Роль учителя в развитии личности ребенка
Оценка 4.6

Роль учителя в развитии личности ребенка

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русский язык
7 кл
04.12.2017
Роль учителя в развитии личности ребенка
На Земле много профессий, но самой важной (по моему мнению) является профессия - учитель. Учитель… Сколько интересного, загадочного, нового и неизведанного в этом слове. Жизнь каждого человека связана с Учителем. Только Учитель решает многие волнующие вопросы в жизни ребёнка. Это даже не профессия, а образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, родителями и прежде всего перед учениками.Нет в жизни более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – Учитель. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Только учитель остаётся в сердцах каждого ученика и сопровождает их всю жизнь. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца! Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Только педагог развивает ребёнка, как личность.
выступление3.doc
МОБУ ООШ с.Средние Карамалы Роль педагога в развитии личности ребёнка.                                                                                                                                        Подготовил учитель                                                                                    русского языка и литературы                                                                                 Данилова Светлана Ильинична Роль педагога в развитии личности ребёнка.       На   Земле   много   профессий,   но   самой   важной   (по   моему   мнению)   является профессия   ­   учитель.   Учитель…   Сколько   интересного,   загадочного,   нового   и неизведанного в этом слове. Жизнь каждого человека связана с Учителем.  Только Учитель решает  многие  волнующие   вопросы   в  жизни  ребёнка.   Это  даже  не  профессия,  а   образ жизни.   Это   осознание   огромной   ответственности   перед   государством,   обществом, родителями и прежде всего перед учениками.Нет в жизни   более гуманной, творческой, серьёзной,   нужной   профессии,   как   профессия   –   Учитель.   Именно   она   является фундаментом всех профессий в мире. Только учитель остаётся в сердцах каждого ученика и   сопровождает   их   всю   жизнь.   Эта   профессия   по   состоянию   души,   по   зову   сердца!     Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Только педагог развивает ребёнка, как личность.        Что же такое личность? Личность ­ это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. Ведь развитие личности — это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция   с   ней.   Для   младших   школьников   такой   средой   является   учебный   класс,   в котором   они   заняты   совместной   деятельностью,   которая   ведет   к   становлению   новых коллективных   отношений,   возникновению   общественной   направленности   личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности —учебы. Одно   из   условий   успешной   учебной   деятельности   –   это   интерес   к   изучению предмета. Развитию познавательного интереса, как известно, способствует разнообразие форм   и   методов   работы   на   уроке,   рациональное   использование   системы   технических средств и наглядных пособий. Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя   их,   не   пугая   непреодолимыми   трудностями,   хотя   путь   учителя   к   современному ученику   в   наше  время   не   слишком   прост.   И  вставая   на   этот  тернистый   путь,   учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. Главная цель педагога – это   создать   реальные   условия   для   формирования   творческой   личности,   здоровой   и духовно,   и   физически,   способной   успешно   адаптироваться   к   динамичным   социальным условиям  и суметь  реализовать  себя в  сознательной  человеческой  сфере  деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам. Реализация личностно­ ориентированного   образования   в   школе   выдвигает   ряд   требований   к   учителю.   Кроме высокого   профессионализма,   компетентности,   он   должен   обладать   свободой   от стереотипов   и   педагогических   догм,   способностью   к   творчеству,   широкой   эрудицией, высоким уровнем психолого­педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям . Понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать   и   учитывать   его   возрастные   и   индивидуальные   особенности   в   осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика. Одной из   главных   отличительных   черт   учителя,   реализующего   личностно­ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать   и   учитывать   его   возрастные   и   индивидуальные   особенности   в   осуществлении педагогического процесса. Важно, чтобы учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем­то помог,  установил  отношения  с ним через  совместную деятельность.  В процессе общения младшие школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо для учеников младшего школьного возраста, когда происходит формирование навыков межличностного общения. Эффективность такого общения учителя с учеником зависит от готовности ученика принять обращенное к нему замечание и адекватно отреагировать на него, но учитель не всегда   заботится   о  такой   готовности.   Он   часто   торопится  оказать   волевое   влияние   на ученика, а в результате получает то, чего не ожидает: ученики не понимают учителя, не становятся   участниками   его   взаимодействия.   Ученики   ожидают   от   учителя   мудрых действий,   способности   разрешить   спор   спокойно   и   справедливо.   