Уроки 1, 2 РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв.
11 класс Дата_______________
Общие цели: дать представление обучающимся об определяющей роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на экономическое развитие России; познакомить с особенностями российского монополистического капитализма, с реформами С. Ю. Витте; с дискуссионными вопросами о роли и месте России в мировой экономике начала XX в.
Вспомогательные цели: опираясь на текст учебника, составить схему «Этнический и религиозный состав населения России на рубеже XIX - начала XX в.»; с опорой на текст § 1-2 охарактеризовать особенности территории и населения Российской империи на рубеже XIX - начала XX вв.; определить главные черты государственной политики в области промышленности.
Дополнительные цели: охарактеризовать геополитические особенности Российской империи и установить их влияние на дальнейшее развитие Российской империи; составить тезисы ответа по теме «Этнический и религиозный состав населения Российской империи»; сопоставить известные точки зрения на характер экономического развития России; высказать свое отношение к тезису о глубокой отсталости и полуколониальной зависимости России от экономически развитых держав в начале XX в.; установить причинно-следственные связи между реформаторским курсом С. Ю. Витте и успехами промышленного развития Российской империи.
Основные понятия и термины: протекционизм, империя, промышленный переворот, трест, синдикаты, картель, концерн, самодержавная монархия; сословный строй, многоукладная экономика, модернизация, буржуа, рабочие, полуколониальная, инвестиции.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
План
1. Территория и население Российской империи.
2. Российская модель экономической модернизации.
3. Буржуазия и рабочие.
4. Экономическая политика правительства.
5. Сельское хозяйство: особенности развития.
1. Территория и население Российской империи. Работа с картой «Российская империя в начале XX в.». Беседа с обучающимися:
- Каким цветом на карте обозначена граница Российской империи к началу XX века?
- Назовите территории, которые вошли в состав Российской империи к началу XX века (кроме Великоросии).
- Укажите, какие территории находились в зависимости от России.
- На какие административные единицы делилась территория Российской империи в начале XX века?
Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 1-2 с последующим выполнением заданий на с. 6-8.
Беседа по прочитанному тексту:
- Какое место в мире занимала Россия к концу XIX в. по размеру своей территории?
- Назовите общее количество населения Российской империи согласно данных первой всеобщей переписи населения в 1897 г.
- Назовите общее количество сельского населения, городского населения Российской империи согласно данных первой всеобщей переписи.
- Опираясь на данные таблицы «Национальный состав населения Российской империи» и текста § 1-2 (с. 7-8), назовите количество народов и народностей, которые проживали на территории Российской империи.
- Объясните, почему Россия было поликонфессиональным государством?
- Какая религия являлась официальной?
3. Буржуазия и рабочие.
- отрыв молодежи от семьи;
- готовность к пересмотру ценностей и устоев;
- рост городского населения за счет бывших крестьян;
- концентрация рабочих в городах;
- миграционные процессы.
Индустриальный экономический рост привел к образованию новых крупных классов населения - буржуазии и рабочих.
5. Сельское хозяйство: особенности развития.
• Россия занимала I место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции.
• Вывоз зерна занимал лидирующие позиции в российском экспорте. Среди вывозных товаров преобладал лес. Лидирующее место во внешней торговле занимал лен.
• Развитие сельского хозяйства определялось реформой
1861 года.
• Пути развития российской деревни определяли два типа
хозяйств - помещичье и крестьянское.
II. Закрепление изученного материала.
Проверяется понимание новых терминов и понятий
Домашнее задание: § 1-2.
Опережающее задание: подготовить информацию о политической деятельности В. К. Плеве, П. Д. Святополк -Мирского, С. В. Зубатова.
Подготовить сообщение: «Наш край на рубеже XIX-XX вв.».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.