РП факультатив по физике
Оценка 5

РП факультатив по физике

Оценка 5
docx
15.11.2021
РП факультатив по физике
факультатив 10-11.docx

Приложение

к Образовательной программе

среднего общего образования,

утверждённой приказом директора

от 28.08.2021 г. № 934

 

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Белоярский.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ

«Физика в цифрах»

 10 класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Ершов А.А.

Учитель физики

СОШ №1, г. Белоярский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Физика в задачах» разработана на основе программы элективного курса «Методы решения задач по физике» В.А.Орлова и Ю.А.Саурова, опубликованной в сборнике «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 кл. Профильное обучение / сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2005».

Курс рассчитан на обучающихся 10 - 11 классов и предполагает совершенствование их подготовки по освоению основных разделов физики. На изучение данного курса отводится 70 часов (1 час в неделю): 35 часов в 10 и 35 часов в 11 классах.

Программа факультативного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Программа знакомит обучающихся с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа.

В 10 классе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса.

Основные цели курса:

·  развитие интереса к физике и решению физических задач;

·  совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

·  формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

Задачи курса:

  • обучить приемам и методам коммуникативного общения в коллективной распределительной деятельности, самооценке собственной деятельности;
  • развивать познавательные, интеллектуальные способности учащихся, умение самостоятельно мыслить, самостоятельно организовывать свою деятельность;
  • вовлекать новейшие технологии в процесс обучения;
  • способствовать самоопределению обучающегося и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения факультативного курса.

Программа курса «Физика в цифрах» направлена на достижение следующих целей:

в направлении личностного развития:

формирование представлений о физике как части общечеловеческой культуры, о значимости физики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту; воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления.

В метапредметном направлении

развитие представлений о физике как форме описания и методе познания действительности; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для физики;

В предметном направлении

использование приобретённых физических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений; овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, записи и выполнения алгоритмов решения задач; объяснение физических явлений, умение различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе или их использование в технических устройствах и повседневной жизни; применение законов физики для анализа процессов на качественном и расчетном уровне; решение задач различного уровня сложности.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

10 класс

Физическая задача. Классификация задач и их основные приемы решения. (2 часа)

Задачи по физике и их классификация. Оформление решения задачи. Различные приемы и способы решения физических задач. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Примеры задач всех видов.

Механика. Кинематика. (4 часа)

Координатный метод решения задач по кинематике. Равномерное и равноускоренное движение. Сложение перемещений и скоростей. Криволинейное движение. Движение точки по окружности. Вращательное движение твердого тела.

Динамика. (4 часа)

Координатный метод решения задач по динамике. Решение задач на основные законы движения: законы Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.  Подбор, составление и решение задач: занимательных, с бытовым, техническим, краеведческим содержанием.

Статика. (2часа)

Момент силы. Общие условия равновесия твердого тела. Центр тяжести.

Законы сохранения. (4часа)

Решение задач по кинематике, динамике с помощью законов сохранения. Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение.  Решение задач на сохранение и превращение механической энергии. Решение комбинированных задач

Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей, твердых тел. (7 часов)

Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева-Клайперона, характеристика критического состояния. Решение задач на описание явлений поверхностного слоя: работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. Решение качественных экспериментальных задач.

Основы термодинамики. (2 часа)

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели.

Электродинамика. Электрическое поле. (3 часа).

Задачи разных типов на описание электрического поля различными средствами: законом сохранения заряда, законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов. Решение экспериментальных задач.

Законы постоянного тока. (7 часов)

Решение задач на различные приемы расчета сопротивления сложных цепей. Решение задач разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля-Ленца, законов последовательного и параллельного соединений проводников. Ознакомление с правилом Кирхгофа при решении задач. Решение задач на расчет участка цепи, содержащей ЭДС. Решение экспериментальных задач.

11 класс

Электрическое и магнитное поля (5 часов)

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.

Постоянный электрический ток в различных средах (9 часов)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».

Электромагнитные колебания и волны (14 часов)

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Класси¬фикация задач по СТО и примеры их решения.


 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения факультативного курса по физике в 10 классе ученик должен:

- знать:

·         основные законы механики, термодинамики и электродинамики;

·         возможности использования и учета в технике изученных физических законов;

- уметь:

·          сравнивать, находить наиболее рациональные способы решения задач;

·         решать графические задачи, предсказывать ход графика за пределами таблицы результатов наблюдений;

·         решать качественные задачи;

·         анализировать полученные результаты;

·         делать выводы;

·         обсуждать результаты.


 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. «Физика» 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2018.

2.      Марон А.Е., Марон Е.А. Физика 10 кл. «Дидактические материалы». – М.: Дрофа, 2010.

3.      Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М. Задачи по физике для профильной школы с примерами решений. 10-11 классы. – М.: ИЛЕКСА, 2020.

4.      ЕГЭ. Физика. Универсальный справочник / О.П. Бальва. – М.: Эксмо, 2012.

5.      Вишнякова Е.А., Макаров В.А. «Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач». – М.: Интелект-центр, 2010г.

6.      Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., просвещение, 2000 г

7.      Сборник задач по физике 10-11 кл. / Составитель А. П. Рымкевич – М.: Дрофа 2006.

8.       «Сборник задач по физике. 10-11 классы»/Авт.-сост. Е.Г. Московкина, В.А. Волков. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2019.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей естественно-математического цикла

Протокол от 28.08.2021 г.  № 1

УТВЕРЖДЕНО

Зам.директора ___________Т.Г.Ефименко

Приказ № 934 от 28.08.2021 г.

 


 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

факультативного курса по физике

«Физика в цифрах»

10 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Ершов А.А.

Учитель физики

СОШ №1, г. Белоярский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г.


