Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности
Оценка 4.7

Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
9 кл—11 кл
25.03.2018
Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности
Общие цели: • Обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; • О влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; • Выделить особенности российского монополистического капитализма; • Акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; • Провести анализ реформ П. Столыпина. охарактеризовать политику успокоения. Дополнительные цели: • показать роль личности в истории на дальнейшее развитие России, высказать своё отношение к тезису о глубокой отсталости и полуколониальной зависимости России от экономически развитых держав; • установить причинно-следственные связи между реформаторским курсом С.Ю.Витте и успехами промышленного развития Российской империи; • сравнить две точки учения на дальнейшее развитие России С.Витте, В.Плеве, определить общее; • выразить своё отношение к идеям С.Витте, В.Плеве; • оценить основные положения “Манифеста 17 октября”; • установить причинно следственные связи противоречивости политики П. Столыпина; • продолжать работу по формированию умения вести дискуссию.
Россия на рубеже веков.doc
Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125­летия Российской государственности Общие цели:  Обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны;  О влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики;   Акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной  Выделить особенности российского монополистического капитализма; модернизации;  Провести анализ реформ П. Столыпина. охарактеризовать политику успокоения. Дополнительные цели:        показать роль личности в истории на дальнейшее развитие России, высказать своё отношение к тезису о глубокой  отсталости и полуколониальной зависимости России от экономически развитых держав; установить причинно­следственные связи между реформаторским курсом С.Ю.Витте и успехами промышленного  развития Российской империи; сравнить две точки учения на дальнейшее развитие России С.Витте, В.Плеве, определить общее; выразить своё отношение к идеям С.Витте, В.Плеве; оценить основные положения “Манифеста 17 октября”; установить причинно следственные связи противоречивости политики П. Столыпина; продолжать работу по формированию умения вести дискуссию. Основные понятия: модернизация, протекционизм, синдикаты, картели, “догоняющий империализм”, “полицейский”  (зубатовский) социализм” третьиюньская монархия, отруб, хутор, переселенческая политика. Исторические персоналии: С.Ю.Витте, В.К.Плеве, Е.В.Зубатов, Г.Гапон, П.А.Столыпин, Николай II. Оборудование: Российская империя в конце XIX – начале XX в; Столыпинская аграрная реформа 1906­1911 г.г.  Карты:   Первая русская революция 1905­1907 г.г.   Мультимедийный компьютер.  Мультимедийный проектор.  Экран проекционный. Раздаточный материал.  Методическое пособие Н.В.Загладин “История России”, издат­во “Учитель”, 2013 г  В.Ю.Захаров “Трудные вопросы на экзамене История России”, М. “Дрофа”, 2009 г. Форма проведения: Семинар (2 часа) План урока: 1. Организационный момент. 2. Работа с планом семинара 1. Презентация С.Витте, В.Плеве (учащиеся) 1. Сравнить точки зрения С.Ю.Витте и В.К.Плеве на дальнейшее развитие России. 2. Презентация С.В.Зубатов; Г.А.Гапон, (учащиеся). 1. Что связывало эти две личности и какую роль они сыграли в Первой русской революции. 3. Презентация – П.А.Столыпин (учащиеся). 1. Реформы П.Столыпина: Путь к успокоению страны. 4. Презентация – Николай II (кровавый) (учащиеся). 3. Подведение итогов семинара. Ход урока 1. Оргмомент. Вводное слово учителя: исторический путь России всегда был своеобразен и отличался как от западного, так и  восточного цивилизационного развития и большую роль, в нём играли исторические личности. Сегодня мы ещё раз убедимся в  этом. 2. Обсуждение проблемы. Сравнить точки зрения С.Витте и В.Плеве на дальнейшее развитие России. Работа с планом семинара. 1. Просмотр перезентации: “С. Витте, В. Плеве — политические и государственные деятелиРоссии (3­5 мин). (Приложение  №1) 2. Обсуждение проблемы. Сравнить точки зрения С. Витте и В. Плеве на дальнейшее развитие России. План обсуждения: а) Российская модель экономической модернизации (в процессе обсуждения учащиеся используют материалы учебника, автор  Загладин Н. В., раздаточный материал – таблицы, материал презентации). В ходе обсуждения должны прийти к выводу – Витте – сторонник ускоренной индустриализации, создание собственной промышленности, запущенной от иностранной конкуренции, привлечение иностранного капитала, вмешательство государства в управление экономикой, отстаивание интересов  дворянства, ограничение свободы предпринимательства; Плеве – консервативные взгляды: Россия должна развиваться не по  общемировым законам, а собственным оригинальным путём. Будущее России – за дворянством и страну минует гнёт  капитализма. Выступая за сохранение общины и сословности. б) в рабочем вопросе: С.