Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я- пешеход и пассажир»
для 1 «Б» класса
спортивно-оздоровительное направление
Учитель начальных классов: Воронова Ксения Юрьевна
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир» составлена на основе программы Н.Ф. Виноградовой и предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Актуальность программы.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данных занятий во внеурочной деятельности в начальной школе.
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Задачи программы:
1. Обучение школьников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
2. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
4. Воспитание любви к ближнему: ценности чужой жизни.
Общая характеристика учебного курса.
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения – социальная. К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС, относится способность к решению учебно - практических и учебно-познавательных задач на основе:
· системы знаний о природе, обществе, человеке;
· умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
· коммуникативных и информационных умений;
· системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Это направление внеурочной деятельности включает практическую деятельность детей в рамках занятий курса «Я — пешеход и пассажир». Несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам приводит к многочисленным потенциально опасным ситуациям на дорогах. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса внеурочной деятельности в начальной школе. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Программа построена с учетом следующих принципов:
· доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;
· личностно-ориентированная направленность курса
· актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
· линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
· деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально- наглядной опоре познавательной деятельности.
С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы:
· Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоениям младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося.
· Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
· Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.
Описание места учебного курса в учебном плане.
Изучение курса «Я — пешеход и пассажир» проводится в 1-4 классах. В соответствии с учебным планом школы данная программа внеурочной деятельности составлена из расчета: 1-4 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
Тематическое планирование 1 класса
№ |
Разделы |
Кол-во часов |
1 |
Ориентировка в окружающем мире |
12 |
2 |
Ты – пешеход |
13 |
3 |
Ты – пассажир |
8 |
|
Итого |
33 |
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса. Уровни результатов.
· необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
· положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
· чувства справедливости, ответственности;
· в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
· навыки самостоятельности суждений.
Метапредметные результаты освоения программы:
· умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
· формирование способности оценивать своё поведение со стороны;
· формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
· формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Планируемые результаты
- сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
— объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять из многообразия объектов транспортное средство;
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
— различать цвет и форму запрещающих знаков;
— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
— различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
Образовательные результаты внеурочной деятельности.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Содержание учебного курса.
Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Программа способствует:
· умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
· нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
· эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
· трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
· физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
· Формы обучения:
· - тематические занятия;
· - игровые уроки;
· - практические занятия;
· - конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения;
· - подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;
· - изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
· - просмотр видеоматериалов по ПДД;
· - организация экскурсий на улицу.
Режим занятий:
В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью:
1 класс - 1полугодие по 35 минут, 2 полугодие по 45 минут
2 класс – 45 минут
3 класс – 45 минут
4 класс – 45 минут
Содержание программы
1 год обучения
Ориентировка в окружающем мире
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Ты — пешеход
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
Ты — пассажир
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.
Календарно -тематическое планирование.
№ занятия |
Тема Занятия |
Содержание занятия |
Виды деятельности ребёнка |
Ориентировка в окружающем мире (12 ч.) |
|||
1 |
Для чего мы учим правила дорожного движения. |
Игра «Светофор», Конкурс «Правила дорожного движения», Игра «Это я, это я, это все мои друзья!», «Верно или неверно?». |
Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Описывать увиденные дорожные ситуации.
Определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.).
Характеризовать поведение участников дорожного движения.
Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.
Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.
Характеризовать поведение участников дорожного движения.
Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.
Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. |
2 |
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). |
Форма дорожных знаков (треугольник, квадрат, круг). Форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено». |
|
3 |
Цвет (цветовые оттенки) предметов. |
Определение цветов знаков дорожного движения; запрещающих знаков; формы ГАИ; светофора и т.п. |
|
4 |
Пространственные положения: близко-далеко; рядом, около и т.д. |
Разбор дорожных ситуаций. |
|
5 |
Форма и цвет знаков дорожного движения. |
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). |
|
6 |
Цвет и форма запрещающих знаков. |
Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено». |
|
7 |
Адрес местожительства. Дорога от дома до школы, магазина и пр. |
Название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Рисование маршрута от дома до школы. |
|
8 |
Практическое занятие «Дорога домой». |
Разминка « Будь внимателен на дороге!». Игра "найди ошибку". Выставка рисунков "Маршрут от дома до школы". |
|
9 |
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный. |
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). |
|
10 |
Транспортное средство. |
Транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль и т.д.) - узнавание, название, различия. |
|
11 |
Участники дорожного движения. |
Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения). |
|
12 |
Мы идем по улице (экскурсия).
|
Экскурсия по пешеходным переходам около школы. |
|
Ты – пешеход (13 ч.)
|
|||
13 |
Дорога. Тротуар как часть дороги. |
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила. |
Различать дорожные знаки и дорожную разметку.
Группировать дорожные знаки по назначению.
Анализировать дорожную обстановку.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).
Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.
Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрѐстков.
Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.
Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).
Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.
Приводить примеры различных дорожных ситуаций.
Определять виды перекрёстков.
Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.
Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.
Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).
. |
14 |
Правила движения по тротуару. |
Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара;
|
|
15 |
Нас увидят в темноте. |
Движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. |
|
16 |
Знаки «пешеходный переход», «пешеходная дорожка» |
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка». |
|
17 |
Знаки «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход» |
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход». |
|
18 |
Знаки «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая». |
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: « «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Экскурсия. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства. |
|
19 |
Игра «Живые знаки» |
Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). |
|
20 |
Правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода. |
Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. |
|
21 |
Перекресток. |
Что такое перекресток и зачем он нужен. Разбор дорожных ситуаций на перекрёстке. |
|
22 |
Ролевая игра «Переходим дорогу» |
Разбор дорожных ситуаций |
|
23 |
Светофор пешеходный. |
Цвета и вид пешеходного светофора. |
|
24 |
Светофор транспортный. |
Цвета и вид транспортного светофора. Отличия от пешеходного. |
|
25 |
Особенности сигналов светофора и действия пешеходов. |
Правила перехода дорого по светофору. |
|
Ты – пассажир ( 8 часов)
|
|||
26 |
Правила поездки в автомобиле. |
В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна. |
Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по селу
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.
Ориентироваться в основных вопросах изученных тем.
Объяснять правила безопасного движения в автомобиле, правила перехода дороги. |
27 |
Правила поездки в автобусе, троллейбусе.
|
Правила поведения в общественном транспорте. |
|
28 |
Правила поездки в электричке.
|
Отличие электрички от троллейбуса, автобуса. Правила поведения в электричке. |
|
29 |
Правила поездки в метро. |
Что такое метро, где находится. Правила поведения в метро. |
|
30 |
Опасные ситуации. |
Разбор опасных дорожных ситуаций. Как вести себя, когда произошла авария. |
|
31 |
Ролевая игра «Едем в гости». |
Обыгрывание различных дорожных ситуаций. |
|
32 |
Подготовка к проекту ««Правила движения — достойны уважения!» |
Что мы узнали за год. Повторение ПДД; видов транспорта; дорожных знаков и т.д. |
|
33 |
Презентация проектов «Правила движения — достойны уважения!» Урок-игра «Азбука безопасности». |
Презентация проектов. Игра. |
Перечень учебно - методического обеспечения
1. Н.Ф. Виноградова «Сборник программ внеурочной деятельности» М. Вентана-Граф., 2011г.
2. Интернет ресурсы
Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей - http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8
Правила дорожного движения - тренажѐр http://cafel.narod.ru/index.htm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.