УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 34 ГОРОДА МАКЕЕВКИ№
Русская народная вокальная музыка
(Методическое пособие)
Макеевка, 2020
Русская народная вокальная музыка (методическое пособие)/ Чигрина В.В. – Макеевка, 2020, - 32 с.
Методическое сопровождение:
Сербул Л.А. – методист, методический центр управления образования администрации города Макеевки.
Данное методическое пособие предназначено для учителей музыкального искусства общеобразовательных школ. В пособии дан обзор жанров русских народных песен, собран материал об истории возникновения, героях, собирателях и исполнителях русских народных песен. Пособие поможет сделать урок музыки интересным, ярким, запоминающимся, информативным.
Одобрено научно-методическим советом методического центра управления образования администрации города Макеевки (протокол № 6 (56), 21 декабря 2020 г.)
Содержание
4. Герои русских народных песен__________________________ 19
5. Собиратели народных песен____________________________ 19
6. Исполнители русской народной песни____________________22
7. Народная песня и ее использование в творчестве
русских композиторов______________________________25
Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, ее пейзажи. Мир русской песни - это поля и степи, дубы и березы, весь просторный русский пейзаж.
Как кому на свете
Дышится, живется -
Такова и песня
У него поется...
Жизнь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный,
Тьму ли без рассвета -
То и отразится
В песне у поэта -
так писал о песне русский поэт XIX века Иван Суриков. Наверное, то же можно сказать и о песне народной.
Песня
- душа народа. В ней отражаются особенности
народного характера, речи, удивительная природная
музыкальность народа, его открытость
добру и любви, красота родной природы.
Песня — хранительница истории, народных
традиций и обрядов. Нельзя однозначно
сказать, что важнее в человеке - ум
или сердце, а в песне - слова или мелодия.
Именно в сочетании слова и напева, жеста и инструментального сопровождения рождается народная песня. Не случайно в народе бытует такое выражение - «складывать песню».
Русские народные песни - важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.
Сделав краткий экскурс в историю, легко понять, что истоки народного песенного творчества русского народа уходят своими корнями глубоко в недра истории многонационального государства российского.
Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).
Зарождение светского, а значит и народного, пения непосредственно связано с церковными песнопениями периода. На фоне уважаемых властью и обществом религиозных гимнов и псалмов шуточные и лирические песни считались чем-то порочным, однако, постепенно бытовой фольклор прочно занял свою нишу в культурном наследии страны. Старорусские былины также легли в основу музыкального творчества славян. В некоторой форме данью памяти церковному созиданию тех лет и по сей день остаются вокальные произведения народного жанра, именуемые духовными стихами.
Впоследствии немалое значение для развития фольклорной музыки имели социально-политические перемены в стране. Так, народное песенное творчество заметно расширилось и укрепилось в периоды правления императора Петра Первого и его дочери императрицы Елизаветы. Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
Истоком русского
народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и
былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и
историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни
семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также
свадьбы, похороны, рождение детей.
В
XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные
пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим,
частушки бывают не только народные, но и авторские).
Русская народная музыка — традиционная музыка русского народа, является частью русской народной культуры. Русская народная музыка является основой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка.
Русская музыкальная культура устной традиции обладает выраженным единством. Основу жанровой системы составляют трудовые наигрыши, припевки и песни, обрядовый фольклор(календарно-земледельческий и семейно-бытовой), эпические жанры (былины, исторические песни), духовные стихи, хороводы и пляски с песнями, лирические песни крестьянской традиции, городские лирические песни, инструментальная музыка.
Истоки русской народной музыки восходят к фольклору восточнославянских племён, живших на территории Киевской Руси. Русская народная музыка неоднородна — существуют заметные региональные традиции. Так, свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек — Оки, Волги, Дона.
Жанры русской народной песни
Если вдуматься в смысл таких выражений, как «Вся Россия просится в песню», «С песней на Руси родились», «С доброй песней и жизнь хороша», то становится очевидным, что жизнь русского человека немыслима без песни.
Колыбельной песней убаюкивает мать младенца. Под звуки песнопений совершается в церкви обряд крещения. Незатейливые детские песенки, потешки, считалки, заклички сопровождают маленького человека повсюду -дома и в школе, в развлечениях и в учебе. Вырастает малыш, и новые песни помогают ему трудиться, защищать Родину, делить с другими людьми радость и горе. Песни-плачи, песни-причитания провожают человека в последний путь...
Появление разнохарактерных песенных жанров, отличающихся своим эмоциональным содержанием и поэтическими образами, обусловлено связью песенного творчества славян с различными видами земледельческого труда и различными сторонами общественного быта. Старинные народные обычаи, обряды и сопровождающие их песни дают представление и о миропонимании, верованиях народа.
Каждый жанр народной песни имеет свои неповторимые особенности: характерные интонации, ритм, ладовую окраску, форму, манеру исполнения, - по которым ты отличишь колыбельную песню от трудовой, игровую, хороводную от лирической, протяжной.
Песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом, шлифуясь, изменялись. Традиционно песни подразделяются на лирические, исторические, обрядовые. Это самое общее деление. Оказалось, что их, жанров русской народной песни, намного больше.
Традиционные лирические – это любовные, балладные, протяжные; отходнические песни литературного происхождения- разбойничьи, рекрутские, ямщицкие, бурлацкие. Исторические песни часто изображают не только события, но и отражают чувства проживания героев так, как это понимает народ. Герои песен: цари - Иван Грозный, Пётр I. Герои войны-Суворов, Кутузов. Народные вожди - Ермак, Разин, Пугачёв. Календарные обрядовые песни: поздравительные зимние (колядки, щедровки, виноградье, овсеньки); святочные; масленичные; весенние (веснянки, волочебные, пасхальные); песни пахоты и сева; вознесенские; троицко - семицкие ; летние (купальские песни); толочные, покосные, жатвенные. Семейные обрядовые песни -обряды рождения и пестования (пестушка); плачи и причитания; свадебные; колыбельные.
Обрядово-календарные песни
Это те песни, которые сопровождали крестьянский быт на протяжении всего года. Они связаны с земледельческим трудом – пахотой, сеянием, сбором урожая, жатвой и т. д. Все они сопровождались обрядовыми песнями. Прославления богов солнца, ветра, дождя, призывы весны или тепла, усмирения злых ветров и морозов. Перейдя из языческой Руси, песни адаптировались к христианской культуре и сохранились до наших дней. Купальские, масленичные, русальные – все они отражают календарный цикл и почти всегда связаны с земледельческими работами.
Сюда же можно отнести хороводы, ибо кроме социального (с целью познакомиться и найти будущую пару), хороводы несли сакральный смысл – призвать весну или лето.
Хороводы – забава только для незамужних девиц, но бывало, что и молодухи (бездетные девушки, недавно вышедшие замуж) шли гулять и водить хоровод с подругами. Правда, только при условии, что им разрешал муж. Парни по большей части наблюдали за хороводами, девицы же их затаскивали и вовлекали в действо.
К обрядовым песням следует отнести и праздничные. Нет, разумеется, не на 1 мая и не на 8 марта. Праздники на Руси неразрывно были связаны с природными явлениями, календарем. Праздновали все сезонные дни солнцестояния и равноденствия, проводы зимы, приход весны, сбор урожая. Позже – Пасху, Рождество, Крещение и другие христианские праздники. Пелось о событиях, происшедших в данный конкретный праздник, о традициях, которые неукоснительно соблюдались. Песни были разные - и строгие канонические, и веселые гуляльные, которыми сопровождался праздник.
Свадебные песни
Многоактовое театрализованное действо, где каждый акт сопровождался песнями:
• сватовство,
• смотрины,
• рукобитье,
• плач невесты,
• девичник,
• выкуп невесты,
• венчание,
• свадебный пир.
На пиру исполнялось много шуточных песен и частушек, праздновали долго и шумно. Очень интересно само слово «свадьба». Частичка «ба» означало длительное действие – «ходьба», «молотьба», «стрельба». «Свадьба» - сводить кого-то долго. Поэтому свадьбы на Руси – процесс очень длительный и начинался он задолго до самого обряда венчания и пира на весь мир. Собственно, свадебный пир – это завершение, итог всей проделанной работы.
Похоронные песни
Их тоже отнесем к семейным. Смерть – неотъемлемая часть жизни и провожая в последний путь, пели трагические песни-плачи.
Солдатские песни
Солдатские песни входят в состав более крупного жанра – отходнических песен. К ним же относятся бурлацкие, чумацкие, рабочие (если эта работа далеко от дома) и ямщицкие.
Первые солдатские песни появились вместе с казачеством в XVII в. Так как это явление было новым (новые условия жизни и традиции), песни смогли в полной мере отобразить события тех лет. Основные темы таких песен: военно-исторические события, которые в красках описывают всё происходящее, создание образов героев. Солдатский фольклор рассказывал о военных действиях правдиво и сурово, но это не означало, что у солдаты и казаки не придумывали юмористических песен.
Данные жанры народной песни с примерами сохранились до сегодня в очень большом количестве. Это «За рекой Ляохэ загорались огни», «Знают турки нас и шведы», «Полтавский бой», «Ура Царю – Отцу России», «Вороные кони рвутся».
Провожая парня в армию, пели песни, по характеру напоминающие похоронные. Ведь служба длилась пожизненно, лишь при Петре III сократилась до 25 лет и вероятность, что родители больше не увидят сына, была очень высока. Правда, брали не всех подряд, а 1-2 мужчин с поселения, но это событие для конкретной семьи было довольно трагичным, что отражалось в песнях.
Материнский и детский фольклор
Это колыбельные песни и все те, которые мать поет ребенку, играя с ним – потешки, прибаутки, пестушки. Вспомните хотя бы «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки».
Самым лирическим жанром народной песни принято считать колыбельную. Ещё с давних времён повелось, что их исполняют либо матери, либо няни детям для их убаюкивания. Музыкального сопровождения требуют все предыдущие жанры народных песен. Колыбельные же песни исполняются аккапельно.
Данный жанр песни – это некий оберег ребёнка от злых сил. Считалось, что во сне можно увидеть страшных существ, привидений или просто неприятные события, но когда ребёнок открывал глаза – всё это исчезало. Именно поэтому в некоторых колыбельных можно услышать устрашающие слова, например «придёт серенький волчок и укусит за бочок».
Подросшие дети вскоре сами начинали петь какие-нибудь простые песенки, сопровождая ими детские игры с родителями, родственниками и сверстниками на улице. Игровые песни – обязательная часть взросления младенца и отрока.
Лирические песни
Это песни о любви и всем, что с ней связано. Разлука, ожидание, тоска по родительскому дому или любимому, томление, измена – самые частые чувства, о которых поется в лирических песнях.
Основное назначение народных лирических песен – в выражении мыслей, чувств и настроений человека. На эту особенность указывали русские писатели и критики. Так, Н.А. Добролюбов писал, что в народных лирических песнях "выражается внутреннее чувство, возбужденное явлениями обыкновенной жизни"2. Н.А. Радищев видел в них отражение души народной, скорбь душевную. А.С. Пушкин – "разгулье удалое" и "сердечную тоску".
Лирические песни делятся на протяжные и частые. Им свойственно многообразие эмоционального настроения. Выделяют следующие виды лирических песен: трагические, оптимистические, сатирические и юмористические.
Вместе с тем лирические песни многообразны по тематике, а, в зависимости от этого, и по героям. В основном они посвящены проблемам семейно-бытовой жизни крестьянства.
Лирические песни являются своеобразным жанром песенного фольклора. Включая мотивы символического характера, они отражают мир чувств и переживаний человека. В песнях заключена искренность переживаний людей, мироощущение и свойство национального характера.
Лирические песни – яркий образец художественного творчества народа. Они внесли в национальную культуру особый художественный язык и образцы высокой поэзии, отразили душевную красоту, идеалы и чаяния народа, нравственные устои крестьянской жизни.
Независимо от темы все лирические народные песни создавались по одним правилам. Обычно их исполняли от первого лица. Главное в лирической песне — мысли и чувства ее героя. Поэтому она имела форму монолога или диалога героев.
Для того, чтобы полнее выразить душевный мир героя, лирическая народная песня обращалась к природе. Картины природы оттеняли или выражали состояние человеческой души. Установление аналогии между миром природы и внутренним миром человека называется параллелизмом.
Параллелизм, или «искание человека в природе», позволял в малой форме и в немногих словах выразить всю полноту чувств человека в разные моменты его жизни. Грусть молодого рекрута в солдатской песне выражена так:
Не кукушечка во сыром бору куковала,
Не соловушко в зелёном саду громко свищет —
Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет,
Обливается добрый молодец горючими слезами...
Ощущение тоски и одиночества героя здесь усиливается образом кукушки. Кукушка в фольклорной лирической песне — это символ одиночества.
В лирических песнях использовалось много символов, например, символы девушки «белая лебёдушка», «ягодка», «красная калина». Символы молодца «зелёный дуб», «селезень», «соловей», «ясный месяц», «сизый орёл». Выразительность лирической песни усиливают напевная мелодия, повторы, лирические обращения («Я скажу тебе...»), постоянные эпитеты («добрый конь», «тугой лук»). Обычно песня слагалась фольклорным стихом, не имеющим, как правило, рифмы. В литературе нерифмованный стих называется белым стихом. Название произошло от того, что его окончания, где обычно помещается рифма, остаются незаполненными («белыми»).
Основные черты лирических песен:
Частушки
Импровизационный жанр. Их много и они разные. Чаще это высмеивание пороков и шуточные эпиграммы. Скоморохи пели частушки на ярмарках, высмеивая власть имущих, за что подверглись гонениям. Но частушки очень любили в народе и пели их на всех праздниках и гуляниях. Часто частушки пели на свадьбах, высмеивая семейство будущих родственников.
«Стенка на стенку» - так назывались соревнования частушечных боев, где сваты буквально захлестывали друг друга колкими, а часто – нецензурными песенками. Считалось, что если два семейства сейчас, на свадебном пиру выплеснут весь негатив, то в будущем они будут существовать вполне мирно.
Для русской культуры характерны различные смешные мотивы и самые разнообразные жанры народных песен. В древние времена эти песни сочиняла сельская молодёжь и исполняла на различных гуляньях под балалайку или гармонь. Со временем частушки приобрели более бытовой характер и имеют отображение даже в сегодняшней культуре.
Существует мнение, что первые частушки появились в XVII веке. Но они были больше похожи на сатирические стихотворения, а не на песни.
Частушки включают в себя и другие жанры народных песен:
- лирические (с самым различным содержанием);
- страдания (о любви);
- матаня (обращение к возлюбленной/ному);
- плясовые (самый распространённый сатирический вариант частушек).
Наверное, самые первые песни, которые появились на Земле – это песни о родине. Они возглавляют раздел «жанры народных песен». Примеры такого творчества можно найти в культуре народов Франции, Германии, Англии и Шотландии.
Песни о родине, в свою очередь, делятся на:
- баллады;
- былины;
- исторические песни;
- небылицы.
Первый тип народных песен несёт в себе некий мрачный характер. Их содержание было чётким, ясным и последовательным. Появление самых первых баллад приписывают ещё к средневековью, в России же этот жанр появился лишь в XIX веке.
Самые знаменитые примеры этого типа песен: «Громвал», «Людмила», «Солнце и месяц», «Воздушный корабль», «Песнь о вещем Олеге».
Былины также появились в Средние века и означают «рассказ, согласно фактам». Яркий пример – «Слово о полку Игореве». Основу таких песен составляли рассказы о предметах быта и некоторые факты истории.
В содержание исторических песен входили всевозможные исторические события, которые происходили с народом. Но этот тип творчества закончил своё существование ещё в XIX веке, так как был вытеснен новыми появившимися народными формами фольклора. Эти песни отображали события начиная от второй половины XIV в. («Взятие Казани», «Оплошность казаков», «Полтава») и до окончания Второй мировой войны.
Небылицы были неким типом песен, который соединял в себе все предыдущие, только вот написаны они были в шуточной форме и не имели никакого реального отношения к истории.
Рабочие или трудовые песни были созданы очень и очень давно для облегчения труда рабочих. В таком же духе люди сочинили ещё некоторые жанры народных песен. Трудовые напевки исполнялись с определённой ритмикой и интонацией, которые побуждали людей к активной работе. Чаще всего в них присутствовали определённые выкрики и повторы. В песне обязательно присутствовали шутки, которые и подбадривали людей.
Самый яркий и запоминающийся пример данного жанра «Эх, ухнем!». Ритмика самой песни сделана таким образом, что связана с равномерностью движений во время работы.
