Роман А.Н.Толстого «Пётр I»
Оценка 4.8

Роман А.Н.Толстого «Пётр I»

Оценка 4.8
ppt
29.12.2020
Роман А.Н.Толстого «Пётр I»
Пётр I.ppt

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич 1883-1945

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич 1883-1945

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич

1883-1945

Тема урока. Образ Петра в романе

Тема урока. Образ Петра в романе

Тема урока.

Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».

Цели урока: дать характеристику образа

Цели урока: дать характеристику образа

Цели урока:

дать характеристику образа Петра в романе;
выявить художественные средства, использованные автором при создании образа Петра.

Авторский взгляд на строительство

Авторский взгляд на строительство

Авторский взгляд на строительство Петербурга в рассказе «День Петра» и романе «Пётр Первый».

Рассказ «День Петра»

Роман «Пётр Первый»

…сырой ветер гнал сильный туман с моря… сдувало гнилую солому с изб и клетей…
Вздувшаяся река била в бревенчатые набережные…
Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки ещё новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, - народ не знал.

…Открытое море отсюда было – подать рукой. Ветер покрывал его весёлой зыбью.
Желанное, возлюбленное здесь было место. Хорошо, конечно, на Азовском море, белёсом и тёплом, добытом с великими трудами, хорошо на Белом море… но не сравняться им с морем Балтийским – широкой дорогой к дивным городам, к богатым странам.

Работа с текстом. Как Толстой изображает становление личности

Работа с текстом. Как Толстой изображает становление личности

Работа с текстом.

Как Толстой изображает становление личности Петра?

Работа с текстом. Докажите, что

Работа с текстом. Докажите, что

Работа с текстом.

Докажите, что Россия нуждалась в преобразованиях.

Выдержки из текста, иллюстрирующие необходимость преобразований

Выдержки из текста, иллюстрирующие необходимость преобразований

Выдержки из текста, иллюстрирующие необходимость преобразований Петра:

«…Грабили на дорогах, на мостах, в тёмных переулках. Толпами искалеченные воины тянулись на московские базары.»
«Но не сытно было и в Москве… Всё стало дорого. Денег ни у кого нет. Хлеб привозили - с мусором, мясо червивое…Озлобленно, праздно, голодно шумел огромный город.» (Кн.1, глава 3,8).

Выдержки из текста, иллюстрирующие необходимость преобразований

Выдержки из текста, иллюстрирующие необходимость преобразований

Выдержки из текста, иллюстрирующие необходимость преобразований Петра:

«И вот - ночь без сна…Удивить-то он удивил, а что ж из того? Какой была – сонной, нищей, непроворотной, - такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыд у богатых, у сильных… А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрать им глаза…Люди вы или за тысячу лет, истеча слезами, кровью, отчаявшись в правде и счастье, подгнили, как дерево, склонившееся на мхи?
Чёрт привёл родиться царём в такой стране!» (Кн.1, глава 5,15.)

Работа с текстом. Отразил ли Толстой противоречивость деятельности

Работа с текстом. Отразил ли Толстой противоречивость деятельности

Работа с текстом.

Отразил ли Толстой противоречивость деятельности Петра?

Работа с текстом. Почему Пётр, а не

Работа с текстом. Почему Пётр, а не

Работа с текстом.

Почему Пётр, а не Голицын смог стать преобразователем России?

Работа с текстом. Какие художественные средства использовал автор при создании образа

Работа с текстом. Какие художественные средства использовал автор при создании образа

Работа с текстом.

Какие художественные средства использовал автор при создании образа Петра?

Особенности речи Петра: эмоциональность; лаконичность; образность; близость к народной

Особенности речи Петра: эмоциональность; лаконичность; образность; близость к народной

Особенности речи Петра:

эмоциональность;
лаконичность;
образность;
близость к народной.

Что помогает автору передать горячность, вспыльчивость

Что помогает автору передать горячность, вспыльчивость

Что помогает автору передать горячность, вспыльчивость Петра?

«Пётр рванул дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…»

Пример использования глаголов для передачи горячности, вспыльчивости

Пример использования глаголов для передачи горячности, вспыльчивости

Пример использования глаголов для передачи горячности, вспыльчивости Петра:

«Пётр рванул дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…»

А.Н.Толстой: «В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест этот мне показывает глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию»

А.Н.Толстой: «В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест этот мне показывает глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию»

А.Н.Толстой:

«В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест этот мне показывает глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию».

«Внутренний жест» - приём, заключающийся в использовании глаголов с целью передачи психологического состояния героя.

Средства раскрытия образа Петра: приём «внутреннего жеста»; приём контраста; речевая характеристика

Средства раскрытия образа Петра: приём «внутреннего жеста»; приём контраста; речевая характеристика

Средства раскрытия образа Петра:

приём «внутреннего жеста»;
приём контраста;
речевая характеристика.

Обобщение материала

Обобщение материала

Обобщение материала

Выводы: интерес к образу Петра

Выводы: интерес к образу Петра

Выводы:

интерес к образу Петра Толстой пронёс через всё творчество;
взгляды автора на роль петровских преобразований претерпевали изменения;
в романе «Пётр Первый» Толстой показал становление личности Петра и необходимость преобразований;
в романе отражена противоречивость деятельности Петра;
наиболее значимыми при создании образа Петра стали следующие художественные средства: «внутренний жест», приём контраста, речевая характеристика.

Скачать файл