифиренко. Спутник классного руководителя. М., 1983.
5.Макаренко А.С. Педагоги пожимают плечами. Т. 2. М., 1957. С. 403.
6.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностноориентированного
образования. РостовнаДону, 2002.
7.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
Куликова Л.Н. Современные подходы к воспитанию школьников.
//Актуальные вопросы воспитания школьников в современных условиях.
Хабаровск, 1994.
8.Жиряков А.А. О новых подходах к организации воспитательной работы
//Классный руководитель. 1997. № 1. С. 62.
9.Лузинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания
//Народное образование. 2002. № 4. С. 174.
10.Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии педагогического воспитания
//Педагогика. 2001. № 1.
Роль учителя в духовно-нравственном воспитании ребенка.
Роль учителя в духовно-нравственном воспитании ребенка.
Роль учителя в духовно-нравственном воспитании ребенка.
Роль учителя в духовно-нравственном воспитании ребенка.
Роль учителя в духовно-нравственном воспитании ребенка.
Роль учителя в духовно-нравственном воспитании ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.