Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе на тему Романса трепетные звуки
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 5 классе
Содержание:
Мир образов, запечатлённый в звуках романса.
Черты общности и отличия между романсом и песней.
Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М. Глинки).в материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал к уроку музыки на тему –
Романса трепетные звуки
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 5 классе
Содержание:
Мир образов, запечатлённый в звуках романса.
Черты общности и отличия между романсом и песней.
Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в
русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М. Глинки).
Музыкальный материал:
М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Жаворонок» (слушание, пение).
Характеристика видов деятельности:
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы
и музыки.
Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов.
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей....
А. Фет
Один из самых тонких, поэтических вокальных жанров романс сумел
преломить в себе огромный мир музыкальных образов. В романсе выражают
себя и счастье, и одиночество, в нём то звучит народная речь и сказочные
повествования. Он уносит нас в страну фантастического музыкального
Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею тонких
античных (античный – относящийся к истории и культуре древних греков и
римлян) образов.
Как и песня, романс относится к жанрам вокальной миниатюры, однако его
отличает более изысканный поэтический и музыкальный образ. Кроме того,
романс это обязательно сольное произведение с инструментальнымсопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без
аккомпанемента.
Романс возник в начале XIX века. В нём отражаются личные интересы
человека с его радостями и страданиями, его внутренним миром, полным
разнообразных чувств.
Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить
новые образы, картины, настроения. В романсе зазвучали песни птиц и биение
человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав.
Эти образы составляют важную часть вокальной лирики и русских
композиторов Глинки, РимскогоКорсакова, Чайковского, Рахманинова.
Огромное влияние на художественный строй романсов оказала русская
поэзия. Воспетые ею русские просторы, картины природы, времена года,
любовь с её радостями и страданиями всё звучит в романсе, всё оказывается
близким исканиям музыкантов.
Но точно так же мы можем сказать, что эти темы пронизывают всё искусство:
разве и в живописи не находим мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится
тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень… Каждый из этих
образов посвоему отражён во всём русском искусстве.
Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в
русском музыкальном искусстве.
Послушайте и попробуйте напеть начальные фразы романса М. Глинки
«Жаворонок». Сколько в нём проникновенной сердечности, сколько нежной
грусти и задушевной теплоты!
Между небом и землёй
Песня раздаётся,
Неисходною струёй
Громче, громче льётся.
Не видать певца полей!
Где поёт так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий.
Ветер песенку несёт,
А кому, не знает…Та, кому она, поймёт.
От кого – узнает!
Лейся, песенка моя,
Песнь надежды сладкой,
Ктото вспомнит про меня
И вздохнёт украдкой…
Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков... Всё как
будто создаёт радостное и приподнятое настроение, неповторимое ощущение
наступающей весны. Но всё же задумайтесь: нет ли в этой радости лёгкого
оттенка печали может быть, оттого, что ещё обнажены земля и деревья, что
порой налетает холодный ветер. А может быть, возникающего изза чегото,
что трудно объяснить словами. Не это ли состояние мечтательной грусти,
гениально передал М. Глинка в своей мелодии?
Обратите внимание на фортепианное сопровождение. В нём есть то, что
отсутствует в партии голоса, звонкие трели жаворонка, парящего высоко над
землёй.
Вопросы:
Что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга?
Выберите подходящие характеристики для песни и для романса:
а) отличается простотой;
б) развитый, утончённый жанр;
в) связь с народным творчеством не очевидна;
г) связь с народным творчеством выступает явно;
д) характер мелодии обобщённый;
е) характер мелодии индивидуальный, личный;
ж) используется куплетная форма;
з) часто встречается трёхчастная форма;
и) инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в
создании образа очень важна;
к) аккомпанемент придаёт звучанию большую полноту, вносит новые
выразительные оттенки;
л) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения (а капелла).
Какие темы чаще всего привлекали композиторов при создании романсов?
Почему композиторы не пишут романсы, например, на спортивную тему?Песня уместна и на улице, и на площади. А романс? Почему?
Задумывались ли вы, зачем композиторы перекладывают стихи на музыку?
Зачем стихотворению вторая жизнь? Как вы понимаете следующие строки А.
Фета:
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей ...
Какое настроение передал М. Глинка в романсе «Жаворонок»?
Правильно ли считать, что сопровождение в романсе только поддерживает
певца? Какой инструмент оказался идеальным аккомпаниатором?
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/romansatrepetnyezvuki0