Итак, мы вспомнили удивительные предметы, которые помогают человеку в жизни сотни и даже тысячи лет. Это игла, ножницы, булавки, ткань. Скажите, представители которой профессии постоянно используют эти предметы? Где они работают? (О: портной, швея, на фабрике или в ателье).
- А теперь и мы с вами попробуем овладеть основами этого древнего искусства.
- Запишите в тетрадь тему урока: РУЧНЫЕ ШВЫ (тема написана на доске)
- Возьмите первый образец. Посмотрите на место соединения наших лоскутков. Их соединяет ШОВ.
ШОВ – это место соединения деталей с помощью ниток на швейной машине или вручную. Шов образуется СТРОЧКОЙ.
Строчка – это ряд повторяющихся стежков.
СТЕЖОК – переплетение ниток между двумя проколами иглы, а расстояние между 2-мя проколами иглы называется ДЛИНОЙ СТЕЖКА. Расстояние от края детали до строчки называют ШИРИНОЙ ШВА.
- Стежки бывают ручные и машинные. Некоторые стежки соединяют детали изделия, их называют соединительными, а некоторые стежки помогают украсить изделие (фартук, косынку, блузу, сарафан), их называют отделочными.урок по технологии
5 класс.docx
5 класс
Тема раздела: «Ручные швы»
Тема занятия: «Выполнение смёточных и копировальных строчек»
Цель урока:
Ознакомить учащихся с видами ручных швов и их применением
Задачи урока:
Образовательная: познакомить учащихся с понятием «шов», «стежок», «строчка», а
также с профессией швеи.
Развивающая: развивать моторику, внимание и память.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость.
Межпредметные связи: математика.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
частично – поисковый метод – ученик решает проблему самостоятельно
(подготавливают лоскуты, нитки, инструменты);
объяснительно – иллюстративный (беседа, инструктаж, демонстрация);
методы учёта и контроля: (контроль со стороны учителя и самоконтроль)
Объект труда: выполненные образцы швов и стежков
Межпредметные связи: математика
Материально – техническое оснащение: Наглядные пособия: образцы ручных швов.
Рабочие коробки с инструментами для шитья. Лоскутки ткани размером 10 * 15см. Рабочая
тетрадь, клей.
Литература для учителя:
Чимекеева, Д. Альмагамбетова, Алматы: Алтамұра, 2003. – 192 с., илл.
1. Технология: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы / К.Устемиров, Н. Адамкулов, Г.
девочек) / В.Д. Симоненко, О.В. Табурчак, Н.В. Синица и др.; Под ред. В.Д. Симоненко – М.: ВентанаГрафф, 2002. – 240 с.: ил.
2. В.Д. Симоненко. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для
3.
Технология. методическое руководство: Для учителей 5 класса общеобразовательной школы / Вележанина М.,
Кутпанбаев А., Жасанова А. – Алматы: Алтамұра, 2003. – 104 с.
Литература для ученика:
4.
Альмагамбетова, Алматы: Алтамұра, 2003. – 192 с., илл.
Технология: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы / К.Устемиров, Н. Адамкулов, Г. Чимекеева, Д.
5.
В.Д. Симоненко. Технология: Учебник для учащихся 7класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) /
В.Д. Симоненко, О.В. Табурчак, Н.В. Синица и др.; Под ред. В.Д. Симоненко – М.: ВентанаГрафф, 2002. – 240 с.: ил.
Ход урока
I. Организационный момент:
а) проверка наличия учащихся (сведения об отсутствующих подаёт дежурный);
б) проверка готовности к уроку, подготовка рабочего места
II. Проверка домашнего задания
Проверить наличие принадлежностей к данному уроку
III. Изложение нового материала и актуализация знаний.
Вопросы:
1. Эти предметы употребляются в сказках. Ими пользовались «Три девицы под окном» из
сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», они упоминаются в сказке о спящей
принцессе. Назови их. (О: веретено и прялка).
2. Из всех предметов для шитья этот самый древний. В разное время его делали из рыбьей
кости, шипов растений, золота, серебра, бронзы, а сейчас его изготавливают из стали. Он
почти не изменился с древнейших времен. О каком предмете идет речь? (О: игла).
3. Этот инструмент появился 3,5 тысячи лет тому назад и состоял из 2х ножей,
соединенных ручкой. О нем складывали загадки:
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет. (О: ножницы). 4.
5.
6.
Веришь ли ты, что в XV веке булавки были такой ценностью, что набор булавок считался
достойным подарком. (О: верю).
В XVII веке в Амстердаме жил золотых дел мастер Николя Беншотэн. Он полюбил молодую швею,
которая целыми днями сидела с иглой в руках и вышивала по шелку узоры невиданной красоты.
Пальцы девушки были исколоты тонкой иглой. Однажды ей в подарок принесли маленькую
золотую. Что подарил Николя своей любимой? (О: наперсток).
Начало этому ремеслу положило простое плетение, освоенное человеком еще в эпоху
каменного века. Из стеблей растений делали веревки, плели корзины, затем изготавливали
одежду, даже одеяла. Как называется это ремесло? (О: ткачество).
