Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новомоношкинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
ПРИНЯТА на Педагогическом совете протокол № 15 от 31.08.2022 |
|
УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МКОУ «Новоманошкинская сош» Приказ № 80 от 31.08.2022 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
литературное чтению
2 класс
на 2022-2023 учебный год
Автор программы Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованов
Составитель Ярославкина Кристина Сергеевна
учитель начальных классов
2022 год
Содержание образования
2-й КЛАСС(136 часов)
Вводный урок (1ч), Самое великое чудо на свете (4ч), Устное народное творчество (15ч), Люблю природу русскую. Осень (8ч),Русские писатели (14ч), О братьях наших меньших (12ч), Из детских журналов (9ч), Люблю природу русскую. Зима (9ч), Писатели – детям (17ч), Я и мои друзья (10ч), Люблю природу русскую. Весна (9ч), И в шутку и всерьёз (14ч), Литература зарубежных стран (12ч).
Малые фольклорные жанры: считалки, небылицы, загадки; потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, загадки, пословицы. Народные и авторские загадки о животных; устное народное творчество. Сказки о животных, бытовые и волшебные.
Жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); произведения русских поэтов о природе; «рифма»; понятия «басня», «литературная сказка», «быль»; жанры (рассказ, быль, стихотворение).
Произведения о зиме, понятие «звукопись»; мини-рассказ о зиме и зимних играх; жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).
Творчество детских писателей (Барто, Чуковский, Маршак). Содержание произведения. Образы сказочных героев; творческие задания (пересказ в форме продолжения рассказа); средства художественной выразительности.
Произведения о детях, о природе, написанные К.И.Чуковским, С.Я.Маршаком, А.П.Гайдаром, С.В.Михалковым, А.Л.Барто, Н.Н.Носовым, М.М.Пришвиным, В.В.Бианки, Б.С.Житковым, Е.И.Чарушиным, Н.И.Сладковым, Э.Н.Успенским, В.Д.Берестовым и другими. В раздел входят доступные детям семилетнего возраста стихи С.А.Есенина, А.Т.Твардовского, Н.М.Рубцова и других поэтов. Юмористические произведения Б.В.Заходера, Д.Хармса, В.Д.Берестова и других поэтов.
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков. Сказки Ш.Перро, братьев Гримм, Г.Х.Андерсена.
Тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, отрывки из книг на историческую тему, стихи и рассказы из детских журналов.
Произведения для слушания и заучивания наизусть.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу второго года
Учащиеся должны знать:
· Наизусть 5-8 стихотворений разных авторов по выбору ученика.
· Имена 2 — 3 классиков русской и зарубежной литературы; 2-3 современных писателей (поэтов).
· Названия основных произведений любимого автора.
Учащиеся должны уметь:
· Читать целыми словами (сознательное, правильное, выразительное чтение).
· Темп чтения незнакомого текста 40-50 слов в минуту (индивидуально!).
·
Пересказывать
небольшой по объему текст с опорой на картинный план или
вопросы.
· Орфоэпически правильно произносить слова в предложенном для чтения текста.
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире , культуре, первоначальных этических представлений , понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) Использование разных видов чтения(выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части , озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных , учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи(повествование-создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность;
- средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения);
- различать на слух произведения различных жанров;
- знать наизусть 10 произведений классиков отечественной литературы.
должны уметь:
- правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами;
- темп чтения незнакомого текста 40 - 50 слов в минуту (в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка);
- читать художественные произведения по ролям;
- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нём предложения, подтверждающие устное высказывание;
- пересказывать небольшой по объёму текст с опорой на картинный план или вопросы;
- орфоэпически правильное произношение слов в предложенном для чтения тексте;
- ориентироваться в учебной книге с помощью содержания, уметь пользоваться вопросами и заданиями, помещёнными в учебнике;
- передавать впечатления от общения с природой с помощью высказываний и рисунков.
Тематическое планирование. 2 класс. Литературное чтение.
