Соломина А.В., учитель-логопед МБОУ «СОШ № 103», г. Воронеж,
Новиченко М.В. педагог-психолог МБОУ «СОШ № 103», г. Воронеж,
Программа учебного предмета «Сенсорное развитие»
2-4 класс
1. Пояснительная записка
Программа по сенсорному развитию разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также программы Метиевой Л.А., Удаловой Э.Я. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Программа "Сенсорное развитие" имеет своей целью: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
· формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
· коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
· формирование пространственно-временных ориентировок;
· развитие слухоголосовых координаций;
· формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
· совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
· обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
· исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
· формирование точности и целенаправленности движений и действий.
2. Общая характеристика учебного предмета
Замедленность, недиференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти умственно отсталого ребенка затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа. Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости. Для умственно отсталых детей характерны выраженные отклонения в речевом развитии.
Применение на психокоррекционных занятиях приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.), побуждает учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.
Преподавание курса связано с преподаванием других предметов: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка, ритмика, физическая культура и опирается на их содержание. Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
При этом отметим, что коррекционная направленность данного предмета не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся. Например, у одних детей больше выражено недоразвитие мелкой моторики рук, у других ослаблены процессы зрительного восприятия, для третьих характерны значительные затруднения в ориентировке в пространстве. Есть дети с расторможенным поведением; им трудно сосредоточиться, приложить длительные усилия, достичь результата в деятельности. Коррекционная поддержка и разнообразные виды помощи особенно нужны тем учащимся, которые с трудом усваивают программный материал по математике, русскому языку, труду.
Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
· развитие моторики, графомоторных навыков;
· тактильно-двигательное восприятие;
· кинестетическое и кинетическое развитие;
· восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
· развитие зрительного восприятия;
· восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
· развитие слухового восприятия;
· восприятие пространства;
· восприятие времени.
Программа предмета «сенсорное развитие» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.
Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей.
В начале учебного года в каждом классе в соответствии с предлагаемой программой «сенсорное развитие» отводится 1—2 часа на обследование детей. Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей с отклонениями развития дошкольного и младшего школьного возраста (диагностические комплексы Л. А. Венгера, С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, О. Н. Усановой, Л. С. Цветковой, Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича и др.). Программа имеет безотметочную систему прохождения материала. Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и конце каждого учебного года, отражается в листе достижений
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «сенсорное развитие» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа предмета реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
На реализацию программы в учебном плане КОУ ВО «Новоусманская школа-интернат» предусмотрено 34 часов:
2 класс – 34ч (1 ч. в неделю).
3 класс – 34ч (1 ч. в неделю).
4 класс – 34ч (1 ч. в неделю).
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
· осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
· самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
· понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
· готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
· называть основные цвета, геометрические фигуры;
· части суток, дни недели;
· целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
· правильно пользоваться письменными принадлежностями;
· анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
· различать основные цвета;
· классифицировать геометрические фигуры;
· различать речевые и неречевые звуки;
· владеть навыком составления предмет из частей;
· владеть навыком определения на ощупь величины предмета;
· умением зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
· навыками ориентирования на плоскости листа бумаги и на собственном теле.
· определять основные цвета и их оттенки;
· геометрические фигуры;
· свойства предметов;
· времена года и названия месяцев.
· определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
· различать основные цвета и их оттенки;
· конструировать предметы из геометрических фигур;
· узнавать предмет по части;
· определять на ощупь разные свойства предметов;
· находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
· различать «наложенные» изображения предметов;
· различать вкусовые качества;
· навыками ориентирования в помещении, двигаться в заданном направлении;
· умением соотносить времена года с названиями месяцев.
Достаточный уровень
· различать цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков; -определять свойства и качества и признаки предметов;
· различать запахи и вкусовые качества предметов;
· целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;
· дорисовывать незаконченные изображения;
· группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;
· составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
· конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
· определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
· зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
· классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
· различать запахи и вкусовые качества, называть их;
· умению сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
· умению действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
· умению определять время по часам.
· определять противоположные качества и свойства предметов; -узнавать музыкальные инструменты и их названия;
· определять временные интервалы, модель календарного года, возраст людей.
· целенаправленно выполнять действия по четырёхзвенной инструкции педагога, составлять план действий;
· выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
· группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
· смешивать цвета, называть их;
· конструировать сложные формы из 6-8- элементов;
· находить нереальные элементы нелепых картинок;
· самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;
· распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
· определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
· элементам расслабления;
· умение моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
· умение определять возраст людей.
