Оборудование урока: 5 ученических компьютеров с установленной программой-тестером, рабочее место учителя, интерактивная доска, проектор, рабочие листы , дидактический материал, учебники, тетради.
Цели урока:
1. На основе фактов истории ХIII века сформировать представление о внешних угрозах Руси, о внешнеполитической деятельности русских князей.
2. Дать возможность осознать трудность выбора, сделанного русскими князьями в пользу принятия протектората Золотой Орды, учитывая все экономические, политические и психологические условия.
3. Совершенствование общеучебных умений и навыков старшеклассников, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ.
Методическая цель: использование различных видов и приёмов учебной деятельности, направленных на подготовку к ЕГЭ.
Форма проведение: семинар-практикум
Русь между Западом и Востоком.doc
Русь между Западом и Востоком
Оборудование урока: 5 ученических компьютеров с установленной программойтестером, рабочее место учителя,
интерактивная доска, проектор, рабочие листы , дидактический материал, учебники, тетради.
Цели урока:
1. На основе фактов истории ХIII века сформировать представление о внешних угрозах Руси, о внешнеполитической
деятельности русских князей.
2. Дать возможность осознать трудность выбора, сделанного русскими князьями в пользу принятия протектората
Золотой Орды, учитывая все экономические, политические и психологические условия.
3. Совершенствование общеучебных умений и навыков старшеклассников, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ.
Методическая цель: использование различных видов и приёмов учебной деятельности, направленных на подготовку к ЕГЭ.
Форма проведение: семинарпрактикум
Программа работы:
I. Целеполагание. Актуализация проблемы урока.
Просмотр мотивационного фильма
Учитель: мы продолжаем изучать 13 век. Это одна из переломных эпох истории нашей страны. Ученые спорят о причинах и
итогах феодальной раздробленности на Руси, о монгольском завоевании и его последствиях о возможных альтернативах
развития русского государства, о роли личности в истории.
Сегодня мы как раз выясним, как индивидуальные личностные качества отдельных князей повлияли на ход событий этого
непростого времени.
II. Проверка опережающего творческого домашнего задания.
Учитель: к этому уроку вы подготовили творческие работы: исторический портрет князя в период татаромонгольского
нашествия», с обязательным условием – указать в работе его отношение к Золотой Орде. Пожалуйста.
На экране: Исторический портрет: подготовить краткую характеристику (можно использовать любую форму: видеофильм,
компьютерная презентация, webквест, анимация и т.д.) одного из князей Руси 1235–1285 г.г. (обязательное условие – указать
КАКУЮ ПОЛИТИКУ по отношению к Золотой Орде они проводили)
Просмотр творческих работ (не более 12 мин.)
Учитель: вы осветили деятельность 3 князей, ярких и противоречивых личностей той эпохи: ________________,
__________________, _________________ .
III. Постановка исторической проблемы
Постановка проблемы: какие противоречия вы увидели в проводимой этими князьями внешней политики? Какую проблему
из этого противоречия мы можем сформировать?
Историческая проблема: определить, почему одни князья противостояли татаромонголам и сотрудничали с католической
Европой, а другие – добровольно признавали власть Золотой Орды и воевали с правителями европейских стран.
Учитель: для того, чтобы решить поставленную проблему, выполним тестовые задания разного уровня сложности формата
ЕГЭ. Задания части А и В помогут вам вспомнить основные даты, события, персоналии, а части С ответить на проблемный
вопрос.
Практическая задача: выполнить тестовые задания разного уровня сложности на этапе закрепления знаний.
Инструкция при организации самостоятельной работы с разноуровневыми заданиями.
Вы можете сами определиться, с какими заданиями в формате ЕГЭ вы будете работать:
Если вы считаете, что ещё не совсем хорошо усвоили тему, понятия изучаемой темы, то можете поработать с
заданиями части А (компьютерное тестирование)
Если усвоили основные понятия и стремитесь закрепить их при решение практических задач, выбирайте задания части
В (можно объединиться в пары и группы)
Если вы уверенно чувствуете себя в материалах темы (чувствуете, что хорошо усвоили всю тему в целом) и хотите
проверить свои силы, выбирайте задания уровня С (желательно объединиться в пары и группы)
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий (по спецификатору 2010 г.), составляет:
для каждого задания части А – 13 минуты;
для каждого задания части В – 23 минуты;
для каждого задания части С – 820 минут.
IV. Фронтальная работа. Выполнение заданий части В и С в формате ЕГЭ.
Вы самостоятельно поработали с заданиями разного уровня по теме «Русь между Западом и Востоком». Сейчас мы совместно
выполним типичные задания части В и С из КИМов разных лет
В1. Соотнесите термин и его определение
1. Баскак
2. Выход
3.