Итак, мы вспомнили удивительные предметы, которые помогают человеку в жизни сотни и
даже тысячи лет. Это игла, ножницы, булавки, ткань. Скажите, представители которой профессии
постоянно используют эти предметы? Где они работают? (О: портной, швея, на фабрике или в
ателье).
А теперь и мы с вами попробуем овладеть основами этого древнего искусства.
Запишите в тетрадь тему урока: РУЧНЫЕ ШВЫ (тема написана на доске)
Возьмите первый образец. Посмотрите на место соединения наших лоскутков. Их
соединяет ШОВ.
ШОВ – это место соединения деталей с помощью ниток на швейной машине или вручную. Шов
образуется СТРОЧКОЙ.
Строчка – это ряд повторяющихся стежков.
СТЕЖОК – переплетение ниток между двумя проколами иглы, а расстояние между 2мя
проколами иглы называется ДЛИНОЙ СТЕЖКА. Расстояние от края детали до строчки
называют ШИРИНОЙ ШВА.
Стежки бывают ручные и машинные. Некоторые стежки соединяют детали изделия, их называют
соединительными, а некоторые стежки помогают украсить изделие (фартук, косынку, блузу,
сарафан), их называют отделочными.
Посмотрите на 2 следующих образца. Догадались, какие из стежков отделочные? Как
догадались? (О: они красивые).
Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.
Посмотрите следующие 2 образца, на котором из них строчка временная? постоянная? ( Дети
разглядывают образцы, высказывают предположения).
Сегодня мы начнем учиться выполнять эти швы и строчки.
Но сначала вспомним правила безопасности при шитье:
Пользоваться игольницей.
Не брать иглы и булавки в рот.
Не вкалывать их в занавески, одежду и мебель.
Не пользоваться ржавыми иглами.
Ножницы передавать лезвиями вперед
Ножницы лежат на столе справа от работающего, лезвия их должны быть сомкнуты.
Утюг всегда стоит на подставке.
Утюг нельзя оставлять без присмотра.
Включают/выключают утюг, держась за корпус вилки сухими руками.
IV. Вводный инструктаж и выполнение практической работы. Текущий инструктаж с
целью контроля правильности выполнения практического задания (Работа с наглядным
материалом. Объяснение учителя)
А теперь мы перейдем к практической части урока.
Сегодня мы должны научиться выполнять простые ручные швы. Рассмотрите таблицу «Ручные
стежки и строчки» и ответьте на вопрос:
Какие бывают стежки и строчки? ( Работа с таблицей и демонстрационным материалом).
Образец №1 называется «Сметочная строчка». Объяснение и показ правильности выполнения
образцов, Инструкция №1. Образец «Сметочная строчка».
Возьмите иглу, вденьте в нее нитку, длина которой равна длине вашей руки от кисти до локтя,
завяжите на длинном конце нитки узелок. Нитка должна отличаться от цвета ткани. Помните, что
эта строчка временная.
Возьмите 2 лоскутка 10 * 15, сложите их вместе лицевыми сторонами внутрь. Наметьте линию
карандашом, по которой будем шить.
Делаем первый стежок по намеченной заранее линии. Расстояние между двумя проколами иглы по
ТИ 1 – 1,5 см. Помните, что игла с ниткой во время работы находится всегда сверху, над изделием.
Прошиваем образец, в конце строчки делаем закрепку двумя обратными стежками.
Прикрепите образец в рабочую тетрадь. Подпишите: «Прямой стежок, Сметочная строчка. Сметать
– соединить 2 и более деталей сметочной строчкой».
Инструкция №2. Образец «Копировальная строчка».
Возьмите 2 лоскутка, сложите их лицевыми сторонами внутрь.
Прошейте копировальными стежками по намеченным линиям, соблюдая ТУ: ширина шва 1;
высота – 0,7 – 1 см.
Раздвиньте и разрежьте нижнюю строчку между слоями ткани. Вторую строчку
оставьте без изменения.
Прикрепите образец в тетрадь. Подпишите: «Прямой стежок. Копировальная строчка.
Инструкция №3. Образец «Строчка для образования сборки».
Возьмите 2 лоскутка. Проложите 2 параллельные строчки на расстоянии ½ см друг от
друга, ширина шва ½ см
Строчку не закрепляйте.
Прикрепите образец в тетрадь (альбом), подпишите.
V. Закрепление полученных знаний на уроке
Вопросы для повторения:
Чему мы научились сегодня на уроке?
Почему выполняем строчки нитками контрастного цвета? (О: это временные строчки).
Объясните, что такое шов, строчка, стежок?
С каким еще термином ручных работ мы познакомились сегодня? (О: «сметать»)
VI. Анализ и оценка выполненной практической работы
VII. Рефлексия урока (Понравился ли Вам урок и прошедшие уроки по выполнению стежков и
строчек на лоскутках?).
Домашнее задание: Приготовить необходимые для работы инструменты и
приспособления. Лоскутки, нитки для шитья, клей и тетрадь. Прочитать: стр.6367
«Ручные швы»
«Ручные швы»
«Ручные швы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.