РУССКИЙ

  • docx
  • 17.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РУССКИЙ ЯЗЫЫК — копия.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)

 

 

Конспект урока русского языка

 

Тема:  «Слова со сходным значением, которые по разному звучат и пишутся»

 

 

Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Героя Российской Федерации Соколова Романа Владимировича»

ФИО учителя: Костромцова Марина Станиславовна

Класс: 2 Б

Учебник: УМК «Перспективная начальная школа», русский язык 1, 2 часть.

Дата проведения:15.11.2019 г

 

ФИО студента: Бердиева Александра Андреевна

ФИО методиста: Шмальцева Людмила Петровна

Допуск к проведению:______________________________________

«______» ноября2019г

Подпись куратора:

 

 

 

Отметка: ____________________

Подпись: ____________________

 

 

 

 

Рязань, 2019

Тема: Слова со сходным значением, которые по разному звучат и пишутся

Класс: 2 «Б» 

Тип урока: Изучение нового материала (открытие нового знания)

Цель: сформировать представление обучающихся о словах со сходным значением, которые по разному звучат и пишутся

Задачи: 

образовательные: 

уметь: 

- уметь работать с учебником; 

- уметь находить слова со сходным значением, которые по разному звучат и пишутся

знать: 

- как находить слова со сходным значением, которые по разному звучат и пишутся

-что слова со сходным значением, которые по разному звучат и пишутся  не являются родственными

развивающие: 

-развивать познавательный интерес; 

- развивать память, внимание, грамотную речь, логическое мышление, наблюдательность; 

Регулятивные УУД: 

- принимать и сохранять учебную задачу; 

- адекватно воспринимать оценку учителя; 

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 

Познавательные УУД: 

- выполнять анализ работы; 

Коммуникативные УУД: 

- слушать и понимать речь других; 

- воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; 

воспитательные: 

- воспитывать интерес к предмету русский язык; 

- воспитывать ценностное отношение к одноклассникам и педагогу; 

Личностные УУД: 

- иметь желание учиться; 

- проявлять интерес к новому виду деятельности. 

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник(1 и 2 часть), тетрадь, тетрадь на печатной основе.

 

 

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Организационный этап.

-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!

- Меня зовут  Александра Андреевна

- Сегодня я проведу у вас урок, на котором мы продолжим изучать тайны нашего великого и могучего русского языка!

- Присаживайтесь.

-Приветствуют учителя

 

-Слушают учителя

 

-Присаживаются

Слайд 1

Чистописание.

- А начнем мы наш урок с минутки чистописания.

- Чтобы красиво писать, надо соблюдать определённые правила, какие они?

 

- Верно

 

- Открываем рабочие тетради, отступаем 2 сточки от домашней работы и записываем число, классная работа.

 

- Посмотрите на экран, перенесите слова и буквы себе в тетрадь

 

- Сидим ровно, красиво. Спинки держим прямо, тетрадь под наклоном.

- правильная посадка; -положение тетради и ручки.

-Открывают тетради, записывают число, классная работа

Актуализация знаний

Слова – строительный материал русского языка и составляют его богатство, они делают наш родной язык выразительным, метким, ярким, музыкальным, с их помощью поэты и писатели создают прекрасные произведения. Я шла на к вам на урока и думала об этом. Вот, например, в русском языке есть слова, которые состоят их 100 букв.

 Может быть вы такие знаете?

Отгадайте ребусы. 100н, 100л, 100й

 

Есть и другие интересные слова. Вот рассказ двух детей. Прочитаем его  по ролям (читают рассказ Н.Сладкова «Овсянка»  с карточек

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка. Люблю я овсянку!

- И я люблю!  Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная! Особенно зимой да с молоком!

- Как это вкусная? Как с молоком?

- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку! 

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? 

- Про ту, что в нашем саду летом жила и песни пела.

- Каша песни пела?!

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

- Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

 

Какое слово в рассказе имеет разный смысл¸ но слышится и пишется одинаково?

- Как в русском языке называют такие слова? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся

Отгадывают ребус

 

 

Читают по ролям рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овсянка

Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся (омонимы)

Родственные

 

 

 

 

слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд2

Постановка темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим открывать секреты слов русского языка. 

Рассмотрите картинки, скажите, какие слова к ним подходят по смыслу. Соедините картинки и слова.

