Цели урока:
дать характеристику образа Петра в романе;
выявить художественные средства, использованные автором при создании образа Петра.
Авторский взгляд на строительство Петербурга в рассказе «День Петра» и романе «Пётр Первый».
Рассказ «День Петра» | Роман «Пётр Первый» |
…сырой ветер гнал сильный туман с моря… сдувало гнилую солому с изб и клетей… | …Открытое море отсюда было – подать рукой. Ветер покрывал его весёлой зыбью. |
Выдержки из текста, иллюстрирующие необходимость преобразований Петра:
«…Грабили на дорогах, на мостах, в тёмных переулках. Толпами искалеченные воины тянулись на московские базары.»
«Но не сытно было и в Москве… Всё стало дорого. Денег ни у кого нет. Хлеб привозили - с мусором, мясо червивое…Озлобленно, праздно, голодно шумел огромный город.» (Кн.1, глава 3,8).
Выдержки из текста, иллюстрирующие необходимость преобразований Петра:
«И вот - ночь без сна…Удивить-то он удивил, а что ж из того? Какой была – сонной, нищей, непроворотной, - такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыд у богатых, у сильных… А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрать им глаза…Люди вы или за тысячу лет, истеча слезами, кровью, отчаявшись в правде и счастье, подгнили, как дерево, склонившееся на мхи?
Чёрт привёл родиться царём в такой стране!» (Кн.1, глава 5,15.)
Что помогает автору передать горячность, вспыльчивость Петра?
«Пётр рванул дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…»
Пример использования глаголов для передачи горячности, вспыльчивости Петра:
«Пётр рванул дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…»
А.Н.Толстой:
«В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест этот мне показывает глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию».
«Внутренний жест» - приём, заключающийся в использовании глаголов с целью передачи психологического состояния героя.
Выводы:
интерес к образу Петра Толстой пронёс через всё творчество;
взгляды автора на роль петровских преобразований претерпевали изменения;
в романе «Пётр Первый» Толстой показал становление личности Петра и необходимость преобразований;
в романе отражена противоречивость деятельности Петра;
наиболее значимыми при создании образа Петра стали следующие художественные средства: «внутренний жест», приём контраста, речевая характеристика.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.