Русский язык 5 класс. Технологическая карта урока "Морфемный разбор слова"
Оценка 5

Русский язык 5 класс. Технологическая карта урока "Морфемный разбор слова"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
18.07.2024
Русский язык 5 класс. Технологическая карта урока "Морфемный разбор слова"
Технологическая карта урока
Русский язык 5 класс Технологическая карта урока.doc

                                                           ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

ФИО: Мазеина Ирина Львовна

Район: Варгашинский

Образовательная организация: МКОУ «Варгашинская СОШ №3»

 

Класс: 5 класс

Учебный предмет: Русский язык

Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, издательство « Просвещение», 2012 год

Тема урока: «Морфемный разбор слова» урок рефлексии (закрепления и совершенствования знаний)

Тип урока: обобщение и систематизация изученного

 

Метод: частично-поисковый, самостоятельная работа учащихся, беседа

 

 

Содержание учебного занятия:

1)                Цели и задачи учебного занятия:

Цель – образовательная: создать условия для обобщения и закрепления знаний по разделу «Морфемика».

развивающие: развивать интерес к предмету, развивать навыки морфемного разбора слов, развивать речь, учить анализировать речь одноклассников, понимать свои ошибки;

воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости выполнять морфемный разбор слов.

Задачи:

1)  дать представление о лингвистике как науке, имеющей законы;

2)  совершенствовать навык морфемного разбора слова;

3)  развивать навык осмысленной работы с текстом;

4)  способствовать обогащению словарного запаса учащихся, расширению кругозора;

5)   развивать у пятиклассников навык участия в коллективной учебной деятельности.

 

 

2)                Планируемые результаты обучения:

Личностные:

Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение

опыта деятельности на её основе в части:

Гражданское воспитание: готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

Патриотическое воспитание: проявление интереса к познанию русского языка

Духовно-нравственное воспитание: готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое.

Эстетическое воспитание: осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: ответственное отношение к своему здоровью.

 Ценности научного познания: закономерностях развития языка;овладение языковой и читательской культурой, навыками

чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики

школьного языкового образования.

 Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах

Метапредметные:

 Овладение универсальными учебными действиями.

Базовые логические действия: развитие навыка анализировать, классифицировать и преобразовывать учебный материал для решения учебных и познавательных задач;

Базовые исследовательские действия: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по ре-

зультатам проведённого наблюдения.

Работа с информацией: выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.

Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать себя (свою точку зрения) в  устной монологической речи и в письменных текстах. публично представлять результаты проведённого языкового анализа.

Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

Самоорганизация: выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.

Самоконтроль:владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии. объяснять причины достижения (недостижения) результата дея тельности.

Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями.

 Принятие себя и других:осознанно относиться к другому человеку и его мнению;признавать своё и чужое право на ошибку

Предметные:

 

Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение). Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений.

Владеть различными видами аудирования: выборочным,ознакомительным, детальным — научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

Устно пересказывать прочитанный  текст.

Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс,окончание), выделять основу слова.

Проводить морфемный анализ слов.

 

3) Краткий конспект урока

Этап урока

Краткое учебное содержание

Учебные задания для разных этапов учебного занятия

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения

Деятельность учащихся

1

Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

 

Приветствие. Проверка готовности ребят к уроку. Оформление рабочей тетради.

 

Формулировка темы и задач урока через проблемные вопросы.

 

 

 

 

- С какими науками вы знакомы?

-Как называется наука, занимающаяся изучением языка и речи? -Угадайте по лексическому значению слова, что скрывает «чёрный ящик».Сформулируете вопросы, на которые нам необходимо будет ответить в ходе урока(ключевые слова даны

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Личностные.

 

Коммуникативные, Предметные

 

 

 

 

 

Регулятивные

 

 

 

 

Предметные, метапредметные

Ответы уч-ся в ходе работы

фронтальная

 

Приветствие.

Готовятся к работе.

 

 

 

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Цель:  Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

 Формулировка цели урока через проблемные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Значимая часть слова

2.Главная значимая часть слова

3.Морфема, стоящая перед корнем

4.Слова,имеющиеодинаковый корень, называются

5.Морфема стоящая после корня и образующая новые слова

6.Часть слова без окончания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, а разве раньше мы с вами не делали морфемный разбор?