5. Содержание учебного предмета
2 класс
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1 час)
Исследование общей осведомлённости и кругозора обучающихся.
Исследование мелкой и крупной моторики рук.
Динамическая, статическая координация.
Ловкость и точность движений.
Исследование сенсорных процессов.
Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время).
Представления о внешних свойствах предметов.
Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (5 часов)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (3 часа)
Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (3 часа)
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (7 часов) Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (3 часа) Формирование произвольности зрительного восприятия и развитиезрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3-4 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (3 часов)
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое - горькое, сырое - вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий - мягкий, свежий - испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый - средний - легкий).
Раздел 7. Развитие слухового восприятия (2часа)
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
Раздел 8. Восприятие пространства (4 часов)
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе - далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Раздел 9. Восприятие времени (3 часа)
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа)
3 класса
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1 час).
Исследование общей осведомлённости и кругозора обучающихся.
Исследование мелкой и крупной моторики рук.
Динамическая, статическая координация.
Ловкость и точность движений.
Исследование сенсорных процессов.
Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время).
Представления о внешних свойствах предметов.
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (6 часов).
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (2 часа).
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа). Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализациясобственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных(походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценирование.
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (7часов).
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (3часа).
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (3 часа).
Развитие осязания (теплее - холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трёх предметов (тяжелее – легче - самый легкий); взвешивание на ладони определение веса на глаз.
Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (3 часа).
Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Раздел 8. Восприятие пространства (4 часа).
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, левее – правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений сиспользованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.
Раздел 9. Восприятие времени (3 часа).
Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.
Обучающиеся должны получить возможность научиться:
· различать цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков; -определять свойства и качества и признаки предметов;
· различать запахи и вкусовые качества предметов;
· целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;
· дорисовывать незаконченные изображения;
· группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;
· составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
· конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
· определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
· зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
· классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
· различать запахи и вкусовые качества, называть их;
· умению сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
· умению действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
· умению определять время по часам.
4 класс
Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий (1 час).
Исследование общей осведомлённости и кругозора обучающихся.
Исследование мелкой и крупной моторики рук.
Динамическая, статическая координация.
Ловкость и точность движений.
Исследование сенсорных процессов.
Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время).
Представления о внешних свойствах предметов.
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (5 часов).
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (2 часов).
Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа).
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (5 часов).
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (4 часов).
Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (5 часов).
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Определение и измерение веса разных предметов на весах. Измерение объёма жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый – грязный, тёмный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть).
Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (3 часов).
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.
Раздел 8. Восприятие пространства (3 часов).
Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.
Раздел 9. Восприятие времени (4 часов).
Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
6. Тематическое планирование
2 класс
№ урока |
Название раздела, темы урока
|
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности/Технические средства |
|
1 |
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий |
1 |
Диагностический пакет методик |
|
Развитие моторики, графомоторных навыков (5 часов) |
|
|||
2 |
Обучение целенаправленным действиям по инструкции, состоящей из двух трех действий. |
1 |
Развитие координации движений. «Тир», мяч, обруч. |
|
3 |
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Формирование графических навыков. Графический диктант по показу. |
1 |
Формирование графических навыков Карточки «обведи по точкам рисунок» Суджок. |
|
4 |
Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. |
1 |
Формирование графических навыков Трафареты |
|
5 |
Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание) |
1 |
Развитие координации движений. Шнуровка, бусины разного размера. |
|
6 |
Аппликация. Работа с ножницами. |
1 |
Развитие координации движений. Цветная бумага ножницы, клей |
|
Тактильно двигательное восприятие (3 часа) |
|
|||
7 |
Определение на ощупь объемных, плоскостных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие шершавые). |
1 |