При   правильном, справедливом разрешении учителем ситуации дети считают это естественным. Однако в системе   отношений   «учитель—ученик»   взаимодействующие   стороны   по   своему содержанию   и   силе   воздействия   друг   на   друга   не   равноценны:   ведущей   и   наиболее активной   их   стороной   является   учитель.   Именно   нравственные   взгляды   и   убеждения учителя, чувства и потребности, а главное — его поступки оказывают решающее влияние на нравственные отношения, складывающиеся между ними. Если нравственные отношения между   педагогом   и   учеником   и   коллективом   учащихся   складываются   неправильно,   то причину   этого   учитель,   прежде   всего   должен   искать   в   себе,   поскольку   он   выступает ведущим субъектом отношений в педагогическом процессе. ­   Нравственные   отношения   системы   «учитель   —   ученик»   являются   одним   из важнейших   условий   педагогического   процесса.   В   зависимости   от   содержания   эти отношения  могут, как благоприятствовать  педагогическому  процессу,  так и затруднять его.   Учащиеся,   принимая   воздействие   учителя   и   соблюдая   его   рекомендации,   должны верить, что предъявляемые им требования справедливы. Внутренняя неприязнь ученика к учителю легко переносится на все исходящие от него идеи и может вызвать у ученика настолько сильное внутреннее сопротивление, что испытанные педагогические средства не дают   должного   эффекта,   а   иногда   даже   могут   дать   результат,   противоположный ожидаемому. Педагогический   труд направлен   на   преобразование   человека.   Дети,   будучи объектом воздействия, в процессе педагогического воздействия оказывают определенное сопротивление,   которое   хотя   и   сродни   сопротивлению   любого   иного   материала,   но значительно   превосходит   его   богатством   форм   и   сложностью   проявлений.   «Почему   в технических вузах, — писал А.С. Макаренко, — мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?!» (А.С. Макаренко. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 1. М.: Педагогика. Мозг ребенка, подростка — не всегда «воск», из которого можно «лепить» нужную нам личность. Он может быть и твёрдым сплавом, с трудом поддающимся необходимой обработке. Более пластичным он может быть в случае хороших взаимоотношений между учителем и учеником. Доброжелательные отношения, основанные на уважении к личности ребенка,   делают   процесс   обучения   и   воспитания   человечнее,   в   конечном   итоге   — эффективнее.   По   мере   демократизации   и   гуманизации   образования   в   нашей   стране прогресс   в   педагогическом   деле   связан   именно   с   уменьшением   доли   принуждения учащихся в процессе их обучения и воспитания и с возрастанием удельного веса в нём иных средств (повышения мотивации к учебе, стремление познать что­то новое и т.д.). ­ Нравственные отношения учителя с учеником являются важнейшим инструментом воспитания.   Эти   отношения   с   раннего   школьного   возраста   практически   включают учащихся в определенный тип нравственных отношений, приобщая их к нравственному опыту   —   опыту   уважения,   честности,   доброжелательности   или   же   опыту   неуважения, ненависти и вражды. Сложившиеся   нравственные   отношения   значимы   и   для   учителя,   поскольку   они воздействуют на его отношения к педагогическому труду, который в одних случаях может приносить   радость   и   удовольствие,   а   в   других   —   становится   для   него   неприятной   и безрадостной   обязанностью.   Стержневым   компонентом,   пронизывающим   всю   систему взаимоотношений между педагогом и ребенком, является уважение к личности каждого учащегося. Педагогическая специфика этого требования заключается в том, что уважение адресовано   не   уже   сложившейся,   сформировавшейся   личности,   а   лишь   находящейся   в процессе   своего   становления.   Отношение   учителя   к   учащемуся   как   бы   предвосхищает процесс становления его как личности. Оно основывается на знании тенденций развития подрастающего поколения, дающих основание проектировать социально­значимые черты личности   ребёнка.   Практически   ни   у   кого   из   учителей   нравственное   требование   — уважение к личности учащегося — открыто не вызывает возражений. Однако   на   практике   нередко   встречается   нарушение   этой   нормы,   что свидетельствует о трудностях, которые учителю приходится преодолевать и с которыми он не всегда может успешно справиться. К тому же отношение к ученику как личности требует   затрат   нервной   энергии   и   дополнительного   времени,   поскольку   оно   не   терпит небрежного, поверхностного отношения к человеку. Поэтому уважать каждого учащегося и видеть в нём личность — это сложная работа ума и сердца учителя. Настоящий   учитель   является   примером   для   детей   и   их   родителей,   а взаимоотношения между учителем и учеником выступают как базис процесса обучения и воспитания. Один из видных философов и педагогов прошлого Джон Локк так писал о значении   примера   учителя:   «Его   собственное   поведение   ни   в   коем   случае   не   должно расходиться   с   его   предписаниями...   Дурные   примеры,   несомненно,   действуют   сильнее хороших правил и поэтому он должен всегда тщательно оберегать своего воспитанника от влияния дурных примеров...» Автор «Великой дидактики» Я.А. Коменский также большое внимание уделял отношениям между учителем и учащимися. Он гневно выступал против тех учителей, которые чуждаются учащихся, высокомерно и неуважительно относятся к ним. Особое значение великий педагог придавал доброжелательному отношению учителя к детям и советовал учить детей легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно» Тогда как всякое несправедливое решение вызывает детское возмущение поведением учителя, они обсудят   его   в   группах   сверстников,   расскажут   родителям.   