Роль заглавия в тексте.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа в группах (3–4 группы). Игра-конкурс. – Придумайте историю, которая бы называлась «Когда я был великаном». Слушаем краткие истории от каждой группы, выявляем наиболее интересную версию. – Было ли в ваших рассказах-историях что-то похожее? (Да, везде был великан, он был сильный, могучий, все остальные были очень маленькие.) – А почему вы не рассказывали о ком-то другом? Что определило содержание ваших рассказов? (Название.) – Сформулируйте тему урока и сравните её с записью на доске. Учитель открывает запись «Роль заглавия в тексте». – Как вы понимаете слово роль в этой формулировке? (Зачем нужно заглавие к тексту?) – Составим план урока. План (примерный) 1. Тема текста. 2. Соответствие названия и содержания текста. 3. Озаглавливание текстов. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Какой кружок обозначает это умение? Беседа по вопросам: – Что идёт в начале: текст или заглавие? Почему?
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur19.doc
Русский язык Предложение Урок 19 (16). Тема: Роль заглавия в тексте. Цель:  – развитие умения предугадывать содержание текста на основе его заглавия, осознавать связь заглавия с темой; – развитие чувства языка. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι .   Актуализация знаний.  – Откройте тетрадь.                                    4   3 – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Проверка задания №1, тема 3 из домашней работы. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. © ООО «Баласс», 2012 1– О чём были тексты в домашнем задании? (О разных видах жилищ.) – Назовите эти жилища. (Сакля, юрта, яранга, иглу.) 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. – Что вам показалось особенно интересным, необычным? (Дома из снега – иглу.) –  Вспомните   признаки   текста.   (Несколько   предложений,   связаны   по смыслу, в строгой последовательности.) –  Назовите   номер   варианта,   где   нельзя   отрывок   назвать   текстом.   (4.) Почему? (Нет связи по смыслу.) 2. Упр. 19, «Дидактический материал». – Что перед вами: текст или отдельные предложения? Докажите. Фонетическая разминка: а) мягкие согласные [с']; б) ударные гласные; в) звонкие твёрдые согласные [б], [л], [р]. 3. Словарно­орфографическая работа. Знакомство с новыми словарными словами: дорога, тогда. Значение: передвижения; путешествие, поездка. – Сколько значений у слова  дорога? Составьте (устно) предложения так, чтобы слово дорога употреблялось в них в разных значениях. Работа со словом дорога в «Орфографической тетради» (с. 9). – В каких случаях употребляем слово тогда? – Соотносимые пары слов: тогда – когда. Составление   предложения   со   словом  тогда  (Тогда   дорога   будет короткой, когда идёшь с другом.)  дорога  –   узкая   полоса   земли,   предназначенная   для © ООО «Баласс», 2012 2II. Формулиро­ вание проблемы, планирование  деятельности.  Поиск решения  (открытие  нового знания),  формулирование правила  (определения).  1  3  1 Работа в группах (3–4 группы). Игра­конкурс.  – Придумайте историю, которая бы называлась «Когда я был великаном». Слушаем   краткие   истории   от   каждой   группы,   выявляем   наиболее интересную версию. –  Было ли в ваших рассказах­историях что­то похожее? (Да, везде был великан, он был сильный, могучий, все остальные были очень маленькие.) –  А   почему   вы   не   рассказывали   о   ком­то   другом?   Что   определило содержание ваших рассказов? (Название.) – Сформулируйте тему урока и сравните её с записью на доске.  Учитель открывает запись «Роль заглавия в тексте». –  Как   вы   понимаете   слово  роль  в   этой   формулировке?   (Зачем   нужно заглавие к тексту?) – Составим план урока. План (примерный) 1. Тема текста. 2. Соответствие названия и содержания текста. 3. Озаглавливание текстов. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять познавательную   и   личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  © ООО «Баласс», 2012 3– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой кружок обозначает это умение? Беседа по вопросам: – Что идёт в начале: текст или заглавие? Почему? 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. –  Приведите   примеры   заглавий   текстов,   известных   вам.   («Обезьяна   и горох», «Как парень лошади помог», «Лентяй на рыбалке».) Для чего они были нужны? (По заглавию можно сказать, о чём будет текст.) – Попробуйте определить, о чём будет говориться в этих текстах. Учитель   читает   заголовки   текстов   из   разных   детских   журналов «Миша»,   «Мурзилка»   («Старый   конь»;   «Лесные   шорохи»;   «Весёлые путешественники»;   «Пожар»;   «Скатерть­самобранка»;   «Костёр   и муравьи».) Обсуждаются предположения детей. Дополнительно: можно также использовать заглавия текстов из упр. 20 «Дидактического материала», 2­й кл. –  Сделайте вывод: для чего нужен заголовок перед текстом? (Заголовок помогает понять, о чём или о ком будет текст.)  Учитель может сообщить (ввести) понятие «тема текста». – То, о чём или о ком говорится в тексте, называется темой текста. –  Запишите вывод в тетрадях: «Заголовок сообщает, о чём будет текст (тему текста)». © ООО «Баласс», 2012 4ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.     1  3  3  1 Работа по учебнику. 1. Упр. 31 – развивается умение антиципации (предвосхищение чтения) – определения содержания по названию. Выполняется устно. Упр. 32 – развивается умение устанавливать соответствие названия и содержания текста. Проводится   лексическая   работа   (слово  жать)   и   звуко­буквенный анализ этого слова. Один человек делает звуко­буквенный анализ на доске. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе правильно написать звуковой состав? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты написал всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2. Обратная работа: к тексту подобрать заглавие. – Как вы думаете, а подобрать заглавие к тексту – это трудная или более лёгкая задача? – Давайте проверим. Выполняется задание №3 (Тема 3) из «Рабочей тетради», 2­й кл. – Подберите к тексту задания №3 подходящее заглавие. («Радуга».) – Что нужно в первую очередь сделать, чтобы начать подбирать заголовок? (Прочитать и понять, о чём говорится в тексте.) – Запишем это на доске: ПОНЯТЬ. © ООО «Баласс», 2012 5Дополнительный   материал   к   уроку:   упр.   15,   «Дидактический – Что делаем потом? (Находим самое главное слово, слова.) 3. материал». – Запишем на доске: НАЙТИ. – Что ещё нужно для заглавия? Вспомните те заглавия, о которых мы уже говорили: «Обезьяна и горох», «Как парень лошади помог», «Лентяй на рыбалке». (Соединить эти слова или составить предложение.) – Запишем на доске: СОЕДИНИТЬ. –  Сравните   два   названия   («Однажды   мы   с   друзьями   пошли   в   лес», «Неожиданная   встреча   в   лесу»).   Какое   из   них   лучше,   точнее   будет отражать содержание? Почему? – Запишем на доске: КРАТКО И ТОЧНО. –  Сделайте   вывод,   опираясь   на   записанные   на   доске   ключевые   слова (слова­подсказки),   как   подобрать   заглавие   правильно.   (Нужно  понять текст, найти главные слова (слово), соединить их и отразить содержание кратко и точно.) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)    4   4 –  Задайте вопрос по теме урока «Роль заглавия в тексте». (Зачем нужно заглавие к тексту?) – Ответьте на этот вопрос. (Понять, о чём будет текст.) –  Что  такое  тема  текста?  Какая связь  есть  между темой и заглавием? (Тема отражена в заглавии.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? ΙV. Итог урока. © ООО «Баласс», 2012 6– В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? ТОУУ V. Домашнее  задание.  Упр. 21 («Дидактический материал»). Деятельность учеников:  – Отличать текст от набора предложений, записанных, как текст.  – Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. © ООО «Баласс», 2012 7