"Россия накануне преобразований"

  • docx
  • 20.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УРОК 1 - копия (12).docx

Урок истории России с использованием ИКТ в 10-м классе по теме

"Россия накануне преобразований"

Цели урока:

формирование представлений у учащихся о периоде русской истории конца ХVII века;

развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Умения анализировать, обобщать и систематизировать знания по данной теме; способствовать воспитанию волевых качеств, самоорганизации, личностного отношения к истории своей страны, уважительного отношения к наследию прошлого.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации урока: групповая работа в сочетании с самостоятельной исследовательской деятельностью учащихся.

Основные понятия: местничество, славяно-латинское училище, "стрелецкие деньги, стрелецкий хлеб", Расправная палата, Славяно-греко-латинская академия, Чигиринские походы, Крымские походы (1687, 1689 г.г.), Вечный мир с Польшей.

Оборудование урока:

1.                      ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя (Приложение 2).

2.                      Учебник А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова «История России ХVII – ХIХ века», &9, стр.89- 99.

3.                      Исторический документ – фрагменты из учебника А.П.Богданова «История России до Петровских времен».

4.                      Опорные конспекты учащихся (Приложение 1) .

Этапы урока.

I. Организационный момент.

Подготовить учащихся к работе на уроке, внутренняя готовность, психологическая организация внимания. Стимуляция деятельности учащихся, её целенаправленность.

II. Актуализация ранее изученного материала.

На предыдущих занятиях вы знакомились с событиями ХVII века, который вошел в историю не только как «бунташный век», но и как переходная эпоха от традиционного общества к модернизированному; от Московского царства к Российской империи , создателем которой являлся царь-реформатор – Петр I .

Но фундамент его преобразований был заложен именно в ХVII веке, отцом реформатора – Алексеем Михайловичем , царствование которого было вами рассмотрено на предыдущих уроках.

III. Определение объекта и предмета изучения.

Соблюдая принцип последовательности при изучении истории, сегодня нам необходимо приступить к рассмотрению периода правления Петра I.

- Правильно? (учитель сознательно провоцирует детей на неправильный ответ).

Обратите внимание на даты окончания одного царствования и начала другого.

Между ними наблюдается разрыв длиной в 13 лет, т.е., на ленте времени образовалось своеобразное «белое пятно» .

Имеем ли мы право вычеркнуть эти 13 лет из истории и сразу приступить к изучению эпохи Петра I ? (нет, т.к. будет нарушен принцип последовательности и систематичности изучения).

Таким образом, мы сейчас с вами определили объект нашего изучения или другими словами тему урока: «Россия накануне правления Петра Первого» ).

Запишите тему в своих опорных конспектах.

А что будет являться предметом изучения, т.е. что конкретно мы будем рассматривать на уроке? (знакомиться с правителями того времени, которые и определяли варианты дальнейшего развития страны).

IV. Определение целей урока.

Что нам скажут просто имена правителей – Федор и Софья?

Если говорить о Федоре ,, то наверняка многие удивятся, узнав, что был такой правитель. Но посмотрите, какую противоречивую оценку дают историки этому правителю. Кто прав?

Если говорить о Софье , то о ней мы знаем немного больше, благодаря знаменитому портрету Репина, при взгляде на который ужас охватывает, и роману А.Толстого «Петр I», в котором Софья предстает перед нами такой же, как и в работах историка Платонова «….жестокой коварной интриганкой, рвущейся к власти, цеплявшейся за все старое…».

Но посмотрите на другой портрет Софьи , и на другую оценку. Абсолютно другая женщина и правительница.

·  Кто прав?

·  Где истина?

·  Почему оценки историков столь противоречивы?

·  Кем же на самом деле были эти правители? Какой след они оставили в русской истории? .

Вы можете сейчас дать ответы, на поставленные мной вопросы? Почему? (уровень знаний об этом периоде и о деятельности этих правителях недостаточен).