Развитие тактильно двигательного восприятия Дидактическая игра «Волшебный мешочек». |
|
8 |
Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). |
1 |
Развитие тактильно двигательного восприятия Пластилин, глина. |
|
9 |
Игры со средней мозаикой. |
1 |
Развитие тактильно двигательного восприятия Средняя мозаика |
|
Кинестетическое и кинетическое развитие (3 часа) |
|
|||
10 |
Движения, позы всего тела |
1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие Дидактическая игра «Зеркало» |
|
11 |
Имитация движения и поз (повадки зверей, природные явления). |
1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие Дидактическая игра «Угадай-ка» |
|
12 |
Имитация движений ( природные явления). |
1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие Игра «Повтори за мной" |
|
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (7 часов) |
|
|||
13 |
Формирование эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб), обобщение словом. |
1 |
Формирование эталонов геометрических фигур Объемные геометрические фигуры |
|
14 |
Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. |
1 |
Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины Объемные геометрические фигуры |
|
15 |
Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. |
1 |
Группировка предметов по одному-двум признакам Объемные геометрические фигуры |
|
16 |
Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. |
1 |
Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». |
|
17 |
Конструирование предметов из геометрических фигур. |
1 |
Конструирование Геометрические фигуры |
|
18 |
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали). |
1 |
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале Карточки-задания. |
|
19 |
Различение основных частей хорошо знакомых предметов. |
1 |
Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Карточки-задания. |
|
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (3 часа) |
|
|||
20 |
Определение изменений в предъявляемом ряду картинок, игрушек, предметов. |
1 |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Картинки, игрушки, предметы. |
|
21 |
Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. |
1 |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Сюжетные картинки Дидактическая игра «Найди различия» |
|
22 |
Различение наложенных изображений предметов (3-4 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. |
1 |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Изображения предметов, предметы, игрушки. Дидактическая игра «Что изменилось», «Воспроизведи последовательность» |
|
Восприятие особых свойств предметов (3 часа) |
|
|||
23 |
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. |
1 |
Развитие восприятия особых свойств предметов Грелка, лед, горячая вода, градусник. |
|
24 |
Вкусовые качества (сладкое - горькое, сырое - вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий - мягкий, свежий - испорченный) |
1 |
Развитие восприятия особых свойств предметов Конфеты, лимон, яйцо сырое и вареное |
|
25 |
Восприятие чувства тяжести от разных предметов. Словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу. |
1 |
Развитие восприятия особых свойств предметов Вата, гвозди, брусок. |
|
Развитие слухового восприятия (2 часа) |
|
|||
26 |
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов. Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). |
1 |
Развитие слухового восприятия Погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки Дидактическая игра « Найди звучащий предмет» «Чей голосок». |
|
27 |
Различие мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. |
1 |
Развитие слухового восприятия Звукозаписи мелодий, природы |
|
Восприятие пространства (4 часа) |
|
|||
28 |
Ориентировка в помещении, движение заданном направлении. |
1 |
Развитие восприятия пространства Карточки-задания. Схема комнаты |
|
29 |
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). |
1 |
Развитие восприятия пространства Карточки-задания. Бумага, карандаш. |
|
30 |
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. |
1 |
Развитие восприятия пространства Полоски разной длины, Плоскостные геометрические фигуры. Бумага |
|
31 |
Расположение предметов На поверхности парты. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными предметами. |
1 |
Развитие восприятия пространства Дидактическая игра «Расположи верно» |
|
Восприятие времени (3 часа) |
|
|||
32 |
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». |
1 |
Развитие восприятия времени Дидактическая игра «Что сначала, что потом?». |
|
33 |
Измерение времени (сутки, неделя, месяц) |
1 |
Развитие восприятия времени Прелестной календарь |
|
34 |
Часы и их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа). |
1 |
Развитие восприятия времени Модель часов |
|
|
Итого: 34 часа |
|
|
|
3 класс
№ урока |
Название раздела, темы урока
|
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности/Технические средства |
|
1 |
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий |
1 |
Диагностический пакет методик |
|
Развитие моторики, графомоторных навыков (6 часов) |
|
|||
2 |
Обучение целенаправленным действиям по инструкции, состоящей из двух трех действий. Развитие координации движений. Упражнения на развитие меткости. |
1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков «Кольцеброс» мяч, обруч. |
|
3 |
Графический диктант (зрительный и на слух). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. |
1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков Карточки «обведи по точкам рисунок». |
|
4 |
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях |
1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков Трафареты, бумага, карандаши. |
|
5 |
Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание) |
1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков Шнуровка, бусины разного размера. |
|
6 |
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений Работа с ножницами. |
1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков Бумага с изображениями предметных контуров, ножницы |
|
7 |
Работа в технике объемной и рваной аппликации |
1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков Цветная бумага, бумага гофре, клей ПВА |
|
Тактильно двигательное восприятие (2 часа) |
|
|||
8 |
Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). |
1 |
Развитие тактильно двигательного восприятия Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Набор разнообразных предметов. |
|
9 |
Игры с сюжетной мозаикой. |
1 |
Развитие тактильно двигательного восприятия Сюжетная мозаика |
|
Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа) |
