МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Саратовской области
Комитет по образованию администрации Балашовского муниципального района Саратовской области
МБОУ СОШ №9 имени П.А.Столыпина г.Балашова Саратовской области
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №9 имени П.А. Столыпина г. Балашова Саратовской области
протокол № ___ |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №9 имени П.А. Столыпина г. Балашова Саратовской области
_______________Т.Н. Смотрова «____»______________2023 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 9 имени П.А. Столыпина г. Балашова Саратовской области ____________А.Г. Рыжков Приказ № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9А КЛАССА,
НАХОДЯЩИХСЯ НА НАДОМНОМ ОБУЧЕНИИ
Составила учитель русского языка и
литературы -Чичкова Лилия Ярославовна
2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы (название) Рабочей программы по русскому языку – предметная линия учебников под ред. М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской 5-9 классы. Москва «Просвещение» 2018 г., УМК «Русский язык», под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, М. 2020 г.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения.
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю. Срок реализации настоящей программы один год.
Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ОВЗ
Имея одинаковое содержание и задачи обучения, рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в использовании особых приёмов и методов при объяснении нового материала и проверки степени усвоения знаний; в отборе материала для уроков и домашних заданий.
Таким образом, полностью сохраняя структуру, цели и задачи, программа составлена в расчёте как на обучение детей с нарушением слуха, зрения и центральной нервной системы в 9 классе, так и на программу массовой школы.
1. Планируемые результаты освоения курса русского языка в 9 классе
Личностные результаты:
1) Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
2) Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
3) Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) Владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
2) Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества.
2) Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом.
3) Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц.
4) Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления.
5)Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
6) Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
7) Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
8) Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
9) Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания пи анализе текстов художественной литературы.
2. Содержание программы
Общие сведения о языке
Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства, общества; понимать внутренние и внешние функции русского языка и уметь рассказать о них.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог- рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 140–160 слов; словарного диктанта объёмом 35–40 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 140–160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение пятого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями).
Текст
Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста.
Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи.
Находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение- доказательство, оценочные высказывания.
Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке.
Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров.
Создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме.
Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более предложений или объёмом не менее 6–7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль); классные сочинения объёмом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы.
Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста. Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее
280 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 300 слов).
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста – целостность, связность, информативность).
Функциональные разновидности языка
Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля; основные особенности языка художественной литературы; особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении. Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста; понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям
языка.
Использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания реферата.
Составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат.
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка. Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение.
Система языка
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация Сложносочинённое предложение
Выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного
предложения.
Распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые).
Характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
Выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.
Понимать особенности употребления сложносочинённых предложений в речи. Соблюдать основные нормы построения сложносочинённого предложения.
Понимать явления грамматической синонимии сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами; использовать соответствующие конструкции в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых предложений.
Применять правила постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях.
Сложноподчинённое предложение
Распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения.
Различать подчинительные союзы и союзные слова.
Различать виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения.
Выявлять сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели).
Выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей.
Понимать явления грамматической синонимии сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами; использовать соответствующие конструкции в речи.
Соблюдать основные нормы построения сложноподчинённого предложения. Понимать особенности употребления сложноподчинённых предложений в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений.
Применять нормы построения сложноподчинённых предложений и правила постановки знаков препинания в них.
Бессоюзное сложное предложение
Характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.
Соблюдать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения.
Понимать особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений.
Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в речи; применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи
Распознавать типы сложных предложений с разными видами связи.
Соблюдать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи.
Употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи.
Применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Прямая и косвенная речь
Распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью.
Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание.
Соблюдать основные нормы построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании.
Применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании.
3.Тематическое планирование программы
Содержание |
Кол-во часов |
Из них: |
|
кол-во контр. работ |
уроки развития речи |
||
Повторение изученного в 5-8 классах |
2 |
1 |
- |
Сложное предложение. Культура речи |
2 |
- |
1 |
Сложносочиненные предложения |
2 |
1 |
|
Сложноподчиненные предложения |
14 |
1 |
2 |
Бессоюзное сложное предложение |
6 |
1 |
1 |
Сложные предложения с различными видами связи |
3 |
1 |
1 |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах |
3 |
1 |
- |
ИТОГО: |
33 |
6 |
5 |
Календарно-тематическое
планирование уроков русского языка в
9А классе для обучающейся ФИ __________, находящейся на надомном обучении
На изучение русского языка в 9 классе по учебному плану отводится 33 часа.
Из них:
· уроков развития речи - 4;
· контрольных работ – 5.
№
|
Раздел, тема урока |
Кол- во часов |
Дата проведения урока |
|
По плану |
По факту |
|||
1 |
Повторение пройденного в 5-8 классах. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология |
1 |
06.09.2023 |
06.09.2023 |
2 |
Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции. |
1 |
13.09.2023 |
13.09.2023 |
3 |
Входная диагностическая работа |
1 |
20.09.2023 |
20.09.2023 |
4 |
Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений |
1 |
27.09.2023 |
27.09.2023 |
5 |
Союзные и бессоюзные сложные предложения. Союзные сложные предложения |
|
04.10.2023 |
04.10.2023 |
6 |
Сложносочиненное предложение |
1 |
11.10.2023 |
11.10.2023 |
7 |
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. |
1 |
18.10.2023 |
18.10.2023 |
8 |
Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение» |
1 |
25.10.2023 |
25.10.2023 |
9 |
Сложноподчинённое предложение и его особенности. Средства связи частей сложноподчиненного предложения. Союзы и союзные слова. |
1 |
08.11.2023 |
08.11.2023 |
10 |
Главное и придаточные предложения. |
1 |
15.11.2023 |
15.11.2023 |
11 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. |
1 |
22.11.2023 |
22.11.2023 |
12 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. |
1 |
29.11.2023 |
29.11.2023 |
13 |
Р.р. Сжатое изложение |
1 |
06.12.2023 |
06.12.2023 |
14 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные образа действия и степени. |
1 |
13.12.2023 |
13.12.2023 |
15 |
Р.р. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (в формате ОГЭ) |
1 |
20.12.2023 |
20.12.2023 |
16 |
Придаточные предложения места и времени .Придаточные предложения условные. |
1 |
27.12.2023 |
|
17 |
Придаточные предложения причины и цели, следствия. |
1 |
10.01.2024 |
|
18 |
Придаточные предложения сравнительные и уступительные |
1 |
17.01.2024 |
|
19 |
Придаточные предложения присоединительные. |
1 |
24.01.2024 |
|
20 |
Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения» |
1 |
31.01.2024 |
|
21 |
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. |
1 |
07.02.2024 |
|
22 |
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. |
1 |
14.02.2024 |
|
23 |
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. |
1 |
21.02.2024 |
|
24 |
Тире в бессоюзном сложном предложении. |
1 |
28.02.2024 |
|
25 |
Р.р. Контрольное сочинение – рассуждение. |
1 |
06.03.2024 |
|
26 |
Контрольная работа по теме «Бессоюзное предложение» |
1 |
13.03.2024 |
|
27 |
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью. Знаки препинания в предложениях с различными видами связи |
1 |
20.03.2024 |
|
28 |
Авторские знаки препинания |
1 |
03.04.2024 |
|
29 |
Р.р. Сжатое изложение |
1 |
10.04.2024 |
|
30 |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах |
1 |
17.04.2024 |
|
31 |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах |
1 |
24.04.2024 |
|
32 |
Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ |
1 |
07.05.2024 |
|
33 |
Анализ итоговой контрольной работы в формате ОГЭ |
1 |
15.05.2024 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.