Хороводное и плясовое творчество – самые весёлые и любимые жанры русской народной песни. Примеры этого типа сохранились в очень большом количестве: «Просо», «На Иванушке чапан», «Не спасибо те, игумну тебе», «У ворот, ворот батюшкиных», «Катенька веселая».
Хороводные и плясовые песни состоят из приглашения к танцу (хороводу), самого действия и заключительной его части.
Эти жанры народных песен несли в себе сатирическое содержание, которое было связано с танцами и поэзией. Какое-то время этот тип творчества был неким магическим обрядовым ритуалом. Но с годами эти песни потеряли свою актуальность и стали просто способом развлечения на праздниках. Чаще всего хороводы водили весной, так как считалось, что так можно призвать тепло, намного реже народ развлекался в летнее время, так как работы и так хватало. А вот зимние посиделки заканчивались очень быстрыми танцами и песнями.
Природа России очень богата и разнообразна, соответственно, и песен о ней просто не сосчитать. Придумывали эти песни земледельцы и пахари, в свободное время, так как им хотелось отдохнуть от работы, и они всегда находились среди живой природы.
Многие жанры народных песен, календарно-обрядовые, трудовые, солдатские, приписывают этот вид песен к подразделу своего основного. Но это вовсе не правильное суждение. Песен о природе очень много, они проводят параллель между самой природой и существованием человека, а также созданного мира вокруг него. Здесь нет места работе или военным разборкам, или же каким-либо празднованиям. Они созданы лишь с целью рассказать обо всей красоте вокруг рабочих людей.
Поэтому песни о природе явление самостоятельное и не может быть частью ни одного из разделов «жанры русской народной песни». Примеры песен о природе просто не сосчитать: «Снежки белые, пушистые», «Слушай, жаворонок», «Спускается солнце за степи», «Весна. Большая вода», «Вечерний звон».
Символика русских народных песен
Символика – это древнее явление. А песенная символика возникла с появлением и формированием именно лирических песен. Весь окружающий мир природы стал своеобразным материалом для песенной символики: солнце, ветер, тучи, месяц, трава, цветы, деревья, птицы и т.д. А также разные виды трудовой деятельности (сеяние, поливание, косьба, охота и т.п.) и обрядовые действа (расплетание косы, открывание ворот и др.).
Главным объектом символизации в русских народных лирических песнях является человек – крестьяне и крестьянки, их мысли и чувства, настроения, поступки.
Наиболее древними символами русской обрядовой лирики являются следующие образы: - образ месяца (символ отца);образ солнца (символ матери);- образ звезд (символ детей);- образ месяца-молодца (символ мужа)- образ зорюшки-девушки (символ жены).
Во многих лирических песнях в роли символов выступают птицы. Например, соловей, сокол, селезень, голубь являются символом молодца, белая лебедушка, сизая голубка – символом девушки, а серая кукушка – символом печальной девушки или горькой женской доли.
Наибольшим разнообразием отличаются символы, взятые из растительного мира: белая береза, калина, малина, сладка вишня символизируют девушку; а, если птица клюет вишню, то это значит, что молодец сватает девушку; груша, осина, рябина или сосна – символ женщины; дуб, хмель или виноград – символ молодца.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что женские образы имеют наибольшее количество поэтических символов в русской народной лирической песне. Женщины создавали традиционные лирические песни, в которых отражался их духовный мир, их чувства и переживания.
Часто в русских народных лирических песнях есть не один, а два и более героев. Так, например, утушка и селезень, лебедушка и гусь, вишня и сокол, голубушка и голубь. И, естественно, чем больше в песне героев, тем больше в ней символов.
Анализируя тексты, можно заметить, что поэтические символы, указывающие на героев песни, употребляются главным образом в обрядовой (свадебной) лирике («рыбица» – невеста, «тучи» - печаль). И напротив, символы, обозначающие не конкретный образ, а то или иное настроение, указывают на необрядовую лирику.
«Два основных цикла человеческих эмоций, - пишет Н. П. Колпакова, - радость и горе с их многочисленными тематическими подразделениями – составляют основное содержание народных лирических песен» (Колпакова Н. П. «Русская народная бытовая песня». М.-Л., с. 207). Отсюда, символику русских народных лирических песен можно разделить на две группы:символику счастья,- символику горя.
Символами счастливой любви и счастья может быть и свет солнца, и цветение растений. И наоборот, например, их увядание – символом горя и печали, а также разлуки («сохнет и вянет в поле травка»).Также символами печали являются: груша без вершины (девушка без родителей); - береза, на которой сидит кукушка; - осина; - сосна; - рябина; - горькая полынь; - явления природы (шум леса или листьев дерева,роса, туман, крутые горы, чистое поле, ветер).
Протяжная лирическая песня Кировской области «Не листочики шумят» относится к группе песен с символикой печали. Об этом нам говорит содержание песни:
Не листочики шумят,
Про милова говорят.
Про милова, любезнова,
Про Иванушка-дружка.
Про Иванушка-дружка,
Завтра праздничок будёт.
Завтра праздник – воскресеньё,
Девкам – радостной денёк.
Девкам – радостной денёк,
В лес за ягодам пойдём.
В лес за ягодам пойдём,
за калиной, за малиной,
За чёрной черёмухой.
За чёрной черёмухой…
Не набравши Маша ягод
Из лесочка прочь пошла.
Печаль символизируют следующие строки:
«не листочики шумят» (шум листьев);
«в лес за ягодам пойдём» (лес); «из лесочка прочь пошла» (лес).
