Тема: Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
Цели: Способствовать развитию умения правильно писать слова с разделительными твердым и мягким знаками, создать условия для знакомства с правилами переноса слов с разделительным твердым знаком
Планируемые результаты (предметные):
Знают и применяют орфограмму «Написание слов с разделительным твердым знаком»; правило переноса слов с разделительным твердым знаком
Личностные результаты: Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают
выводы, формулируют их; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их
существенных и несущественных признаков; самостоятельно находят в учебнике
необходимую информацию и используют ее для
выполнения учебных заданий.
Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу; учитывают правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Мотивирование к учебной
|
- Долгожданный дан звонок, начинается урок. - Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. В классе сразу стало уютней от улыбок. - Откройте тетради, напишите сегодняшнее число. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
II. Чистописание |
1) - Пропишите буквы, отметьте те, которые получились особенно красиво. ьъ ьъ ьъ 2) - Замените сочетание слов одним словом, запишите слова в нужном порядке: Мать, отец, дети; Снежная буря; Домики для пчёл ( вьюга, ульи, семья) - Устно разделите их для переноса. - Какое слово нельзя перенести на другую строчку? Почему?
|
Выполняют письмо по образцу
Списывают слова в нужном порядке. Комментируют выбор написания слов Семья, вьюга, ульи |
IV. Актуализация знаний
|
-Прочитайте слова. В . юга, с . ел, п . ёт, под . езд, в . юн, с . ёмка - Разделите их на две группы. - По какому признаку разделили слова на группы? (слова с разделительным Ъ и слова с разделительным Ь) - В каком случае слова пишутся с разделительным Ъ или Ь? |
Читают, анализируют слова, предложенные для наблюдения, делят на две группы: 1) вьюга, пьёт, вьюн 2) съел, подъезд, съёмка Анализируют данный материал |
V. Постановка учебной задачи |
- Откройте учебник на с.138 – Внимательно прочитайте слова, предложенные в упр. 273 учебника. Подумайте, по какому принципу слова разделены на группы? (Слова с разделительным Ь, слова с разделительным Ъ.) – Что обозначает чёрточка в каждом слове? (Знак переноса.) – С каким правилом нам необходимо сегодня
познакомиться? - Нам известно такое правило? А где его можно посмотреть? (в учебнике) - Попробуйте сформулировать задачи нашего урока: 1) различать слова с Ъ и Ь; 2) познакомиться с правилом переноса слов с Ъ; 3) научиться переносить слова с Ъ |
Слушают учителя. Анализируют языковой материал, высказывают предположение о принципах классификации слов на группы. Высказывают предположения о задачах работы на уроке |
VI. Усвоение Работа с учеб-
Знакомство с правилом
Работа в группах |
– Прочитайте слова из упр. 273, которые нельзя
перенести - Почему их нельзя перенести? – Понаблюдайте над тем, как расставлены знаки переноса в словах с Ъ разделительным знаком. - Какому правилу нужно следовать? – Прочитайте правило в учебнике (с. 138) и проверьте правильность ваших собственных выводов. – Спишите слова из второй группы со знаком переноса.
- Самостоятельно расставьте знаки переноса в словах подъёмный, печенье, объезд (подъ–ёмный, пе-ченье, объ-езд) - Проверим результаты самостоятельной и групповой работы |
Знакомятся с правилом переноса слов с разделительным
твердым знаком. Самостоятельно расставляют знаки переноса в словах
«подъемный»,
Работают в группе, контролируют процесс и результаты деятельности, строят монологическое высказывание |
VII. Закрепление
знаний 1. Работа
2. Работа в группах |
- Прочитайте задание к упр. 274. Объясните написание пропущенных букв. Спишите по выбору 2 пословицы. Слова с разделительным Ъ и Ь разделите чёрточкой для переноса.
- У вас на столах лежат конверты с рассыпанными словами. Ваша задача собрать рассыпавшиеся слова, приклеить на лист. - Проверим какие слова у вас получились (листья, подъезд, объём, муравьи, сошью, подъехал, налью, съем) |
Слушают задание Самостоятельно выполняют упражнение в тетради
Слушают задание, выполняют его. У доски распределяют слова по группам: слова с разделительным Ь и слова с разделительным Ъ. Записывают в тетрадь, разделяя чёрточкой для переноса |
VIII. Рефлексия учебной |
- А теперь проверим, как вы усвоили новое правило (Положительный ответ отмечают знаком «+», а отрицательный ответ – знаком « - »). 1. 1) При переносе слова нельзя отрывать ъ от предшествующей согласной. 2. 2) Разделительный ь пишется в корне после согласной перед гласными е, ё, ю, я, и. 3. 3) В словах вход, подлетел, откусить надо писать ъ, так как приставки оканчиваются на согласную. 4. 4) Разделительный ъ пишется в словах после приставки, оканчивающейся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я. 5. 5) Глаголы шьёт, бьёт, пьёт, льёт пишутся с разделительным ь. (Проверка работ. Знаки «+» в вопросах 1, 2, 4, 5). - Оцените свою деятельность на уроке. Закончите предложения: сегодня на уроке научился … понял … было интересно … было трудно …
|
Отвечают на вопросы учителя. Учитывают правило (алгоритм) в контроле способа решения, осознают способы преодоления трудностей
Заканчивают предложения в зависимости от своего впечатления от урока |
IX. Итог урока
|
– Какие задачи стояли перед нами? – Удалось ли их решить? – Что нового узнали о разделительном Ъ? |
Осмысливают и анализируют свою деятельность на уроке
|
Домашнее задание |
- Чтобы знания были крепче, дома надо поупражняться. Выберите уровень домашнего задания в соответствии со своими возможностями и желанием. 1 уровень: выучить правило с.138, списать слова из упр.277 2 уровень: выучить правило с.138, списать слова из упр.238, разделяя их для переноса 3 уровень: выучить правило с.138, списать слова из упр.238 разделяя их для переноса, дополнить словарный ряд новыми словами по этой теме. - Спасибо за урок. Желаю успехов! |
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.