«Русский Newsweek» - как пример иностранного общественно-политического издания в России.
«Русский Newsweek» – независимый российский общественно-политический журнал. Еженедельно журнал информировал своих читателей о наиболее важных событиях в России и мире. Журнал не выходит с октября 2010г. ввиду закрытия его по экономическим причинам.
Основной подход к работе у журналистов данного издания всегда был – репортаж, аналитика, достоверные сведения и факты. Русский «Ньюсвик» пришел в Россию в 2004 году и стал существовать по лицензии мирового Newsweek издательства – «Axel Springer Russia». Основные законы журнала – не бояться говорить, освещать, делать, искать и делиться. Это был один из немногих журналов в России, который печатал не то, что хотели видеть, а то, что действительно надо доносить до читателя.
Рубрики журнала: Фоторепортаж, Страна, Деньги, Глобус, Наука, Общество, Разное и, конечно, Тема номера. Тема номера всегда иллюстрируется на обложке журнала. Чаще всего это не фотографии, а карикатуры, в отличие от «The New Times». Проводя сравнение визуального ряда двух еженедельников, можно отметить, что «Русский Newsweek» чаще использовал именно карикатуры, рисунки, нежели фотографии. Фотографии были в рубрике «Фоторепортаж». В то время как «The New Times» использует минимум рисунков, и делает больший акцент на портретные фотографии. Причем портрет в издании присутствует как в изображениях к статьям, так и к изображениям авторов (читатель данного издания знает в лицо каждого автора).
«Фоторепортаж» в «Русском Newsweek» – это начало журнала, с репортажа начинался каждый номер. Например, фоторепортаж «Адова вода» - репортаж об урагане и наводнении на Мадейре, которое унесло сотни жизней погибших и увеличило число без вести пропавших людей. Читателям представлены машины, по крыше в земле из-за оползней, манекен, когда-то украшавший витрину, ныне стоящий посреди улицы в земле в грязной одежде, спасателей, переносящих через реку раненых и погибших. 9 фото, без слов рассказывающих о бедствии.
Один из номеров журнала не содержал в себе рубрики «фоторепортаж» в оглавлении – номер 286 от 19-25 апреля 2010г. с темой номера «Братья на крови» - о катастрофе под Смоленском, когда 10 апреля 2010 года там разбился самолет польского президента Леха Качинского с ним на борту, его супругой и больше 90 представителей правительства и культуры страны. Это самый большой фоторепортаж за всю историю «Русского Newsweek».
Рубрика «Страна» заключает в себе несколько новостных сводок для россиян о России – о взаимоотношениях с другими странами, о безвизовых и визовых режимах, о судах, о выборах, о партиях. Как правило, темы данной рубрики и были известные в «Русском Newsweek» как, так называемые, «на злобу дня». Именно рубрика «Страна» прославила издание как журнал, который не боится открыто высказывать свою позицию.
Журнал делил свой номер на четкие рубрики, которые всегда имели границы. Это одно из наиболее заметных сходств с «The New Times». Например, в «Профиле» нет четкой рубрикации – больший акцент направлен на темы номера, в то время как в «The New Times» и «Русском Newsweek» подача информации идет через рубрики, часть из которых присутствует в каждом журнале, часть – появляется не в каждом номере. Это дает читателю возможность знать заранее, о каких темах будет рассказано в том ли ином материале.
В «Русском Newsweek» больший акцент шел исключительно на содержание, и выделялась четкость подачи материала. Рубрика «Страна» автоматически создавала границы материала, который может в ней присутствовать – он мог быть только о России. В то время как «Глобус» - исключительно новости мира. В этом прослеживается немецкая четкость и общность со «Шпигелем».
Пост главного редактора «Русского Newsweek» сменило несколько известных общественных деятелей: Л. Парфенов, К. Вишнепольский, М.Фишман. Нельзя сказать, что журнал сильно менялся под разным руководством, скорее наоборот – он продолжал сохранять свой внутренний имидж. Однако многие говорят, что при Л. Парфенове журнал был более нейтрален, чем при М. Фишмане. «Нейтральный» значит сообщающий о злободневных темах, рассказывающий самые свежие новости без цензуры, но без сенсаций и громких расследований. М. Фишман принял пост в 2008 году и с тех пор, по мнению аналитиков, пошел расцвет «Русского Newsweek» как примера не только общественно-политического журнала, но и как примера журнала с четкой оппозиционной политикой.