 

-тогда зачем мы еще раз к этому возвращаемся? Попробуем вместе сформулировать цель нашего урока.

 

- когда мы делаем морфемный разбор, мы что выделяем?

-Вспомним, что такое морфема.

- мы  с вами изучили уже все морфемы. Давайте вспомним их, отгадывая кроссворд.

 

 

 

1.Морфема.2. корень 3.приставка 4.родственные 5. Суффикс. 6. основа

 

 

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

- подумайте, какую морфему не назвали?

 

- а что такое окончание?

 

 

 

 

 

- А для чего нам нужен морфемный разбор?

Морфемный разбор поможет нам запомнить написание слова, отличать однокоренные слова от близких по написанию…

 

Познавательные

 

 

Целеполагание

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Постановка проблем, выяснения границ своего знания-незнания

Систематизация изученного

 

 

.

Отвечают.

 Беседа.

Инд.-фронт

 

 

 

 

Научиться правильно выполнять морфемный разбор слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разгадывают кроссворд

 

Отвечают на вопросы. Выполняют задание

 

 

3

Постановка проблемы. Цель: 1) Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений.  2) Согласовать цель  и тему урока.

Формирование новых знаний

1.Поиск сходства- различий(изменяемыми и неизменяемыми).

2.  Связь с орфографией. от умения правильно выделять морфемы зависит умение грамотно писать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильная последовательность морфемного разбора (вы мне сами скажите,используя стихотворение, которое я прочитаю)

 

Помни при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

Следом суффикс

И приставку,

Ну а корень не спеши!

 

 

 

 

 

1.Выпишите слова с окончанием О.

Окно, пальто, стекло, метро
звучало, хорошо. Объясните, как находили окончание.

2. Вставить пропущенные буквы,обозначьте часть слова и вспомните правило.

…делать, о…бросить, на…писать, по…дельный, круглолиц…й, сестриц…н,  цивилизац…я, ц…рк, ч…рный, ш…пот, шорох, чащоба, врач…м, туч…й, нож…м, калач…м

( проверка:правописание приставок:сделать, отбросить, надписать, поддельный

ы-и после ц:круглолицый, сестрицын, птицын, цивилизация, цирк, акация, кальций, с улицы, медицина

о-ё-е после шипящих:чёрный, шёпот, шорох, чащоба, врачом, тучей, хорошо, тяжёлый, шоколад, ножом, калачом_

 

 

 

- Предложите выход из затруднений

( правильно и последовательно делать морфемный разбор)

 

Работа с учебником. Чтение порядка разбора § 12, стр. 62-63,

Суффикс –л- у глагола пр вр не входит в основу

 

Графическое изображение морфем в определенной последовательности: 1. Окончание

2.основа

3. суффикс,

4.приставка

5. КОРЕНЬ

 

взаимопроверка

Личностные.

Коммуникативные

Регулятивные

 

Постановка и решение проблем

Извлечение необходимой информации из текста 

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Подведение под понятие

Целеполагание

Самоопределение  

Обращение к индивидуальному учебному опыту. Осмысление рационального способа поискового чтения.

  

 

 

Коллективно ( фиксация вывода – на доске)

Выполнение задания. Формулировка вывода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают. Самостоятельная работа с текстом учебника § 12, стр. 62-63,

 

индивидуальная

 

физкультминутка

 

 

Личностные.

 

 

4

Проектирование и фиксация нового знания.

 

Формирование умения правильно и последовательно делать морфемный разбор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А)   сделать морфемный разбор

Извинение – 1 ряд

Извинил – 2 ряд

Извинять – 3 ряд

оцените свою работу3-4-5 баллами

Б)   Разберите слова по составу

Походка

Налетели

мудрец

 

3-4-5 баллами

В)  составьте как можно больше слов с предложенным корнем УМ

 

Г). Закончить предложение:

Морфема- это

Корень – это

Суффикс-это

Приставка –это

Окончание-это

 

оцените  работу друг друга3-4-5 баллами

Изменяем слово подружилась, подружились – выделяем окончание (нулевое), выделяем основу (суффикс Л в основу не входит), подбираем однокоренные слова друг, друзья, дружные – выделяем корень –друж -, выделяем приставку по- и суффиксы –и-, -л-, -ся-.

