русский язык

  • docx
  • 15.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала русский язык.docx

Тема: Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

Цели: Способствовать развитию умения правильно писать слова с разделительными твердым и мягким знаками, создать условия для знакомства с правилами переноса слов с  разделительным твердым знаком

 

Планируемые результаты (предметные):

Знают и применяют орфограмму «Написание слов с разделительным твердым знаком»; правило переноса слов с разделительным твердым знаком

 

Личностные результаты: Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности

 

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные: строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для
выполнения учебных заданий.

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу; учитывают правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

 

- Долгожданный дан звонок, начинается урок.

- Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь.

В классе сразу стало уютней от улыбок.

- Откройте тетради, напишите сегодняшнее число.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

II. Чистописание

1) - Пропишите буквы, отметьте те, которые получились особенно красиво.

ьъ ьъ ьъ

2) - Замените сочетание слов одним словом, запишите слова в нужном порядке:

Мать, отец, дети;

Снежная буря;

Домики для пчёл

( вьюга, ульи, семья)

- Устно разделите их для переноса.

- Какое слово нельзя перенести на другую строчку? Почему?

 

 

Выполняют письмо по образцу

 

 

 

 

 

Списывают слова в нужном порядке. Комментируют выбор написания слов

Семья, вьюга, ульи

IV. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Прочитайте слова.

В . юга, с . ел, п . ёт,

под . езд, в . юн,

с . ёмка

- Разделите их на две группы.

- По какому признаку разделили  слова на группы? (слова с разделительным Ъ и слова с разделительным Ь)

- В каком случае слова пишутся с разделительным Ъ или Ь?

Читают, анализируют слова, предложенные для наблюдения, делят на две группы:

 1) вьюга, пьёт, вьюн

2) съел, подъезд, съёмка

Анализируют данный материал
и делают вывод о необходимых условиях для написания разделительного твердого знака (приставка, оканчивающаяся на согласную и буквы е, ё, ю, я в начале корня) и разделительного мягкого знака (в корне перед гласными е, ё, ю, я)

V. Постановка учебной задачи

- Откройте учебник на с.138

– Внимательно прочитайте слова, предложенные в упр. 273 учебника. Подумайте, по какому принципу слова разделены на группы? (Слова с разделительным Ь, слова с разделительным Ъ.)

– Что обозначает чёрточка в каждом слове? (Знак переноса.)

– С каким правилом нам необходимо сегодня познакомиться?
(С правилом переноса слов с разделительным твердым знаком.)

- Нам известно такое правило? А где его можно посмотреть? (в учебнике)

- Попробуйте сформулировать задачи нашего урока:

1) различать слова с Ъ и Ь;

2) познакомиться с правилом переноса слов с Ъ;

3) научиться переносить слова с Ъ

Слушают учителя. Анализируют языковой материал, высказывают предположение о принципах классификации слов на группы. Высказывают предположения о задачах работы на уроке

VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

Работа с учеб-
ником (упр. 273, правило
на с. 138)

 

Знакомство с правилом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

– Прочитайте слова из упр. 273, которые нельзя перенести
на другую строку. (Льет, фильм, съесть, въезд.)

 - Почему их нельзя перенести?

– Понаблюдайте над тем, как расставлены знаки переноса в словах с Ъ разделительным знаком.

- Какому правилу нужно следовать?

– Прочитайте правило в учебнике (с. 138) и проверьте правильность ваших собственных выводов.

– Спишите слова из второй группы со знаком переноса.

 

- Самостоятельно расставьте знаки переноса в словах подъёмный, печенье, объезд (подъ–ёмный, пе-ченье, объ-езд)

- Проверим результаты самостоятельной и групповой работы

Знакомятся с правилом переноса слов с разделительным твердым знаком. Самостоятельно расставляют знаки переноса в словах «подъемный»,
«печенье», «объезд»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группе, контролируют процесс и результаты деятельности, строят монологическое высказывание

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Работа
по учебнику
(упр. 274)

 

 

 

 

2. Работа в группах

- Прочитайте задание к упр. 274. Объясните написание пропущенных букв. Спишите по выбору 2 пословицы. Слова с разделительным Ъ и Ь разделите чёрточкой для переноса.

 

 

- У вас на столах лежат конверты с рассыпанными словами. Ваша задача собрать рассыпавшиеся слова, приклеить на лист.

- Проверим какие слова у вас получились (листья, подъезд, объём, муравьи, сошью, подъехал, налью, съем)

Слушают задание
учителя, задают уточняющие вопросы.

Самостоятельно выполняют упражнение в тетради

 

 

 

 

Слушают задание, выполняют его. У доски распределяют слова по группам: слова с разделительным Ь и слова с разделительным Ъ. Записывают в тетрадь, разделяя чёрточкой для переноса

VIII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке

- А теперь проверим, как вы усвоили новое правило

(Положительный ответ отмечают знаком «+», а отрицательный ответ – знаком « - »).

1.     1) При переносе слова нельзя отрывать ъ от предшествующей согласной.

2.     2) Разделительный ь пишется в корне после согласной перед гласными е, ё, ю, я, и.

3.     3) В словах вход, подлетел, откусить надо писать ъ, так как приставки оканчиваются на согласную.

4.     4) Разделительный ъ пишется в словах после приставки, оканчивающейся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.

5.     5) Глаголы шьёт, бьёт, пьёт, льёт пишутся с разделительным ь.

 (Проверка работ. Знаки «+» в вопросах  1, 2, 4, 5).

- Оцените свою деятельность на уроке. Закончите предложения:

сегодня на уроке

научился …

понял …

было интересно …

было трудно … 

          

Отвечают на вопросы учителя. Учитывают правило (алгоритм) в контроле способа решения, осознают способы преодоления трудностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заканчивают предложения в зависимости от своего впечатления от урока

IX. Итог урока

 

 

 

 

 

– Какие задачи стояли перед нами?

– Удалось ли их решить?

– Что нового узнали о разделительном Ъ?

 Осмысливают и анализируют свою деятельность на уроке

 

 

Домашнее задание

- Чтобы знания были крепче, дома надо поупражняться. Выберите уровень домашнего задания в соответствии со своими возможностями и желанием.

1 уровень: выучить правило с.138, списать слова из упр.277

2 уровень: выучить правило с.138, списать слова из упр.238, разделяя их для переноса

3 уровень: выучить правило с.138, списать слова из упр.238 разделяя их для переноса, дополнить словарный ряд новыми словами по этой теме.

- Спасибо за урок. Желаю успехов!

 

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития