Рабочая программа
по учебному предмету «Технология»
для 4 «Б» класса
(Школа России)
Учитель начальных классов:
Богданова Ксения Юрьевна
г. Рыбинск,
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» составлена в соответствии с нормативными документами:
•
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N 273-ФЗ
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.
• Основная образовательная программа начального общего образования СОШ № 3 (приказ от 30.08.2016 № 01-05/86-02).
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254" (Зарегистрирован 02.03.2021 № 62645)
• Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования СОШ № 3, вариант 7.1 (Приказ от 30.08.2016 № 01-05/86-02)
• Рабочая программа воспитания начального уровня общего образования (протокол педсовета от 18.05.2021 № 8). Модуль «Школьный урок» (пункт 3.1)
• Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года N 26
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"
• Программа «Цифровая образовательная среда СОШ №3» (протокол педсовета от 11.01.2021 № 4)
• «Положение о рабочей программе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3» (протокол педсовета от 26.03.2020 №4)
• «Положение о взаимодействии психолого-педагогической службы школы и педагогов СОШ № 3» (от 26.03.2020 № 4)
• «Программа перехода школы в эффективный режим работы и получения положительной динамики обучающихся на 2020-2023г.г.» (протокол от 22.05.2020 №6)
Цель изучения предмета «технология»:
— развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи:
• стимулировать и развивать любознательность, интерес к технике, потребность познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
• формировать целостную картину мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
• формировать мотивацию успеха и достижений, творческую самореализацию на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
• формировать первоначальные конструкторско-технологических знания и умения;
• развивать знаково-символическое и пространственное мышление, творческое и репродуктивное воображение (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческое мышление (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
• развивать регулятивную структуру деятельности, включающую целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
• формировать внутренний план деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
• развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
• ознакомлять с миром профессий (в том числе профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;
• формировать первоначальные умения передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
• формировать духовно-нравственное развитие учащихся; нравственно-этический и социально-исторический опыта человечества, отражённый в материальной культуре; эмоционально-ценностное отношение к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомить с современными профессиями;
• формировать идентичность гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развивать способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека;
• формировать мотивы и ценностей в сфере отношений к природе, в сфере основ здорового и безопасного образа жизни, духовно-нравственного и художественно-эстетического сознания.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.
Авторская программа по технологии Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение» 2014
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2014
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 4 класс. Рабочая тетрадь – М., Просвещение, 2014.
Электронное приложение к курсу Лутцевой Е.А., Зуевой Т.П «Технология».
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. - М., Просвещение, 2014
Место предмета в учебном плане.
На изучение технологии в 4 классе - 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Содержание рабочей программы (34 часа).
Раздел 1. «Информационный центр» (4 ч.)
Вспомним, обсудим! Информация. Интернет. Создание текста на компьютере.
Создание презентаций. Программа PowerPoint.
Проверим себя (по разделу «Информационный центр»).
Раздел 2. «Проект “Дружный класс”» (3 ч.)
Презентация класса. Эмблема класса. Папка «Мои достижения».
Проверим себя (по разделу «Проект “Дружный класс”»).
Раздел 3. «Студия “Реклама”» (4 ч.)
Реклама. Упаковка для мелочей. Коробочка для подарка. Упаковка для сюрприза.
Проверим себя (по разделу «Студия “Реклама”»).
Раздел 4. «Студия “Декор интерьера”» (5 ч.)
Интерьеры разных времён. Художественная техника «декупаж».Плетёные салфетки.
Цветы из креповой бумаги.
Сувениры на проволочных кольцах. Изделия из полимеров.
Проверим себя (по разделу «Студия “Декор интерьера”»).
Раздел 5. «Новогодняя студия» (3 ч.)
Новогодние традиции.
Игрушки из трубочек для коктейля. Игрушки из зубочисток.
Проверим себя (по разделу «Новогодняя студия»).
Раздел 6. Студия “Мода”» (7 ч.)
История одежды и текстильных материалов. Исторический костюм.
Одежда народов России. Синтетические ткани.
Твоя школьная форма. Объёмные рамки.
Аксессуары одежды. Вышивка лентами.
Проверим себя (по разделу «Студия “Мода”»).
Раздел 7. «Студия “Подарки”» (8 ч.)
Плетёная открытка. Открытка с лабиринтом. Весенние цветы.
Проверим себя (по разделу «Студия “Подарки”»).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«технология».
В результате изучения учебного предмета «Технологии» обучающиеся на уровне начального общего образования:
• получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
• получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
• получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
• научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;
• приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико‑ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
• Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся научится:
• иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
• планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
обучающийся получит возможность научиться:
• уважительно относиться к труду людей;
• понимать культурно историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
• применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Обучающийся получит возможность научиться:
• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
• соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно эстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
• выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютерами другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
• пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
• пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
Обучающийся получит возможность научиться пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Работа с информацией
Обучающийся научится:
• читать несложные готовые таблицы;
• заполнять несложные готовые таблицы;
• читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• читать несложные готовые круговые диаграммы;
• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
• составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
• распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
• планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
• интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Поурочно – тематическое планирование.
№ п/п |
Тема урока |
Содержание урока |
Характеристика деятельности учащегося. |
|
Информационный центр (4 ч.) |
||
1. |
Вспомним и обсудим!
|
Повторение изученного в 3 классе материала. Общее представление о требованиях к изделиям (прочность, удобство, красота). Сравнение изделий, строений по данным требованиям. Повторение ранее изученных понятий в форме кроссвордов. Решение и составление кроссвордов на конструкторско-технологическую тематику (по группам)
|
Самостоятельно: - анализировать графические изображения по вопросам к ним; - наблюдать и сравнивать художественно-конструкторские особенности различных изделий, делать выводы; - организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда, осуществлять сотрудничество в малой группе; - искать, отбирать и использовать необходимую информацию из разных источников; - использовать свои знания для решения технологических кроссвордов, составлять аналогичные кроссворды; - оценивать результаты своей работы и работы одноклассников; - обобщать (называть) то новое, что освоено; - искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете |
2. |
Информация. Интернет. .
|
Введение понятий «информация», «Интернет» . Повторение правил работы на компьютере, названий и назначений частей компьютера. Знакомство с назначением сканера. О получении информации человеком с помощью органов чувств. Книга (письменность) как древнейшая информационная технология.
|
Самостоятельно: - анализировать способы получения информации человеком в сравнении с возможностями компьютера; - выполнять правила безопасного пользования компьютером; - организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; - осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе; - оценивать результаты своей работы и работы одноклассников; - обобщать (называть) то новое, что освоено. С помощью учителя: - исследовать возможности и осваивать приёмы работы с Интернетом для поиска необходимой учебно-познавательной информации; - обсуждать и рассуждать с опорой на вопросы учебника и учителя, делать выводы о наблюдаемых явлениях; - осваивать способы создания и обработки текстов, тематических таблиц в компьютере, создания простейших презентаций в программе Power Point; - искать, отбирать и использовать необходимую информацию из разных источников; - выполнять практическую работу с опорой на инструкцию, рисунки и схемы; - обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки
|
3. |
Информация. Интернет.
|
Интернет – источник информации. Освоение алгоритма поиска информации технологического и другого учебного содержания в Интернете Создание таблиц в про- грамме Word. Использование таблиц для выполнения учебных задании |
|
4. |
Создание презентаций. Программа Power Point.
|
Введение понятий «презентация», «компьютерная презентация». 3накомство с возможностями программы Power Point. Создание компьютерных презентаций с использованием рисунков и шаблонов из ресурса компьютера. Создание презентаций по разным темам учебного курса технологии и других учебных предметов. Проверим себя. Проверка знаний и умении по теме. |
|
|
Проект «Дружный класс» (3 ч.) |
||
5. |
Презентация класса (проект).
|
Выбор тем страниц презентации, стиля их оформления. Распределение работы по группам. Распечатывание страниц презентации. Определение способа сборки альбома. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление компьютерной презентации класса на основе рисунков и шаблонов из ресурса компьютера с последующим распечатыванием страниц и оформлением в форме альбома, панно, стенда и т. П.