Кроме этого, «калина», «малина», «чёрная черёмуха» - это символы девушки, которая ждет встречи с Иванушкой-дружком
Раньше, по словам народных исполнительниц, эту песню могли петь и на посиделках, и на работе и, когда возвращались уставшие с праведных трудов. Для исполнения дошкольниками протяжная лирическая песня «Не листочики шумят» трудна, поэтому я ее разучиваю с воспитателями и включаю в праздничные концерты.
Изучая символику русских народных лирических песен, узнавая значения всё новых и новых для себя символов, работа над музыкально-поэтическим материалом становится более интересной и увлекательной для детей и познавательной для педагога. Это помогает глубже узнать жанровую природу русской народной лирики, а через нее русское народное творчество.
Герои русских народных песен
В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:
· Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
· Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
· Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
· Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).
Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:
· Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
· Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
· Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.
Собиратели народных песен
Одним из первых собирателей стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Имя очень известное. Действительно, великий собиратель. Кроме «Толкового словаря живого великорусского языка» и собрания пословиц, он записал и передал Афанасьеву в его собрание тысячу сказок. Записанные им песни отдал Петру Киреевскому, издавшему многотомное собрание русских песен. Это был XIX век, когда действительный интерес к фольклору был огромным.
Современные
продолжатели дела Даля подходят к этому вопросу вполне по бытовому: как сказано,
так и есть. А сказано было самим Далем в одном из его литературных
произведений. Его слова приводит современный издатель Даля профессор и
заслуженный деятель науки А.Н.Тихонов.
Однажды Даль, услышав от везущего его
ямщика неожиданное слово, выхватывает книжечку, записывает туда это слово и
«принимает решение на всю жизнь. С тех пор для Даля это занятие стало
потребностью души, повседневным делом. Об этом говорит он устами одного из
своих героев, который, чувствуя необходимость “соединить с прогулкою своею
какую-нибудь цель”, “задал себе вот какую задачу:
1) Собирать по пути все названия
местных урочищ, расспрашивать о памятниках, преданиях и поверьях, с ними
соединенных...
2) Разузнавать и собирать, где только
можно, народные обычаи, поверья, даже песни, сказки, пословицы и поговорки и
все, что принадлежит к этому разряду...
3) Вносить тщательно в памятную книжку
свою все народные слова, выражения, речения, обороты языка, общие и местные, но
неупотребительные в так называемом образованном нашем языке и слоге...
Вот такая легенда была создана
Владимиром Ивановичем Далем для самого себя и уже полтора века является рабочей
для всех собирателей. Большая часть из них безоговорочно подпишется под этим
манифестом русского собирателя, разве что посетует, что не дотягивает до такой
чистоты и жертвенности, с какой воплощал эту «программу» в жизнь Даль.
«В 1814-1819 годах Даль учился в Морском
кадетском корпусе, после чего был направлен врачом в действующую армию в
Турцию, потом участвовал в войне с Польшей. В 1832 году был переведен в
Петербург на должность ординатора военно-сухопутного госпиталя.
Петр Киреевский(11.02.1808-25.10.1856) детские годы, как и его брат, Петр провел в
имении своих родителей в Калужской губернии, получил солидное домашнее
образование. Киреевский изучил семь иностранных языков, много переводил
Байрона, Шекспира, Кальдерона. Первые литературные опыты Киреевского относятся
к 1827 году. В 1829 — 30 выезжал вместе с братом в Германию, где изучал
немецкую философию. Свои славянофильские взгляды на историческое
развитие России Киреевский изложил в статье “О древней русской истории. Письмо
к М. П. Погодину” В 1840-50-е года Киреевский усиленно занимался собиранием и
изучением памятников русского фольклора.
Народные песни и сказания Киреевский начал
собирать в 1831 году в Московской, затем в Новгородской и Тверской губерниях.
Некоторые из них (духовного содержания и свадебные) были изданы в 1847 — 56
годах в журналах и сборниках. Полностью изданы уже после его смерти, Киреевский
собрал тысячи текстов лирических и исторических песен, народных былин. В этой
работе Киреевскому помогали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. И. Даль, Аксаковы и
другие единомышленники-славянофилы.
Владея семью языками, Киреевский много
переводил.
Определившись в своих славянофильских пристрастиях и веря в великую судьбу русского народа, Киреевский с 1831 стал систематически записывать народные песни, мечтая воссоздать духовную основу народа, в них запечатленную. К этой работе Киреевский сумел привлечь многих литераторов. Киреевский создал уникальное собрание, насчитывавшее свыше 10 тысяч песен, составившее эпоху в отечественной фольклористике.
При жизни Киреевского из-за цензурных сложностей было напечатано лишь 67 песен. Несмотря на ряд изданий русского, и современного времени, большая часть собрания остается неопубликованной. Исследователь жизни Киреевского. М.О. Гершензон пришел к выводу: "Не собиранием народных
песен, не исследованиями в области русской истории он исполнил свое жизненное призвание, но тем, что в определенный момент он явился среди русского образованного общества, как живое воплощение русского народного духа и как живая связь между народом и этим оторвавшимся от народа обществом".
Нельзя не рассказать
и о Митрофане Ефимовиче
Пятницком - исполнителе и
собирателе русских народных песен; основателе и первом художественном
руководителе русского народного хора своего имени.
Пятницкий родился 21 июня (3 июля) 1864 года в семье священника. Учился в
Воронежском духовном училище. Одновременно с учёбой брал уроки пения у Льва Михайловича Образцова, а позднее, уже вМоскве, у Камилло Эверарди.