Как тогда можно определить цель сегодняшнего урока?

Обратитесь к своим опорным конспектам. Из предложенного списка целей урока выберите ту, которая, на ваш взгляд, будет наилучшим образом содействовать раскрытию темы или предложите свою.

Цель (варианты):

1.                      выяснить, что собой представлял период правления царя Федора и царевны Софьи;

2.                      на основе исследования периода русской истории II пол. ХVIIв. определить роль личности царя Федора и царевны Софьи в русской истории;

3.                      рассмотреть период правления царя Федора и царевны Софьи и определить их роль в русской истории.

Следовательно, сегодня на уроке вы будете заниматься исследовательской деятельностью. Какие навыки и умения вы будете использовать при осуществлении исследования?

Умение выделять главное, отделять существенное от второстепенного, находить причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы, конспектировать.

V. Изучение нового материала.

Инструктаж.

Для того, чтобы провести полноценное исследование одного источника информации будет недостаточно, поэтому вы будете работать по двум источникам:

·  традиционный – учебник А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова «История России ХVII – ХIХ века», &9, стр.89- 99;

·  альтернативный - главы из учебника А.П.Богданова «История России до Петровских времен».

Так как у нас два неизвестных правителя, поэтому на уроке будут работать две группы. Одна группа ) будет заниматься исследованием правления царя Федора, другая группа  исследовать правление царицы Софьи.

Работу вы будете осуществлять самостоятельно и индивидуально.

Каждый будет работать с источником по определенному параметру и результаты вносить в свой опорный конспект.

На всю самостоятельную работу вам отводится 15 минут, после чего начнется обсуждение результатов вашей работы.

В конце урока при оценивании вашей деятельности будут учитываться следующие факторы:

·  насколько полно и точно вы проанализировали свой параметр;

·  качество вашего устного ответа;

·  дополнения как устные, так и письменные в опорных конспектах;

·  участие в обсуждении.

Вопросы есть по работе? Приступаем к исследованию.

Самостоятельная работа учащихся – исследование исторической литературы.

VI. Первичное закрепление изученного материала.

Учащиеся озвучивают результаты своего самостоятельного исследования; выбирают мнение историка, который, на их взгляд, точнее и правильнее отразил сущность правления «неизвестных царей» и определил их роль в русской истории; делают самостоятельные выводы, определяя роль правителей Федора и Софьи в русской истории; ответы учащихся сопровождает презентация учителя.

(При необходимости учитель корректирует и дополняет ответы учащихся. Возможны дополнения учащихся из других групп).

VII. Подведение итогов урока.

Возможные выводы учащихся 

на основе проведенного исследования периода русской истории II пол. ХVIIв., нами был ликвидирован пробел в знаниях.

·  мы определили, что в этот период времени был продолжен курс на модернизацию страны, методы осуществления которой можно охарактеризовать как либеральные и ненасильственные;

·  правители, проводившие дальнейшую модернизацию, были очень образованными и просвещенными для того периода времени, самостоятельны в своем правлении, т.е. были фактическими правителями, а не номинальными;

·  к сожалению, можно констатировать тот факт, что большинство россиян имеют искаженное представление об этих исторических личностях.

VIII. Организация домашнего задания. Рефлексия.

Парадоксален тот факт, что таких просвещенных правителей, как Федора и Софью, принято выставлять в истории как ретроградов или вообще не упоминать о них.

Как вы думаете, почему так произошло?

В качестве домашнего задания я предлагаю вам поразмышлять на эту тему и написать эссе: «Причины забвения Федора и Софьи» или «Причины несправедливого отношения к Федору и Софье».

Для полного подведения итогов урока необходимо оценить вашу деятельность.

Еще раз назовите, каким видом деятельности вы занимались на уроке, какие навыки и умения использовали, что у вас вызвало затруднение, а с чем вы справились легко.

В соответствии с представленными критериями  оцените свою работу самостоятельно.


 

Скачано с www.znanio.ru