Эта   оценка   может   надолго определить   неустойчивый   характер   взаимоотношений   с   учениками   и   отсутствие воспитательной   силы   педагогического   воздействия.   Психолого­педагогическое   влияние будет   более   успешным,   если   учитель   пользуется   уважением   и   доверием   со   стороны учеников как человек; умеет понимать по реакции детей, как воспринимают и оценивают его личность те ученики, на которых он собирается воздействовать, в этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность самого учителя. Кроме   того,   от   учителя   требуется   всесторонние   знания,   душевная   безграничная щедрость,   мудрой   любви   к   детям.   Учитывая   возросший   уровень   знаний   современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности,  но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Кто с этим может поспорить? Думаю, никто. Зависит также от его умений и знаний. Личность педагога,   её   влияние   на   воспитанника   огромно,   её   никогда   не   заменит   педагогическая техника.   Личность   характеризуется   мерой   ответственности   перед   другими   людьми, ответственностью   за   выполняемую   деятельность.   А   это   значит,   что   учитель   должен систематически   формировать   у   детей   ответственное   отношение   к   выполняемой   ими деятельности.   Но   ответственное   выполнение   деятельности   предполагает   не   только положительную мотивацию у ребенка – желание что – то сделать, но и умение реализовать имеющиеся   намерения   Изучение   личности   ребёнка   через   его   деятельность   –   один   из важнейших принципов, которому должен следовать учитель. Многие особенности личности вскрываются непосредственно на уроке, другие – в работе, третьи ­ дома. Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей превзойти их. Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки в ребёнке, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей. Каковы же основные пути и способы работы с детьми? Во­первых, поскольку деформации в развитии есть в следствие комплекса причин: а).Отрицательного   влияния   неблагоприятных   семейных   условий. б).Неудач   в   школе,   отрыва   от   школьной   жизни   и   школьного   коллектива. в).Асоциального окружения. То общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и школу, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща   определить   линию   поведения.   Необходимо,   чтобы   и   школа   изменила   своё отношение   к   трудному   ученику,   перестала   считать   его   неисправимым   нашла   пути индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Более того, если разлад   в   семье   зашёл   так  далеко,   то  существенные   изменения   там  невозможны,   школа должна   компенсировать   недостатки   семейного   воспитания.   следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника от компании, оградить его всего плохого.   Наконец, Во­вторых, ликвидировать педагогическую запущенность. Корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы.   К   этой   работе,   помимо   школы,   должны   быть   привлечены   семья,   детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу. В­третьих, основным должна быть правильная организация жизни и деятельности ребёнка. Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически   запущенного   ребёнка,   так   как   у   него   давно   уже   выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу. В­четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего­то, борьбу с недостатками и пороками.   тщательное   культивирование   Перевоспитание – это и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, здоровых   нравственных   тенденций. В­пятых необходимо вовлечь трудного школьника в процесс самовоспитания, организовать борьбу недостатками. Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических   условий,   которые   повлияли   на   формирование   той   или   иной   черты собственными самого его       с личности.   Это   нужно   знать   потому   что,   только   понимая   природу   того   или   иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него. Осуществляя   индивидуальный   подход,   следует   помнить,   что   на   учащихся   по­ разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести  его к самоуспокоению,  самоуверенности.  Равно  и подчёркивание  недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен. Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы   у   школьников   не   возникло   мнения   о   непоследовательности   и   несправедливости учителя). Важно   выявить   и   использовать   то   положительное,   что   имеется   в   личности   любого учащегося. Вывод Роль учителя в формировании личности ученика очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит, какими людьми они вырастут. Основное назначение учителя ­ максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.

Роль учителя в развитии личности ребенка

Роль учителя в развитии личности ребенка

Роль учителя в развитии личности ребенка

Роль учителя в развитии личности ребенка

Роль учителя в развитии личности ребенка

Роль учителя в развитии личности ребенка

Роль учителя в развитии личности ребенка

Роль учителя в развитии личности ребенка

Роль учителя в развитии личности ребенка

Роль учителя в развитии личности ребенка

Роль учителя в развитии личности ребенка

Роль учителя в развитии личности ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2017