Русская литература 7 класс Л. Ню Андреев "Баргамот и Гараська"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей. Цель урока: образовательная: детально изучить образы-персонажи и определить приёмы комического изображения героев; составление карты-опроса. развивающая: развить у учащихся логическое, критическое, ассоциативное мышление и умение аргументировать. Ожидаемые результаты: учащиеся получат сведения об авторе, научатся составлять карты опроса, мыслить в логике RWST; пополнят словарный запас новой лексикой.
Иконка файла материала Баргамот и Гараська.docx
Дата:                                                           Класс:  7                   53  урок Тема: Л.Н.  Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов­персонажей.  Цель урока:  образовательная:    детально   изучить   образы­персонажи   и   определить   приёмы   комического   изображения героев; составление карты­опроса. развивающая:  развить   у   учащихся   логическое,   критическое,   ассоциативное   мышление   и   умение аргументировать. Ожидаемые результаты: учащиеся получат сведения об авторе, научатся составлять карты опроса, мыслить в логике RWST; пополнят словарный запас новой лексикой. 3 мин. 5 мин. Деятельность учителя I. Организационный момент. Приветствует учеников,  проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для  создания псих­кой атмосферы проводит игру  «Путаница». Проверка домашней работы. С помощью метода  «Броуновское движение» осуществляет проверку  домашней  работы.  С творчеством Л. Андреева мы встречаемся впервые. Вы познакомились с творческой деятельностью писателя.  ? Чем интересен его характер?  ? О каких особенностях творчества и личности Л.  Андреева  вы узнали? 20 мин.  III. Осмысление новой информации. наглядности Деятельность обучающихся Ученики осмысливают поставленную цель.  Ученики  демонстрируют свои  знания.   Работа в группах – учитель задаёт вопросы, отвечая на которые учащиеся  заполняют дискуссионные карты опроса, выступление спикера каждой группы. ? Когда происходит действие рассказа? Какое событие описывается в нем? ? Кто главные персонажи рассказа? Чем они занимаются в жизни? ? Как описывает Л. Андреев персонажей рассказа? Дискуссионная карта опроса Кто они? Внешний портрет. Бергамото в Иван  Акиндиныч Гараська Высокий, толстый,  сильный,  громогласный… …маленькие, заплывшие  глазки; обладал непомерной  силищей Отрепья…прикрывают  тощее тело, были все в  грязи… …большой отвислый  Внутренний (психологически й) портрет. Следует  инструкции;  строг, глуп… Род занятий, образ жизни. Полицейский­ городовой  бляха № 20,  берет взятки. Мнения окружающих людей о них Мастодонт, кусок мяса,  дубина Все делает  исподтишка, с  язвительность ю Вор, пьяница,  скандалист. Не человек,  а язвакрасный нос… …на щеке у самого глаза виднелась царапина…                   Словарная работа. В произведении есть много слов, значение которых необходимо объяснить самостоятельно или найти значение в тексте рассказа. Городовой бляха № 20 (полицейский). Пушкари (от названия Пушкарной улицы, «проломленные головы»). Баргамот – бергамот (прозвище; сорт груш). Мастодонты   (хоботные   млекопитающие,   предшественники   слонов,   имеющие   сильно   развитые верхние и нижние бивни).  Мозгляки ­ людишки (слабосильные, тщедушные). Околоточные надзиратели (жандармы, полицейские). Значения слов учащиеся записывают в рабочих тетрадях и отвечают по желанию. Задания для определения приёмов изображения образов­персонажей. ? Какими знаниями и умениями обладает Иван Акиндиныч Бергамотов?  (Глуп, тупо следует инструкциям). ? Главное его достоинство?  (Непомерная силища). ? Как он ведет себя в быту, как проявляет себя в отношениях с детьми и женой? (Строг, путем физического воздействия учил жену; хозяйственный, рачительный, любивший в свободные дни копаться в огороде). ?   Вспомните,   что   такое   комическое   в   литературе?   