В Москву приехал в 1897 году, с 1899 года поселился в Большом
Боженинском переулке. С 1899 по 1923 год работал делопроизводителем в одной из
московских больниц. Но увлечённость народным музыкальным творчеством приводит
его в 1902 году к созданию ансамбля народной песни. Певицы ансамбля:
П. В. Козимовская, М. А. Шевченко, Р. А. Кондра,
певец-бандурист В. К. Шевченко.
С 1903 года он член
музыкально-этнографической комиссии при Императорском обществе любителей естествознания,
антропологии и этнографии и ведёт
научно-этнографическую работу. Посетил много деревень, записал много песен от
крестьян. При этом только на фонографе он записал около 400 народных песен,
часть которых была опубликована в 1904 и 1914 годах. М. Е. Пятницкий не ограничивался
только собиранием песен и инструментальных наигрышей, он собрал коллекции
народных инструментов и костюмов.
В годы Первой мировой войны Пятницкий служил в одной из
московских больниц, куда поступали раненые солдаты и другие нижние чины. Из их
числа М. Е. Пятницкий создал так называемый «хор инвалидов» (в числе
поющих действительно были воины-инвалиды, георгиевские кавалеры, а также и
медперсонал). Многие участники хора, зачастую малограмотные и неграмотные
крестьяне в прошлом, впервые изучили нотную грамоту и приобщились к хоровому
пению.
Первоначально Пятницкий записывал песни
в своем родном селе Александровка, затем сгруппировал их в жанровые разделы,
относящиеся к определенной песенной традиции, и опубликовал в 1904 году в своем
первом сборнике «12 русских народных песен (Воронежской губернии Бобровского
уезда)». 1904, 1910,1920, 1925 годы, это годы, посвящённые наиболее
плодотворным этнографическим поездкам.
«Народная песня, — говорил
М. Е. Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к
глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои
прекрасные песни… Народная песня исчезает и её надо спасать».
Исполнители русской народной песни
Огромный вклад в фольклорную составляющую отечественного культурного наследия внесли деятели искусства, которые собирали по всей необъятной стране тексты и напевы, ездили в музыкальные экспедиции по селам и деревням, ведь с течением времени мода меняется, а истинные образцы народной культуры порой можно восстановить только из уст деревенских бабушек.
Замечательные артисты, которые оставили свой глубокий след в русской культуре, это Мари́я Никола́евна Морда́сова (1915—1997) - советская, российская певица, исполнительница русских народных песен и частушек. Народная артистка СССР (1981). Герой Социалистического Труда (1987). Родилась 1915 году в деревне Нижняя Мазовка в многодетной крестьянской семье Яркиных. Пела в школьном хоре, затем в сельском клубе. Ещё учась в школе, пошла работать дояркой, а после окончания школы стала «звеньевой». В 1938 году году приняла участие в смотре художественной самодеятельности в Тамбове.
Самобытная исполнительница, собирательница и автор многих песен, частушек и припевок (свыше 300).
Лидия Андреевна Русланова родилась в 1900 году в крестьянской семье. В пять лет осталась сиротой и до 1914 года росла в сиротском приюте. Мама умерла, а отец погиб в русско- японской войне. Затем жила у дяди и работала на мебельной фабрике. В 1916 году поехала на фронт сестрой милосердия и до 1917 года служила в санитарном поезде. После революции выступала на концертах. Активная концертная деятельность во время войны была отмечена правительственными наградами. В 1942 году певице присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
Людмила Георгиевна Зыкина. Народная артистка Советского Союза. Родители Людмилы родом из деревни. Бабушка и мама, по сути, так и остались деревенскими женщинами, которые принесли в дом на московской окраине свой строй жизни со старинными песнями и крестьянскими обычаями. Люда в детстве не хуже мальчишек играла в хоккей, любила слушать голоса лесных птиц. И когда Люду приняли в хор имени Пятницкого, мама и бабушка обомлели. Честь была большая. Для бабушки песня была делом домашним, а для Люды стала делом жизни. Людмила Георгиевна награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» 3 степени.
Геннадий Заволокин, руководитель ансамбля «Частушки». Когда у Геннадия спросили, откуда пришла к нему такая популярность, он ответил: «Жили мы два брата, играли на гармони. Говорят, не плохо играли. Потом, волей случая, попали на телевидение, снялись в одной программе, посвященной народной песни, оттуда и пришел успех, ведь давно уже в народе вызревало ожидание гармони. Тогда и родилась передача «Играй, гармонь». Но сегодня нет с нами Геннадия Заволокина, его жизнь оборвалась так неожиданно и с болью прошла по всей России. Но песня его живет, и живет передача «Играй, гармонь». Инициативу подхватили его сын Захар и дочь Анастасия.
Каждая область России имеет свои индивидуальные фольклорные особенности, что красочно отражается в разнообразии русских народных хоровых коллективов страны:
К числу талантливых молодых исполнителей в сообщении о народных песнях можно отнести Владимира и Марину Девятовых, Пелагею, Анну Пингину, многочисленные ансамблевые коллективы.
Народная песня и ее использование в творчестве русских композиторов
Творчество композиторов-классиков неразрывно связано с народной песней
В народных песнях отражаются история народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье. Песня - это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта.
Среди русских народных песен есть трудовые и праздничные, хороводные и плясовые, свадебные и протяжные, ямщицкие и бурлацкие, солдатские, городские песни и частушки.
Композиторы-классики изучали народную песню. Они записывали и обрабатывали мелодии песен. Составляли сборники народных песен. Наиболее известны сборники Балакирева (40 русских народных песен), Римского-Корсакова (100 русских народных песен), Чайковского (50 русских народных песен), Лядова (8 русских народных песен для оркестра).