|
Самостоятельно: - организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; - осуществлять сотрудничество в малoй группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли; - использовать полученные знания и умения в схожих и новых ситуациях; - анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий; - наблюдать и сравнивать дизайн предложенных образцов страниц, делать выводы о наблюдаемых явлениях; - формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения проекта, обосновывать выбор оптимального решения; - выполнять правила безопасного пользования компьютером; - выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; - искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; - обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки. С помощью учителя: - открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (способы оформления страниц, материалы и способы соединения деталей эмблемы, её крепления на различных поверхностях и др.); - планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; - обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки
|
6. |
Эмблема класса.
|
3накомство с понятием « эмблема». Требования к эмблеме (схематичность, отражение самого существенного с целью узнавания отражаемого события или явления). Обсуждение вариантов эмблемы класса. Работа в группах. Изготовление эскизов эмблем. Подбор конструкций эмблем, технологий их изготовления. Выбор окончательного варианта эмблемы класса по критериям: требования к содержанию эмблемы, прочность, удобство использования, красота. Подбор материалов и инструментов. Изготовление эмблемы класса с использованием известных способов и художественных техник, а также освоенных возможностей компьютера
|
|
7. |
Папка «Мои достижения».
|
Обсуждение возможных конструкций папок и материалов с учётом требований к изделию (удобство, прочность, красота), замков, вариантов оформления папок. Папки, упаковки для плоских и объёмных изделий. Обсуждение способов расчёта размеров папки. Выбор своей конструкции каждым учеником. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление папки (упаковки) достижений на основе ранее освоенных знаний и умений. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме
|
|
|
Студия «Реклама» (4 ч.) |
||
8. |
Реклама и маркетинг.
|
Знакомство с понятиями «реклама.), «маркетолог» , «маркетинг», « дизайнер ». Виды рекламы (звуковая, зри тельная, зрительно-звуковая). Назначение рекламы, профессии людей, участвующих в рекламной деятельности. Художественные приёмы, используемые в рекламе. Индивидуальная или групповая работа по созданию рекламы известных ученикам изделий, товаров
|
Самостоятельно: - организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; - осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли; - использовать полученные знания и умения о развёртках, чертежах, чертежных инструментах для выполнения практических работ; - анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления папок, коробок-упаковок; - формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения; - планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; - выполнять практическую работу с опорой на чертежи, рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; - искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; - обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки. С помощью учителя: - наблюдать и сравнивать особенности рекламных продуктов, конструкций коробок, способов изготовления объёмных упаковок; - делать выводы о наблюдаемых явлениях; - открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (способы построения форм развёрток, расчёта их размеров, способы изготовления замков, оформления, подбор материалов и др.); - обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки
|
9. |
Упаковка для мелочей.
|
Виды упаковок, назначение упаковок. Требования к упаковкам (к конструкциям и материалам). Конструкции упаковок-коробок. Преобразование развёрток (достраивание, изменение размеров и формы). Расчёт размеров упаковок и их развёрток. Подбор материалов и способов оформления. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление упаковок для мелочей из развёрток разных форм с расчётом необходимых размеров |
|
10. |
Коробочка для подарка.
|
Конструкции упаковок коробок. Расчёт размеров упаковок и их развёрток. Варианты замков коробок. Подбор материалов и способов оформления. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление коробочек для сюрпризов из развёрток разных форм с расчётом необходимых размеров
|
|
11. |
Упаковка для сюрприза.
|
Построение развёрток пирам ид с помощью шаблонов (l-й способ) и с помощью циркуля (2-й способ). Способы изменения высоты боковых граней пирамиды. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление упаковок пирамидальной формы двумя способами. Проверим себя. Проверка знаний и умении по теме |
|
|
Студия «Декор интерьера» (5 ч.) |
||
12. |
Интерьеры разных времён.
|
Художественная техника «декупаж». Знакомство с понятиями: «интерьер», «декупаж». Использование разных материалов, элементов декора в интерьерах разных эпох и уровней достатка. Декор интерьеров. Художественная техника декупажа. Её история. Приёмы выполнения декупажа. Изготовление изделий (декорирование) в художественной технике «декупаж».