|
|||
10 |
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений |
1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие Сенсорная тропа для ног. Пособие «акробаты», Дидактическая игра «Зеркало» |
|
11 |
Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) |
1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие Дидактическая игра «Угадай-ка», «Повтори за мной" |
|
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (7 часов) |
|
|||
12 |
Формирование эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб), обобщение словом. Сравнение 3-4 предметов |
1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Объемные геометрические фигуры |
|
13 |
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции |
1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Геометрические фигуры |
|
14 |
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали разрезами на крупные 3-4 части). |
1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Карточки-задания. |
|
15 |
Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов |
1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Предметы разнообразные по величине |
|
16 |
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные |
1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». |
|
17 |
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов |
1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Предметные картинки |
|
18 |
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей |
1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Работа с геометрическим конструктором, пазлами, настольным «Лего». |
|
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (3 часа) |
|
|||
19 |
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу |
1 |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Предметные картинки. |
|
20 |
Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами |
1 |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Предметные картинки. Дидактическая игра «Найди различия» (4-5 предметов) |
|
21 |
Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же») |
1 |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Картинки-задания, бумага, карандаши. |
|
Восприятие особых свойств предметов (3 часа) |
|
|||
22 |
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. |
1 |
Развитие восприятия особых свойств предметов Грелка, лед, горячая вода, градусник. |
|
23 |
Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость) |
1 |
Развитие восприятия особых свойств предметов Предметные картинки; натуральные предметы |
|
24 |
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз |
1 |
Развитие восприятия особых свойств предметов Предметные картинки; натуральные предметы Вата, гвозди, брусок. |
|
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (3 часа) |
|
|||
25 |
Определение направления звука в пространстве (справа – слева, спереди - сзади). |
1 |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук». |
|
26 |
Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). |
1 |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Детские музыкальные инструменты; аудио и медиафайлы Дидактическая игра «Прерванная песня» |
|
27 |
Развитие чувства ритма. |
1 |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Дидактическая игра «Мы — барабанщики» |
|
Восприятие пространства (4 часа) |
|
|||
28 |
Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов |
1 |
Развитие восприятие пространства Мячи, скакалки, стрелки-символы |
|
29 |
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. |
1 |
Развитие восприятие пространства Дидактическая игра «Обставим комнату» |
|
30 |
Деление листа на глаз, на две и четыре равные части |
1 |
Развитие восприятие пространства Бумага, карандаш. |
|
31 |
Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа) |
1 |
Развитие восприятие пространства Полоски разной длины, Плоскостные геометрические фигуры. Бумага |
|
Восприятие времени (3 часа) |
|
|||
32 |
Определение времени по часам |
1 |
Развитие восприятия времени Графическая модель «Сутки». Модель часов. |
|
33 |
Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч) |
1 |
Развитие восприятия времени Графическая модель «Сутки». Модель часов. |
|
34 |
Времена года, их закономерная смена. |
1 |
Развитие восприятия времени Прелестной календарь. Работа с графической моделью «Времена года». Дидактическая игра «12месяцев» |
|
|
Итого: 34 часа |
|
|
|
4 класс
№ урока |
Название раздела, темы урока
|
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности/Технические средства |
|
1 |
Обследование детей |
1 |
Диагностический пакет методик |
|
Развитие моторики, графомоторных навыков (5 часов) |
|
|||
2 |
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) |
1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков Работа с мячами, скакалками, стрелками-символами |
|
3 |
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога |
1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков Поворот направо — два шага вперед — один шаг назад, словесный отчет о выполнении |
|
4 |
Графический диктант с усложненными заданиями |
1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков Работа с трафаретами |
|
5 |
Дорисовывание симметричной половины изображения |
1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков |
|
6 |
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко) |
1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков Работа с ножницами |
|
Тактильно двигательное восприятие (2 часа) |
|
|||
7 |
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий) |
1 |
Развитие тактильно двигательное восприятие Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Набор разнообразных предметов. |
|
8 |
Игры с мелкой мозаикой. |
1 |
Развитие тактильно двигательное восприятие Мелкая мозаика |
|
Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа) |
|
|||
9 |
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий |
1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие Сенсорная тропа для ног. Пособие «акробаты», Дидактическая игра «Зеркало» |
|
10 |
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов |
1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие Сенсорная тропа для ног. Пособие «акробаты», Большой гимнастический мяч. |
|
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 5 часов) |
|
|||
11 |
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету, обозначение словом |
1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Предметные картинки Предметы разнообразные по величине, форме и цвету |
|
12 |
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) |