№ п/п |
Тема урока |
|
||
1 |
Введение Знакомство с учебником |
|
||
Самое великое чудо на свете (4 часа) |
|
|||
2. |
Выставка книг, прочитанных летом. Герои любимых книг. Игра «Крестики- нолики» |
|
||
3 |
Самое великое чудо на свете. |
|
||
4 |
Библиотеки..Для чего они существуют? |
|
|
|
5 |
Книги старинные и современные. Проект : «О чём может рассказать школьная библиотека». |
|
|
|
Устное народное творчество (15 часов) |
|
|
||
6 |
Устное народное творчество |
|
|
|
7 |
Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. |
|
|
|
8 |
Потешки, прибаутки-малые жанры устного народного творчества. |
|
|
|
9 |
Скороговорки, считалки, небылицы-малые жанры устного народного творчества. Ритм основа считалки. |
|
|
|
10 |
Загадки, пословицы, поговорки. Распределение загадок по тематическим группам. |
|
|
|
11 |
Выразительное чтение сказки Ю. Мориц «Сказка по лесу идет». |
|
|
|
12 |
Герои сказок. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». |
|
|
|
13 |
Характеристика героев сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики». |
|
|
|
14 |
Использование приёма звукописи при создании сказки. Русская народная сказка «Лиса и тетерев». |
|
|
|
15 |
Рассказывание сказки по плану. Русская народная сказка «Лиса и журавль». |
|
|
|
16 |
Бытовая сказка. Русская народная сказка «Каша из топора». |
|
|
|
17 |
Рассказывание сказки по иллюстрациям. Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (знакомство). |
|
|
|
18 |
Пересказ по плану. Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (деление на части).
|
|
||
19 |
Викторина по сказкам А.Шибаев «Вспомни сказку»
|
|
||
20 |
КВН «Обожаемые сказки» Проверь себя (№ 9 - 16). |
|
|
|
Люблю природу русскую. Осень (8 часов) |
|
|
||
21 |
Люблю природу русскую. Осень. |
|
|
|
22 |
Осенние картины природы Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...». |
|
|
|
23 |
Лирические стихотворения. К. Бальмонт «Поспевает брусника». А. Плещеев «Осень наступила», |
|
|
|
24 |
Настроение поэта. А. Фет «Ласточки пропали». |
|
|
|
25 |
«Осенние листья» - тема для поэтов. |
|
|
|
26 |
Средства художественной выразительности. В. Берестов «Хитрые грибы». В.Брюсов «Сухие листья», И.Токмакова «Опустел скворечник» |
|
||
27 |
Сравнение прозаического и поэтического текстов. М. Пришвин «Осеннее утро». И,Бунин «Сегодня так светло кругом» |
|
|
|
28 |
Проверь себя. Обобщение по разделу «Осень» |
|
|
|
Русские писатели. 14ч |
|
|
||
29 |
Сказочные чудеса. А.С. Пушкин «У Лукоморья». |
|
|
|
30 |
Лирические стихотворения. А.С. Пушкина. |
|
|
|
31 |
Средства художественной выразительности. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (знакомство). |
|
|
|
32 |
Картины моря в сказке. А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» |
|
|
|
33 |
План, пересказ. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
|
|
|
34 |
Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина» |
|
|
|
35 |
Басни. И. Крылов «Лебедь, щука и рак». |
|
|
|
36 |
Нравственный смысл басен. И. Крылов «Стрекоза и Муравей». |
|
|
|
37 |
Главная мысль в тексте. Л. Толстой «Старый дед и внучек». |
|
|
|
38 |
Характеристика героев. Л. Толстой «Филиппок». |
|
|
|
39 |
Подробный пересказ. Л. Толстой «Филиппок». |
|
|
|
40 |
Составление плана к рассказу. Л. Толстой «Правда всего дороже». «Котенок». |
|
|
|
41 |
Весёлые стихи. |
|
|
|
42 |
Проверь себя. Обобщение по разделу «Русские писатели» |
