ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Хочу всё знать!» разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общеобразовательного среднего образования второго поколения и рассчитана в 4 классе — 34 часа (1 ч в неделю).
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «Хочу все знать!».
Программа введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов.
Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, истории, изобразительного искусства, химии, астрономии, физики. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
ü Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
ü Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
ü Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
ü Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
ü
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- усиление прикладной направленности обучения;
- психологическая комфортность.
Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Основные методические подходы:
· занятие имеет гибкую структуру,
· образовательный процесс базируется на современных педагогических технологиях: организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные ситуации, используется самостоятельная и коллективная поисковая деятельность детей на основе наблюдения, сравнения, выяснения закономерностей, исследований и экспериментов, совместная формулировка выводов,
· создаются педагогические ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Личностно-ориентированный подход предполагает специальное конструирование образовательного процесса, типов диалога с воспитанниками, форм контроля за личностным развитием ребенка в ходе освоения программы. Реализация программы предполагает не только коллективные занятия, но и индивидуальную работу с помощью составления индивидуальных маршрутов развития отдельных воспитанников.
Основное содержание программы
Большому кораблю – большое плавание. Азбука Россиянина. Где появились куклы. Русский сувенир. История воздушного змея. Атлас чудес. Что такое зоопарк. В гостях у самовара. Как появился фонтан. История создания музея. Почему люди не летают как птицы. Почему разные вещи называют словом «ключ». Почему рыжие коты ночью серые. А рыбы точно не умеют говорить? Есть ли часы, которые никогда не врут? Почему компас не показывает точно? Как мы придумали буквы. Ваш друг – компьютер. Зачем придумали зеркало. Хочу всё знать о хищниках. А водятся ли сейчас драконы? Чем можно разрезать стекло? Кто придумал суп. Рождение фотографии. Путь меча. История автомобиля. История марки. Житие Сергия Радонежского. Путешествие с искрой. Четыре состояния вещества. Воины мифов (Дедал и Икар). Возвращение с Олимпа. Лабиринт. Подвиги Тесея. Аргонавты. Персей. Прометей. Миф о царе Мидасе.
Исследовательская технология применяется в образовательном процессе как деятельность детей, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением; детское исследование – это процесс решения проблем и практической проверки полученных гипотез.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Хочу все знать!»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:
ü овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
ü формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
ü формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
ü предвосхищать результат;
ü адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
ü концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
ü стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ü ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
ü предлагать помощь и сотрудничество;
ü определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
ü договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
ü формулировать собственное мнение и позицию;
ü координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
ü ставить и формулировать проблемы;
ü осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
ü узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
ü запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
ü установление причинно-следственных связей;
Календарно - тематический планирование по внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» 4 класс (34 часа)
№ п/п |
Содержание (разделы, темы) |
Кол-во часов |
Даты проведения |
|
план |
факт |
|||
1. |
Большому кораблю – большое плавание. |
1 |
05.09 |
|
2. |
Азбука Россиянина. |
1 |
12.09 |
|
3. |
Где появились куклы. |
1 |
19.09 |
|
4. |
Русский сувенир. |
1 |
26.09 |
|
5. |
История воздушного змея. |
1 |
03.10 |
|
6. |
Атлас чудес. |
1 |
10.10 |
|
7. |
Что такое зоопарк. |
1 |
17.10 |
|
8. |
В гостях у самовара. |
1 |
24.10 |
|
9. |
Как появился фонтан. |
1 |
07.11 |
|
10. |
История создания музея. |
1 |
14.11 |
|
11. |
Почему люди не летают как птицы. |
1 |
21.11 |
|
12. |
Почему разные вещи называют словом «ключ». |
1 |
28.11 |
|
13. |
Почему рыжие коты ночью серые. |
1 |
05.12 |
|
14. |
А рыбы точно не умеют говорить? |
1 |
12.12 |
|
15. |
Есть ли часы, которые никогда не врут? |
1 |
19.12 |
|
16. |
Почему компас не показывает точно? |
1 |
26.12 |
|
17. |
Как мы придумали буквы. |
1 |
16.01 |
|
18. |
Ваш друг – компьютер. |
1 |
23.01 |
|
19. |
Зачем придумали зеркало. |
1 |
30.01 |
|
20. |
Хочу всё знать о хищниках. |
1 |
06.02 |
|
21. |
А водятся ли сейчас драконы? |
1 |
13.02 |
|
22. |
Чем можно разрезать стекло? |
1 |
20.02 |
|
23. |
Кто придумал суп. |
1 |
27.02 |
|
24. |
Рождение фотографии. Путь меча. |
1 |
06.03 |
|
25. |
История автомобиля. История марки. |
1 |
13.03 |
|
26. |
Житие Сергия Радонежского. |
1 |
20.03 |
|
27. |
Путешествие с искрой. Четыре состояния вещества. |
1 |
03.04 |
|
28. |
Воины мифов (Дедал и Икар). |
1 |
10.04 |
|
29. |
Возвращение с Олимпа. |
1 |
17.04 |
|
30. |
Лабиринт. Подвиги Тесея. |
1 |
24.04 |
|
31. |
Аргонавты. |
1 |
01.05 |
|
32. |
Персей. |
1 |
08.05 |
|
33. |
Прометей. |
1 |
15.05 |
|
34. |
Миф о царе Мидасе. |
1 |
22.05 |
|
Итого: |
34 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.