Многие народные песни нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблях (Вариации Глинки на русскую народную песню «Среди долины ровныя» в финале первого фортепианного концерта Чайковского использована украинская песня-веснянка «Выйди, выйди, Иванку»).
Глинка считается первым из русских композиторов, использовавшим в своём творчестве русские темы. Чайковский сравнивает его с жёлудем, из которого выросла русская музыка.
Композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни своё гармоническое оформление... Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, — главная жизненная цель композитора. Если он неспособен создавать мелодии, имеющие право на длительное существование, — то у него мало шансов на овладение композиторским мастерством.
Песня — живая, говорящая, звучащая о прошедшем летопись.
Гоголь писал «Петербургские записки» под свежим впечатлением от глинкинской оперы «Иван Сусанин».
Глинка первой оперой своей обнаружил новое понимание народной песни как массового непрерывного творчества, проявляющегося по всей стране. Он понял, что народная опера — не попурри из русских песен, а мышление звуками в присущем народу.
Новое главное качество оперной музыки Глинки, отмеченное сразу же наиболее чуткими современниками, заключалось в том, что не от количества набранных в оперу подлинных и притом старинных песен зависело преимущественное впечатление русского национального песенного характера музыки. Музыка по формам и сложению своему звучала как будто общепринято, «по-европейски».
Чем же объяснить ту постоянную глубокую тягу к песенности, которую всегда чувствует каждый русский музыкант и в чем Глинка остался пока еще примером наибольшей полноты вникания? При этом чем глубже песенные мелодии народа, тем они чище в смысле подлинности интонации, т. е. тона, в котором слышна сущность народа и, главным образом, открытость и широта высказывания чувства,— тем они сильнее привлекают к себе.
Наличие этих черт в музыке и дает ей тот призвук русского, который так удивлял иностранцев при первых знакомствах с капитальными выступлениями русских классиков за границей.
В народной песне звучит всей глубиной своей человечность, все пережитое, передуманное и испытанное русским народом. Так поет страна, для которой жизнь была всегда нелегким времяпрепровождением. В протяжной песне состав ее свидетельствует о веках упорной работы. Но главное все-таки в душевном богатстве и глубине чувства песни у народа, чьи раздумья о жизни могли вызвать напевы столь убедительной внутренней силы, столь сдержанно раскрываемой энергии.
Чтобы понять этот мир интонаций в его цельности, лучше всего внимательно вслушаться в музыку.
По «фольклорному» пути, проложенному Глинкой, устремились и другие выдающиеся русские композиторы: А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский. Н. А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов. Некоторые из них создавали блестящие обработки народных песен, другие же — украшали фольклорными напевами свои сочинения.
А.П. Бородин продолжает традиции М.И.Глинки. Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы «Князь Игорь» («Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты…»). А.А.Римский – Корсаков утверждает в классической музыке народные тексты и мелодии. Нередко композитор сочиняет «в жанре народных протяжных напевов». Пример – песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.
В жанре народных протяжных напевов создаёт произведения и П.И.Чайковский. Когда кто-то слышит романс Чайковского, на стихи И.Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» впервые, он нередко принимает его за народную песню. Народная песня в произведениях П.И. Чайковского – «частая гостья».
Так, например, в финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола». Можно вспомнить его Andante cantabile из «Струнного квартета №1», где основной темой является песня "Сидел Ваня", романс «Я ли в поле да не травушка была…», украинскую песню "Выйди, выйди, Иванку" в финале Первого фортепианного концерта композитора.
В замечательном
3-м концерте для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова фортепиано, как солист, просто и тихо
запевает свою мелодию, которую затем, как хор, подхватывает оркестр. «Я хотел,
- писал Рахманинов, - спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы».
Можно перечислить черты русской
лирической песни – широкая распевность, загадки символов, гибкость и красота
музыкального языка. Те же черты - выразительность, распевность, созвучие
голосов и инструментальных мелодий - присутствуют в музыке русских
композиторов.
Народные мелодии лежат в основе многих
произведений композиторов-классиков. Поэтому можно с большой долей
вероятности предположить, что люди, любящие народную музыку – любят и
классическую, и наоборот.
Как сохранялись народные песни?
В старину песни, разумеется, не записывали. Они по памяти передавались из поколения в поколение. Если девушку выдавали замуж в другую местность, то не исключено, что она «брала с собой» свои песни, которые слышала от матери и бабушки. Таким образом, песни перемещались, развивались, а иногда и возрождались в другой форме. Поэтому одни и те же песни могли иметь разный текст и мелодию.
Позже, с возникновением нотной записи и профессиональной музыки, стали появляться так называемые «собиратели» русской народной песни. Они ездили по деревням и селениям, искали пожилых певуний (иногда их называли «песнехорками») и просили спеть песни, которые звучали в их молодости. А еще лучше – во времена их бабушек. Мелодии нотами по слуху записывались в тетради, и после этих фольклорных экспедиций появлялись сборники русских народных песен.
Такими собирателями были Лядов, Римский-Корсаков, Глинка и другие ценители русской песни.
Позже, когда появились звукозаписывающие устройства, фольклорные экспедиции стали проходить куда более успешнее. И только благодаря самым первым собирателям, сохранилась русская песенная культура до наших дней, и мы знаем те песни, которые в старину пели наши предки.
Культурное значение народных песен
Вышли на сцену певцы в ярких, живописных костюмах; встали полукругом, задумались и тихо запели:
Ах, ты степь, широкая,
Степь раздольная,
Широка ты, матушка,
Протянулася...
Полилась русская песня, затеплилась, засеребрилась напевом, запричитала скороговоркой и, набравшись сил, полилась вольно, широко. И словно раздвинулись стены зала, зазеленели поля, зашуршала колосом нива и встал незримо за песней образ Родины.