 

 

 

 

 

Проверка:

Из-вин-ени-е

Из-вин-и-л

Из-вин-я-ть

Выполняют задание.

 

 

Графическое изображение морфем в определенной последовательности: 1. Окончание

2.основа

3. суффикс,

4.приставка

5. КОРЕНЬ

 

 

 

 

 Проговаривают  друг

другу

 

 

 

 

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Контроль Оценка Коррекция

Управление поведением партнера

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Действие по аналогии

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач

 

 

 

 

 

 

 

Личностные.

Коммуникативные

Регулятивные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка по предложенному образцу. Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

 

САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И

коллективная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа индив. С последующей проверкой.

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

Инд.

 

 

 

Работа в парах

 

 

Заполняют пропуски

 

 

 

 

 

ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

5

Первичное закрепление нового знания

 

 

 

Проверка уровня

Усвоения.

 

д)  Сгруппируйте слова по наличию морфем

 

 

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

 

закрепление знания. Тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Какое утверждение является неверным?

Лексическое значение слова заключено 1)в приставке 2)в суффиксе 3)в окончании 4)в основе

2.Какие слова в ряду не являются однокоренными

1)хитрец, хитрый 2)дождевой, дождливый 3)вечер, вечность 4)насмешить, смешно

3.Какое слово имеет нулевое окончание? 1)вверх 2)гремела 3)комната 4)(нет) слов

4.О каком слове можно сказать «оканчивается на…»? 1)пошла 2)девочка 3)давно 4)(страна) велика

5.Укажите слово без приставки. 1)слепой 2)слепить (игрушку) 3)сносить 4)спеть

6.В каком слове, кроме корня, есть суффикс и окончание?

1)принесут 2)шахматист 3)посадит 4)блещет

 

 

Проверка по предложенному образцу

 

 

 

 

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач

Контроль. Оценка. Коррекция

Вариант 1,: 1.4 2.3 3.4 5.1 6.2

-Какие ошибки допустили? В чём их причина? Что сделаете, чтобы их избежать в будущем?

Работа в группах

 

 

Регулятивные

 

 

Работа в парах

Несколько учеников работают у доски

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

6

Рефлексия учебно деятельности на уроке. Цель: 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 

 

 

 

На числовой прямой отметьте  результат( суммируя все баллы, полученные в течение урока)

 

 

 

Закон нельзя нарушать.

 

 

 

 

 

самооценка

 

 

 

Личностные

 

 

 

Регулятивные

Личностные

 

 

 

Фронт.

 

 

 

 

Инд.

7

Д.З.п. 12 упр.

 

 

 

Задания олимпиадного характера

 

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

коллективная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА .

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА .

Планируемые результаты обучения:

Планируемые результаты обучения:

Предметные: Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение)

Предметные: Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение)

Предметные, метапредметные Ответы уч-ся в ходе работыфронтальная

Предметные, метапредметные Ответы уч-ся в ходе работыфронтальная

Часть слова без окончания. -Ребята, а разве раньше мы с вами не делали морфемный разбор? -тогда зачем мы еще раз к этому возвращаемся?

Часть слова без окончания. -Ребята, а разве раньше мы с вами не делали морфемный разбор? -тогда зачем мы еще раз к этому возвращаемся?

Правильная последовательность морфемного разбора (вы мне сами скажите,используя стихотворение, которое я прочитаю)

Правильная последовательность морфемного разбора (вы мне сами скажите,используя стихотворение, которое я прочитаю)

А) сделать морфемный разбор

А) сделать морфемный разбор

Изменяем слово подружилась, подружились – выделяем окончание (нулевое), выделяем основу (суффикс

Изменяем слово подружилась, подружились – выделяем окончание (нулевое), выделяем основу (суффикс

Рефлексия учебно деятельности на уроке

Рефлексия учебно деятельности на уроке

Русский язык 5 класс. Технологическая карта урока "Морфемный разбор слова"

Русский язык 5 класс. Технологическая карта урока "Морфемный разбор слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2024