Русская культура в XV–XVI веках

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Русская культура в XV–XVI веках Цели урока: • закрепить знание учащихся о развитии просвещения, архитектуры и живописи; • показать основные жанры и идеи русской культуры XV-XVI веков; формировать понятие о русской культуре; • содействовать воспитанию любви к русской культуре. Оборудование: доска, илюстрации , магнитофон. Ход урока 1. Проверка домашнего задания. 2. Сообщение темы и цели урока. 3. Изучение нового материала. 4. Закрепление нового материала. 5. Подведение итога.
Иконка файла материала Русская культура в XV–XVI веках.doc
Русская культура в XV–XVI веках Цели урока:    закрепить знание учащихся о развитии просвещения, архитектуры и живописи; показать основные жанры и идеи русской культуры XV­XVI веков; формировать понятие о русской культуре; содействовать воспитанию любви к русской культуре. Оборудование: доска, илюстрации , магнитофон. Ход урока 1. Проверка домашнего задания. 2. Сообщение темы и цели урока. 3. Изучение нового материала. 4. 5. Подведение итога. Закрепление нового материала. 1. Проверка домашнего задания. Вопрос учителя: ­ Ребята, как вы понимаете слово“культура”? (литература, просвещение,архитектура, живопись и быт) ­ Какое событие повлияло на культурное возрождение Руси? (Куликовская битва) ­ Что было “визитной карточкой” Русского государства? (Кремль) ­ Кто построил Покровский собор? (Василий Блаженный) ­ Как вы понимаете словосочетание “шатровый стиль” (архитектурный стиль, пирамида) Учитель: Ребята, вы знаете культуру Русского государства? Формирование русской национальный архитектуры сопровождалось подьемом русского изоброзительного искусства. Этот  подьем связан с именем великого русского живописца А.Рублева. Вопрос учителя:  Какому виду искусства А.Рублев посвятил внимание? (иконописи)  Дается обьяснение на термина “иконопись” Сейчас слушайте вопросы по книгопечатание: Кто был первопроходцем книгопечатания? (Иван Федоров, Петр Мстиславец)  Какую роль сыграло книгопечатание в жизни людей?  Как назывались первые книги? (“Часословец”, “Апостол”, “Домострой”)  Какие жанры русской культуры и устного творчества вы знаете ? (былины, воинские песни,хождения) Физкультминутка. Включается музыка, и учащиеся делают легкие физические упражнения . 2. Изучение нового материала. Слово учителя: По мере расширения Русского государства возродились новые города.Они служили опорными военными пунктами. Каменные  и кирпичные укрепления были большой редкостью. За внутренними стенами города располагались административные здания ­  приказная изба, церковь, двор воеводы, пушечный амбар,тюрьма. Бльшинство домов горожан и крестьян – избы­пятистенки.  Жилая комната – клеть, меньшая комната – сени.Печь в углу и рядом кухонный угол с полками посуды. “Красных уголках  висели иконы. В центре ­ стол с лавками. Вдоль стены сундуки. Сундук ­ самый главный предмет в доме Он и лавка, и  хранилище для вещей и постели. Дети и старики спали на печке, а взрослые на деревянных настилах. Носили рубаху и  поддевку до колен и кафтан. Парадные кафтаны бояр и князей были долгополымить длинными рукавами ярких цветов,  расшитые золотом и серебром. Носили сапоги из сафьяна и кожи. Замужние женщины прятали волосы под шелковую шапочку. Считалось большим грехом показывать волосы. Отсюда выражение “опростоволоситься”. Простые люди носили лапти с  портянками, весной ­ специальной подьемкой, зимой ­ валенки. Шубы шили из овчины, лисы, соболя, бобра.Шапки носили  зимой и летом. Женщины поддерживали в доме чистоту. Каждую неделю ходили в баню. Задание: Ребята ,найдите сходство и различие культуры русского народа в том веке и настоящем? (Ответы учеников) Закрепление изученного материала. В чем особенность культуры городо?   Чем определялась необходимость постоянно поддерживать чистоту в избе?  Чть означает слово “опростоволоситься”?  Накройте стол крестянина в праздниках и будние дни.  Какое национальное блюдо сохронилась в современной кухне? 3. Итог урока: Русская культура XV­XVI веков претерпевала изменения, которые были направлены на возрождение единой русской  культуры, возвеличивание русского государства в глазах мирового общества, также на приобретение самобытных  национальных черт и решительного освобождения византийского влияния. Домашнее задание: Написать эссе на тему “Русская культура в России в XV­XVI веках.

Посмотрите также