Витте “Государство не должно вмешиваться в отношения между трудом и капиталом. Его компетенция – принятие законов,  и споры должны решаться между предпринимателями и рабочими на их основе”. В.Плеве: придерживался традиционно­ попечительской политики по отношению к рабочим, в виде экспериментов, допуская  заимствования из западных стран, пример – полицейский (зубатовский социализм). Вывод: В стране проводился прежний курс, что в дальнейшем привело к революции. Ресурсный материал для групп. С.Витте Николаю II: “Там где плохо овцам, плохо и овцеводам” Английский публицист Э.Дилкон рисовал западным читателям портрет “самого мужественного политического деятеля в  Европе: человека грубого, неповоротливого, угловатого, медленного в речи, но быстрого в действиях. Под суровыми чертами  которого скрыты жесты прометеева огня, исполняющего “геркулесову работу” и не имеющего себе равных во всём  пространстве Российской империи” (портрет С. Витте). 3. Просмотр презентации: С.Зубатов, Г.Гапон (3­5 мин.), (Приложение № 2). 4. Обсуждение проблемы “Что связывало эти два имени и какую роль они играли в первой русской революции. Мотивация к обсуждению: Cтихи об исторических событиях 1905 г. “Литературный Петербург” “Бежали, пальцами закрывши лица, И через них струилась кровь. Шумела в колокол столица, На то, что было, будет вновь, Чугунных певчих, без имён – Придворных пушек рты открыты; Это отец подымал свой ремень На тех, кто не сыты!” В.Хлебников. Ресурсный материал для групп     (читает учитель на этапах обсуждения). А.М.Деникин “....Война не могла быть популярна в русском обществе и в народе,,,, Армия пошла на войну без всякого  подъёма, исполняя только свой долг” (причины революции). Разговор между А.М.Горьким и С.Т.Морозовым – 9 января 1905 года: “Революция обеспечена. – сказал Савва. – Годы  пропаганды не дали бы того, что достигнуто в один день. – Жалко людей. – проговорил А.Горький. – Ах, вот что. – Морозов  вскочил и забегал по комнате. – Конечно – однако – это другое дело. Тогда же надо говорить им: вставайте. Тогда убеждайте  их – пусть они терпеливо лежат и гниют... Позволив убивать себя сегодня люди приобрели право убивать завтра. Они конечно.  Воспользуются этим правом. Я не знаю, когда жизнь перестанут строить на крови, но в наших условиях гумманность ­ ложь”  (вопрос. Похоже С.Морозов прав, и всё же... Может ли гуманность быть ложью). А.Ф.Трепов “Патронов не жалеть и холостых залпов не давать!” В процессе обсуждения учащиеся должны красной линией провести мысль о роли С.Зубатова и Г.Гапона в первой русской  революции, вскрывая: ­ причины. Повод и результаты – принятие Манифеста 17 октября положительные и отрицательные  стороны роли личности в истории, замедляющие или ускоряющие исторический процесс (В обсуждение включить вопрос  “Знал ли Георгий Гапон о расстреле мирного шествия?). Вывод. С.Витте, Николаю II: “...есть только два способа превозмочь смуту – либо путём диктатуры, либо превращение России  в Конституционное правовое государство”. 5. Просмотр презентации – П.А.Столыпин (3­5 мин.) (Приложение № 3). 6. Обсуждение проблемы: “Реформы П.Столыпина – путь к успокоению страны”. Ресурсный материал для групп: В.В.Шульгин “Всё для народа – вопреки народу” (лозунг аграрной реформы).   П.Столыпин: “Разрешить этот вопрос нельзя, его надо развешать”.  П.Столыпин “...Пробыв около десяти лет у дела земельного устройства. Я пришёл к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная чёрная работа... В западных государствах на это потребовались  целые десятилетия...”. (стр. 55–56 методического пособия). “Вешатель”, “реакционер”, “либеральный консерватор” ­ различные, порой взаимоисключающие характеристики в зависимости от занимаемых теми ил иными людьми позиций давались одному из наиболее ярких государственных деятелей России первого  десятилетия ХХ в, премьер­министру П.А.Столыпину (оценка политических взглядов и деятельности П.А.Столыпина). В ходе обсуждения раскрываются: “Цели, основные мероприятия, итоги реформ”. 7. Подводит итог семинарскому занятию презентация “Николай II (кровавый)” (Приложение 4), в которой раскрывается  путь пройденный Россией и роль императора в исторических событиях конца XIX ­ начала XX в. 8. Подведение итогов. Oценки, комментарии, замечания, положительные моменты. Домашнее задание. Повторить параграфы 1–7, подготовиться к контрольной работе.

Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности

Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности

Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности

Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности

Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности

Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018