|
|
|
О братьях наших меньших. 12ч. |
|
|
||
43 |
О братьях наших меньших. Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем». |
|
|
|
44 |
Весёлые стихи. Б. Заходер «Плачет киска» И.Пивоварова «Жила-была собака», |
|
|
|
45 |
Заголовок стихотворения. В. Берестов «Кошкин щенок». |
|
|
|
46 |
Домашние животные |
|
|
|
47 |
Рассказы о животных. М. Пришвин «Ребята и утята». |
|
|
|
48 |
Пересказ по плану. М. Пришвин «Ребята и утята» . |
|
|
|
49 |
Знакомство с творчеством Е. Чарушина «Страшный рассказ». |
|
|
|
50 |
Пересказ по плану. Е. Чарушин «Страшный рассказ» |
|
|
|
51 |
Характеристика героев. Б. Житков «Храбрый утенок». |
|
|
|
52 |
Нравственный смысл поступков. В. Бианки «Музыкант». |
|
|
|
53 |
Художественный и научно-популярный текст .В.Бианки«Сова». |
|
|
|
54 |
Проверь себя. Обобщение. |
|
|
|
Из детских журналов. 9 часов |
|
|
||
55 |
Из детских журналов |
|
||
56 |
Д. Хармс «Игра». Проект: «Мой любимый детский журнал» |
|
||
57 |
Игра в стихи. Д. Хармс «Вы знаете?». |
|
|
|
58 |
Совершенствование дикции. Д. Хармс «Веселые чижи». |
|
|
|
59 |
Подбор заголовка к содержанию. Д. Хармс «Что это было?», |
|
|
|
60 |
Знакомство с творчеством Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог». |
|
|
|
61 |
Подбор рифмы. Ю. Владимиров «Чудаки». |
|
|
|
62 |
Выразительное чтение. А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка». |
|
||
63 |
Обобщение по разделу «Из детских журналов» |
|
|
|
Люблю природу русскую. Зима. 9ч |
|
|
||
64 |
Люблю природу русскую. Зима.. |
|
|
|
65 |
Стихи о первом снеге |
|
||
|
||||
66 |
Картины зимней природы. Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою». |
|
|
|
67 |
Настроение стихотворения. С. Есенин «Поет зима аукает». «Береза». |
|
|
|
68 |
Характеристика героев. Русская народная сказка «Два Мороза». |
|
|
|
69 |
Быль и сказочный текст. С.Михалков«Новогодняя быль». |
|
|
|
70 |
Ритм стихотворения. А.Барто «Дело было в январе». |
|
|
|
71 |
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» |
|
|
|
72 |
Игра «Поле-чудес» |
|
||
|
||||
Писатели – детям. 17ч |
|
|
||
73 |
Писатели – детям. |
|
||
74 |
Рифма. К. Чуковский «Путаница». |
|
||
75 |
Настроение стихотворения. К. Чуковский «Радость». |
|
|
|
76 |
Авторское отношение к изображаемому. К. Чуковский «Федорино горе». |
|
||
77 |
Приём звукописи. К. Чуковский «Федорино горе». |
|
||
78 |
Чтение по ролям. С. Маршак «Кот и лодыри». |
|
||
79 |
Эпическое стихотворение. С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». |
|
|
|
80 |
Деление текста на части. С. Михалков «Мой щенок». |
|
|
|
81 |
Стихи о детских забавах. А. Барто «Веревочка». |
|
|
|
82 |
Поступки героев.А. Барто «В школу», «Мы не заметили жука» |
|
|
|
83 |
Выразительное чтение. А.Барто «Вовка –добрая душа» |
|
|
|
84 |
Юмористические рассказы для детей. Н. Носов «Затейники». |
|
|
|
85 |
Юмористический рассказ. Н.Носов«Живая шляпа». |
|
||
86 |
Герои юмористического рассказа. Н.Носов«Живая шляпа». |
|
||
87 |
Пересказ по картинному плану. Н. Носов «На горке». |
|
||
88 |
Пересказ по самостоятельно составленному плану. Н. Носов «На горке». |
|
||
89 |
Обобщение по разделу «Писатели-детям» |
|
||
Я и мои друзья. 10 ч |
|
|
||
90 |
Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты» |
|
|
|
91 |
Стихи о дружбе и обидах. В.Лунин «Я и Вовка» |
|
|
|
92 |
Смысл названия рассказа. Н. Булгаков «Анна, не грусти!». |
|
|
|
93 |