Какие   приемы   комического   использовал   автор   для создания образа Баргамота?   (Комическое – эстетическая категория, изучающая смешное в искусстве. Контраст, гипербола, уподобление). ? Наступает праздник – светлое Христово воскресение. Баргамот на своем обычном посту. Почему у него такое скверное настроение? Как на него влияет праздник?  (Он был голоден;   ему было завидно, что они свободны и идут на праздник…). ? Что говорит о том, что он очень ответственно относится к своей работе? (Не покидал свой пост, к работе относился ответственно). ? Сохранились ли в душе этого «тупоголового мастодонта» христианские традиции? Приведите примеры. (Баргамот снял шапку и перекрестился при звуках благовеста). ? Благодушное настроение Баргамота нарушает появление Гараськи. Какие приемы комического использовал автор для характеристики этого персонажа? (Комическое положение, контраст). ? Соответствует ли внутреннее состояние героя его внешнему виду? ? Охарактеризуйте поведение героев во время их разговора. Почему так нагло ведет себя Гараська и так осторожен Баргамот?  ? В каких комических положениях оказываются герои? ? В какой момент Баргамот проявляет жалость по отношению к Гараське?  (После того,   как разбилось пасхальное яичко, а ведь Гараська хотел похристосоваться с ним…). ? Где, по­вашему, кульминация рассказа? (Приглашение Баргамотом Гараськи на праздничный обед). ?   Почему   именно   в   этот   момент   показана   гражданская   и   христианская   позиция   Баргамота?  (Желает загладить свою вину, соблюдает христианские традиции). ? Какие средства художественной выразительности использует автор для внешней  характеристики образов и их внутреннего состояния? (Метафоры, фразеологические обороты –  навострить лыжи и т.д.).  ? Сцена обеда в доме Баргамота. Охарактеризуйте поведение Гараськи. Почему он так «ошалел» и притих, почему   ему   так   совестно   и   обидно?  (Ему   стыдно   за   свое   поведение,   за   внешний   вид,   совестно     за деликатность и гостеприимство хозяев). ? Какие виды смеха присутствуют в рассказе? Можно ли сказать, что персонажи рассказа вызывают только смех? Почему? Как и кому из них мы сочувствуем? ? Кого и почему мы можем назвать трагикомическим персонажем? Как, по­вашему, сложится дальнейшая судьба Гараськи?Работа в группах ­ заполнение дискуссионных карт опроса, выступление спикера каждой группы.                                                    Дискуссионная карта опроса Жизнь Гараськи изменится … ДА НЕТ ? Что дает вам право так думать? ? Можно ли изменить положение Гараськи?  ? Что необходимо предпринять? Учащиеся отвечают на разноуровневые  вопросы.  10 мин. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит  закрепление урока.  Работа   в   группах   –   учитель   задаёт   вопросы, отвечая   на   которые   учащиеся   заполняют дискуссионные   карты   опроса,   выступление спикера каждой группы. Когда происходит действие рассказа? Какое событие описывается в нем?  Кто   главные   персонажи   рассказа?   Чем   они занимаются в жизни?  Как описывает Л. Андреев персонажей рассказа? ?Какое впечатление на вас произвел рассказ «Баргамот и Гараська» и его персонажи? Актуальна ли эта тема в наше время? Встречались ли вы с такой ситуацией в своей жизни? ?Охарактеризуйте свое настроение после урока. Каким цветом вы бы его определили? Почему? 5 мин. V. Итог урока.  ­ О чём вы сегодня узнали на уроке?  ­ Изменилось ли ваше отношение к волкам?  ­ Было ли вам комфортно на уроке?   2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности  выполнения д/работы. стикеры фишки Ученики пишут  телеграммы своим  одноклассникам.  Оценивают свои  работы. Записывают  домашнюю работу в  дневниках. Итог урока:_____________________________________________________________________ Положительные стороны урока:____________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:_____________________________________________

Посмотрите также