Тема: Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей.
Цель урока:
образовательная: детально изучить образы-персонажи и определить приёмы комического изображения героев; составление карты-опроса.
развивающая: развить у учащихся логическое, критическое, ассоциативное мышление и умение аргументировать.
Ожидаемые результаты: учащиеся получат сведения об авторе, научатся составлять карты опроса, мыслить в логике RWST; пополнят словарный запас новой лексикой.
Дата: Класс: 7 53 урок
Тема: Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образовперсонажей.
Цель урока:
образовательная: детально изучить образыперсонажи и определить приёмы комического изображения
героев; составление картыопроса.
развивающая: развить у учащихся логическое, критическое, ассоциативное мышление и умение
аргументировать.
Ожидаемые результаты: учащиеся получат сведения об авторе, научатся составлять карты опроса, мыслить
в логике RWST; пополнят словарный запас новой лексикой.
3 мин.
5 мин.
Деятельность учителя
I. Организационный момент. Приветствует учеников,
проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для
создания психкой атмосферы проводит игру
«Путаница».
Проверка домашней работы. С помощью метода
«Броуновское движение» осуществляет проверку
домашней работы.
С творчеством Л. Андреева мы встречаемся впервые. Вы
познакомились с творческой деятельностью писателя.
? Чем интересен его характер?
? О каких особенностях творчества и личности Л.
Андреева вы узнали?
20 мин. III. Осмысление новой информации.
наглядности
Деятельность
обучающихся
Ученики осмысливают
поставленную цель.
Ученики
демонстрируют свои
знания.
Работа в группах – учитель задаёт вопросы, отвечая на которые учащиеся заполняют дискуссионные карты
опроса, выступление спикера каждой группы.
? Когда происходит действие рассказа? Какое событие описывается в нем?
? Кто главные персонажи рассказа? Чем они занимаются в жизни?
? Как описывает Л. Андреев персонажей рассказа?
Дискуссионная карта опроса
Кто они?
Внешний портрет.
Бергамото
в Иван
Акиндиныч
Гараська
Высокий, толстый,
сильный,
громогласный…
…маленькие, заплывшие
глазки;
обладал непомерной
силищей
Отрепья…прикрывают
тощее тело, были все в
грязи…
…большой отвислый
Внутренний
(психологически
й) портрет.
Следует
инструкции;
строг, глуп…
Род
занятий,
образ
жизни.
Полицейский
городовой
бляха № 20,
берет взятки.
Мнения
окружающих
людей о них
Мастодонт,
кусок мяса,
дубина
Все делает
исподтишка, с
язвительность
ю
Вор, пьяница,
скандалист.
Не человек,
а язвакрасный нос…
…на щеке у самого глаза
виднелась царапина…
Словарная работа.
В произведении есть много слов, значение которых необходимо объяснить самостоятельно или найти значение
в тексте рассказа.
Городовой бляха № 20 (полицейский).
Пушкари (от названия Пушкарной улицы, «проломленные головы»).
Баргамот – бергамот (прозвище; сорт груш).
Мастодонты (хоботные млекопитающие, предшественники слонов, имеющие сильно развитые
верхние и нижние бивни).
Мозгляки людишки (слабосильные, тщедушные).
Околоточные надзиратели (жандармы, полицейские).
Значения слов учащиеся записывают в рабочих тетрадях и отвечают по желанию.
Задания для определения приёмов изображения образовперсонажей.
? Какими знаниями и умениями обладает Иван Акиндиныч Бергамотов? (Глуп, тупо следует инструкциям).
? Главное его достоинство? (Непомерная силища).
? Как он ведет себя в быту, как проявляет себя в отношениях с детьми и женой? (Строг, путем физического
воздействия учил жену; хозяйственный, рачительный, любивший в свободные дни копаться в огороде).
? Вспомните, что такое комическое в литературе? Какие приемы комического использовал автор для
создания образа Баргамота? (Комическое – эстетическая категория, изучающая смешное в искусстве.
Контраст, гипербола, уподобление).
? Наступает праздник – светлое Христово воскресение. Баргамот на своем обычном посту. Почему у него
такое скверное настроение? Как на него влияет праздник? (Он был голоден; ему было завидно, что они
свободны и идут на праздник…).
? Что говорит о том, что он очень ответственно относится к своей работе? (Не покидал свой пост, к работе
относился ответственно).
? Сохранились ли в душе этого «тупоголового мастодонта» христианские традиции? Приведите примеры.
(Баргамот снял шапку и перекрестился при звуках благовеста).
? Благодушное настроение Баргамота нарушает появление Гараськи. Какие приемы комического использовал
автор для характеристики этого персонажа? (Комическое положение, контраст).
? Соответствует ли внутреннее состояние героя его внешнему виду?
? Охарактеризуйте поведение героев во время их разговора. Почему так нагло ведет себя Гараська и так
осторожен Баргамот?
? В каких комических положениях оказываются герои?
? В какой момент Баргамот проявляет жалость по отношению к Гараське? (После того, как разбилось
пасхальное яичко, а ведь Гараська хотел похристосоваться с ним…).
? Где, повашему, кульминация рассказа? (Приглашение Баргамотом Гараськи на праздничный обед).
? Почему именно в этот момент показана гражданская и христианская позиция Баргамота? (Желает
загладить свою вину, соблюдает христианские традиции).
? Какие средства художественной выразительности использует автор для внешней характеристики образов и
их внутреннего состояния? (Метафоры, фразеологические обороты – навострить лыжи и т.д.).
? Сцена обеда в доме Баргамота. Охарактеризуйте поведение Гараськи. Почему он так «ошалел» и притих,
почему ему так совестно и обидно? (Ему стыдно за свое поведение, за внешний вид, совестно за
деликатность и гостеприимство хозяев).
? Какие виды смеха присутствуют в рассказе? Можно ли сказать, что персонажи рассказа вызывают только
смех? Почему? Как и кому из них мы сочувствуем?
? Кого и почему мы можем назвать трагикомическим персонажем?
Как, повашему, сложится дальнейшая судьба Гараськи?Работа в группах заполнение дискуссионных карт опроса, выступление спикера каждой группы.
Дискуссионная карта опроса
Жизнь Гараськи изменится …
ДА
НЕТ
? Что дает вам право так думать?
? Можно ли изменить положение Гараськи?
? Что необходимо предпринять?
Учащиеся отвечают на
разноуровневые
вопросы.
10 мин.
Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит
закрепление урока.
Работа в группах – учитель задаёт вопросы,
отвечая на которые учащиеся заполняют
дискуссионные карты опроса,
выступление
спикера каждой группы.
Когда происходит действие рассказа? Какое событие
описывается в нем?
Кто главные персонажи рассказа? Чем они
занимаются в жизни?
Как описывает Л. Андреев персонажей рассказа?
?Какое впечатление на вас произвел рассказ «Баргамот и
Гараська» и его персонажи?
Актуальна ли эта тема в наше время? Встречались ли вы
с такой ситуацией в своей жизни?
?Охарактеризуйте свое настроение после урока. Каким
цветом вы бы его определили? Почему?
5 мин.
V. Итог урока.
О чём вы сегодня узнали на уроке?
Изменилось ли ваше отношение к волкам?
Было ли вам комфортно на уроке?
2 мин.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности
выполнения д/работы.
стикеры
фишки
Ученики пишут
телеграммы своим
одноклассникам.
Оценивают свои
работы.
Записывают
домашнюю работу в
дневниках.
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:_____________________________________________