Русская музыка конца XIX — начала XX веков
Великие певцы конца XIX — начала XX веков
Федор Иванович Шаляпин (1873—1938) - Всемирно известный певец, обладающий уникальным голосом (бас). Всю свою жизнь Шаляпин поднимался к вершинам искусства. Он искусно мог гримироваться, замечательно носить театральный костюм, вносил необходимые детали, добиваясь максимального эффекта. Как оперный артист Шаляпин не имел себе равных. Созданные им образы Сусанина и Грозного, Мефистофеля и Бориса Годунова, Дон Кихота и Демона, Дон Базилио и Сальери и многие другие вошли в сокровищницу совершеннейших творений мирового искусства. В 1909 г. Шаляпин был избран почетным членом Петербургского отделения императорского Русского музыкального общества.
Талант
Шаляпина был разнопланов, он играл на рояле, на скрипке, виолончели, на
репетициях иногда выполнял роль дирижера, а в 1917 г. выступил даже как
композитор. Зная английский, французский и итальянский языки, Шаляпин выступал
и как переводчик. Хорошо рисовал, был живописцем, графиком и скульптором.
М. Горький о нем сказал: "Федор Шаляпин — лицо символическое... Такие люди, каков он, являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив, талантлив русский народ!"
Леонид Витальевич Собинов (1872—1934) –
Почти
одновременно с Шаляпиным, но на сцене Большого театра, стал выступать в Москве Леонид
Витальевич Собинов (1872—1934). "Золотым", "лучезарным"
называли его голос.
И до Собинова на русской сцене появлялись голоса необыкновенной красоты (М. Мельников, Ф. Никольский, М. Михайлов и др.), но в них не было той силы чувств, выразительности слова, как у него. Собинов с интересом посещал спектакли мамонтовской оперы с участием Шаляпина, он видел в нем художника близкого себе. Секрет чарующего воздействия собиновского голоса на всех, кто его слышал в годы расцвета, заключался в умении передать голосом тончайшие изгибы человеческих чувств и мыслей.
Собинов создал глубокие и выразительные образы: Ленский ("Евгений Онегин" Чайковского), Князь ("Русалка" Даргомыжского), Берендей ("Снегурочка" Римского-Корсакова), Альфред ("Травиата" Верди), Лоэнгрин ("Лоэнгрин" Вагнера) и др.
Антонина Васильевна Неждановая (1873—1950)
Те
же неустанные поиски правды чувств и мыслей, что отличали Шаляпина и Собинова,
были присущи искусству Антонины Васильевны Неждановой (1873—1950), с 1902 г. 30
лет проработавшей в Большом театре. Центральное место в творчестве Неждановой
принадлежит произведениям Римского-Корсакова. Здесь достигают вершины и ее
самобытно-русская манера пения, и ее актерское мастерство.
Своим высоким ростом и крупной фигурой она мало, казалось бы, соответствовала хрупкому, полудетскому образу Снегурочки. Но на сцене она сливалась с этим образом, была воплощением юности. Выдающийся успех сопутствовал Неждановой в роли Шемаханской царицы в "Золотом петушке", Волхвы ("Садко"), Марфы ("Царская невеста) и др.
С необычайным успехом выступала Антонина Васильевна и в партиях зарубежного репертуара — Виолетта ("Травиата" Верди), Эльза "Лоэнгрин" Вагнера, Розина ("Севильский цирюльник" Россини) и др. В исполнение зарубежных произведений она вносила много самобытных черт, наделяя своих героинь русской задушевностью чувств.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.