|
Самостоятельно: - организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; - осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли; _ использовать полученные знания и умения по обработке бумаги, картона, ткани для выполнения практических работ; _ анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий; _ наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделий, особенности технологий их изготовления, делать выводы о наблюдаемых явлениях; _ формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения; _ планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; _ выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действий, корректировать конструкцию и технологию изготовления; _ искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; _ обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки. С помощью учителя: - наблюдать и сравнивать интерьеры разных времён и стилей, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, конструктивные и технологические особенности разных художественных техник, приёмы их выполнения; - открывать новые знания и умения, решать ·.конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, пробные упражнения, исследования (понятия «интерьер», «декупаж», «полимеры», приёмы выполнения декупажа, плетения по кругу, свойства и приёмы обработки креповой бумаги, пенопласта, подвижное проволочное соединение деталей, свойства и приём); - обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки, формулировать аналогичные задания
|
13. |
Плетёные салфетки.
|
Различное назначение салфеток. Материалы, из которых можно изготавливать салфетки. Способы изготовления салфеток. Использование чертёжных инструментов для разметки деталей плетёных салфеток. использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление плетёных салфеток с помощью чертёжных инструментов |
|
14. |
Цветы из креповой бумаги.
|
Повторение свойств креповой бумаги. Сравнение свойств креповой бумаги со свойствами других видов бумаги. Технология обработки креповой бумаги (сравнение и перенос известных способов обработки). Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление цветов из креповой бумаги
|
|
15. |
Сувениры на проволочных кольцах.
|
Повторение способов соединения деталей. Соединение деталей на крючках. Свойства тонкой проволоки, придание спиралевидной и кольцевой формы проволоке путём её накручивания на стержень. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление изделий из картона с соединением деталей проволочными кольцами и петлями. |
|
16. |
Изделия из полимеров.
|
Введение понятия «полимеры». Использование полимеров в нашей жизни. Свойства поролона, пенопласта, полиэтилена в сравнении между собой и со свойствами других известных материалов. Повторение правил безопасной работы канцелярским ножом. Упражнение в обработке пенопласта - тонкого (пищевые лотки) и толстого (упаковка техники). Использование ранее освоенных .знаний и умений. Изготовление изделий из тонкого и толстого пенопласта. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме |
|
|
Новогодняя студия (3 ч.) |
||
17. |
Новогодние традиции.
|
История новогодних традиций России и других стран. Главные герои новогодних праздников разных стран. Комбинирование бумажных материалов. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление новогодних игрушек с объёмными слоёными деталями из креповой бумаги |
Самостоятельно: - организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; - осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли; - использовать полученные знания и умения по обработке бумаги, картона, полимеров для выполнения практических работ; - анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления игрушек; - наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделий, особенности технологий их изготовления; - делать выводы о наблюдаемых явлениях; - формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения; - планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; - выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; - искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; - обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки. С помощью учителя: - наблюдать и сравнивать конструктивные особенности изделий, технологии их изготовления, свойства изучаемых материалов, -способы их обработки, способы соединения разных материалов; - открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения, исследования (способ получения объёмной формы из креповой бумаги, способы изготовление призм, пирамид, звёзд из зубочисток и трубочек для коктейля); - обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки, формулировать аналогичные задания |
18. |
Игрушки из зубочисток.
|
Знакомство с понятиями, относящимися к объёмным геометрическим фигурам: вершина и ребро. Узнавание и называние объёмных геометрических фигур. Нахождение и счёт вершин и рёбер фигур. Подбор материалов для изготовления моделей объёмных геометрических фигур по заданным требованиям к конструкции. Использование зубочисток, пробок из пробкового дерева и других материалов или изделий в качестве деталей конструкций. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление игрушек объёмных геометрических форм из зубочисток с их закреплением в углах с помощью пробок, пенопласта, пластилина и т. п.
|
|
19. |
Игрушки из трубочек для коктейля.