Соотнесение названия с пословицей. Ю. Ермолаев «Два пирожных!». |
|
|
|
94 |
Рассказы о дружбе, взаимовыручке. В. Осеева «Волшебное слово». |
|
|
|
95 |
Пересказ от лица автора. В.Осеева «Волшебное слово». Честность и ответственность за свои поступки. |
|
|
|
96 |
Честность и ответственность за свои поступки. В. Осеева «Хорошее». |
|
|
|
97 |
Задаём вопросы к тексту. В. Осеева «Почему?». |
|
|
|
98 |
Анализируем, делаем выводы. В. Осеева «Почему?». |
|
|
|
99 |
Проверь себя. Обобщение по разделу «Я и мои друзья» |
|
||
|
Люблю природу русскую. Весна.(9ч)
|
|
||
100 |
Люблю природу русскую. Весна. |
|
||
101 |
Стихи Ф. Тютчева о весне |
|
|
|
102 |
Стихи А. Плещеева о весне. |
|
|
|
103 |
Настроение стихотворения. А. Блок «На лугу». |
|
|
|
104 |
Приём контраста в создании картин зимы и весны. С. Маршак «Снег уже теперь не тот». |
|
|
|
105 |
Выразительное чтение. И. Бунин «Матери». |
|
|
|
106 |
Картины природы. А. Плещеев «В бурю». |
|
|
|
107 |
Стихи о маме. Е.Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел». |
|
|
|
108 |
Проверь себя. Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» |
|
||
И в шутку и всерьёз. 14 ч. |
|
|
||
109 |
И в шутку и всерьёз.. |
|
||
110 |
Знакомство с творчеством Б.Заходера. |
|
||
111
|
Юмористическое произведение. Б. Заходер «Песенки Вини-Пуха». |
|
||
112 |
Анализ заголовка. Б. Заходер «Песенки Вини-Пуха». |
|
||
113 |
Особенности юмористического произведения. Э. Успенский «Чебурашка». |
|
|
|
\114 |
Составление плана. Э.Успенский«Чебурашка», «Если был бы я девчонкой». |
|
|
|
115 |
Стихи Э. Успенского «Над нашей квартирой», «Память» |
|
||
116 |
Инсценирование стихотворений В. Берестова «Знакомый», «Путешественники». |
|
|
|
117 |
Чтение стихотворений на основе ритма. И. Токмакова «Плим», «В чудной стране». |
|
|
|
118 |
Весёлые рассказы. Г. Остер «Будем знакомы». |
|
|
|
119 |
Характеристика героев. Г. Остер «Будем знакомы» |
|
|
|
120 |
Восстановление последовательности событий. В. Драгунский «Тайное становится явным». |
|
|
|
121 |
Пересказ по плану. В. Драгунский «Тайное становится явным» |
|
||
122
|
Проверь себя. Обобщение по разделу «И в шутку и в серьез» |
|
||
Литература зарубежных стран. 12 ч |
|
|||
123 |
Литература зарубежных стран |
|
||
124 |
Сравнение русских и зарубежных песенок. Американская и английская народные песни. |
|
||
125
|
Французская народная песня «Сюзон и мотылек». Английская народная песня «Храбрецы» Немецкая народная песня «Знают мамы, знают дети» |
|
||
126 |
Знакомство с творчеством Ш. Перро «Кот в сапогах». |
|
|
|
127 |
Деление текста на части. Ш. Перро «Кот в сапогах» |
|
||
128 |
Герои русских и зарубежных сказок. Ш. Перро «Красная шапочка». |
|
|
|
129 |
Сюжеты литературных сказок разных стран. Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». |
|
||
130 |
Эни Хогарт «Мафии и паук» Знакомство. |
|
|
|
131 |
Эни Хогарт «Мафии и паук» Деление на части. |
|
||
132 |
Обобщение по разделу. Проверь себя |
|
|
|
133 |
КВН «Цветик-семицветик». Проект : «Мой любимый писатель сказочник». |
|
|
|
134 |
Проект : «Мой любимый писатель сказочник». |
|
|
|
135 136 |
Резервный : повторение Резервный : повторение |
|
Лист корректировки календарно – тематического планирования
№ урока |
Тема |
Дата проведения |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
|
По плану |
По факту |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.