 

 

 

Дата проведения

Тема занятия

По плану

Фактически

Физическая задача. Классификация задач и их основные приемы решения.

(2 часа)

1

 

 

Различные приемы и способы решения физических задач:

2

 

 

Составление физических задач

Механика. Кинематика. (4 часа)

3

 

 

Координатный метод решения задач по кинематике

4

 

 

Равномерное и равноускоренное движение.

5

 

 

Сложение перемещений и скоростей

6

 

 

Криволинейное движение.

Динамика. (4 часа)

7

 

 

Координатный метод решения задач по динамике.

8

 

 

Решение задач на основные законы движения: законы Ньютона

9

 

 

Решение задач на движение материальной точки под действием нескольких сил. 

10

 

 

Подбор, составление и решение занимательных задач.

Статика (2часа)

11

 

 

Момент силы. Центр тяжести.

12

 

 

Общие условия равновесия твердого тела.

Законы сохранения (4часа)

13

 

 

Решение задач на определение работы и мощности

14

 

 

Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение

15

 

 

Решение задач на сохранение и превращение механической энергии

16

 

 

Решение комбинированных задач

Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей, твердых тел (7часов)

17

 

 

Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ

18

 

 

Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

19

 

 

Определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

20

 

 

Решение задач с использование уравнения Менделеева-Клайперона,

21

 

 

Решение задач на описание явлений поверхностного слоя

22

 

 

Решение задач на определение характеристик твердого тела

23

 

 

Решение качественных экспериментальных задач

Основы термодинамики (2 часа)

24

 

 

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики

25

 

 

Решение задач на тепловые двигатели.

Электродинамика. Электрическое поле (3 часа).

26

 

 

Задачи разных типов на описание электрического поля

27

 

 

Решение задач на описание систем конденсаторов

28

 

 

Решение экспериментальных задач.

Законы постоянного тока (7 часов)

29

 

 

Решение задач на расчет сопротивления сложных цепей.

30

 

 

Решение задач на описание электрических цепей постоянного электрического тока

31

 

 

Решение задач на закон Ома

32

 

 

Решение задач на Закон Джоуля Ленца

33

 

 

Ознакомление с правилом Кирхгофа

34

 

 

Решение задач на расчет участка цепи, содержащей ЭДС.

35

 

 

Решение экспериментальных задач.

 


 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей естественно-математического цикла

Протокол от 28.08.2021 г.  № 1

УТВЕРЖДЕНО

Зам.директора ___________Т.Г.Ефименко

Приказ № 934 от 28.08.2021 г.

 


 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

факультативного курса по физике

«Физика в цифрах»

11 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Ершов А.А.

Учитель физики

СОШ №1, г. Белоярский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г.


 

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

По плану

Фактически

 

 

 

Магнитное поле (2 часа)

1

 

 

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на проводник с током: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера.

2

 

 

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на движущийся заряд: сила Лоренца.

 

 

 

Электромагнитные колебания и волны (14 часов)

3

 

 

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

4

 

 

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока.

5

 

 

Задачи на переменный электрический ток: электрические машины, трансформатор.

6

 

 

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.

7

 

 

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.

8

 

 

Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.

9

 

 

Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.

10

 

 

Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.

11

 

 

Классификация задач по СТО и примеры их решения.

12

 

 

Классификация задач по СТО и примеры их решения.

13

 

 

Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения.

14

 

 

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

15

 

 

Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием приборов.

16

 

 

Физическая олимпиада.

 

 

 

Механика (7 часов)

17

 

 

Общие методы решения задач по кинематике.

18

 

 

Задачи на основные законы динамики.

19

 

 

Задачи на принцип относительности.

20

 

 

Задачи на закон сохранения импульса.

21

 

 

Задачи на закон сохранения энергии.

22

 

 

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

23

 

 

Механика жидкостей.

 

 

 

Молекулярная физика. Термодинамика. (6 часов)

24

 

 

Задачи на описание поведения идеального газа.

25

 

 

Задачи на свойства паров.

26

 

 

Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

27

 

 

Задачи на первый закон термодинамики.

28

 

 

Задачи на тепловые двигатели.

29

 

 

Задачи на уравнение теплового баланса.

 

 

 

Электричество. (5 часов)

30

 

 

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами.

31

 

 

Общая характеристика решения задач по электростатике.

32

 

 

Задачи на приёмы расчёта сопротивления сложных электрических цепей.

33

 

 

Задачи на расчёт участка цепи, имеющей ЭДС.

34

 

 

Задачи на описание постоянного тока в различных средах.

35

 

 

Обобщающее занятие.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Приложение к Образовательной программе среднего общего образования, утверждённой приказом директора от 28

Приложение к Образовательной программе среднего общего образования, утверждённой приказом директора от 28

Пояснительная записка Рабочая программа факультативного курса «Физика в задачах» разработана на основе программы элективного курса «Методы решения задач по физике»

Пояснительная записка Рабочая программа факультативного курса «Физика в задачах» разработана на основе программы элективного курса «Методы решения задач по физике»

В предметном направлении использование приобретённых физических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений; овладение…

В предметном направлении использование приобретённых физических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений; овладение…

Решение задач на различные приемы расчета сопротивления сложных цепей

Решение задач на различные приемы расчета сопротивления сложных цепей

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ЛИТЕРАТУРА 1. Мякишев

ЛИТЕРАТУРА 1. Мякишев

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Дата проведения Тема занятия

Дата проведения Тема занятия

Решение задач на описание электрических цепей постоянного электрического тока 31

Решение задач на описание электрических цепей постоянного электрического тока 31

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Дата проведения Тема занятия

Дата проведения Тема занятия

Задачи на приёмы расчёта сопротивления сложных электрических цепей

Задачи на приёмы расчёта сопротивления сложных электрических цепей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2021