Темник
4. Ярлык
А) Монгольский военачальник
Б) Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в
своих княжествах
В) Представитель ордынского хана на Руси
Г) Регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды
Ответ:
В2. Расположите в хронологической последовательности имена жизни и деятельности исторических личностей
1 234
А) князь Святослав Игоревич
Б) Чингисхан
В) Александр Невский
Г) Рюрик
Ответ:
1 234
В3. Какие три черты из ниже перечисленных характеризуют развитие Руси в период феодальной раздробленности?
1. Натуральной хозяйство
2. Развитие городов и ремесла
3. Упадок развития городов и ремесла
4. Превращение Москвы в центр собирания русских земель
5. Правление Александра Ярославовича и Даниила Романович
6. Принятие «Русской правды»
Ответ: В4. Установите соответствие между событиями и датами
СОБЫТИЯ
А) сражение на реке Калке
Б) взятие войсками Батыя Киева
ДАТ
Ы
1)
1239
2)
1223
В) разорение монголами Переяславской и Черниговской земли 3)
1237
Г) вторжение войск Батыя в земли СевероВосточной Руси
________________________________________
4)
1225
5)
1240
А БВГ
В5. Какие фразы принадлежат Александру Невскому?
1.
2.
3.
4.
5.
«Не в силе бог, а в правде»
«Когда нас не будет, все станет ваше»
«Обратите слух свой к страдающим в нищете»
«Луче есть на своей земле костью лечи, и нежеле на чюже славну быти»
«Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет»
С4. Представление общей характеристики, систематизацию материала
Назовите не менее двух причин, объясняющих, почему ордынцам удалось установить своё владычество на Руси.
В чем заключалась экономическая и политическая зависимость Руси от Золотой Орды. (Приведите не менее трех
суждений)
С5. Анализ исторических версий и оценок.
Вопрос о роли монгольского нашествия, ордынского владычества в истории Руси, России издавна принадлежит к числу
дискуссионных.
Большинство историков утверждало, что воздействие монгольских завоевателей на жизнь древнерусского общества
было крайне негативным.
Какая друга точка зрения по вопросу о роли ордынского владычества в истории Руси, России вам известна?
Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку
зрения.
С6. Анализ исторической ситуации. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
Князю Александру Невскому приходилось подавлять народные восстания. Однако, несмотря на это, он остался в
памяти народа мудрым правителем и защитником земли Русской
Почему Александр Невский проводил политику компромисса с Ордой?
Назовите не менее трёх причин. Что послужило основанием для столь высокой оценки деятельности князя
Александра Невского современниками и потомками? Приведите не менее двух положений.
С6. Анализ исторической ситуации.
Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание:
В середине ХIII в. великий князь Владимирский Александр Невский стремился поддерживать мирные отношения с
ордынскими ханами, избегать конфликтов и не давать поводов для новых вторжений.
Назовите не менее двух попыток русских княжеств и земель проводить в середине ХIII в. Отличную от охарактеризованной
выше политику в отношении Орды. Какие причины предопределили выбор, сделанный князем Александром Невским?
Приведите не менее трёх причин.
С7. Определение общих характеристик и установление различий.
Сравните политику по отношению к Золотой Орде и католической Европе Александра Невского и Даниила Галицкого.
Укажите, что было общим, а что – различным.
РАЗЛИЧИЯ
1.____________________________________________
2.____________________________________________
1…………..
2…………..
3…………..
1…………
2…………
3…………
Представьте себя на месте Даниила Галицкого и Александра Невского.
Какими их действиями ты бы гордился, а за какие испытывал угрызениями совести?
V. Решение исторической проблемы.
Как теперь мы можем ответить на проблемный вопрос?
VI. Рефлексия
– Чему я научился на уроке?
– Было ли интересно?
– Каковы мои успехи?
– Готов ли я выполнить задания формата ЕГЭ части А, В, С?
VII. Итог урока. Оценки.
VIII. Домашнее задание
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ:
Читать §9–10, изучить источники к параграфу, материалы сочинений Соловьева С.М., Ключевского В.О. по
изучаемой теме.
Заполнить таблицу «Феодальная война» (дата/событие);
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ:
Подготовить картинный пересказ «Куликовская битва». Написать эссе: Феодальные войны в Европе и на Руси.
Творческое задание: Подготовить краткую характеристику (можно использовать любую форму: видеофильм,
компьютерная презентация, webквест, анимация и т.д.) одного из князей Руси периода феодальных войн.
Русь между Западом и Востоком
Русь между Западом и Востоком
Русь между Западом и Востоком
Русь между Западом и Востоком
Русь между Западом и Востоком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.