Чем отличаются эти слова, чем похожи.

Действительно тема нашего урока: «Слова со сходным значением, которые по разному звучат и пишутся»

 

Чему мы сегодня научимся?

 

 

 

Что будем развивать?

 

 

 

 

 

Что воспитывать?

 

 

Они выражают одну мысль, но пишутся по разному

уметь: 

- уметь работать с учебником; 

- уметь находить слова со сходным значением, которые по разному звучат и пишутся

знать: 

- как находить слова со сходным значением, которые по разному звучат и пишутся

-развивать познавательный интерес; 

- развивать память, внимание, грамотную речь, логическое мышление, наблюдательность; 

воспитывать интерес к предмету русский язык; 

- воспитывать ценностное отношение к одноклассникам и педагогу; 

 

Снимок%20экрана%202019-11-10%20в%2021.34.48.png

 

 

 

 

Работа по теме урока.

Откроем учебники на странице 115.

Прочитаем стихотворение и найдем в нем слова со сходным значением.

Вьюги, вьюги на земле

Взвились, завертели.

Снегу, снегу в феврале

Намели метели

 

Скучно зверю в холода

Вьет пурга до ночи.

Даже белка из гнезда

Вылезать не хочет.

Сколько таких разных слов, которые означают одно и тоже вам удалось найти?

Хорошо, а еще?

Это слова: вьюги, метели, пурга. Они обозначают – зимнюю бурю, но не являются родственными. К каждому из них можно подобрать свои родственные слова: вьюга – завьюжить, метель – метелица

Посмотрите на слайд.

Вьюга - зимняя буря, погода со снегом, метель

Метель- Сильный ветер со снегом, вьюга

Пурга - Сильная вьюга, снежная буря.

И хотя слова ВЬЮГА, МЕТЕЛЬ, ПУРГА имеют сходное значение, но каждое из них обозначает свой смысловой оттенок.

 

Читают стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взвились, завертелись

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят на слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

Физкультминутка.

Включаю видео

-Выполняют движение из видео

Видео

Продолжение работы по теме урока.

Напомните тему нашего урока?

 

 

Прочитайте ещё один поэтический текст:

Нежно смотрит на микроба

Наша Леночка Петрова.

Так же нежно в микроскоп

На неё глядит микроб.

Какие слова со сходным значением вы обнаружили?

В этом стихотворении мы легко обнаружим слова со сходным значением, это СМОТРИТ и ГЛЯДИТ, которые близки по значению, но не являются родственными.

 

Теперь ваша задача выйти к доске и из предложных слов, взять два со сходным значением.

Перед вами лежат карточки с предложениями, в которых пропущены слова (

Мне нравится этот……….сад!
Я любуюсь …………….. картиной!)

На слайде представлены близкие по значению слова, которые по разному звучат и пишутся)

Выберете наиболее вам понравившиеся из них и запишите их на местах пропусков.

(красивый, бесподобный, , 
великолепный, восхитительный, дивный, живописный, нарядный,обворожительный,  очаровательный,прекрасный, 
прелестный,
распрекрасный, роскошный, симпатичный, хороший)

 

Слова со сходным значением, которые по разному звучат и пишутся

 

 

 

Смотрит, глядит

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

Записывают предложения в тетрадь и подбирают слова со сходным значением со слайда.

Снимок%20экрана%202019-11-10%20в%2021.23.11.pngСнимок%20экрана%202019-11-10%20в%2021.22.47.pngСнимок%20экрана%202019-11-10%20в%2021.50.44.pngСнимок%20экрана%202019-11-10%20в%2021.23.03.png

 

 

 

слайд 4

Подведение итогов. Рефлексия.

 

 

 

Домашнее задание.

-- Наш урок подходит к концу.

- Что мы узнали?

- Чему научились?

- Чтобы ответить на эти вопросы, нам помогут слова-подсказки:

НА УРОКЕ Я УЗНАЛ …

Я НАУЧИЛСЯ …

МНЕ БЫЛО ЛЕГКО …

У МЕНЯ ВЫЗВАЛО ЗАТРУДНЕЕ …

НА УРОКЕ Я ПОХВАЛИЛ БЫ СЕБЯ ЗА…

 

-В тетради на печатной основе стр 5, №6

 

- Ответы обучающихся.