Подобные чувства мы испытываем, слушая русские народные песни. Родные напевы, инструментальные наигрыши, хороводы, пляски, орнаменты костюмов, характерный говор, глубина и искренность исполнения несут нам встречу с неповторимым искусством родного края, с образами и приметами Родины.
Но не только образы Родины волнуют нас в народном искусстве. Огромная художественная сила русских песен, выразительная пластика танцев, совершенство инструментальных мелодий волнуют нас не меньше. Именно народные песни, вобравшие в себя красоту сказочных русских просторов, ритмы труда, отголоски борьбы со стихией, мечты, верования и надежды человека стали живительным источником вдохновения для многих поколений поэтов, художников, композиторов.
Это в финале IV симфонии Чайковского простая мелодия русской песни «Во поле береза стояла» превращается благодаря искусству мастера в монументальное оркестровое полотно, воплощающее праздник народа. «Ступай в народ, -- говорил композитор, сочиняя эту музыку, -- смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь беспредельно радостным чувствам». Это русские эпические песни-былины вдохновили Васнецова на создание прекрасных образов русских богатырей, а русские исторические песни помогли Сурикову воплотить образ Степана Разина.
Мелодии русских песен наполняют сочинения композиторов прошлого. Они в величавом образе Ивана Сусанина и в радостной «Камаринской» Глинки. Русские песни наполнили подлинностью монументальные народные сцены опер «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, открыли поэтическую прелесть обрядовых сцен оперы «Снегурочка», эпическую мощь «Садко» Римского-Корсакова.
Русская песня продолжает увлекать и современных композиторов, создающих на ее основе запоминающиеся сочинения. Достаточно вспомнить хоровой цикл «Курские песни» Георгия Свиридова или оркестровый концерт «Озорные частушки» Родиона Щедрина.
Наконец, русская песня сыграла решающую роль в создании русского народного оркестра, ансамбля народного танца и русского народного хора.
Русская песенная культура складывалась веками. Народная школа пения развивалась в недрах народной жизни, оставаясь на уровне устной традиции как часть художественного быта русского народа, тесно связанного с песенным творчеством. Однако богатство и жанровое разнообразие русских песен, исполняемых народом, говорило о высокой песенной культуре. Известно, что исполнение народными певцами русских протяжных песен вызывало удивление и восхищение иностранцев, посещавших Россию. Как сообщает один из составителей первого нотного сборника русских песен Н. А. Львов, итальянский композитор Г. Паизиелло был поражен искусством народного хора, его песнями и не хотел верить, что были они творением простых людей, «полагая оные произведением искусных музыкальных сочинителей». Это сообщение было сделано Львовым в 1790 году, когда заметно вырос интерес к народному музыкальному творчеству, начались работы по записи русских народных песен.
Русская песня - величайшее музыкально-поэтическое воздание народного гения. Многообразно и глубоко отражает она жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в песенном творчестве отразилась во всей полноте извечное стремление русского народа к добру, к правде, к свету, к счастью. Этические и моральные идеалы, заложенные в народной песне, воспитывают многие поколения. Благодаря исключительной задушевности, искренности, народная песня оказывает глубокое эмоциональное воздействие на всех, кто с ней соприкасается. Она учит с достоинством, но без ложной патетики любить свою Родину, народ, природу, землю. Народная песня развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности.
Вывод:
- Вся жизнь народа крепко связана с песней. Труд, отдых, радость, горе - все нашло в ней свое отражение. Песни передавались из уст в уста, хранились в памяти народа и переходили из поколения в поколение. В народной песне нашли воплощение все лучшие черты русского характера: доброта, широта, трудолюбие, душевная щедрость и смелость.
- Национальный характер каждого народа складывается в результате воздействия на сознание и психический склад людей определенных жизненных обстоятельств, определенного исторического пути развития. Психический склад, присущий каждой нации, накладывает неповторимо своеобразный отпечаток и на его художественную культуру, в том числе на народнопесенное искусство, ярко проявляясь в особенностях художественно-образного мышления, выразительных свойствах поэтического и музыкального языка. В процессе постепенного формирования народностей в нации разнообразные виды народного творчества, в особенности поэтического и музыкального, приобретают значение одного из наиболее ярких и характерных выразителей специфических особенностей народно-национальной культуры и, тем самым, выразителей психологического склада каждой нации.
Переоценить ту мощь, которую несет в себе для народа культура родной страны невозможно. Русская песня — это и народное самосознание и генетическая память поколений, информация об истории людей, которая приобрела облик музыкального произведения.
Знакомство с русским песенным фольклором крайне важно для развития молодого поколения и сохранения традиций и самосознания страны на долгие годы.
Список использованной литературы
1. Алдошина М.И. Эстетическое воспитание средствами народного искусства. Москва- 2005.
2. Аникина В.П. Русские народные песни.- М.: Детская литература,1972
3. Асафьев Б. О народной музыке.- Л., 1987.
4. Башманова Т.В. Первые шаги к народному творчеству. Саяногорск. 2006г.
6. Коринфский А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» . М.: Московский рабочий., 1994.
7. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г.. Русское народное творчество: Учебник для фил. Спец. Ун-тов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.1983, 448 с., с ил..
https://www.sites.google.com/site/domasnaaskola7/home/urok-no9
https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_народная_музыка
https://nauka.club/kulturologiya/russkiе-narodnyе-pesni.html
https://www.boutique-project.ru/reading/other/281
https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/163914/janryi-russkih-narodnyih-pesen-narodnyie-pesni-chastushki-kolyibelnyie-obryadovyie
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.