Рождение Киевской Руси
Оценка 4.8

Рождение Киевской Руси

Оценка 4.8
doc
30.12.2022
Рождение Киевской Руси
Рождение Киевской Руси.doc

Рождение Киевской Руси.

Славянские племена мигрировали в бассейн Днепра в V веке н.э., здесь они разделились на две ветви: южную, племена которой ушли на Балканский полуостров, и восточную. На рубеже VIII – IX веков у восточных славян идет процесс формирования древнерусской народности.

Союзы племен носили не только родовой, но и территориально-политический характер.

Образование союзов — этап на пути складывания государственности восточных славян.

 

Киевская Русь в 9 веке

 

Необходимо более подробно остановиться на том, кто такой князь и каковы его функции. Князь – военачальник, который постепенно начинает выполнять еще и судебную, а также религиозную функции. Первоначально княжеская власть была выборной, позднее стала передаваться по наследству. Его дружина первоначально получала часть военной добычи. Потом князь начинает старшую дружину наделять собственной землей. Из таких дружинников-землевладельцев позднее образуется слой боярства. Земля, которую старший дружинник получал становилась его наследственной собственностью и могла быть передана его детям. Такая земля, наследованная от отца, получала название вотчины.

Был также и другой вариант землевладения. Младшие дружинники получали землю только на время службы, а когда погибали или уходили на покой, то и лишались земли. Такая земля, предоставляемая только на время, пока у человека есть служебное место, получила название «поместье». Поместье первоначально по наследству передавать было нельзя.

 

Образование единого русского государства тесно связано с призванием варягов. Рюрик (862 - 879) – первый русский князь, одна из легендарных фигур в европейской истории. Согласно летописям, призванный от варягов славянами, кривичами, чудью и весью в 862 году Рюрик занял сначала Ладогу, а затем перебрался в Новгород. Правил в Новгороде по договору, заключённому с местной знатью, утвердившей за собой право на сбор доходов. Относительно происхождения термина «варяг» существует несколько мнений. Вероятнее всего варяги – одно из славянских племен. Так же есть теория, согласно которой варяги – нормандцы.

В течении двух лет Рюрик присоединяет к своим владениям Смоленск, Ростов, Муром – земли которыми владел Хазарский каганат.

У Рюрика были планы захватить и Киев, но смерть в 879 году помешала. Их воплотил в жизнь жрец-воин Олег Вещий, совместно с князем Игорем Рюриковичем.

Олега называют основателем государства Киевская Русь, т.к. в 882 году он смог захватить Киев, назвав его матерью городов русских и перенеся туда столицу. После захвата Олегом власти в Киеве начинается новый этап развития Древнерусского государства – расцвет раннефеодальной монархии.

Сын Рюрика, Игорь продолжил дело отца и Олега по объединению Русского государства. Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно, поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение вернуться к древлянам и собрать еще дань. За это Игорь был жестоко убит древлянами.

По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла Искоростень – столицу древлян –  и возложила на них тяжёлую дань.

Отомстив за мужа, Ольга учла и его ошибки. Она упорядочила сбор дани в стране. Покорив древлян, в 945 Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «уроки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — «тиун».

В 947 году она отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

Следующим деянием Ольги, отмеченным в Повести временных лет, является её крещение в 955 году в Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, но неудачно. Ольга, в крещении Елена, официально рассматривалась как правительница Руси. Правила она за своего сына Святослава, сначала из-за малолетства Святослава, затем из-за постоянного пребывания его в военных походах.

Формально Святослав стал великим князем в 3-летнем возрасте после гибели в 945 отца, великого князя Игоря, но самостоятельно правил примерно с 960 года. При Святославе Киевским государством в значительной мере правила его мать — княгиня Ольга. Успех походов Святослава был огромный; он занял ряд болгарских городов и стал стремиться к полному обладанию Болгарией. Греки скоро почувствовали, что приобрели в его лице еще более опасного соседа. Тогда византийский император Никифор направил печенегов на Киев, и Святослав должен был возвратиться в отечество, но уже в 971 г., посадив на Руси своих сыновей, снова явился в Болгарии. Между тем преемник Никифора Фоки, Иоанн Цимисхий, помирился с болгарами и Святославу пришлось иметь дело и с греками, и с болгарами. При возвращении из второго похода на Болгарию Святослав был убит печенегами в 972 году на днепровских порогах.