|
Свойства пластиковых трубочек для коктейля. Использование данных свойств для подбора технологии изготовления новогодних игрушек (связывание, резаHиe' нанизывание на нитку или тонкую проволоку). Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление игрушек из трубочек для коктейля путём их нанизываHия на нитку или тонкую проволоку . Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме
|
|
Студия «Мода» (7 ч.) |
|||
20. |
История одежды и текстильных материалов.
|
Мода разных времён. Особенности материалов одежды разных времён. Профессии людей, создающих моду и одежду. Виды тканей натурального и искусственного происхождения. Использование ранее освоенных знаний и умений. Проектное задание по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей. Подбор образцов тканей для коллекции
|
Самостоятельно: - организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; - осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли; - использовать полученные знания и умения об обработке текстиля, бумаги и картона для выполнения практических работ; - исследовать свойства тканей натурального и искусственного происхождения, выбирать ткани для своих работ по свойствам и происхождению; - анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий из тканей, комбинированных изделий; - формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения; - планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; - выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; - искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; -- обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки. С помощью учителя: - наблюдать и сравнивать конструктивные особенности изделий, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, технологические приёмы, делать выводы о наблюдаемых явлениях; - открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (приёмы оклеивания картонной основы тканью с формированием сборок и складок, способы изготовления силуэтов фигур человека, приёмы вышивки крестообразной строчкой и её вариантами, узкими лентами, приёмы изготовления объёмной рамки для композиции и др.); - знакомиться с историей костюма, культурой народов России и мира; - обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки
|
21. |
Исторический костюм.
|
Мода разных времён. Особенности фасонов одежды разных времён. Основные конструктивные особенности платьев разных эпох. Оклеивание картонных деталей тканью. Изготовление складок из ткани на картонной детали. Проект «Костюм эпохи». Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи
|
|
22. |
Одежда народов России.
|
Национальная одежда народов России. Основные составляющие женского (рубаха, юбка-понёва, фартук, сарафан) и мужского (рубаха, порты, кушак) платья. Основные материалы национальной одежды (лён, хлопчатобумажная ткань). Головные уборы девушек и замужних женщин разных губерний России. История женских головных уборов, их современные фасоны. Проект «Национальный исторический костюм». Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление плоскостной картонной модели народного или исторического костюма народов России
|
|
23. |
Синтетические ткани.
|
Синтетические ткани, их происхождение. Свойства синтетических тканей. Сравнение свойств синтетических и натуральных тканей. Использование специфических свойств- синтетических тканей для изготовления специальной защитной одежды. Профессии людей, в которых используются специальные костюмы. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление коллекции тканей Изготовление вариантов школьной формы для картонных кукол |
|
24. |
Объёмные рамки.
|
Повторение знаний о чертеже, линиях чертежа и условных обозначениях, о чертёжных инструментах. Расчёт размеров рамок. Получение объёма складыванием. Проработка сгибов биговкой. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление объёмных рамок для плоскостных изделий с помощью чертежных инструментов |
|
25. |
Аксессуары одежды.
|
Виды аксессуаров одежды. Отделка аксессуаров вышивкой. Освоение строчки крестообразного стежка и его |
|
26. |
Вышивка лентами.
|
Об истории вышивки лентами. Выбор материалов для вышивки. Вдевание в иглу и закрепление тонкой ленты на ткани в начале и конце работы. Некоторые доступные приёмы вышивки лентами. Разметка рисунка для вышивки. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление вышивок тонкими лентами, украшение изделий вышивками тонкими лентами. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме |
|
|
Студия «Подарки» (8 ч.) |
||
27. |
Плетёная открытка.
|
Особенности конструкций ранее изготовленных сложных открыток. Конструктивная особенность плетёной открытки. Выбор размера и сюжетов оформления открытки в зависимости от её назначения. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление открытки сложной конструкции по заданным требованиям к ней (размер, оформление и др.)