«Русский Newsweek» был также известен своими громкими антиполитическими кампаниями, чего нет в «The New Times». Но в «Русском Newsweek», в свою очередь, не было политических расследований.
В качестве примера громкой кампании «Русского Newsweek» можно привести кампанию 2010 года, получившую широкую огласку, против коррупции российской элиты и судов, в частности на примере М. Ходорквского и «Юкоса», которая оказалась настолько провокационной, что ее запретили в московском метро. На одном из плакатов была изображена рука, держащая за нитки куклу-марионетку, а подпись гласила: «Доверие к судам в России растет». На другом – пальцы руки изображали тюремную решетку, а ниже была подпись: «Наш бизнес становится системой одного окна».
Ранее «Русский Newsweek» открыто сообщал о том, что неподготовленная и проведенная в прямом эфире пресс-конференция премьер-министра на тот момент – Владимира Путина с ответами на телефонные звонки – была на самом деле тщательно продуманна и отрепетирована продюсерами.
«Если вы спросите меня, что могло так раздражать власть в работе «Русского Newsweek», то я отвечу вам так: «Все», - говорит бывший редактор отдела новостей журнала Михаил Зыгарь – «Количество критически настроенных средств массовой информации в России уменьшается, а те, которым пока удается выживать, ощущают усиление давления».[1]
Таким образом, исследуя рубрики журнала, статьи и заметки, которые в нем были, можно утверждать, что журнал отвечал потребностям аудитории и мог содержать в себе подходящий материал для разных людей с разным образованием, с разным уровнем дохода, с разной специальностью, с разными интересами и образом жизни. Тем не менее, согласно статистическим данным, целевая аудитория журнала представляла собой людей в большей степени с высшим образованием, живущих в большом городе и работающих в сферах бизнеса, образования, медицины.
Политика стояла на первом месте данного журнала, но также в каждом журнале были разные темы, разные статьи и репортажи. От политики до медицины.
«Axel Springer Russia» в конце 2010 года объявил о том, что компания приняла решение не продлевать лицензионный договор с Newsweek Inc., действующий с 2004 года и включающий, в том числе права на издание в России общественно-политического журнала «Русский Newsweek». Руководство говорит, что причина закрытия – исключительно экономическая.
«Это был хороший, современный, разумный, достаточно высококачественный журнал», - считает С. Пархоменко, известный, как бывший главный редактор журнала «Итоги». При этом он отмечает, что закрытие журнала – это часть более широкой, более общей проблемы. Пархоменко подчеркивает, что качественная пресса в России не является предметом первой необходимости, а это, по его мнению, стало следствием политической ситуации в России на протяжении последнего десятилетия. «Люди, которые живут в России, не понимают, зачем им нужна свободная и качественная пресса», - полагает он. По его словам, только в случае бедствия приходит осознание необходимости наличия свободной прессы, россияне осознанно дистанцируют себя от политики, не читая издания типа «Русского Newsweek», считая, что «эта ваша политика» их не касается»[2].
Издательство «Axel Springer» зарекомендовало себя на рынке больше полувека назад, продемонстрировав хорошую бизнес хватку, стремление к намеченным целям, отличные корпоративные навыки и требования. Российское подразделение издательства – «Axel Springer Russia», которое на Российском рынке сравнительно недавно, успело понять его особенности, тонкости, структуру. В каждой стране, где находится данное издательство, оно приспосабливается к ее особенностям, к аудитории, специфике рынка, но при этом руководствуется корпоративными нормами, которые были прописаны в кодексе «Axel Shpringer» еще в 1967м году. Без способности подстраиваться под культуру¸ нацию, общество конкретной страны издательство даже с самым мировым именем обречено на провал, поскольку жестко ориентируясь на свой «родной» рынок и не имея «гибкости» в отношении других стран и своих подразделений в них – у читателя не возникнет интереса и издательство попадет под гриф «не формат». ИД выпускает множество различных изданий – от детских журналов до компьютерных ежемесячников, что говорит о его качественной адаптации на российском рынке и может служить примером в работе иностранной продукции на отечественном рынке.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Интервью М.Зыгаря – [Электронный ресурс]. URL: – http://www.inosmi.ru/social/20101021/163754584.html, свободный
[2] Информационно-общественный портал – [Электронный ресурс]. URL: – http://www.kharkov.ua/news.php3?nid=63125.2010, свободный
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.