Русский язык. 11 класс. Разговорная речь, сферы её использования, назначение

  • pptx
  • 25.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Разговорная речь.pptx

Разговорная речь,
сферы её использования, назначение

11 класс

Работа с понятиями Знаю…

Разговорный стиль – это…

Разговорная речь – это…

Работа с понятиями Знаю… Узнал(а)…

Разговорный стиль – это функциональный стиль речи, который служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Разговорная речь – это устная, диалогическая, непринужденная, персонально адресованная неофициальная речь.

Актуальность Для чего нам это надо знать?

Во-первых, в разговорной речи могут присутствовать слова, которые не встречаются в справочниках. При этом приблизительно 75% единиц русского литературного языка люди употребляют в любом стиле речи. Например, такие слова, как я, ходили, лес, смотреть, земля, солнце, давно, вчера. Их называют общеупотребительными.

Во-вторых, разговорная речь реализуется преимущественно в устной форме.

В-третьих, в книжном стиле строго соблюдены литературные нормы на всех языковых уровнях. В разговорной речи могут присутствовать слова, которые не встречаются в справочниках.

Таким образом,…

Цель

Расширение понятия «разговорная речь», знание её назначения и сферы использования.

О чём необходимо помнить?

Культура разговорной речи

План работы

1.Изучить теорию по теме «Разговорная речь» (книга Т.И. Гусевой «Современный русский язык»).
Продукт: заполнить таблицу.
2.Применить теорию на практике.
Продукт: практическая работа с текстом разговорного стиля.
3.Сделать вывод.

Таблица «Разговорная речь»

Форма разговорной речи

Основная особенность

Типичная особенность

Важнейший признак

Вид общения

Слушатели

Вербальные средства общения (паралингвистические)

Вывод:…
(исходя из цели урока)

Проверим Таблица «Разговорная речь»

Форма разговорной речи

Устная

Основная особенность

Неподготовленность, импровизация

Типичная особенность

Диалогичность, сигналы речи («а-а», «да-да»).

Важнейший признак

Неофициальность

Вид общения

Личное

Слушатели

Полноправные участники (могут перебить рассказчика, задать ему вопрос)

Вербальные средства общения (паралингвистические)

Жесты, мимика, взгляд

Вывод:…
(исходя из цели урока)

Вывод

Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Гегель Г. Ф. 

Рефлексия

Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я научился…
У меня получилось…
Мне надо поработать над…
Я доволен тем, что…

Домашняя работа

Редактирование текстов разговорного стиля.

Об авторе:

Прохоренко Людмила Викторовна:
Учитель русского языка и литературы,
Педагог дополнительного образования,
Руководитель литературного творческого объединения «Слово»,
Классный руководитель.
glyaden_plv@mail.ru
8 (39 155) 94 1 44