1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Предметы разнообразные по форме |
|
13 |
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки) |
1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Дидактическая игра «Что бывает такого цвета» |
|
14 |
Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы) |
1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Работа с геометрическим конструктором, пазлами, настольным «Лего». |
|
15 |
Узнавание предмета по словесному описанию. |
1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Дидактическая игра «Узнай по описанию» |
|
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (4 часа) |
|
|||
16 |
Нахождение нелепиц на картинках |
1 |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Предметные картинки. |
|
17 |
Дидактическая игра «Лабиринт» |
1 |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Предметные картинки. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов) |
|
18 |
Тренировка зрительной памяти. |
1 |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Зрительный тренажер. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». |
|
19 |
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз |
|
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Зрительный тренажер |
|
Восприятие особых свойств предметов (5 часа) |
|
|||
20 |
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение |
1 |
Развитие восприятия особых свойств предметов Сюжетные картинки |
|
21 |
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха |
1 |
Развитие восприятия особых свойств предметов Предметные картинки; натуральные предметы |
|
22 |
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение |
1 |
Развитие восприятия особых свойств предметов Предметные картинки; натуральные предметы Дидактическая игра «Узнай на вкус» |
|
23 |
Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). |
1 |
Развитие восприятия особых свойств предметов Предметные картинки; натуральные предметы Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху» |
|
24 |
Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) |
1 |
Развитие восприятия особых свойств предметов Предметные картинки; натуральные предметы |
|
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (3 часа) |
|
|||
25 |
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных) |
1 |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки Дидактическая игра «определи самый медленный звук». |
|
26 |
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). |
1 |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Детские музыкальные инструменты; аудио и медиафайлы Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук» |
|
27 |
Развитие чувства ритма. |
1 |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Игровые упражнения |
|
Восприятие пространства (3 часа) |
|
|||
28 |
Ориентировка в пространстве в помещении и на улице по словесной инструкции |
1 |
Развитие восприятие пространства Мячи, скакалки, стрелки-символы |
|
29 |
Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений |
1 |
Развитие восприятие пространства Набор предметов |
|
30 |
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) |
1 |
Развитие восприятие пространства Предметные картинки; натуральные предметы |
|
Восприятие времени (4 часа) |
|
|||
31 |
Определение времени по часам.
|
1 |
Развитие восприятие времени Графическая модель «Сутки». Модель часов. |
|
32 |
Длительность временных интервалов. |
1 |
Развитие восприятие времени Графическая модель «Сутки». Модель часов. Дидактическая игра «Береги минутку» |
|
33 |
Работа с календарем и моделью календарного года |
1 |
Развитие восприятие времени Таблица «Дни недели» Работа с графической моделью «Времена года» |
|
34 |
Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей |
1 |
Развитие восприятие времени Предметные картинки |
|
|
Итого: 34 часа |
|
|
|
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда:
· функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
· игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, дарц, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);
· оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видиокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
· разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши).
Следует помнить, что любой дидактический материал, в овладение которым ученик активно включается, оказывает сильное воздействие на растущий организм. Специфика данной программы заключается в том, что предусмотрено использование инновационных технологий, в частности компьютерные презентации.
Использование компьютерной презентации в образовании детей с ОВЗ позволяет дифференцировано подходить к процессу обучения разных категорий учащихся, дает возможность учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, повышает способность детей к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.
Методическая литература:
1. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. - М. : Просвещение, 2009. - 160 с.
2. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. Л.А. Григорович, О. С. Ермоленко, Т. Д. Марцинковская и др. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. — С. 37-41.
3. Афонькина Е.Ю., Афонькина А.С. Игры с веревочкой. - СПб, 1997.
4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
6. Венгер. Дидактические игры и упражнения по сенсорному восприятию школьников. - М., 1973.
7. Винокурова Н. Подумаем вместе – разв. Задачи, упражнения. М-Рост Скрин, 1998.
8. ВойлоковаЕ.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. – Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб., КАРО, 2005
9. Гаврина С.Е., Кутявина и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль, 2000.
10. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи // Дефектология. - 1999. - № 4.
11. Галкина Г.Г., Т.И. Дубинина. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М., 2006.
12. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики. – М., 2002
13. 3ак А.З. Путешествие в сообразилию. НПО «Перспектива», 1992.
14. Зинкевич-Естигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - СПб., 2001.
15. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., 2001.
16. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до лет. Практикум для психологов и логопедов. - М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1998. - 56с.
17. Новоторцева Н.В. Развитие речи у детей. – Ярославль, 1995.
18. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающиеся игры. - 3-е изд., доп. - М: Просвещение, 1991.-160 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.