Владимир Святославич - великий князь Киевский, в крещении Василий, святой и равноапостольный, сын Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги. Традиционная история княжения Владимира, покоящаяся на "Повести временных лет" (начало XII в.), такова: Святослав, окончательно уходя на Дунай, поделил свое княжество на три части; Владимира, по просьбе новгородцев, он посадил в Новгороде (970), Ярополку, как старшему достался Киев. После смерти Святослава (972) произошла распря между Ярополком и Олегом Святославичами; последний пал (977). Опасаясь той же участи, Владимир бежал к варягам за море, через два года вернулся, занял Новгород, объявил войну Ярополку,  в результате которой Ярополк погибает, а Владимир становится великим князем киевским.

Вокняжившись в Киеве, Владимир существенно расширяет территорию Руси, покоряя ряд народов. Он понимает, что стране необходима единая религия, которая станет мощным объединяющим фактором. Монотеическая религия также будет способствовать укреплению княжеской власти.

В 986 г. явились к Владимиру послы-миссионеры: болгаре-магометане, хозарские евреи, "немцы" от папы и грек-"философ". Только последний заронил в душу Владимира семена христианства. В результате совещаний с боярами ислам, иудаизм и католическое христианство были отвергнуты. Самой лучшей была сочтена православная греческая вера.

Владимир попросил у Византийских императоров руки их сестры, царевны Анны, они ответили Владимиру согласием, под условием крещения. По прибытии царевны, Владимир крестился в Корсуни; затем разрушил в Киеве идолов и крестил киевлян (988).

Картинка 2 из 21605

Картина Лебедев К.В. “Крещение киевлян”

После крещения Владимир совершил еще несколько походов, успешно отбивался от печенегов, строил против них города. Как христианин, Владимир заботился о просвещении (ему приписывается основание первой школы) и о построении церквей, даровав одной из них десятину, за что и церковь получила название Десятинной.

В 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, в 1203 году — войска Рюрика Ростиславича. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от монголов, однако Ю. С. Асеевым высказывалось предположение, что здание рухнуло после применения татарами стенобитных орудий.

 

 

 

 

Картинка 2 из 3046

Владимир не казнил "разбойников", "боясь греха". Но "епископы" посоветовали, и Владимир установил казнь, скоро, однако, вновь замененную вирой. Владимир разослал по областям сыновей. Насколько Владимир до крещения был ярым язычником, настолько после крещения он является образцом князя-христианина. Его щедрость сказывалась в богатейших пирах и обильной милостыни.

Крещение Руси имело огромные политические, экономические и социальные последствия.

Принятие христианства способствовало развитию зодчества и живописи, Византия, стала нашим культурным наставником. Распространяется кириллическая письменность, а следовательно появляются памятники письменной культуры. Для богослужений необходимы были религиозные книги, следовательно, развивается образование. В Киеве открываются первые школы. Развивается храмовое строительство. Гибнут языческие культы, вместе с жертвоприношениями. С точки зрения политики христианство способствовало централизации государства, укреплению княжеской власти. Русь рассматривалась Европейскими государствами уже не как варварская, а как цивилизованная страна. Оживляется торговля с другими странами.

Христианство предполагает большое количество постов, когда ограничен прием в пищу продуктов животного происхождения. Следовательно, требуется введение в рацион гораздо большего количества растительных продуктов. Таким образом, рождается необходимость развития сельского хозяйства, введение новых продовольственных культур. Для зимних и весенних постных дней необходимо делать заготовки.

Первоначально христианство коснулось только знати,  гонения на язычников осуществлялись только в случае из попыток государственных изменений, для русского православия характерно смешение христианских и языческих традиций. Но со временем, православие плотно входит в русскую жизнь.

 

 

 

 

 

 

http://slawianie.narod.ru/str/strana/kievrus.html - славянские государства

http://www.websib.ru/~gardarika/rus/slav.htm - славяне

http://www.ote4estvo.ru/ - русская история

http://www.rulex.ru/01180088.htm - личности


Скачано с www.znanio.ru

Рождение Киевской Руси. Славянские племена мигрировали в бассейн

Рождение Киевской Руси. Славянские племена мигрировали в бассейн

Был также и другой вариант землевладения

Был также и другой вариант землевладения

В 947 году она отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну

В 947 году она отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну

Монотеическая религия также будет способствовать укреплению княжеской власти

Монотеическая религия также будет способствовать укреплению княжеской власти

Владимир не казнил "разбойников", "боясь греха"

Владимир не казнил "разбойников", "боясь греха"

Первоначально христианство коснулось только знати, гонения на язычников осуществлялись только в случае из попыток государственных изменений, для русского православия характерно смешение христианских и языческих традиций

Первоначально христианство коснулось только знати, гонения на язычников осуществлялись только в случае из попыток государственных изменений, для русского православия характерно смешение христианских и языческих традиций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.