Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
(общеинтеллектуальное)
Кружок «Умное чтение»
во 2 «А» классе
на 2020-2021 учебный год
Исачёва Марина Николаевна,
учитель начальных классов
п.г.т. Холм-Жирковский
2020 г
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
В результате реализации программы учащиеся 2 класса должны:
знать/понимать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь:
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
- оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные УУД:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Предметные УУД:
— умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина);
— использование лексики, необходимой для выражения чувств;
— активное участие в диалоге при обсуждении увиденного произведения или его фрагмента;
— умение работать с текстом художественного произведения;
— сравнивать произведения, принадлежащие к разным видам искусства, для обнаружения в них сходства.
Метапредметные УУД:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
— знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
— понимание образной природы искусства;
— эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
— применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
— способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
— умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах.
Содержание курса внеурочной деятельности
Русский народный фольклор (5ч.)
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.
Рассматривание книг в классном уголке чтения. Ребята приносят книги из дома, показывают друзьям.
Произведения о животных (5ч.)
Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора.
Отработка связи «писатель – книги – тема»
Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания.
Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости.
Мои первые книжки (7ч.)
Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Закрепление всех приобретенных знаний.
Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – не знаком). Интонированное чтение произведений.
Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания.
Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшей инсценировки.
Определение особенностей жанра сказок о животных.
Отгадывание загадок, нахождение ключевых слов, ориентирование в теме чтения по заглавию.
Определение жанра и темы произведения, составление плана произведения.
С моей книжной полки (6ч.)
Обзор различных изданий одного произведения.
Детальный анализ произведения. Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг.
Обращение внимания на связь «тема – автор». Передача настроения при выразительном чтении.
Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять мораль басни.
Обобщение прочитанного, нахождение логических связей в произведении.
Устанавливание связи « автор – книга – тема».
Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения.
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.
Зарубежная литература (5ч.)
Обучение работе с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.
Умение находить в книгах общие признаки.
Слушание, чтение и рассматривание книги.
О Родине (5ч.)
Чтение и рассуждение о прочитанном.
Упражнение в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям, используя внешние приметы или прежний опыт.
Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать тематическую выставку.
Самостоятельное чтение, литературное слушание.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
1 |
Русский народный фольклор |
5 |
2 |
Произведения о животных |
5 |
3 |
Мои первые книжки |
7 |
4 |
С моей книжной полки |
6 |
5 |
Зарубежная литература |
5 |
6 |
О Родине |
5 |
Итого |
33 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Дата проведения |
Примечание |
|
План |
Факт |
|
||
Русский народный фольклор (5 ч.) |
||||
1 |
Русские народные сказки «Афонька, где был-побывал?». |
|
|
|
2 |
Русские народные сказки «Баба-Яга и заморышек». |
|
|
|
3 |
Русские народные сказки «Волшебная водица». |
|
|
|
4 |
Русские народные сказки «Золотой конь». |
|
|
|
5 |
Русские народные сказки «Безграмотная деревня». |
|
|
|
Произведения о животных (5 ч.) |
||||
6 |
В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок». |
|
|
|
7 |
В. Бианки «Плавунчик», «Кто чем поёт?», «Приключения Муравьишки». |
|
|
|
8 |
Е. Пермяк «Два рассказа». |
|
|
|
9 |
Е. Чарушин «Кошка Маруська», «Друзья». |
|
|
|
10 |
Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра». |
|
|
|
Мои первые книжки (7 ч.) |
||||
11 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». |
|
|
|
12 |
В. Осеева «Волшебное слово». |
|
|
|
13 |
Г. Остер «Сказка с подробностями», « Вредные советы». |
|
|
|
14 |
В. Одоевский «Мороз Иванович». «Городок в табакерке» |
|
|
|
15 |
А. Толстой «Приключения Буратино». |
|
|
|
16 |
Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот». |
|
|
|
17 |
К. Чуковский. Стихи. |
|
|
|
С моей книжной полки (6 ч.) |
||||
18 |
Е. Благинина «Чудесные часы», «Я ещё не волшебник, я только учусь». |
|
|
|
19 |
Б. Заходер «Товарищам детям». |
|
|
|
20 |
Басни дедушки Крылова «Бочка», «Белка». |
|
|
|
21 |
Г. Снегирёв «Про пингвинов». |
|
|
|
22 |
Н. Павлова« Живая бусина». |
|
|
|
23 |
М. Зощенко «Лёля и Минька», «Ёлка». |
|
|
|
Зарубежная литература (5 ч.) |
||||
24 |
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». |
|
|
|
25 |
Китайская народная сказка «Ребёнок и мудрец». |
|
|
|
26 |
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». |
|
|
|
27 |
Андерсен Г.Х. «Большой морской змей». |
|
|
|
28 |
Андерсен Г.Х. «Пастушка и трубочист». |
|
|
|
О Родине (5 ч.) |
||||
29 |
Стихи о Родине. |
|
|
|
30 |
С. Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике». |
|
|
|
31 |
С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне». |
|
|
|
32 |
Е. Пермяк «Пичугин мост». |
|
|
|
33 |
Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и Змей». |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.