|
Самостоятельно: - организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; - осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли; - использовать полученные знания о развёртках, чертежах, чертёжных инструментах и умения работать с ними для выполнения' практических работ; - анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий, делать выводы о наблюдаемых явлениях; - формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения. С помощью учителя: - открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (особенности конструкций изделий и их изготовление); - планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; - выполнять практическую работу с опорой на чертежи, рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; - искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; - обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки; - обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки |
28. |
День защитника Отечества.
|
О наиболее значимых победах Российского государства в разные времена. Царь-пушка, её история. Групповой проект. Использование других ранее освоенных знаний и умений (изготовление объёмных деталей по чертежам и др.). Изготовление макета Царь-пушки или объёмного макета другого исторического военного технического объекта
|
|
29. |
Весенние цветы.
|
Об истории Международного женского дня 8 Марта. Особенности конструкций ранее изготовленных сложных открыток, узнавание в них ранее освоенных художественных техник. Подбор технологии изготовления представленных образцов цветков из числа известных. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление цветков сложных конструкций на основе ранее освоенных знаний и умений. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме |
|
30. |
История игрушек. Игрушка-попрыгушка.
|
Общее представление о происхождении и назначении игрушек. Материалы, из которых изготавливали и изготавливают игрушки. Российские традиционные игрушечные промыслы. Современные игрушки (механические, электронные, игрушки-конструкторы и др.). Их развивающие возможности. Игрушки с подвижными механизмами. Конструкции подвижных механизмов. Раздвижной подвижный механизм. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление игрушек с раздвижным подвижным механизмом |
Самостоятельно: - организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; - осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли; - использовать полученные знания и умения по обработке бумаги, картона, ткани и других. материалов для выполнения практических работ; - анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления игрушек; - формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения; - планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; - выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; - искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; - обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки. С помощью учителя: - наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделий, технологии их изготовления, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, способы подвижного и неподвижного соединения разных материалов; - открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения, исследования (конструктивные особенности механизмов игрушек-попрыгушек, качающихся игрушек, игрушек типа «Щелкунчик», игрушек с рычажным механизмом); - знакомиться с традициями и творчеством мастеров-игрушечников родного края и России; - обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки, формулировать аналогичные задания |
31. |
Качающиеся игрушки.
|
Сравнение конструктивных особенностей изделий и их качающихся механизмов. Изготовление качающегося механизма складыванием деталей. Использование щелевого замка. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление игрушек с качающимся механизмом из сложенных деталей. Использование щелевого замка
|
|
32. |
Подвижная игрушка «Щелкунчик».
|
Подвижный механизм типа «Щелкунчик». Особенности его конструкции и изготовления. Использование щелевого замка. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление игрушек с подвижным механизмом типа «Щелкунчик»
|
|
33. |
Игрушка с рычажным механизмом.
|
Рычажный механизм. Особенности его конструкции и изготовления. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление игрушек с рычажным механизмом
|
|
34. |
Подготовка портфолио.
|
Отбор и обсуждение зачётных работ за все четыре года обучения
|
Самостоятельно: - организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; - осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли; - использовать полученные знания и умения для выполнения практических работ; - анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий, делать выводы о наблюдаемых явлениях; - формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения; - открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (особенности конструкций изделий и их изготовление); - планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; - выполнять практическую работу с опорой на чертежи, рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; - искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; - обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки
|
Организационно-педагогические условия реализации программы.
В 4Б классе обучаются ___ ребёнка. Из них ___ учащихся с ОВЗ:
В своей работе руководствуюсь:
· «Положением о рабочей программе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 (протокол педсовета от 26.03.2020 № 4)
· Приложением 3. Особенности развития учащихся с ОВЗ
· Приложением 4. Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
· Приложением 5. Нормы оценивания предметных знаний учащихся. Критерии оценивания видов деятельности учащихся.
· Приложение 6. Методический инструментарий к проведению уроков по предметам в начальной школе и среднем звене для школьников с ограниченными возможностями здоровья.
· Приложение 7. Методический инструментарий к проведению уроков по предметам в начальной школе и среднем звене для учащихся общеобразовательных классов.
· Приложение 8. Перечень цифровых образовательных ресурсов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.