Романса трепетные звуки

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе на тему Романса трепетные звуки Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева в 5 классе Содержание: Мир образов, запечатлённый в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М. Глинки).в материале представлены - вопросы и задания по теме
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный   материал к уроку музыки на тему –                                       Романса трепетные звуки  Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и  В. Алеева  в  5   классе  Содержание: Мир образов, запечатлённый в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в  русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М. Глинки). Музыкальный материал: М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Жаворонок» (слушание, пение). Характеристика видов деятельности: Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов. Что не выскажешь словами, Звуком на душу навей.... А. Фет Один из самых тонких, поэтических вокальных жанров ­ романс сумел  преломить в себе огромный мир музыкальных образов. В романсе выражают  себя и счастье, и одиночество, в нём то звучит народная речь и сказочные  повествования. Он уносит нас в страну фантастического музыкального  Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею тонких  античных (античный – относящийся к истории и культуре древних греков и  римлян) образов. Как и песня, романс относится к жанрам вокальной миниатюры, однако его  отличает более изысканный поэтический и музыкальный образ. Кроме того,  романс ­ это обязательно сольное произведение с инструментальнымсопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без  аккомпанемента. Романс возник в начале XIX века. В нём отражаются личные интересы  человека с его радостями и страданиями, его внутренним миром, полным  разнообразных чувств. Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить  новые образы, картины, настроения. В романсе зазвучали песни птиц и биение  человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав. Эти образы составляют важную часть вокальной лирики и русских  композиторов ­ Глинки, Римского­Корсакова, Чайковского, Рахманинова. Огромное влияние на художественный строй романсов оказала русская  поэзия. Воспетые ею русские просторы, картины природы, времена года,  любовь с её радостями и страданиями ­ всё звучит в романсе, всё оказывается  близким исканиям музыкантов. Но точно так же мы можем сказать, что эти темы пронизывают всё искусство:  разве и в живописи не находим мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень… Каждый из этих  образов по­своему отражён во всём русском искусстве. Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в  русском музыкальном искусстве. Послушайте и попробуйте напеть начальные фразы романса М. Глинки  «Жаворонок». Сколько в нём проникновенной сердечности, сколько нежной  грусти и задушевной теплоты! Между небом и землёй Песня раздаётся, Неисходною струёй Громче, громче льётся. Не видать певца полей! Где поёт так громко Над подруженькой своей Жаворонок звонкий. Ветер песенку несёт, А кому, не знает…Та, кому она, поймёт. От кого – узнает! Лейся, песенка моя, Песнь надежды сладкой, Кто­то вспомнит про меня И вздохнёт украдкой… Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков... Всё как  будто создаёт радостное и приподнятое настроение, неповторимое ощущение  наступающей весны. Но всё же задумайтесь: нет ли в этой радости лёгкого  оттенка печали ­ может быть, оттого, что ещё обнажены земля и деревья, что  порой налетает холодный ветер. А может быть, возникающего из­за чего­то,  что трудно объяснить словами. Не это ли состояние мечтательной грусти,  гениально передал М. Глинка в своей мелодии? Обратите внимание на фортепианное сопровождение. В нём есть то, что  отсутствует в партии голоса, ­ звонкие трели жаворонка, парящего высоко над землёй. Вопросы: Что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга? Выберите подходящие характеристики для песни и для романса:    а) отличается простотой;    б) развитый, утончённый жанр;    в) связь с народным творчеством не очевидна;    г) связь с народным творчеством выступает явно;    д) характер мелодии обобщённый;    е) характер мелодии индивидуальный, личный;    ж) используется куплетная форма;    з) часто встречается трёхчастная форма;    и) инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в  создании образа очень важна;    к) аккомпанемент придаёт звучанию большую полноту, вносит новые  выразительные оттенки;    л) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения (а капелла). Какие темы чаще всего привлекали композиторов при создании романсов?  Почему композиторы не пишут романсы, например, на спортивную тему?Песня уместна и на улице, и на площади. А романс? Почему? Задумывались ли вы, зачем композиторы перекладывают стихи на музыку?  Зачем стихотворению вторая жизнь? Как вы понимаете следующие строки А.  Фета:    Что не выскажешь словами,     Звуком на душу навей ... Какое настроение передал М. Глинка в романсе «Жаворонок»? Правильно ли считать, что сопровождение в романсе только поддерживает  певца? Какой инструмент оказался идеальным аккомпаниатором? Источник  http://www.music­fantasy.ru/materials/romansa­trepetnye­zvuki­0