Литературное чтение
Раздел: Сказки.
Тема: Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк».
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение.
Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.
Предметные:
Задачи урока:
- формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи
- развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);
- воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения;
Этапы урока, время |
Деятельность учителя |
Действия учащихся |
||||||||
I. Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи. (организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов.
Методы: подводящий к теме диалог.
|
Прозвенел опять звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всём хотят знать на свете. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, А работать и читать! Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями. А что значит быть внимательными читателями? |
- Читать правильно, четко произносить звуки, слушать чтение других, понимать, о чем говориться в тексте. |
||||||||
II. Актуализация знаний. Цель: закрепить знания учащихся о классификации сказок. Метод: диалог.
Продуктивное задание: дополнение схемы
Мотивирующий приём: загадки.
|
- Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся? - Чем отличается сказка от других жанров литературы?
- Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки?
- Назовите авторские сказки.
- Назовите народные сказки.
- Дополните предложенную схему.
Сказки просят: - А сейчас вы, друзья, узнайте нас!
1. А дорога – далека, А корзина – нелегка. Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок…
2.Возле леса, на опушке,
3. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!...
4. Колотил да колотил По тарелке носом – Ничего не проглотил И остался с носом.
- Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему? |
- Это всё сказки.
- В сказке бывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д. - Народные и авторские.
- «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане» - «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух».
- Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.
«Маша и медведь»
«Три медведя»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Лиса и журавль»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных. |
||||||||
III. «Открытие нового знания» Цель: Способы: диалог, парная работа.
Мотивирующий приём: викторина, «волшебная шкатулочка», прослушивание сказки в исполнении актёров.
|
- Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь. Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок. Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса. 1) Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт? 2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали! 3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то? 4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. 5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: Я полезу на сосну. А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну. 6) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк.
Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Но вначале проведём словарную разминку. - словарная разминка: чув-ство со-чув-ство-вать чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный - Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»? - Найдите значения слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО, НАХОДЧИВЫЙ. - Все эти слова мы опустим в нашу волшебную шкатулочку. - А сейчас мы с вами прослушаем первую часть этой сказки в исполнении замечательной актрисы Т.Пельтцер. |
- Это лиса.
«Теремок»
«Заюшкина избушка»
«Лиса и медведь»
«Лисичка со скалочкой»
«Котофей Иванович»
«Лисичка-сестричка и волк»
- Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову. |
||||||||
IV. Первичное закрепле-ние. Цель: Способы: фронтальная работа. Средства: комментирование, подводящий к открытию знания диалог.
Физминутка Цель: здоровьесбережение, активизация внимания.
Способы: работа в парах. |
- Расскажите, что делала лисичка, чтобы добыть рыбку? - А для чего деду понадобилась лиса? - Как вы думаете, что чувствовал дед, когда подъезжал к дому? - Сменились ли его чувства, когда он обнаружил пустой воз? Если да, то как? - Как вы думаете, а какие чувства испытывала лиса, когда обманула деда? - Кто из героев этой части сказки вызывает сочувствие? Почему? - Ребята, придумайте название к этой части сказки, обосновав своё решение.
Только в лес мы вошли, Появились комары. А впереди из-за куста Волк вот рыщет быстро в поле, Подражаем мы волчишке Непоседы-ребятишки.
- А сейчас работаем в паре. На странице 66 найдите диалог деда и бабы, подготовьте его по ролям. |
Усталость, радость, страх, злость. Злость, обида.
Радость, торжество
Выполняют: - Хлопки над головой
- Бег на цыпочках.
- Подражают волку.
- Садятся за парты.
Дети самостоятельно распределяют роли и читают диалог |
||||||||
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.
Методы: самоконтроль, самооценка. |
- А сейчас посмотрите на слайд. Здесь иллюстрации, выполненные разными художниками к этой сказке. Найдите в тексте слова, которые точно передают то, что изобразил художник. (стр.66 – 67) - Оцените свою работу с помощью сигналов. - справился - не справился |
Дети самостоятельно находят слова в тексте, отмечают их, а затем сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают свою работу с помощью сигналов (красный – справился, синий – не справился). |
||||||||
VI. Домашнее задание. |
Сегодня мы познакомились только с одним из главных героев этой сказки. На следующем уроке мы продолжим работу над сказкой. А вам дома нужно будет дочитать эту сказку до конца и отметить те слова, значение которых вам непонятно. |
Запись домашнего задания |
||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. Методы: выполнение продуктивных заданий.
|
- Какими чертами характера наделена лиса в русских народных сказках?
- Сейчас вам нужно будет самостоятельно заполнить те таблички, которые у вас на партах (составление кластера).
-Если вы смогли добавить в каждый столбик по 4-5 слов, то зажгите себе красный фонарик, если по 2-3 слова, то зелёный, если 0-1, то синий. - У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке, то поднимите лисичку, а если грустно, неинтересно, то Волка. - Ребята, сегодня я хочу похлопать (Ф.И.ученика) за хорошую работу на уроке. (Имя) , а кому ты похлопаешь?
Прозвенел для нас звонок. Всем спасибо за урок. |
- Двуличная, жадная, ленивая, скупая, ласковая, добрая ,
привлекательная, рыжая, злая.
Дети проводят самооценку.
Дети показывают карточки с изображением животных.
Дети учатся оценивать работу других детей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.